Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Таможенная пошлина в системе фискальных платежей России ("Налоги и налогообложение", 2004, N 12)



"Налоги и налогообложение", N 12, 2004

ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА В СИСТЕМЕ ФИСКАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ РОССИИ

С принятием нового Таможенного кодекса России <1>, вступившего в силу с 1 января 2004 г., вновь стал актуален вопрос определения места таможенной пошлины и таможенных сборов в системе фискальных платежей России. Необходимость рассмотрения данной проблемы обусловлена острой дискуссией, касающейся юридической природы фискальных платежей <2> и их признаков. Следует отметить, что таможенная пошлина и таможенные сборы занимают особое место в доходной части федерального бюджета России, являясь важнейшим источником дохода. Тем не менее в юридической литературе нет единого мнения, касающегося определения юридической природы таможенной пошлины и таможенных сборов. По нашему мнению, данная проблема подлежит более тщательному изучению и анализу, поскольку от определения правовых признаков таможенной пошлины и таможенных сборов зависит и решение вопроса: имеют ли указанные платежи налоговую природу или их следует относить к платежам неналогового характера.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.

<2> См., напр.: Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования // Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Издательско-консультативная компания "Статус-Кво 97". 2003.

В юридической литературе и практике Конституционного Суда РФ данной проблеме уделено немало внимания, однако это не приблизило к решению главной проблемы.

По мнению профессора А.Н. Козырина, таможенная пошлина имеет не пошлинную природу, а налоговую и представляет собой разновидность косвенного налога. При этом таможенная пошлина отличается от таможенных сборов, которые представляют собой плату за услуги таможни и носят пошлинный характер. Налоговый характер таможенной пошлины подтверждается, по мнению А.Н. Козырина, следующими признаками. Во-первых, уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственным принуждением. Во-вторых, таможенная пошлина не является платой за предоставленные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения, а также не предназначается для финансирования конкретных государственных расходов <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое исследование): Дисс. на соиск. уч. степ. д-ра юрид. наук: 12.00.2002. - М., 1994. - С. 53.

Козырин А.Н. Таможенная пошлина // Налоговый вестник, 1998.

В свою очередь профессор Н.И. Химичева отмечает, что таможенная пошлина отличается от налога в собственном смысле и является своего рода платой за получение права, которому не свойствен регулярный характер уплаты <4>.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Химичева Н.И. Налоговое право: Учебник. М. 1997. С. 189.

Украинские авторы П.С. Пацуркивский и Р.О. Гаврилюк, рассматривая проблему соотношения природы налогов, сборов и пошлин, приходят к выводу, что указанные платежи - явления одного порядка и для них должен быть установлен единый правовой режим <5>.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> См.: Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования // Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Издательско-консультативная компания "Статус-Кво 97". 2003. С. 47.

По мнению Н.Н. Злобина, порядок установления и взимания таможенных пошлин должен регулироваться не законодательством о налогах и сборах, а специфическим законодательством о таможенных платежах, что обусловлено значительными отличиями налога от таможенной пошлины, прежде всего по выполняемым функциям <6>.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования // Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Издательско-консультативная компания "Статус-Кво 97". 2003. С. 71 - 84.

Рассматривать таможенную пошлину как обычный налог, взимаемый с целью пополнения дохода бюджета, неправомерно с точки зрения общепризнанных принципов и норм международного права, в соответствии с базовыми соглашениями ВТО, как ГАТТ - 1994, - отмечает В.А. Кувшинов <7>.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> Кувшинов В.А. Таможенно-тарифное регулирование.

Особо следует отметить позицию Конституционного Суда РФ, высказанную в целом ряде определений. Так, в Определении КС РФ от 5 ноября 1999 г. <8> суд отмечает, что порядок определения ставок таможенных пошлин, согласно которому их предельный размер как существенный элемент налогового обязательства устанавливается законом, а сами ставки по отдельным группам товаров конкретизуются Правительством Российской Федерации, не противоречит конституционному понятию законного установления налогов и сборов.

     
   ————————————————————————————————
   
<8> Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1999 N 193-О "По жалобам гражданина Кущиди Макара Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации "О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности, и о таможенном тарифе Российской Федерации" // Вестник КС РФ. 2000. N 2.

В свою очередь в Определении Конституционного Суда РФ от 8 июня 2000 г. <9> отмечается, что изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 г. правовая позиция, согласно которой обязанность по уплате налога прекращается со дня списания кредитными учреждениями платежа с расчетного счета плательщика, не может быть в полной мере распространена на иные, кроме указанных налогов, таможенные платежи в силу специфики отношений, регулируемых таможенным законодательством.

     
   ————————————————————————————————
   
<9> Определение Конституционного Суда РФ от 08.06.2000 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Твин Холдинг Интернешнл" на нарушение конституционных прав и свобод применением положений статей 31 и 126 Таможенного кодекса Российской Федерации" // Вестник КС РФ. 2001. N 2.

