Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Подготовка к переходу на МСФО ("Аудит и налогообложение", 2004, N 12)



"Аудит и налогообложение", N 12, 2004

ПОДГОТОВКА К ПЕРЕХОДУ НА МСФО

Переход на МСФО как составная часть

реформы системы бухгалтерского учета

Сегодня в соответствии с российским законодательством любой бухгалтер или аудитор может составлять отчетность по международным стандартам. Основным препятствием является наличие необходимых знаний и квалификации. Проблема составления отчетности по МСФО решается и будет решаться либо методом проб и ошибок, когда те же бухгалтеры и аудиторы учатся, что называется, "на ходу", либо путем обучения, которое до настоящего времени не организовано на массовом уровне.

Существует мнение, что МСФО нужны только тем хозяйствующим субъектам, которые хотят выйти на международные рынки. Действительно, любая компания или банк, которая хочет, например, выпустить еврооблигации или привлечь крупный кредит на международных финансовых рынках, сталкивается с необходимостью иметь отчетность по МСФО. Причем зачастую сам кредитор или инвестор устанавливает требование, какая именно аудиторская фирма должна заверить отчетность (как правило, это компании "большой четверки" - Ernst & Young, KPMG, PWC и Deloitte & Touche). Но многим хозяйствующим субъектам, в основном мелким и средним, международная отчетность не нужна или нужна только для внутренних целей (например, для принятия управленческих решений).

Проводимая в настоящее время в России реформа системы бухгалтерского учета - сложный комплексный процесс, направленный на интеграцию российских хозяйствующих субъектов в международное сообщество. Один из важнейших элементов этой интеграции - повышение доверия иностранных партнеров к российским предприятиям. Поэтому переход российских хозяйствующих субъектов на финансовую отчетность, которая понятна и вызывает доверие не только в России, но и за рубежом, является весьма важным элементом проводимой реформы. Многие российские предприятия уже сейчас самостоятельно составляют финансовую отчетность как в соответствии с требованиями российского законодательства, так и по международным стандартам. В существующей практике составления финансовой отчетности можно найти много примеров того, как меняется отношение к российским предприятиям со стороны зарубежных партнеров после ознакомления с финансовой отчетностью, составленной по Международным стандартам бухгалтерского учета.

В России в условиях повышенных рисков признание международных стандартов является важным шагом, направленным на привлечение иностранных инвестиций. По словам аналитика банка "Морган Стэнли" (Morgan Stanley) Д.-П. Смита, иностранные инвесторы "не готовы всерьез прийти на российский рынок до тех пор, пока не будут сделаны улучшения в области корпоративной прозрачности". Переход на международную практику учета существенно облегчит взаимоотношения российских предприятий с их зарубежными партнерами, будет способствовать увеличению числа совместных проектов. Необходимо подчеркнуть, что приведение системы учета в соответствие с международными стандартами не является только российской проблемой; процесс гармонизации и стандартизации системы бухгалтерского учета носит глобальный характер. Например, в рамках Европейского союза эта работа осуществляется уже около 40 лет. Переход на МСФО необходим еще и для того, чтобы из отчетности хозяйствующего субъекта можно было понять его реальное финансовое положение. Сделать это на основании отчетности, составленной в соответствии с Российскими положениями по бухгалтерскому учету (РПБУ), бывает весьма затруднительно, поскольку ее главными пользователями являются налоговые органы. Отчетность, составленная в соответствии с МСФО, является одним из обязательных условий выхода на зарубежные рынки, так как позволяет представителям международного бизнеса адекватно оценивать и воспринимать российские хозяйствующие субъекты.

Кроме того, в ближайшем будущем Россия станет членом Всемирной торговой организации. За последний годы значительно увеличился приток иностранных инвестиций в страну и расширилась сфера кредитной деятельности. Такие крупнейшие российские компании, как Газпром и Вимм-Билль-Данн (лидер в производстве соков в России), сделали ряд практических шагов по привлечению иностранного капитала, необходимого для дальнейшего развития этих компаний. Государственные органы власти также демонстрируют желание привлечь иностранные инвестиции в экономический сектор. Поэтому сегодня мало кто сомневается в том, что различия между РПБУ и МСФО, которые затрудняют сравнение финансовой отчетности российских хозяйствующих субъектов и зарубежных компаний, должны быть преодолены.

