Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Особенности налогообложения НДС стоимости оказываемых сервисными центрами услуг по ремонту товаров в период гарантийного срока обслуживания ("Налоги и налогообложение", 2004, N 12)



"Налоги и налогообложение", N 12, 2004

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС

СТОИМОСТИ ОКАЗЫВАЕМЫХ СЕРВИСНЫМИ ЦЕНТРАМИ УСЛУГ

ПО РЕМОНТУ ТОВАРОВ

В ПЕРИОД ГАРАНТИЙНОГО СРОКА ОБСЛУЖИВАНИЯ

Гарантийный ремонт сервисный центр обычно производит бесплатно. При этом стоимость ремонта, произведенного сервисным центром, оплачивается организацией-производителем, которая является заказчиком услуг по проведению гарантийного ремонта.

В связи с этим на практике зачастую возникает вопрос, вправе ли организация - сервисный центр не облагать НДС стоимость оказываемых услуг по ремонту и обслуживанию товаров в течение гарантийного срока эксплуатации?

Следует обратить внимание, что согласно НК РФ не подлежат налогообложению услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации. При этом НК РФ не содержит обязательного требования, что данные услуги должны быть оказаны именно организацией-изготовителем, и это позволяет рассматривать возможность применения этой нормы и в случае оказания услуг по обслуживанию и ремонту товаров в течение гарантийного срока сервисным центром.

Как известно, организация-изготовитель не может передать свои обязательства по осуществлению гарантийного обслуживания реализованных покупателям товаров другим организациям по какому-либо договору, поскольку они основаны на условиях заключенного с покупателями договора купли-продажи и являются обеспечивающими качество поставляемого товара. Вместе с тем изготовитель может определить организации, уполномоченные на основании договора на принятие претензий от покупателей, а также на выполнение работ по ремонту и техническому обслуживанию реализуемых изготовителем товаров. При этом гарантийное обслуживание осуществляется организацией-изготовителем в соответствии с принятыми по договору с покупателями обязательствами обеспечения качества товаров, но с привлечением услуг сторонних организаций (сервисных центров). Стоимость ремонта, производимого сервисным центром, оплачивает не покупатель товара, а организация-изготовитель на основании заключенного с сервисным центром договора.

В этом случае сервисные центры производят работы, являющиеся частью производственной деятельности организации-изготовителя в силу принятых изготовителем на себя обязательств по обеспечению качества реализуемого покупателям товара. Услуги по осуществлению ремонта и технического обслуживания товаров сервисный центр оказывает изготовителю данного товара на основании договора подряда, в соответствии с которым сервисный центр получает от изготовителя плату за выполненные работы в размере, обусловленном договором между ними. Указанный договор является договором в пользу третьего лица: организация-изготовитель платит сервисному центру за услуги, которые оказываются покупателю.

Сервисный центр оказывает услуги по ремонту не покупателям товаров, а непосредственно организации-изготовителю по договору подряда, за что и получает соответствующую плату. Следовательно, хотя сервисный центр и производит ремонт и техническое обслуживание товаров в период гарантийного срока их эксплуатации, он все же это делает не безвозмездно, а получает плату за оказанные услуги от предприятия-изготовителя данных товаров на основе заключенного с ним договора подряда.

Однако НК РФ не конкретизирует, с кого именно не должна взиматься дополнительная плата за оказанные услуги. Нечеткость формулировки, содержащейся в пп.13 п.2 ст.149 НК РФ, на практике вызывает многочисленные споры с налоговыми органами. В частности, по мнению многих налоговых инспекций, фраза "без взимания дополнительной платы" указывает на то, что сервисная организация не должна получать какую-либо плату за гарантийный ремонт ни от покупателя, ни от какого-либо другого лица. Только в таком случае услуги по гарантийному ремонту не будут облагаться НДС.

Однако, как мы отмечали ранее, договор между организацией-изготовителем и сервисным центром на выполнение работ по гарантийному ремонту является договором в пользу третьего лица: организация-изготовитель платит сервисному центру за услуги, которые оказываются покупателю. Для покупателя данные услуги оказываются без взимания платы.

Поэтому в ст.149 НК РФ под дополнительной платой, на наш взгляд, понимается именно дополнительная плата потребителя, то есть дополнительная сумма к той цене, которую он заплатил за приобретенный товар. В эту цену организация-изготовитель уже заложила свои расходы на возможный ремонт. Именно поэтому при наступлении гарантийного случая покупатель не будет дополнительно оплачивать эти услуги, а для того чтобы услуги по гарантийному ремонту не облагались НДС, именно покупатель не должен вносить дополнительной платы.

Пунктом 39 Инструкции "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" от 11 октября 1995 г. N 39, утратившей силу с 2001 г. в связи со вступлением Налогового кодекса, было указано, что дополнительная плата не должна взиматься именно с потребителей, такой подход на практике сохранился и в настоящее время, что подтверждается многочисленными разъяснениями представителей налоговых органов.

Таким образом, у организаций, осуществляющих гарантийный ремонт, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы, полученные от изготовителей, в размере стоимости работ по гарантийному ремонту, включая вознаграждение за их оказание, если работы производятся без взимания дополнительной платы с покупателей товара.

Необходимым условием для применения указанной льготы является документальное подтверждение фактического выполнения данных услуг в период гарантийного срока эксплуатации этого оборудования <1>. Именно от того, может ли организация подтвердить, что производимый ремонт является гарантийным и что он выполнен в течение гарантийного срока, зависит получение права на применение льготы.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Письмо Минфина России от 27.02.2003 N 04-03-11/20.

Примечание: текст Письма официально опубликован не был.

Для целей обоснования освобождения от налогообложения НДС стоимости выполненных работ необходимо документально доказать факт того, что работы являются в действительности гарантийным ремонтом. В ходе налоговых проверок применения льготы по НДС налоговые органы тщательно анализируют документы, подтверждающие отнесение выполненных работ к гарантийным.

При обращении покупателя в сервисный центр для безвозмездного устранения недостатков товара в ходе гарантийного ремонта покупатель должен предъявить гарантийный талон. Гарантийный талон выступает в роли заявки потребителя на услугу по гарантийному ремонту: оригинал талона передается организации-изготовителю, которая оплачивает работы по ремонту, а копия остается у сервисной организации.

После выполнения работ по гарантийному ремонту должен быть составлен акт сдачи-приемки работ, содержащий подпись покупателя, который обратился за устранением неисправности. Акт приемки-передачи работ подтверждает факт осуществления гарантийного ремонта.

Данные документы являются достаточными для доказательства осуществления гарантийного ремонта. Документы, которые сервисная организация должна иметь в целях обоснования правильности применения льготы по НДС, рекомендуется указать в учетной политике по НДС.

При отсутствии документальных доказательств отнесения ремонта к гарантийному данные работы могут квалифицироваться как безвозмездно выполненные. В этом случае НДС уплачивается полностью с рыночной стоимости работ по ремонту, а расходы на ремонт для целей налогообложения прибыли не учитываются.

Т.И.Селюжицкая

Консультант по налогам и сборам

ЗАО "BKR Интерком-Аудит"

Подписано в печать

01.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Особенности уплаты НДС при списании дебиторской задолженности покупателей ("Налоги и налогообложение", 2004, N 12) >
Статья: Не спешите платить пени и штрафы по ЕСН за неправильное применение вычетов ("Налоги и налогообложение", 2004, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.