Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Органы внутренних дел как участники налогового процесса ("Налоги и налогообложение", 2004, N 12)



"Налоги и налогообложение", N 12, 2004

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК УЧАСТНИКИ НАЛОГОВОГО ПРОЦЕССА

Первым шагом к гармонизации интересов всех субъектов налоговых отношений, к "правовой политике налоговой справедливости" стало принятие кодифицированного нормативного правового акта - Налогового кодекса Российской Федерации, который содержит как материальные, так и процессуальные правила поведения. При этом материальные нормы имеют своим главным назначением регулирование нормального возникновения, развития, изменения и прекращения налоговых отношений. Процессуальные же предназначены для обеспечения реализации материальных норм в случаях возникновения различных отклонений от нормального развития общественных отношений и направлены на их защиту. Они играют весьма важную роль в обеспечении оптимальных условий правового регулирования, несут основную нагрузку нормативного способа упрочения законности, обеспечения прав, свобод и законных интересов субъектов <1>. Однако следует признать, что в юридической литературе не уделяется должного внимания процессуальным нормам налогового права, наблюдается некоторая их недооценка.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. М., 2003. С. 3.

В последнее время появились публикации о том, что нормы налогового законодательства регулируют отношения нового порядка - налоговый процесс. Не оспаривая вопрос о существовании налогового процесса, следует заметить, что утверждения по поводу этого явления обоснованны. Главный аргумент в его пользу заключается в том, что налоговому процессу присущи процессуальные нормы, а также последовательность действий, так называемая стадийность - ряд сменяющих, а иногда и совмещающихся во времени этапов (стадий) реализации налоговой обязанности налогоплательщика <2>. Составляющей налогового процесса является совокупность процессуальных отношений <3>, в которых участвуют различные субъекты.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Карасева М. Налоговый процесс - новое явление в праве // Хозяйство и право. 2003. N 6. С. 53.

<3> Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. М., 1991. С. 122.

Налоговый кодекс Российской Федерации четко определяет роль каждого субъекта, что позволяет провести дифференциацию их правового статуса. Кроме того, он обусловливает необходимость четкого определения их прав и обязанностей.

Среди субъектов налогового процесса можно выделить:

- налогоплательщиков (плательщиков сборов);

- органы налогового администрирования <4>;

- лиц, содействующих налоговому администрированию;

- правоохранительные органы.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Группу этих органов выделяет И.И. Кучеров. К ним он относит те органы государственной власти, которые наделены какими-либо властными полномочиями в сфере налогообложения, за исключением осуществляющих сугубо правоохранительную функцию.

См.: Кучеров И.И. Налоговое право России. М., 2001. С. 166.

В связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и образованием в структуре аппарата Министерства внутренних дел службы по экономическим и налоговым преступлениям, основной задачей которой стала реализация государственной политики в области контроля, выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений, можно сделать вывод о появлении в XXI веке нового субъекта налоговых правоотношений.

Это утверждение сомнений не вызывает, но можно ли считать органы внутренних дел участниками налогового процесса?

Анализ действующего законодательства показывает, что они вступают в правоотношения тогда, когда имеет место нарушение законодательства о налогах и сборах либо есть основания полагать, что оно есть. Следовательно, наряду с основными функциями в сфере налогообложения - превентивной и правоохранительной они наделены правами по осуществлению проверок, т.е. реализуют контролирующие полномочия и участвуют в таких стадиях налогового процесса, как налоговый контроль, принудительное исполнение налогоплательщиками (плательщиками сборов) обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей и привлечение к ответственности.

Органы внутренних дел обладают значительными силами и средствами, позволяющими им целеустремленно и эффективно проводить мероприятия, направленные на защиту экономической безопасности. Они реализуют свои многочисленные функции, имеют достаточно возможностей для своевременного выявления и оперативного реагирования.

Выполняя исполнительно-распорядительные функции, среди которых важное место занимает административная деятельность, органы внутренних дел участвуют в производстве по делам о налоговых правонарушениях, совершенных налогоплательщиками (плательщиками сборов) или налоговыми агентами. Для этого с 1 июля 2003 г. законодатель дополнительно наделил их правом:

- участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов;

- получать сведения, составляющие налоговую тайну;

- при наличии достаточных данных, указывающих на признаки налогового преступления, проводить проверки организаций и физических лиц <5>.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Соответствующие изменения в ст.ст.29, 32 и гл.6 НК РФ внес Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.

По запросу налоговых органов сотрудники органов внутренних дел могут участвовать вместе с налоговыми органами в выездных налоговых проверках. Порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов определен совместным Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22 января 2004 г. <6>.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений: Приказ МВД России и МНС России от 22.01.2004 N N 76, АС-3-06/37 (Зарегистрировано в Минюсте России 26.02.2004 N 5588) // РГ. 2004. 6 мар. N 46.

Сотрудники органов внутренних дел могут принимать участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, в котором излагаются обстоятельства, указывающие на необходимость такого участия в качестве специалиста и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты проверяющих. Не позднее пяти дней налоговому органу направляется информация о назначенных сотрудниках.

По результатам проверок и при наличии достаточных данных <7> нарушители привлекаются к финансово-правовой (налоговой), административной и уголовной ответственности.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> Порядок проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах, регламентируется Приказом МВД России от 16 марта 2004 г. N 177.

См.: Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах: Приказ МВД России от 16.03.2004 N 177 (Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2004 N 5696) // РГ. 2004. 6 апр. N 70.

Так, за шесть месяцев (с января по июнь 2004 г.), по данным о работе оперативно-разыскной части по информационному обеспечению и документальным проверкам и ревизиям Управления по экономическим и налоговым преступлениям УВД Хабаровского края, можно судить об эффективности деятельности этих органов:

- общее количество материалов, поступивших по рапортам оперативных подразделений в управление, - 203 (из них по юридическим лицам - 152, по физическим - 51);

- актами закончились 75 проверок;

- общая сумма ущерба по выявленным нарушениям налогового законодательства составила 1344 млн 406,7 тыс. руб.;

- в порядке ст.145 УПК РФ принято 67 дел;

- направлено в суд 3 уголовных дела (из них по юридическим лицам - 1, по физическим лицам - 2);

- проведено 4 экспертных исследования.

Таким образом, анализ действующего законодательства, практика применения, статистика подтверждают то, что органы внутренних дел являются органами налогового процесса. Однако их правовой статус, место среди других субъектов нуждается в изучении.

Л.Н.Древаль

К. ю. н., доцент,

начальник кафедры

гражданско-правовых дисциплин

Дальневосточного юридического института

МВД России

Подписано в печать

01.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Некоторые аспекты налогово-правового статуса недееспособных лиц в Российской Федерации ("Налоги и налогообложение", 2004, N 12) >
Статья: Налоговая администрация Франции ("Налоги и налогообложение", 2004, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.