|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налоговая администрация Франции ("Налоги и налогообложение", 2004, N 12)
"Налоги и налогообложение", N 12, 2004
НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ФРАНЦИИ
Основным структурным подразделением налоговой администрации Франции является Главное налоговое управление (ГНУ). ГНУ является ведущим подразделением Министерства экономики, финансов и бюджета Франции. Так, в начале 90-х годов XX века в нем работало 82,4 тыс. человек, что составляло 45% всех занятых в министерстве и его подразделениях. Руководство ГНУ осуществляет генеральный директор. Также в административный аппарат входят один его заместитель и несколько советников. Система ГНУ включает в себя следующие организационно-структурные звенья: - Центральная служба персонала и бюджета; - Центральная служба организации и информации; - Центральная служба налоговых и земельных операций; - Центральная служба национальной налоговой школы; - Центральная служба национальной школы кадастра;
- Служба национальной кадастровой документации; - Управление национальных и международных проверок; - Национальное управление налоговых расследований; - Национальное управление имущественных споров; - Служба статистических и документационных расследований; - Управление гарантий и производственных услуг; - Национальное управление контроля за налоговым состоянием <*>. ————————————————————————————————<*> Дадалко В.А., Румянцева Е.Е., Демчук Н.Н. Налогообложение в системе международных экономических отношений: Учеб. пособие. - Мн.: Армита - Маркетинг, Менеджмент, 2000. С. 94.
Целью деятельности данной организации является обеспечение проведения государственной налоговой политики в масштабах всей страны, а также обеспечения контроля за поступлением федеральных и местных налоговых платежей. В состав полномочий ГНУ также включено: - обеспечение деятельности земельного кадастра и его служб (актуализация кадастровых документов и проведение оценки и переоценки недвижимого имущества); - публикация правовых актов и документов, регулирующих отношения собственности на недвижимое имущество и разрешение конфликтов, связанных с ним; - обеспечение контроля управления государственной собственностью и имуществом государства и его организаций; - разработка и практическая реализация мер экономического регулирования в отраслях производства и сферах деятельности, подлежащих косвенному налогообложению (виноделие, производство спирта, табаководство, сахарное производство, растениеводство). На территориальном уровне ГНУ представляют: - региональные налоговые дирекции; - налоговые управления департаментов. Следует отметить, что по отношению к центральному региону Франции - Иль-де-Франс, в состав которого входит город Париж, допущено определенное исключение из правил. Вместо региональной налоговой дирекции здесь действует региональное представительство ГНУ. Налоговые управления департаментов являются низовым структурным звеном налоговой администрации Франции. Организационную структуру налоговых управлений департаментов составляют службы расчета налогооблагаемой базы, службы взимания налога, главная налоговая инспекция. В структуру Службы расчета налогооблагаемой базы входят: - Налоговые центры; - Центры по земельным налогам; - Сектора по ипотечным операций. Налоговые центры осуществляют деятельность по: - исчислению базы для взимания прямых налогов (за исключением земельных); - исчислению налога с оборота; - исчислению различных регистрационных сборов; - подбору документов налогоплательщиков; - осуществлению контактов с субъектами налогообложения. Центры по земельным налогам обеспечивают: - выполнение и актуализацию кадастра; - оценку и переоценку недвижимого имущества; - управление государственным имуществом; - контроль за операциями с недвижимостью общественных организаций. Сектора по ипотечным операциям в основном реализуют функции, связанные со своевременным и правильным предоставлением физическим и юридическим лицам нормативно-правовых актов. Генеральное налоговое управление Франции обеспечивает проведение сложных налоговых проверок и ведет борьбу с наиболее серьезными случаями уклонения от уплаты налогов. Эффективное обеспечения налоговой безопасности Франции достигается за счет соединения под общим руководством ГНУ обособленных подразделений, как выявляющих факты нарушения налогового законодательства, так и их расследования. Национальное управление налоговых расследований (НУНР) осуществляет поиск информации и выявление незаконных операций по уклонению от уплаты налогов. Основная задача НУНР - поиск и выявление новых способов уклонения от налогов, а также расследование наиболее серьезных налоговых правонарушений. Для ее реализации управление ведет сбор внешней информации, концентрирует и обрабатывает сведения, рассредоточенные