В Определении КС РФ от 15 декабря 2000 г. <10> указывается, что таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности, включающее порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин, направлено на защиту суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и предполагает создание эффективного правового режима такой защиты. Возникающие при этом отношения между органами государства, с одной стороны, юридическими и физическими лицами - с другой, имеют публично-правовой характер. Таможенная пошлина является одним из федеральных сборов (п.10 ст.13 Налогового кодекса Российской Федерации), доходы от которого используются в публичных целях. Правительство Российской Федерации призвано оперативно реагировать на изменения условий внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации. Применительно к ставкам вывозных таможенных пошлин таким существенным элементом, определенным самим законодателем, является признание их исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации, использование которых делегируется федеральным законом Правительству Российской Федерации.

     
   ————————————————————————————————
   
<10> Определение Конституционного Суда РФ от 15.12.2000 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Нефтяная компания "ЮКОС" на нарушение конституционных прав граждан-акционеров пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" // Вестник КС РФ. 2001. N 2.

В силу ст.71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование и федеральные налоги являются самостоятельными сферами правового регулирования (п.п."ж", "з"). В отличие от уплаты налогов, которая осуществляется налогоплательщиками, уплата таможенных платежей осуществляется декларантами либо иными лицами в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (ст.118 ТК РФ). Необходимо также учитывать, что в таможенном праве предусмотрены особые, отличные от налогового права, основания ответственности за нарушение таможенных правил. В связи с этим содержащаяся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 г. правовая позиция, в соответствии с которой в правовом государстве недопустима ответственность налогоплательщика за совершение им действий, правомерных и обязательных в силу публично-правовых норм, также не может быть в полной мере распространена на отношения, возникающие при уплате таможенных платежей, поскольку имеют место существенные отличия в фактических и правовых обстоятельствах.

Правоотношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, характеризуются множественностью участвующих в них субъектов, разобщенных между собой территориально и юрисдикционно, причем большая их часть зарегистрирована на территории иностранных государств. Момент, с которого обязанность по уплате налога считается исполненной, установлен в п.2 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации, не определяющей элементы налогообложения.

Таким образом, возникает необходимость разрешения юридической проблемы - отнесения таможенной пошлины и таможенных сборов к налоговым платежам или же их следует рассматривать как иные публичные платежи, которые носят неналоговый характер. Причем в условиях развития внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности указанная проблема приобретает особый характер. Прежде всего затронутая проблема касается не только частных интересов субъектов предпринимательской деятельности, но и определения статуса Российской Федерации как будущего члена Всемирной торговой организации.

Нам представляется, что таможенная пошлина и таможенные сборы не носят налогового характера. Прежде всего таможенное регулирование и федеральные налоги являются самостоятельными сферами правового регулирования (п.п."ж" и "з" ст.71 Конституции России). Если рассматривать таможенную пошлину и таможенные сборы вне рамок таможенного регулирования, то это противоречило бы общепризнанным международным нормам и принципам регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенная пошлина не может рассматриваться как платеж налогового характера, поскольку относится к мерам оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории России, направленным на рационализацию товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию, поддержания рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации, защиты экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, обеспечение условия для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику. И это никак не соотносится с определением налога, данным НК РФ как денежного платежа, уплачиваемого для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, фактически являющегося инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком. Что же касается юридической природы таможенных сборов, то, на наш взгляд, следует согласиться, что их юридическая природа обусловлена вышеназванными целями и также не может носить налогового характера <11>. В ст.3 Таможенного кодекса России указывается, что таможенное законодательство регулирует отношения по установлению, введению и взиманию таможенных платежей в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, к которым относятся и таможенная пошлина, и таможенные сборы. По нашему мнению, из ст.13 Налогового кодекса РФ таможенную пошлину и таможенные сборы следует исключить из числа федеральных налогов и сборов и урегулировать вопросы, связанные с установлением, введением и взиманием таможенной пошлины и таможенных сборов в полном объеме непосредственно нормами Таможенного кодекса РФ. Цели и функции, которые выполняет таможенная пошлина при регулировании внешнеэкономической деятельности, уже предопределяют ее неналоговый характер.

     
   ————————————————————————————————
   
<11> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 52. Часть II, ст. 5290.

И.А.Цинделиани

К. ю. н.,

доцент кафедры финансового права

ГОУ ВПО Российская академия правосудия

при Верховном Суде Российской Федерации

и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации

Подписано в печать

01.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Не спешите платить пени и штрафы по ЕСН за неправильное применение вычетов ("Налоги и налогообложение", 2004, N 12) >
Вопрос: Правильно ли я понимаю, что независимо от того, в какой день недели получен акт налоговой проверки, эту неделю при исчислении срока учитывать не надо, а следует считать две полные недели только со следующей? С учетом новогодних и прочих праздников эти две недели могут тянуться долго-долго. Есть ли смысл предупредить налоговые органы письмом, чтобы они подождали истечения срока? ("Налоги и налогообложение", 2004, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.