Реформа системы бухгалтерского учета направлена прежде всего на совершенствование функционирования и обеспечения прозрачности российской экономики за счет приведения в соответствие принятых в стране принципов бухгалтерского учета с требованиями Международных стандартов бухгалтерского учета. Это связано с необходимостью разработки пакета стандартов и правил в соответствии с МСФО, которые затем будут использоваться хозяйствующими субъектами. Новые стандарты и правила призваны облегчить процесс предоставления предприятиями релевантной и надежной финансовой информации, как в целях надзора, так и в целях управления. Параллельно с запланированным изменением системы бухгалтерского учета у российских хозяйствующих субъектов появится возможность усовершенствовать свои системы учетной информации (прежде всего управленческого учета и внутреннего контроля).

Несмотря на наличие определенного сходства между вариантами учетной политики, использование которых разрешено в соответствии с РПБУ и международными стандартами, применение этих вариантов зачастую строится на различных основополагающих принципах и преследует различные цели. Расхождения между российской системой бухгалтерского учета и МСФО приводят к значительным различиям между финансовой отчетностью, составленной в России и за ее пределами. По причине этих различий многие российские хозяйствующие субъекты, развивающие деловые международные отношения, в настоящее время нуждаются в том, чтобы их финансовая отчетность была подготовлена с учетом требований МСФО. Как показывает практика, основная сложность при переходе на МСФО заключается в том, что российская система учета базируется на однозначно трактуемых инструкциях, а международные стандарты носят рекомендательный характер и не предполагают жестких нормативов. Международные стандарты устанавливают новые понятия, такие, как "справедливая стоимость", "амортизированные затраты", отражать которые в своей отчетности субъектам приходится самостоятельно.

Использование МСФО для хозяйствующих субъектов имеет значение не только для построения внутренней управленческой отчетности, но и для повышения ее доступности для понимания широким кругом пользователей. Большая открытость финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, достигается путем включения в перечень обязательных разделов отчетности примечаний, содержащих краткое описание существенных статей баланса и даже крупных сделок. Наличие объективно составленного примечания позволяет снизить риск приукрашивания менеджментом реального финансового положения хозяйствующего субъекта, так как международные стандарты требуют осторожной оценки финансовых результатов и реальной стоимости активов, исходя из их доходности и ликвидности.

Уже с этого года всем банкам пришлось приобщиться к международным стандартам. По прошествии девяти месяцев они должны были направить в Банк России отчет по итогам работы за это время, затем подготовить в соответствии с МСФО годовую отчетность, а с 2005 г. банки обязаны будут делать это периодически (скорее всего, ежеквартально). Банки первыми среди российских хозяйствующих субъектов переходят на МСФО, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 03.02.1996 N 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности" (гл.VII) правила ведения бухгалтерского учета, представления финансовой и статистической отчетности устанавливает Банк России, который имеет право строго спросить за неисполнение своих требований. Соответствующие права и обязанности предоставлены Банку России Федеральным законом от 10.01.2003 N 5-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Что же касается других хозяйствующих субъектов, то для них сроки перехода на МСФО пока не установлены, так как единственный документ, где об этом упоминается - Федеральный закон "О консолидированной отчетности" - еще не принят Государственной Думой.

Следует отметить, что, по мнению некоторых специалистов, переходить на МСФО должны не все банки сразу, поскольку без перевода на международные стандарты отчетности всех российских хозяйствующих субъектов такой переход не может привести к сколько-нибудь значительным позитивным изменениям экономической ситуации в стране. Кроме того, учитывая, что в основе международных стандартов лежит метод начислений и мотивированное суждение, могут появиться различные, зачастую противоположные, мнения о качестве активов и рисков.

Очевидно, что сначала хозяйствующим субъектам придется параллельно вести две отчетности - по РПБУ и МСФО. Поэтому процесс составления отчетности удлинится, как минимум, на 1 - 1,5 года. Все будет зависеть от того, как изменится отчетность перед налоговыми органами. Если параллельно с введением новых форм по МСФО будут отменяться дублирующие, устаревшие и не использующиеся для оценки деятельности хозяйствующих субъектов формы текущей отчетности, то это вызовет необходимость выработки субъектами оценочных критериев и собственных правил по составлению отчетов, внедрения нового программного обеспечения, обучения персонала. Если же процесс введения МСФО сведется к простому увеличению отчетных форм, то к уже упомянутым проблемам добавится необходимость проводить перекрестные проверки и стыковку данных в действующих и новых отчетных формах, а также увеличить штат сотрудников.