по разным службам, а также по возможности в кратчайшие сроки доводит результаты своей работы до подразделений, отслеживающих новые способы уклонений от налогов, и предоставляет данные, которые способствовали бы выявлению налоговых правонарушений. Общий численный состав НУНР составляет 400 человек. Структуру НУНР составляют: - 8 отделений документации и поиска; - Межрегиональный отдел по налоговым экспертизам; - Межрегиональный сектор налоговых ревизий; - 11 межрегиональных оперативных бригад. Отделения документации и поиска в свою очередь составляют несколько групп, каждая из которых ориентирована на определенные профессиональные направления деятельности. В условиях растущей интернационализации торговли и увеличения финансовых потоков одной из главных задач межрегиональных оперативных бригад является выявление наиболее серьезных незаконных действий и, в частности, тех, которые касаются сложных финансово-юридических схем с привлечением значительных средств. В обязанности каждого отделения входят: - своевременное выявление нарушений; - передача информации в контрольные службы ГНУ. Межрегиональные оперативные бригады территориально находятся в Париже и восьми других крупнейших городах Франции, однако в их компетенцию входит деятельность по всей стране. В поле зрения межрегиональных оперативных бригад находятся, в частности, фирмы, специализирующиеся на международной торговле. В ходе осуществления своей профессиональной деятельности должностные лица межрегиональных оперативных бригад наделены следующими правами: - на обыск и арест документов; - право на расследование. Применяя право на обыск и арест документов сотрудники межрегиональных оперативных бригад добывают доказательства нарушений в области уплаты прямых налогов и НДС. При наличии судебного ордера и в сопровождении офицера уголовной полиции они осуществляют досмотр служебных или частных помещений, в которых могут храниться документы, имеющие отношение к расследуемому делу. Применяя право на расследование персонал межрегиональной оперативной бригады может выявлять нарушения, связанные с коммерческими операциями, на которые распространяется НДС путем проверки отчетности на местах деятельности налогоплательщика в рабочее время. Управление национальных и международных проверок (УНМП) занимает особое место в системе налоговых расследований Франции. На его долю ежегодно приходится до 40% средств возвращаемых государству его налоговой администрацией. Считается, что в отношении крупных компаний довольно тяжело вести деятельность по контролированию правильности отчислений налоговых платежей из-за многоступенчатости их организационной структуры и сложности проводимых операций. Кроме этого фирмы прибегают к направленной интерпретации законов с целью так называемой налоговой оптимизации, а также к международному финансовому инжинирингу. УНМП в системе налоговой администрации Франции отвечает за выявление и пресечение совершения налоговых нарушений крупными предприятиями и фирмами. В ходе своей деятельности УНМП обеспечивает контроль бухгалтерской отчетности крупных предприятий. Главные направления деятельности УНМП: - международный контроль; - проверка компьютеризированной отчетности; - финансовый сектор. В УНМП входят: - около 450 агентов; - 28 бригад общих проверок; - 9 бригад проверок компьютеризированной отчетности. Бригады общих проверок разбиты по профессиональным секторам и ежегодно осуществляют более 1100 проверок отчетности. Бригады контроля за компьютеризированной отчетностью занимаются анализом и изучением информатизированных систем предприятий, разработкой программ, позволяющих осуществлять контроль, и поиском необходимой для расследования информации с помощью каналов информатики. Национальное управление контроля за налоговым состоянием (НУКНС) уполномочено осуществлять контроль за доходами физических лиц. Управление задействовано в первую очередь для проверки налогоплательщиков с высокими доходами, особенно при расследовании дел, требующих серьезной проработки как во Франции, так и за границей. За последние десять лет наряду с классическими схемами уклонения от налогов в этой категории налогоплательщиков появились и прогрессируют новые методы "облегчения" фискального бремени. Прежде всего это постоянно усложняющиеся юридические построения, с помощью которых предпринимаются попытки полностью или частично вывести доходы из-под налогов. НУКНС включает: - около 200 сотрудников; - 13 бригад по контролю за доходами. Сотрудники НУКНС осуществляют оценку в целом фискального состояния того или иного лица. Их цель - установить правильность данных, указанных налогоплательщиком. Подобная проверка требует проведения анализа банковских счетов, а также соответствия задекларированных доходов с реальным благосостоянием. В направлениях работы НУКНС преобладают: - методы фискального предотвращения противоправного поведения в налоговой сфере; - привлечение международного контроля; - отслеживание процессов в финансовом секторе. Методы фискального предотвращения противоправного поведения в налоговой сфере чаще всего касаются дел, где фигурируют поддельные счета, незаконные операции, создание структур с целью избежать уплаты налогов и т.