Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Бюджетирование в строительных организациях ("Строительство: налогообложение, бухучет", 2004, N 4)



"Строительство: налогообложение, бухучет", N 4, 2004

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность, положение на рынке подрядных работ и финансовое состояние строительной организации во многом зависят от уровня ее финансового менеджмента. Одной из действенных форм финансового менеджмента является бюджетирование - способ (технология) управления финансами организации, система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности организации, заключающаяся в построении и исполнении бюджетов организации.

К функциям бюджетирования относятся: планирование и координация; принятие решений и делегирование полномочий; оценка деятельности; оценка и переоценка тенденций; взаимодействие и мотивация персонала; контроль и анализ.

Умелое применение бюджетирования, наряду с другими факторами, позволяет строительной организации достигать заданных показателей эффективности. В модели планирования и анализа показателей эффективности, разработанной специалистами концерна "Дюпон", используются следующие показатели эффективности: ROI ("возврат на инвестицию", коэффициент рентабельности инвестиций), рентабельность оборота, оборачиваемость капитала (рис. 1). Величина (уровень) этих показателей зависит от размеров выручки и затрат строительных организаций, которые в системе бюджетирования регулируются путем разработки соответствующих бюджетов и контроля над их исполнением.

     
                                     ————————¬
                                     |  ROI  |
                                     L———T————
   
----------------+--------------------¬

¦ ¦

\¦/ \¦/

     
             ————————————+——————————¬          ———————————————+—————————¬
             |Рентабельность оборота|    х     |Оборачиваемость капитала|
             L———————————T———————————          L——————————————T——————————
   
-------+------¬ --------+-----¬

\¦/ \¦/ \¦/ \¦/

     
             —————+————¬  ——————+———¬          ———————+——¬    ——————+———¬
             |  Чистая |  |  Чистый |          |  Чистый |    |Суммарный|
             | прибыль |  |  объем  |          |  объем  |    |капитал  |
             |         |  |  продаж |          |  продаж |    |         |
             L————T—————  L——————————          L——————————    L————T—————
   
---------+--------------¬ -------------+-¬

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

\¦/ \¦/ \¦/ \¦/ \¦/

     
   ——————+———¬ ———+———————¬ —————+—————¬     —————————+———¬   ———————+——¬
   |  Чистый | |Переменные| |Постоянные|     |Внеоборотный|   |Оборотный|
   |  объем  |—|  затраты |—|  затраты |     |   капитал  | + | капитал |
   |  продаж | |          | |          |     |            |   |         |
   L—————————— L—————T————— L————T——————     L—————————————   L——————T———
   
------------+---------¬ L------------¬ ----------+---------------¬

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

\¦/ \¦/ \¦/ \¦/ \¦/ \¦/ \¦/

     
   ——————+————¬ —————+———¬ ————+————————¬ ————+—————¬ —————+———¬ ————+—————————¬ ————+——¬
   |  Прочие  | |Сбытовые| |  Издержки  | |Управлен—| |Денежные| |Дебиторская  | |Запасы|
   |переменные|+|издержки|+|производства| |ческие   | |средства|+|задолженность|+|  на  |
   | издержки | |        | |            | |расходы  | |        | |             | |складе|
   L——————————— L————————— L————————————— L—————————— L————————— L—————————————— L———————
   

Рис. 1. Система показателей эффективности деятельности концерна "Дюпон"

Бюджеты, разрабатываемые строительными организациями, классифицируются по видам деятельности, видам затрат, широте номенклатуры, методам разработки, длительности планируемого периода, периоду составления, непрерывности планирования, степени детализации.

В практике бюджетирования принято разрабатывать следующие бюджеты:

- операционные - бюджеты центров финансовой ответственности: бюджет производства, бюджет снабжения, бюджет продаж, бюджет накладных расходов, бюджет управления, бюджет коммерческих расходов и т.д.;

- вспомогательные - бюджет труда, бюджет налогов, бюджет коммунальных услуг, бюджет погашения кредита и др.;

- специальные - бюджеты проектов и отдельных бизнесов;

- основные - бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, отчет о прибылях и убытках, бюджет по балансовому листу.

Рассмотрим практику бюджетирования на примере крупной строительной организации "А".

В состав организации входят 9 строительно-монтажных участков: участок подготовки производства; подразделения, осуществляющие обслуживание техники, транспорта, энергохозяйства; строительная лаборатория; участок производственно-технологической комплектации; обслуживающие хозяйства.

Система бюджетирования в строительной организации "А" изображена на рис. 2.

     
                    ——————————————————————————————————————————¬
                    |Бюджет продаж (программа подрядных работ)|
                    L———————————————————T——————————————————————
   
\¦/
     
           —————————————————————————————+——————————————————————————————¬
           |Бюджет производства (программа подрядных работ по участкам)|
           L————————————————————————————T———————————————————————————————
   
\¦/
     
   —————————————————————————————————————+————————————————————————————————————¬
   |—————————————————————¬   ——————————————————————¬   —————————————————————¬|
   ||Бюджет прямых затрат|   |Бюджет прямых затрат |   |Бюджет прямых затрат||
   ||  на оплату труда   |   |на эксплуатацию машин|   |    на материалы    ||
   ||                    |   |    и механизмов     |   |   и оборудование   ||
   |L—————————————————————   L——————————————————————   L—————————————————————|
   |—————————————————————¬   ——————————————————————¬   —————————————————————¬|
   ||   Бюджет расходов  |   |   Бюджет расходов   |   |    Бюджет прочих   ||
   ||   по организации   |   |   по обслуживанию   |   |      расходов,     ||
   ||    строительства   |   |    строительства    |   |     подлежащих     ||
   ||                    |   |                     |   |     компенсации    ||
   |L—————————————————————   L——————————————————————   L—————————————————————|
   L——————————————————————————————————————————————————————————————————————————
   
-------------------------------¬ ¦ Бюджет коммерческих расходов ¦ L----------------------------- ———— -------------------------------¬ ¦Бюджет управленческих расходов¦ L---------------T------------- ———— \¦/
     
   —————————————————————————————————————+———————————————————————————————————¬
   |                            Основные бюджеты                            |
   |            ————————————————¬              —————————————————¬           |
   |            | Бюджет доходов|              |Бюджет движения |           |
   |            |   и расходов  |              |денежных средств|           |
   |            L————————————————              L—————————————————           |
   L————————————————————————————————————T————————————————————————————————————
   
/¦\
     
                            ————————————+—————————¬
                            |Инвестиционный бюджет|
                            L——————————————————————
   

Рис. 2. Схема составления бюджетов строительной организации "А"

Бюджет продаж. В бюджете продаж (программе подрядных работ) указывается прогноз строительства определенных объектов или объем планируемых работ в стоимостном выражении на основании заключенных контрактов с заказчиками, договоров намерений и проведенного отделом маркетинга анализа рынка. При этом либо цена строительства указывается в договоре, как при строительстве "под ключ", либо заказчик определяет объем средств на капитальное строительство и капитальный ремонт на год с разбивкой по кварталам. Если работы носят сезонный характер, распределение средств по месяцам зависит от погодных условий. В рассматриваемом примере заказчики ежемесячно подписывают акты выполненных работ. Таким образом, под реализацией продукции строительной организации понимаются ежемесячно выполненные объемы работ.

Бюджет продаж представляет собой прогноз объемов работ, которые будут приняты заказчиками, и является основой для остальных бюджетов. Он составляется на год с поквартальной и помесячной разбивкой, что объясняется, прежде всего, тесной зависимостью строительной организации от основного заказчика, который определяет свой план капитальных вложений на год.

На основании данного бюджета, а также условий контрактов составляются план возникновения и погашения обязательств по выполненным работам и бюджет движения денежных средств.

Бюджет производства формируется производственно-техническим отделом (ПТО) строительной организации. После получения программ заказчиков с перечнем объектов и проектно-сметной документацией (ПСД) ПТО определяет по ним весь объем работ, выделяет специальные работы, для проведения которых необходимо привлечь сторонние специализированные организации. Затем производится расчет необходимых ресурсов для производства работ. Если собственных ресурсов недостаточно, главный инженер и генеральный директор принимают решение о привлечении сторонних организаций (субподрядчиков) или приобретении необходимых основных средств и найме рабочей силы (в рассматриваемом случае привлечение субподрядчиков не потребовалось). Соответственно те работы, которые будут выполняться собственными силами, распределяются в зависимости от их специфики и объемов по производственным участкам.

Бюджет производства составляется на год (с разбивкой по кварталам) и на квартал (с разбивкой по месяцам) и служит основой для построения целого ряда бюджетов: производства (по участкам); прямых затрат на материалы и оборудование; прямых затрат на оплату труда; прямых затрат на эксплуатацию машин и механизмов; расходов по организации строительства; расходов по обслуживанию строительства; прочих расходов, подлежащих компенсации заказчиком.

Бюджет прямых затрат на материалы и оборудование. На основании ПСД служба материально-технического снабжения определяет перечень необходимых материалов для выполнения работ по участкам и по организации в целом. Бюджет прямых затрат на материалы составляется в натуральном и стоимостном выражении. Его цель - определение количества материалов и средств, необходимых для производства запланированного объема работ, и количества материалов, которое необходимо закупить в течение планируемого периода. Бюджет прямых затрат на материалы составляется по участкам и в целом по организации на год (поквартально) и на квартал (помесячно).

На основании данного бюджета составляются план возникновения и погашения обязательств по материалам и план движения денежных средств (план закупок по материалам).

Бюджет прямых затрат на оплату труда составляется на базе бюджета производства. ПТО определяет потребности в рабочих разных специальностей на год. На основании этой информации отдел кадров планирует увеличение или сокращение количества рабочих по специальностям. Планово-экономический отдел формирует бюджет прямых затрат на оплату труда по участкам и в целом по компании.

Назначение данного бюджета - определить прямые (переменные) издержки на заработную плату в соответствии с ранее составленным бюджетом производства.

Для определения плановых затрат на оплату труда ожидаемый объем каждого вида работ умножают на трудоемкость единицы вида работ, а затем полученную трудоемкость выпуска умножают на стоимость 1 человеко-часа (т.е. среднюю часовую тарифную ставку). Затраты на оплату труда также рассчитывают по центрам затрат (в данном случае участкам), а затем сводят в единую форму. Важно, чтобы при этом сохранилось разделение на постоянные и переменные затраты.

Бюджет прямых затрат на оплату труда составляется на год (поквартально) и на квартал (помесячно).

Бюджет прямых затрат на эксплуатацию машин и механизмов составляется также исходя из бюджета производства. Назначение данного бюджета - определить прямые (переменные) издержки, необходимые для выполнения планируемых объемов работ в соответствии с составленным ранее бюджетом производства.

Для определения плановых затрат на эксплуатацию машин и механизмов ожидаемый объем каждого вида работ умножают на машиноемкость единицы работ, а затем полученную машиноемкость выпуска умножают на стоимость машино-часа того или иного механизма либо машины. Если же собственной техники не хватает для выполнения данного объема работ, в бюджет закладывают стоимость аренды необходимой техники (исходя из прогноза, который подготавливается службой главного механика). Расходы на машины и механизмы рассчитываются по участкам, а затем сводят в единую форму.

Бюджет прямых затрат на эксплуатацию машин и механизмов составляется на год (поквартально) и на квартал (помесячно).

Следующие три бюджета являются вспомогательными. Это вызвано прежде всего тем, что напрямую они не участвуют в формировании себестоимости строительства, однако необходимы для ведения основной деятельности. Как и бюджет производства, они составляются на год с поквартальной разбивкой и на квартал с разбивкой помесячно.

Бюджет расходов по организации строительства. Исходя из бюджета продаж (программы подрядных работ), специфики производимых работ, территориальных особенностей производимых работ, отдаленности строящихся объектов составляется бюджет расходов по организации строительства. Эти расходы связаны с необходимостью создания определенных условий для ведения работ.

Бюджет расходов по обслуживанию строительства включает в себя расходы по содержанию строительной лаборатории, службы главного энергетика и производственной базы. Данные расходы необходимы для обеспечения производимых работ (проверка качества работ, обеспечение электроэнергией мест проведения работ и т.п.).

Бюджет прочих расходов, подлежащих компенсации заказчиком. В состав прочих расходов входят затраты по перевозке работников к месту работы и обратно свыше 3 км автотранспортом, затраты по перебазировке техники, дополнительные затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом (общежития), затраты, связанные с набором рабочей силы (билеты). По условиям контрактов данные затраты подлежат обязательной компенсации заказчиком. Отдельный бюджет по ним строительная организация составляет в случае значительной территориальной удаленности строящихся объектов.

Бюджет коммерческих расходов. В него включают издержки текущего характера, связанные со сдачей объектов (работ), маркетинговой деятельностью (исследование рынка, мероприятия по стимулированию сбыта, реклама, заключение договоров с заказчиками и т.п.). Эти затраты подразделяются на постоянные и переменные.

Бюджет управленческих расходов. К управленческим расходам относятся расходы на содержание высшего и среднего управленческого звена компании: оплата труда работников аппарата управления, линейного персонала, командировочные, представительские расходы, служебный транспорт, содержание центрального офиса и т.п. Как правило, эти затраты считаются условно-постоянными.

Инвестиционный бюджет. При наличии инвестиционных проектов на предстоящий бюджетный период, а также в случае необходимости увеличения собственных производственных мощностей разрабатывается инвестиционный бюджет. В данном бюджете определяется, за счет каких средств будет происходить финансирование капитальных вложений. И если для этих целей недостаточно собственных источников, разрабатываются планы привлечения заемных средств.

Основными бюджетами организации являются финансовые (рабочие) бюджеты. К ним относятся бюджет доходов и расходов (табл. 1) и бюджет движения денежных средств (табл. 2).

Таблица 1

Бюджет доходов и расходов строительной организации "А"

на 2004 год

тыс. руб.

     
   ———————————————————————T——————————T———————————————————————————————————————¬
   |      Показатель      |   План   |        в том числе по кварталам       |
   |                      |на 2004 г.+—————————T—————————T—————————T—————————+
   |                      |          |    I    |    II   |   III   |    IV   |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |I. Доходы             | 828 842  |210 843  |215 772  |191 410  |210 817  |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |1. Подрядная          | 828 842  |210 843  |215 772  |191 410  |210 817  |
   |деятельность          |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |II. Расходы           | 779 661  |196 069  |204 789  |180 470  |198 333  |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |1. Расходы            | 779 661  |196 069  |204 789  |180 470  |198 333  |
   |по подрядной          |          |         |         |         |         |
   |деятельности          |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |1.1. Собственные силы | 779 661  |196 069  |204 789  |180 470  |198 333  |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |Прямые издержки       | 661 186  |165 288  |173 535  |152 755  |169 608  |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |1.1.1. Прямые         | 661 186  |165 288  |173 535  |152 755  |169 608  |
   |переменные издержки   |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |Материалы             | 460 513  |114 375  |119 964  |106 590  |119 584  |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |Затраты на оплату     |  60 726  | 15 538  | 17 060  | 13 912  | 14 216  |
   |труда рабочих         |          |         |         |         |         |
   |основного производства|          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |Отчисления от фонда   |  22 649  |  5 795  |  6 363  |  5 189  |  5 302  |
   |оплаты труда на       |          |         |         |         |         |
   |социальные нужды      |          |         |         |         |         |
   |рабочих основного     |          |         |         |         |         |
   |производства          |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |Эксплуатация машин и  | 117 289  | 29 580  | 30 148  | 27 064  | 30 506  |
   |механизмов            |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |Косвенные издержки    | 118 475  | 30 781  | 31 254  | 27 715  | 28 725  |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |1.1.2. Косвенные      |  74 472  | 19 695  | 20 021  | 17 086  | 17 679  |
   |переменные издержки   |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |Расходы по организации|   3 245  |    943  |    710  |    668  |    924  |
   |строительства         |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |Прочие затраты,       |  50 507  | 13 481  | 13 908  | 11 633  | 11 485  |
   |подлежащие компенсации|          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |Отчисления            |  20 720  |  5 271  |  5 394  |  4 785  |  5 270  |
   |генподрядчику         |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |Маржинальная прибыль  |  93 184  | 25 860  | 22 225  | 21 569  | 23 530  |
   |по подрядной          |          |         |         |         |         |
   |деятельности          |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |Маржинальная          |      11,2|     12,3|     10,3|     11,3|     11,2|
   |рентабельность, %     |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |1.1.3. Косвенные      |  44 003  | 11 086  | 11 242  | 10 629  | 11 046  |
   |постоянные издержки   |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |Расходы по            |   6 572  |  1 643  |  1 643  |  1 643  |  1 643  |
   |обслуживанию          |          |         |         |         |         |
   |строительства         |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |содержание            |   3 168  |    792  |    792  |    792  |    792  |
   |строительной          |          |         |         |         |         |
   |лаборатории           |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |содержание службы     |   1 832  |    458  |    458  |    458  |    458  |
   |главного электрика    |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |содержание ремонтной  |   1 572  |    393  |    393  |    393  |    393  |
   |бригады               |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |Управленческие расходы|  37 431  |  9 443  |  9 599  |  8 986  |  9 403  |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |оплата труда          |  16 826  |  4 281  |  4 380  |  3 886  |  4 279  |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |отчисления на         |   6 276  |  1 597  |  1 634  |  1 449  |  1 596  |
   |социальные нужды      |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |прочие расходы на     |   1 107  |    241  |    261  |    364  |    241  |
   |персонал              |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |командировочные       |     692  |    173  |    173  |    173  |    173  |
   |расходы               |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |представительские     |     336  |     84  |     84  |     84  |     84  |
   |расходы               |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |хозяйственные расходы |     516  |    129  |    129  |    129  |    129  |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |транспортные расходы  |   7 414  |  1 872  |  1 872  |  1 835  |  1 835  |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |расходы по содержанию |   1 800  |    450  |    450  |    450  |    450  |
   |и эксплуатации        |          |         |         |         |         |
   |помещений             |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |расходы на связь и    |   1 476  |    369  |    369  |    369  |    369  |
   |коммуникации          |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |информационно—        |     772  |    193  |    193  |    193  |    193  |
   |технологические       |          |         |         |         |         |
   |расходы               |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |услуги сторонних      |      96  |     24  |     24  |     24  |     24  |
   |организаций по        |          |         |         |         |         |
   |поддержке бизнеса     |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |прочие расходы        |     120  |     30  |     30  |     30  |     30  |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |Прибыль от выполнения |  49 181  | 14 774  | 10 983  | 10 940  | 12 484  |
   |подрядных работ       |          |         |         |         |         |
   |собственными силами   |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |Рентабельность, %     |       5,9|      7,0|      5,1|      5,7|      5,9|
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |III. Прибыль от       |  49 181  | 14 774  | 10 983  | 10 940  | 12 484  |
   |производственно—      |          |         |         |         |         |
   |хозяйственной         |          |         |         |         |         |
   |деятельности          |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |Дополнительные расходы|   6 359  |  1 605  |  1 655  |  1 543  |  1 556  |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |Балансовая прибыль    |  42 822  | 13 169  |  9 328  |  9 397  | 10 928  |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |Рентабельность, %     |       5,2|      6,2|      4,3|      4,9|      5,2|
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |Налог на прибыль      |  10 278  |  3 161  |  2 239  |  2 255  |  2 623  |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |Прибыль после уплаты  |  32 544  | 10 008  |  7 089  |  7 142  |  8 305  |
   |налога                |          |         |         |         |         |
   +——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+—————————+
   |Рентабельность, %     |       3,9|      4,7|      3,3|      3,7|      3,9|
   L——————————————————————+——————————+—————————+—————————+—————————+——————————
   

Таблица 2

Бюджет движения денежных средств строительной организации "А"

на 2004 год

тыс. руб.

     
   ——————————————————T———————T———————T———————T——————T——————T——————T——————T——————T————————T———————T——————T———————¬
   |    Показатель   | Январь|Февраль|  Март |Апрель|  Май | Июнь | Июль |Август|Сентябрь|Октябрь|Ноябрь|Декабрь|
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |I. Доходная часть|161 615| 58 214|112 770|69 974|85 580|85 660|61 625|55 640| 58 240 | 57 280|95 270|110 320|
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |1. Подрядная     |150 815| 58 214|112 770|69 974|85 580|85 660|61 625|55 640| 58 240 | 57 280|95 270|110 320|
   |деятельность     |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Заказчик 1       | 91 590| 35 679| 42 735|27 740|30 630|36 920|39 760|35 916| 35 594 | 33 007|52 898| 59 254|
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |контракт N 1     | 71 330| 20 215| 32 515|15 040|21 580|25 800|24 600|23 459| 24 555 | 24 150|40 167| 46 512|
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |контракт N 2     | 20 260| 15 464| 10 220|12 700| 9 050|11 120|15 160|12 457| 11 039 |  8 857|12 731| 12 742|
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Заказчик 2       |   —   |   —   | 50 270|20 210|40 280|37 880|   —  |   —  |    —   |   —   |   —  |   —   |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |контракт N 1     |   —   |   —   | 50 270|20 210|40 280|37 880|   —  |   —  |    —   |   —   |   —  |   —   |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Заказчик 3       | 59 225| 22 535| 19 765|22 024|16 670|10 860|18 585|19 723| 22 645 | 24 272|42 370| 51 063|
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |контракт N 1     | 59 225| 22 535| 19 765|22 024|16 670|10 860|18 585|19 723| 22 645 | 24 272|20 240| 25 437|
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |контракт N 2     |   —   |   —   |   —   |   —  |   —  |   —  |   —  |   —  |    —   |   —   |22 130| 25 626|
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |2. Поступление от| 10 800|   —   |   —   |   —  |   —  |   —  |   —  |   —  |    —   |   —   |   —  |   —   |
   |дебиторской      |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |задолженности    |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |прошлых лет      |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Заказчик 2       | 10 800|   —   |   —   |   —  |   —  |   —  |   —  |   —  |    —   |   —   |   —  |   —   |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |3. Получение     |   —   |   —   |   —   |   —  |   —  |   —  | 3 280|   —  |    —   |   —   |   —  |   —   |
   |кредита          |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |II. Расходная    |150 875| 65 103| 98 456|65 818|97 304|94 002|68 071|54 370| 55 181 | 57 774|88 944|105 884|
   |часть            |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |1. Условно—      |141 186| 60 529| 93 765|60 690|92 002|89 289|63 581|46 007| 51 000 | 53 034|84 352|101 216|
   |переменные       |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |затраты          |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |1.1. Прямые      |134 018| 54 514| 87 008|53 766|85 307|82 703|56 850|40 158| 45 406 | 47 390|78 067| 95 256|
   |переменные       |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |издержки         |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Материалы        |112 312| 38 567| 68 570|37 238|65 268|65 010|41 011|25 530| 30 530 | 30 730|60 101| 75 421|
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Поставщик 1      | 84 240| 10 260|  3 350|15 700|19 400|27 080| 9 440|18 400| 19 700 |  9 880|20 180| 29 780|
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Поставщик 2      |   —   |   —   | 25 220|12 400|25 420|13 340|   —  |   —  |    —   |   —   |   —  |   —   |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Поставщик 3      | 28 072| 28 307| 40 000| 9 138|20 448|24 590|31 571| 7 130| 10 830 | 20 850|39 921| 45 641|
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Оплата труда     |  6 137|  5 220|  5 170| 5 148| 5 520| 5 720| 5 820| 4 842|  4 302 |  4 768| 4 870|  4 782|
   |рабочих основного|       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |производства     |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Отчисления от    |  2 289|  1 947|  1 928| 1 920| 2 059| 2 133| 2 171| 1 806|  1 604 |  1 778| 1 816|  1 783|
   |фонда оплаты     |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |труда на         |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |социальные нужды |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |рабочих основного|       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |производства     |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Эксплуатация     | 13 280|  8 780| 11 340| 9 460|12 460| 9 840| 7 848| 7 980|  8 970 | 10 114|11 280| 13 270|
   |машин и          |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |механизмов       |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Собственная      | 11 554|  8 165| 10 093| 8 609|10 965| 9 151| 6 671| 7 022|  8 163 |  9 406|10 039| 12 208|
   |техника          |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Арендованная     |  1 726|    615|  1 247|   851| 1 495|   689| 1 177|   958|    807 |    708| 1 241|  1 062|
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Арендодатель 1   |  1 726|    615|    780|   420|   980|   218| 1 177|   958|    807 |    708| 1 241|  1 062|
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Арендодатель 2   |   —   |   —   |    467|   431|   515|   471|   —  |   —  |    —   |   —   |   —  |   —   |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |1.2. Косвенные   |  7 168|  6 015|  6 757| 6 924| 6 695| 6 586| 6 731| 5 849|  5 594 |  5 644| 6 285|  5 960|
   |переменные       |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |издержки         |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Расходы по       |    372|    256|    315|   372|   215|   198|   297|   210|    146 |    312|   560|    180|
   |организации      |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |строительства    |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Прочие затраты,  |  4 248|  4 494|  4 494| 4 494| 4 636| 4 636| 4 636| 3 878|  3 878 |  3 878| 3 828|  3 828|
   |подлежащие       |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |компенсации      |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Отчисления       |  2 548|  1 265|  1 948| 2 058| 1 844| 1 752| 1 798| 1 761|  1 570 |  1 454| 1 897|  1 952|
   |генподрядчику    |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |2. Условно—      |  3 889|  3 629|  3 669| 3 934| 3 675| 3 955| 3 733| 3 478|  3 476 |  3 872| 3 617|  3 656|
   |постоянные       |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |затраты          |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Расходы по       |    548|    548|    548|   548|   548|   548|   548|   548|    548 |    548|   548|    548|
   |обслуживанию     |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |строительства    |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |содержание       |    264|    264|    264|   264|   264|   264|   264|   264|    264 |    264|   264|    264|
   |строительной     |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |лаборатории      |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |содержание службы|    153|    153|    153|   153|   153|   153|   153|   153|    153 |    153|   153|    153|
   |главного         |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |электрика        |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |содержание       |    131|    131|    131|   131|   131|   131|   131|   131|    131 |    131|   131|    131|
   |ремонтной бригады|       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Управленческие   |  3 241|  3 081|  3 121| 3 286| 3 127| 3 207| 3 085| 2 930|  2 928 |  3 224| 3 069|  3 108|
   |расходы          |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |оплата труда     |  1 407|  1 427|  1 447| 1 440| 1 460| 1 480| 1 275| 1 295|  1 315 |  1 406| 1 426|  1 446|
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |отчисления на    |    525|    532|    540|   537|   545|   552|   475|   483|    490 |    524|   532|    539|
   |социальные нужды |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |прочие расходы на|     80|     80|     80|    80|    80|   121|   121|   121|     80 |     80|    80|     80|
   |персонал         |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |командировочные  |     54|     54|     66|    54|    54|    66|    54|    54|     66 |     54|    54|     66|
   |расходы          |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |представительские|     28|     28|     28|    28|    28|    28|    28|    28|     28 |     28|    28|     28|
   |расходы          |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |хозяйственные    |     43|     43|     43|    43|    43|    43|    43|    43|     43 |     43|    43|     43|
   |расходы          |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |транспортные     |    749|    562|    562|   749|   562|   562|   734|   551|    551 |    734|   551|    551|
   |расходы          |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |расходы по       |    150|    150|    150|   150|   150|   150|   150|   150|    150 |    150|   150|    150|
   |содержанию и     |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |эксплуатации     |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |помещений        |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |расходы на связь |    123|    123|    123|   123|   123|   123|   123|   123|    123 |    123|   123|    123|
   |и коммуникации   |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |информационно—   |     64|     64|     64|    64|    64|    64|    64|    64|     64 |     64|    64|     64|
   |технологические  |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |расходы          |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |услуги сторонних |      8|      8|      8|     8|     8|     8|     8|     8|      8 |      8|     8|      8|
   |организаций по   |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |поддержке бизнеса|       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |прочие расходы   |     10|     10|     10|    10|    10|    10|    10|    10|     10 |     10|    10|     10|
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Коммерческие     |    100|   —   |   —   |   100|   —  |   200|   100|   —  |    —   |    100|   —  |    —  |
   |расходы          |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |маркетинговые    |    100|   —   |   —   |   100|   —  |   200|   100|   —  |    —   |    100|   —  |   —   |
   |расходы          |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |3. Погашение     |   —   |   —   |   —   |   —  |   —  |   —  |   —  | 3 280|    —   |   —   |   —  |   —   |
   |кредита          |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |4. Погашение     |   —   |   —   |   —   |   —  |   —  |   —  |   —  |    98|    —   |   —   |   —  |   —   |
   |процентов        |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |по кредиту       |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |5. Налог на      |  1 547|    945|  1 022| 1 194|   824|   758|   657|   682|    705 |    868|   975|  1 012|
   |прибыль          |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |6. Погашение     |    318|   —   |   —   |   —  |   —  |   —  |   —  |   —  |    —   |   —   |   —  |   —   |
   |кредиторской     |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |задолженности    |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |прошлых лет      |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Арендодатель 1   |    318|   —   |   —   |   —  |   —  |   —  |   —  |   —  |    —   |   —   |   —  |   —   |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |1. Капитальные   |  3 935|   —   |   —   |   —  |   803|   —  |   100|   825|    —   |   —   |   —  |   —   |
   |вложения         |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |(инвестиции)     |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Экскаватор       |  3 500|   —   |   —   |   —  |   —  |   —  |   —  |   —  |    —   |   —   |   —  |   —   |
   |"Кранэкс"        |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |ЕК—270—03        |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Экскаватор—      |   —   |   —   |   —   |   —  |   803|   —  |   —  |   —  |    —   |   —   |   —  |   —   |
   |погрузчик ЭО—2626|       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Электроинструмент|    100|   —   |   —   |   —  |   —  |   —  |   100|   —  |    —   |   —   |   —  |   —   |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Ультразвуковой   |    135|   —   |   —   |   —  |   —  |   —  |   —  |   —  |    —   |   —   |   —  |   —   |
   |дефектоскоп      |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |"Пеленг" УД—102  |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Компьютеры,      |    200|   —   |   —   |   —  |   —  |   —  |   —  |   200|    —   |   —   |   —  |   —   |
   |периферия и      |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |оргтехника       |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Капитальный      |   —   |   —   |   —   |   —  |   —  |   —  |   —  |   625|    —   |   —   |   —  |   —   |
   |ремонт офисного  |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |здания (замена   |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |оконных блоков)  |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |III. Сальдо      | 10 740| —6 889| 14 314| 4 156|—9 724|—8 342|—6 446| 1 270|  3 059 |   —494| 6 326|  4 436|
   +—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+———————+
   |Сальдо           | 12 940|  6 051| 20 365|24 521|14 797| 6 455|     9| 1 279|  4 338 |  3 844|10 170| 14 606|
   |нарастающим      |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   |итогом           |       |       |       |      |      |      |      |      |        |       |      |       |
   L—————————————————+———————+———————+———————+——————+——————+——————+——————+——————+————————+———————+——————+————————
   

Бюджет доходов и расходов (БДР) представляет собой прогноз отчета о прибылях и убытках, он аккумулирует в себе информацию из всех других бюджетов: сведения о выручке, переменных и постоянных затратах, и, следовательно, позволяет проанализировать, какую прибыль организация получит в планируемом периоде.

Основная цель составления БДР - показать руководителям организации эффективность ее хозяйственной деятельности в предстоящий период, а проще говоря - будет прибыль (валовая, операционная, чистая) или нет. БДР позволяет также установить лимиты (нормативы) основных видов расходов, целевые показатели (нормативы) прибыли, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, оптимизации налоговых и других отчислений в бюджет, возможности возврата заемных средств, формирования фондов накопления и потребления и т.п.

Следует иметь в виду, что по показателям БДР нельзя определить финансовое состояние строительной организации в планируемом периоде, так как в этом документе не отражается движение денежных средств.

В сущности бюджет доходов и расходов - это прогнозирование размера и структуры себестоимости выпускаемой организацией продукции на предстоящий период с выделением переменных и условно-постоянных затрат, размеров доходов, валовой, операционной, балансовой и чистой прибыли.

Бюджет доходов и расходов составляется и утверждается на весь бюджетный период, принятый в организации, в соответствии с ее бюджетным регламентом (в рассматриваемой организации он составляет один календарный год). Индикативно, т.е. без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели БДР (например, объем заказов, сумма или норма прямых затрат, масса или норма чистой прибыли и т.п.) могут устанавливаться на период до 2 - 5 лет. Важно также, что внутри бюджетного периода БДР должен иметь достаточно подробную (опять же в том виде, как это установлено бюджетным регламентом конкретной организации) разбивку на подпериоды. Эта разбивка зависит от степени технической и организационной подготовленности организации к постановке бюджетирования. В данном случае разбивка БДР осуществляется поквартально и детализируется (уточняется) помесячно. В некоторых случаях, когда руководителям организации необходима более оперативная информация о состоянии финансов в разрезе отдельных видов бизнеса, БДР может иметь подекадную или понедельную разбивку.

Поскольку БДР отражает структуру себестоимости работ организации, по нему можно судить о массе прибыли, рентабельности производства (норме прибыли) и возможностях погашения кредита. С его помощью можно рассчитать точку безубыточности, определить лимиты основных видов затрат, сумм перечислений вышестоящим органам управления (отчисления от прибыли, погашение общеорганизационных расходов и т.п.) по результатам хозяйственной деятельности на бюджетный период.

Бюджет движения денежных средств (БДДС) - это в сущности план движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе организации, отражающий все прогнозируемые поступления и списания денежных средств в результате хозяйственной деятельности. Он показывает возможные (предполагаемые исходя из условий договоров и контрактов) поступления авансов и предоплаты за выполняемые работы, наличных денежных средств, а также задержки поступлений за выполненные ранее работы (дебиторская задолженность). Важность этого документа в бизнесе все время возрастает. Хотя еще совсем недавно и в России, и за рубежом должного внимания ему в управлении не уделялось. Сегодня же именно БДДС является главным документом в системе внутрифирменных бюджетов.

Составление БДДС обеспечивает сбалансированность поступления и использования денежных средств организации на предстоящий период. Если в бюджете доходов и расходов в какие-то периоды могут быть запланированы убытки в расчете на то, что будущая прибыль перекроет убытки прошлых лет, то в БДДС все поступления денежных средств в любое время должны превышать их использование в тот же период. Так называемое конечное сальдо (а не денежный поток) в БДДС должно быть обязательно положительным.

БДДС составляется на весь бюджетный период с помесячной детализацией. Внутри бюджетного периода БДДС всегда имеет более детальную разбивку на подпериоды, чем БДР, поскольку его главная задача - обеспечить планирование бизнеса и контроль за его ликвидностью, разрыв которой (т.е. образование отрицательного конечного сальдо) нежелателен даже на один день.

Поэтому если БДР составляется с поквартальной или помесячной разбивкой, то БДДС имеет, как минимум, помесячную разбивку.

Теория финансового менеджмента при планировании движения денежных средств рекомендует следующее: бюджет движения денежных средств должен отражать лишь "живые" деньги, а не любые обязательства. Поэтому при составлении БДДС лучше ориентироваться не на абстрактные финансовые потоки, а на "движение" расчетного счета организации. Конечное сальдо - это не что иное, как остаток денег на расчетном счете (плюс касса) после совершения всех операций за соответствующий период.

В доходной части бюджета движения денежных средств (поступления) отражаются все источники денежных поступлений, т.е. те денежные средства, которые реально могут поступить на расчетный счет организации в данный бюджетный период. Если по условиям договора или контракта предполагается предоплата, неизбежно образуется разрыв между реализацией работ и связанными с ними расходами и притоком части денежных средств (части выручки от реализации) на счет компании. И стоимость выполненных работ не будет совпадать (может оказаться меньше) с объемом поступивших денежных средств за тот же бюджетный период. В этом случае составляется так называемый график погашения дебиторской задолженности, т.е. устанавливается ожидаемый порядок возврата заказчиками тех сумм, которые они задолжали организации за ранее выполненные работы.

Вместе с тем все расходы (согласно бюджету доходов и расходов в данный бюджетный период), связанные с выполнением работ и получением чистой выручки от реализации, организация понесет и должна будет их оплачивать (списывать со своего счета), но уже в порядке, предусмотренном поставщиками материалов, работ, услуг и т.п. И если окажется, что остатки денежных средств на начало бюджетного периода (вступительное сальдо) и все деньги, полученные из всех источников за определенное время, будут недостаточны для покрытия расходов, запланированных согласно бюджету доходов и расходов, а также других видов затрат в соответствующий бюджетный период (например, на капитальные вложения), руководители организации будут вынуждены предпринимать шаги по поиску дополнительных источников денежных средств на соответствующий бюджетный период: брать кредит в банке, как в нашем примере, или искать иную форму привлечения внешних финансовых средств (эмитировать акции, облигации, использовать способы снижения дебиторской задолженности и т.п.).

Таким образом, в БДР определяются прогнозные результаты деятельности строительной организации, но не отражается движение денежных средств. А БДДС - это по сути прогнозный денежный поток строительной организации (кэш-флоу), т.е. основной документ для регулирования ее финансового состояния. По нему можно судить, каким будет в данный месяц финансовое состояние организации, если фактические притоки и оттоки денежных средств будут равны прогнозным значениям в БДДС.

Если фактические притоки будут больше, а фактические оттоки - меньше предусмотренных в БДДС значений, финансовое состояние организации будет улучшаться, и наоборот.

БДР является базовым документом для разработки БДДС, поскольку выручка от реализации продукции (сдачи заказчикам объектов и работ) и расходы на строительно-монтажные работы - это основные притоки и оттоки денежных средств в строительной организации. Поэтому бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств являются основными рабочими документами, предназначенными для ежедневного, ежемесячного, ежеквартального управления деятельностью и финансами строительной организации.

В.В.Остапенко

К. э. н,

зав. отделом финансов

предприятий НИФИ Минфина России

А.А.Егошин

Аспирант

НИФИ Минфина России

Подписано в печать

26.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Передача строительных материалов субподрядчику ("Строительство: налогообложение, бухучет", 2004, N 4) >
Статья: Новая методика определения стоимости строительной продукции ("Строительство: налогообложение, бухучет", 2004, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.