Следует отметить, что проблема качества финансовой информации остается по-прежнему актуальной для российской экономики. Финансовые отчеты, которые составляются по действующим в Российской Федерации правилам (во многом сохраняющимся со времен плановой экономики), в значительной степени не подходят для принятия эффективных экономических решений и не соответствуют общепринятым критериям раскрытия информации в условиях рыночной экономики. Непрозрачность экономики в целом и каждого хозяйствующего субъекта в частности препятствует осуществлению инвестиций в реальный сектор и доступу российских экономических агентов на международные рынки капитала, развитию финансовой системы и, как следствие, экономическому росту в целом (например, привлечение капитала на фондовый рынок сдерживается недостатком и сомнительной достоверностью информации об эмитентах).

Кроме того, происходящие процессы глобализации мировой экономики делают необходимой выработку единых принципов составления финансовой отчетности во всех странах, участвующих в интеграции. Международные стандарты финансовой отчетности уже получили официальное признание в качестве будущих глобальных стандартов. Американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (КЦББ США), которая принимает самое непосредственное участие в реорганизации Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), активно выступает за объединение двух систем бухгалтерского учета: GAAP США и МСФО. Международная организация комиссий по ценным бумагам (МОКЦБ) приняла решение рекомендовать применение МСФО в качестве одного из условий прохождения процедуры листинга на международных фондовых биржах и уже предприняла ряд шагов в этом направлении.

Основные задачи бухгалтерского учета

хозяйствующих субъектов при переходе на МСФО

Бухгалтерский учет в хозяйствующих субъектах представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе этих субъектов, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций.

Бухгалтерский учет ведется хозяйствующим субъектом непрерывно с момента его регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и с учетом международной практики основными задачами бухгалтерского учета являются:

- формирование полной, детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности хозяйствующего субъекта и его имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, акционерам (участникам) субъекта, а также внешним пользователям - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, а также для надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйствующим субъектом хозяйственных операций их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов деятельности хозяйствующего субъекта и выявление внутренних резервов обеспечения его финансовой устойчивости;

- использование бухгалтерского учета и финансовой отчетности для принятия управленческих решений.

Учет в хозяйствующих субъектах тесно связан с учетом в различных отраслях экономики. Эта связь определяется экономической деятельностью субъектов. Выполняемые хозяйствующими субъектами операции по реализации продукции, расчетам и т.д. находят свое отражение в бухгалтерском учете.

МСФО предъявляет особые требования к системе бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта, где формируется информация для внешних и внутренних пользователей.

Пользователями, согласно международным стандартам, могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, кредиторы, клиенты и органы власти, а также общественность в целом. Пользователи информации, содержащейся в бухгалтерском учете, могут иметь различные интересы (инвесторы и их представители заинтересованы в информации о рискованности и доходности своих фактических и планируемых инвестиций; кредиторы - в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими ссуды и выплачены соответствующие проценты; органы власти - в информации для осуществления возложенных на них функций по распределению ресурсов, разработке и реализации общегосударственной политики, ведению статистического учета; общественность в целом - в информации о роли и вкладе конкретного хозяйствующего субъекта в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях).

Поскольку интересы пользователей значительно различаются, бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные потребности этих пользователей в полном объеме, а собираемая учетная информация предназначена для удовлетворения наиболее общих потребностей.

В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учета в соответствии с МСФО состоит в формировании ин формации, полезной руководству хозяйствующего субъекта для принятия управленческих решений. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе, на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению хозяйствующего субъекта, результатам его деятельности, изменениям в финансовом положении.

Методологические особенности МСФО

Международные стандарты финансовой отчетности по сути являются единственно возможной и правильной методологией отражения финансового состояния любого хозяйствующего субъекта. Как только станет возможным использование показателей баланса, подготовленных в соответствии с МСФО, для расчета нормативов достаточности капитала, то с этого момента появится возможность определения реального риска, который принимают на себя инвесторы.

Важным методологическим моментом использования МСФО является отражение доходов и расходов по методу начислений. Чистый процентный доход является значимой статьей доходов любого хозяйствующего субъекта. Его точное определение, выявление показателей, которые влияют на его изменения, прогноз и управление процентным доходом стали необходимыми элементами управления активами и пассивами и контроля существующих рисков. При этом данные отчетности, составленной в соответствии с МСФО, позволяют выяснить реальное финансовое положение хозяйствующего субъекта, но только в том случае, если эта отчетность подготовлена профессионально и достоверно.

Следует отметить, что применение управленческой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, уже существенно повысило качество управленческих решений на тех предприятиях, которые составляют свою отчетность по международным стандартам. Так, например, оценка убытков в отчетном периоде зависит от решения руководства; важно, чтобы руководство применяло свои оценки последовательно из периода в период.

На основе использования данных отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами, в хозяйствующем субъекте готовится обширный перечень управленческой отчетности для его руководства, включая управленческие отчеты верхнего и нижнего уровней. Данную отчетность на ежемесячной основе получают члены совета директоров субъекта и его главный бухгалтер. Такая отчетность может включать:

1) активы (на конец периода и средние за период);

2) отчет о прибылях и убытках;

3) данные о доходах на активы и капитал, определяющие прибыльность;

4) отчет о движении денежных средств;

5) информацию о финансовых результатах, представленную в виде резюме, и пр.

На основании данных отчетности, составленной в соответствии с МСФО, рассчитываются различные коэффициенты, которые отражаются в информации о финансовых результатах деятельности хозяйствующего субъекта. Они помогают понять тенденции развития хозяйствующего субъекта и принимать адекватные управленческие решения.

Благодаря применению МСФО создается четко построенная система управленческой отчетности, а также системы контроля и управления рисками (что является весьма важным для международных финансовых организаций), которая наряду с другими положительными факторами способствует повышению кредитного рейтинга хозяйствующего субъекта. Такая система учета, как правило, получает высокую оценку Международной финансовой корпорации (МФК), которая, прежде чем предоставить гарантию, например по облигационному займу на ту или иную сумму, проводит предварительное обследование хозяйствующего субъекта.

В целом проблему перехода российских хозяйствующих субъектов на МСФО можно разбить на две составляющие. В первой, очевидно, будет затронута только отчетность. Поэтому для внедрения международных стандартов понадобятся квалифицированные кадры и новое программное обеспечение. В этом случае переход на отчетность по МСФО в течение одного года представляется вполне реальным. Во второй составляющей проблемы речь идет о ведении учета в соответствии с МСФО, что по сути дела и будет являться реальным переходом хозяйствующих субъектов на МСФО. Здесь потребуются большие материальные и временные затраты. Прежде всего необходимы новые инструкции как по бухгалтерскому учету, так и по организации надзора. Кроме того, фирмы - разработчики программного обеспечения должны переработать свои системы под новые требования. Этот процесс может растянуться на несколько лет.

При переходе российских хозяйствующих субъектов на международные стандарты за основу принимаются:

- стандарты, разработанные Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности, которые являются едиными для основных промышленно развитых стран мира;

- учетные директивы, которые принимаются путем согласования законодательных актов стран - членов Европейского Экономического Сообщества.

Следует также учесть, что международные стандарты унифицируют такие основополагающие требования бухгалтерского учета, как:

- содержание отчетности;

- критерии внесения в отчетность различных ее элементов;

- правила оценки элементов отчетности;

- объем предоставляемой в отчетности информации.

В МСФО нашли свое отражение важнейшие вопросы бухгалтерского учета: учетная политика, консолидированная финансовая отчетность, налогообложение и др. Каждый стандарт содержит следующую информацию:

- объект учета: дается определение объекта учета и основных понятий, связанных с этим объектом;

- признание объекта учета: дается описание критериев отнесения объектов учета к различным элементам отчетности;

- оценка объекта учета: приводятся рекомендации по использованию методов оценки и требований к оценке различных элементов отчетности;

- отражение в финансовой отчетности: раскрывается информация об объекте учета в различных формах финансовой отчетности.

Применение МСФО является новым не только для России, но и для других стран, причем применение этих стандартов осуществляется в ходе совершенствования самих стандартов. Международные стандарты финансовой отчетности предназначаются за рубежом в целом для использования в различных секторах экономики. Заметим, что в настоящее время Россия официально не присоединилась к странам, использующим МСФО.

Влияние МСФО на результаты работы

хозяйствующего субъекта

Результаты аудиторских проверок предприятий, составляющих свою финансовую отчетность в соответствии с МСФО, свидетельствуют об устойчивой тенденции роста этих субъектов по таким показателям, как "собственный капитал", "активы" и "чистая прибыль". Успешным результатам работы таких субъектов способствует стремление инвестировать значительные финансовые ресурсы в развитие инфраструктуры, позволяющей обеспечить доходность, стабильность и устойчивое развитие в долгосрочной перспективе. Главная цель и преимущество созданной при этих субъектах инфраструктуры заключается в комплексном обслуживании клиентов в интересах эффективного развития бизнеса.

Несмотря на то что базовый принцип МСФО - принцип приоритета содержания над формой - использовался хозяйствующими субъектами при составлении управленческой отчетности и принятии решений и до момента составления отчетности в соответствии с МСФО, ценность опыта работы с международными аудиторскими компаниями трудно переоценить. Вместе с тем следует признать, что для достижения реального эффекта от перехода на МСФО (в первую очередь - для достижения прозрачности финансовой отчетности) необходимо определенным образом изменить существующие положения по бухгалтерскому учету и некоторые другие нормативные акты (что и происходит в настоящее время). Кроме того, следует урегулировать отдельные вопросы налогового законодательства. В частности, для устранения наиболее серьезных расхождений между РПБУ и МСФО необходимо ввести учет доходов и расходов по методу начислений, доработать правила учета ценных бумаг, а также правила учета имущества и начисления амортизации.

Гораздо более серьезной проблемой, с которой сталкиваются хозяйствующие субъекты при составлении отчетности по МСФО, является проблема несоответствия некоторых подходов, заложенных в Налоговом кодексе РФ, принципам международных стандартов. В частности, МСФО предполагают весьма консервативный подход к оценке получаемой прибыли. Напомним, что согласно МСФО доход может признаваться только в том случае, если он реально получен или нет никаких сомнений в том, что он будет получен в будущем. В то же время налоговое законодательство Российской Федерации стоит на позициях чрезмерного оптимизма в отношении будущих доходов. Определенные расхождения с принципами МСФО наблюдаются также в законодательно установленных правилах определения амортизации.

При наличии такого рода расхождений между налоговым законодательством, РПБУ и принципами МСФО отчетность, составленная в соответствии с международными стандартами, может оказаться лишь еще одним видом внешней отчетности хозяйствующих субъектов. Поэтому практические результаты перехода на МСФО целиком зависят от позиции Министерства финансов РФ и аудиторских компаний, использующих собственные методологии проверки отчетности на предмет соответствия МСФО. Тем не менее ни у кого не вызывает сомнений, что переход на международные стандарты является необходимым шагом в деле интеграции России в международное экономическое сообщество и способствует формированию чувства доверия у зарубежных инвесторов к российским хозяйствующим субъектам - тем более что в последнее время достигнут целый ряд основополагающих соглашений по поводу вступления России в ВТО. В этом смысле такой переход, безусловно, соответствует государственным интересам страны.

И еще одним важным моментом, на который следует обратить внимание в процессе перехода хозяйствующих субъектов на МСФО, является учет интересов инвесторов. Как неоднократно отмечалось специалистами, в результате применения МСФО хозяйствующий субъект становится более привлекательным для инвесторов. Наличие у субъекта четко построенной системы управленческой отчетности в соответствии с МСФО, а также системы контроля и управления рисками является важным положительным фактором для международных финансовых организаций. С позиции эффективного управления хозяйствующим субъектом при переходе на международные стандарты потребуется наличие четких инструкций, которые отвечали бы международным требованиям.

В процессе перехода хозяйствующих субъектов на международные стандарты следует иметь в виду, что нужную отчетность придется составлять параллельно с отчетностью в соответствии с российскими положениями. Параллельное ведение бухгалтерского учета в соответствии с РПБУ и по международным стандартам, которое необходимо осуществлять в переходный период, требует больше времени и больших затрат трудовых ресурсов. При этом важно, чтобы тот или иной хозяйствующий субъект обладал необходимыми возможностями для составления двойной отчетности.

Поскольку перед российской экономикой стоит задача перехода на МСФО, все заинтересованы в том, чтобы предъявляемые требования и пруденциальные нормы были едиными для всех хозяйствующих субъектов. Для этого вовсе необязательно менять план счетов, а достаточно изменить порядок учета по таким направлениям, как операции с ценными бумагами, основные средства и пр.

Для перехода хозяйствующих субъектов на МСФО следует широко использовать опыт тех предприятий, которые уже составляют такую отчетность. Как показывает практика, основные проблемы при переходе на ведение учета в соответствии с МСФО связаны прежде всего с адаптацией учетных бухгалтерских систем. К сожалению, эти хозяйствующие субъекты, как правило, закрыты для какого-либо обмена опытом.

Внедрение международных стандартов уже позволило некоторым российским хозяйствующим субъектам повысить эффективность системы финансового контроля и управления рисками, что повысило качество экономических решений и способствовало улучшению финансовых результатов.

Кроме того, составление заключений аудиторских фирм по результатам работы некоторых крупных российских компаний в соответствии с требованиями МСФО содействует повышению доверия к таким отечественным компаниям со стороны потенциальных партнеров, особенно иностранных.

В настоящее время РПБУ и составленная на их основе финансовая отчетность отличаются от стандартов учета и отчетности, принятых в международной практике.

Базовые отличия (например, принцип приоритета экономического содержания операции над формой ее отражения, консервативный подход при оценке рисков и т.д.) могут в значительной степени повлиять на финансовые показатели деятельности хозяйствующего субъекта, определяемые по МСФО. Это позволяет субъектам, составляющим отчетность в соответствии с международными стандартами, проанализировать свою деятельность с несколько иных позиций и выявить определенные проблемы (или преимущества), которые далеко не всегда очевидны при анализе отчетности, составленной с применением РПБУ.

Данные отчетности, составленной в соответствии с МСФО, действительно позволяют выяснить реальное финансовое положение хозяйствующего субъекта при условии, что эта финансовая отчетность составляется в строгом соответствии с принятыми стандартами.

Одной из серьезных проблем перехода хозяйствующих субъектов на МСФО является проблема представления ими достоверной информации о своем финансовом состоянии. Дело в том, что для успешного перехода на МСФО финансовую отчетность в соответствии с требованиями этих стандартов субъекту рекомендуется составлять в течение не менее чем двух лет. Это означает, что для внедрения МСФО с начала, например, 2006 г. хозяйствующие субъекты должны начать подготовку к предоставлению информации по международным стандартам уже сегодня.

Следует отметить, что сотрудничество хозяйствующих субъектов с международными аудиторскими компаниями в деле составления отчетности в соответствии с требованиями МСФО явилось чрезвычайно полезным для этих субъектов, поскольку на основании такой отчетности можно было увидеть, что тому или иному субъекту не хватает, например, капитала или его перспективы характеризуются как плохие.

Таким образом, в процессе перехода на МСФО у хозяйствующих субъектов появляется возможность улучшить свои показатели и снизить риск, связанный с расходами.

Субъекты, составляющие отчетность в соответствии с международными стандартами, имеют возможность проанализировать свою деятельность с других позиций и выявить определенные проблемы (или преимущества), которые далеко не всегда очевидны при анализе российской отчетности.

Опыт хозяйствующих субъектов,

составляющих отчетность по МСФО

Особенностью опыта крупных российских компаний, составляющих свою отчетность по МСФО, является тот факт, что практически все они для проверки составленной отчетности привлекали международные аудиторские компании. Как показывает опыт, эти хозяйствующие субъекты высоко оценивают помощь аудиторов международных компаний в области независимого анализа внутрихозяйственных процессов и процедур.

За время работы по подготовке составления отчетности в соответствии с требованиями МСФО субъекты, как правило, получают целый ряд рекомендаций по совершенствованию отдельных сфер управления (таких, например, как оптимизация организационной структуры субъекта, совершенствование управления, развитие системы внутреннего контроля, безопасность и совершенствование информационных технологий, оптимизация клиентской политики). Кроме того, у персонала субъектов появилась возможность повысить квалификацию при изучении МСФО и методов составления отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов.

Несмотря на то что упомянутый выше базовый принцип МСФО использовался хозяйствующими субъектами при составлении управленческой отчетности и принятии решений и до момента составления отчетности в соответствии с МСФО, ценность опыта работы с международными аудиторскими компаниями трудно переоценить.

В заключение следует подчеркнуть, что международные стандарты, разрабатываемые МСФО, признаны во всем мире. Как отметили министры финансов стран "большой семерки" в своем обращении к Базельскому комитету, "стандарты, разрабатываемые КМСФО, позволяют повысить степень прозрачности и открытости экономической деятельности государств, международных финансовых институтов и предприятий".

А.Суворов

К. э. н.,

председатель Ассоциации бухгалтеров

и аудиторов "Феникс"

Подписано в печать

30.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: По итогам аудиторских проверок ("Аудит и налогообложение", 2004, N 12) >
Статья: Операции с собственными акциями ("Аудит и налогообложение", 2004, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.