д. Международный контроль за физическими лицами подразумевает борьбу с налоговыми нарушениями, связанными с вопросами определения юридического местопребывания лица. Обычно в подобных случаях физическое лицо, проживающее во Франции, для того, чтобы уменьшить или вообще избежать исполнения налоговых обязательств, заявляет о том, что его местопребывание - иностранное государство. Место проживания лица устанавливается с помощью специального расследования, которое, в зависимости от ситуации, может приобретать самые разные масштабы и формы. Кроме этого в ходе международного контроля за физическими лицами ведется поиск и выявление случаев профессиональной деятельности, осуществляемой на территории Франции, но результаты которой полностью или частично реализуются за рубежом. Характерными особенностями финансового сектора является в настоящее время его активное развитие в условиях практически свободного перемещения капиталов. В этой ситуации, по оценкам экспертов НУКНС, возникают широкие возможности для правонарушений и, в частности, проведения финансовых операций с большими суммами, формирования привилегированных отношений физических лиц с банками, биржевыми конторами, реализации операций с опционами на покупку акций и др. Выявление и предотвращение противоправных деяний в этой области возможно путем проведения мероприятий отслеживания процессов в финансовом секторе. Целью деятельности Службы взимания налогов является обобщение получаемой отчетности по всем видам налоговых поступлений. Для этого ее сотрудники ведут отдельные реестры поступления каждого налога. Основное число должностных лиц налоговой администрации Франции наделены статусом налогового инспектора или контролера. Как правило, налоговые инспекторы осуществляют свою деятельность в составе службы расчета налогооблагаемой базы или в составе налоговых инспекций налоговых управлений. Контролеры же работают в службах контроля и налоговых центрах. В состав полномочий налоговых инспекторов входит: - контроль правильности и своевременности поступления налоговых платежей; - распространение бланков налоговых деклараций среди населения; - контроль за своевременностью представления отчетных документов, служащих основанием для определения факта налогообложения и его видов по каждому субъекту; - подготовка сводных реестров поступления налоговых платежей. В ходе своей деятельности контролеры: - следят за правильностью предоставляемых сведений и их соответствию финансовому положению налогоплательщика; - принимают участие в осуществлении финансового и бухгалтерского контроля на предприятиях и в фирмах; - принимают первичные жалобы налогоплательщиков <**>. ————————————————————————————————<**> Дадалко В.А., Румянцева Е.Е., Демчук Н.Н. Налогообложение в системе международных экономических отношений: Учеб. пособие. - Мн.: Армита - Маркетинг, Менеджмент, 2000. С. 94 - 96.
На региональном и департаментском уровнях во Франции деятельность центрального аппарата Генерального налогового управления Франции дополняется деятельностью подчиненных ему: - специальных проверочных бригад (региональными и департаментскими); - региональных бригад по контролю за доходами; - контрольно-разыскных бригад. Налоговые расследования во Франции проводятся также силами Управления по экономическим и финансовым расследованиям (УЭР), входящего в состав Уголовной полиции Франции. Координацией действий Главного налогового управления Министерства финансов Франции (ГНУ) и Управления по экономическим и финансовым расследованиям осуществляет специально выделенная из состава ГНУ и работающая как структура УЭР Национальная бригада по финансовым расследованиям <***>. ————————————————————————————————<***> Волковский В. Борьба с организованной преступностью в экономической сфере: Монография. М.: Русский биографический институт. 2000. С. 136.
Полномочиями в сфере финансовой разведки во Франции наделен Центр сбора и анализа информации о финансовых сделках. В этот Центр автоматически поступают сведения обо всех сделках на сумму более 50 тыс. франков или об открытии банковского счета на ту же сумму. Сравнительно недавно правительство страны обязало все финансовые учреждения страны сообщать в Центр о фактах аренды банковских сейфов и о резком увеличении средств на счетах регулярных клиентов.
А.П.Зрелов Налоговый юрист, преподаватель Подписано в печать 01.12.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |