![]() |
| ![]() |
|
Статья: Некоторые рекомендации по завершению отчетного года и составлению отчетности бюджетными учреждениями ("Бухгалтерская отчетность организации", 2004, N 4)
"Бухгалтерская отчетность организации", N 4, 2004
НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ОТЧЕТНОГО ГОДА И СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТНОСТИ БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Проведение инвентаризации
Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений составляется на основе бухгалтерских записей, подтвержденных первичными учетными документами и регистрами бухгалтерского учета. До составления баланса производятся сверка оборотов и остатков по аналитическим счетам с оборотами и остатками по счетам синтетического учета, выверка расчетов с дебиторами, кредиторами и по другим обязательствам. Статьи годового баланса должны быть обоснованы данными инвентаризации. Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится учреждением в соответствии с нормативными правовыми актами Минфина России. Согласно п.1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, и п.26 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом <*> Минфина России от 30.12.1999 N 107н (далее - Инструкция по бухгалтерскому учету), проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может производиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. ————————————————————————————————<*> С 1 января 2005 г. вводится в действие Приказ Минфина России от 26.08.2004 N 70н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету".
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ остатки средств бюджетных учреждений на конец отчетного года должны быть равны нулю. При этом остатки неиспользованного финансирования, возвращенные в федеральный бюджет, подлежат учету согласно требованиям Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год". Аналогичный порядок завершения операций предусмотрен и для средств федерального бюджета в иностранной валюте. Учреждения, финансируемые из бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, остатки средств засчитывают при дальнейшем финансировании из бюджета, если иное не предусмотрено законодательством.
Все расчеты с подотчетными лицами, дебиторами и кредиторами к концу года должны быть завершены. От подотчетных лиц необходимо затребовать авансовые отчеты, остатки неиспользованных средств. С дебиторами следует заранее провести сверку задолженностей и потребовать полного погашения долга. По непогашенной дебиторской и кредиторской задолженности на конец года следует дать пояснения в объяснительной записке к отчету. Остатки в кассе учреждения сверх утвержденного лимита необходимо сдать в банк не позднее 31 декабря 2004 г. Следует помнить, что в сумму лимита кассы включают как бюджетные, так и внебюджетные средства. До окончательного формирования счетов бюджетного учета для составления годового баланса проводят дополнительные записи по результатам инвентаризации на дату ее проведения. Излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма относится на увеличение: целевых средств на содержание учреждения и другие мероприятия (субсчет 270 "Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия") - по бюджетной деятельности, а также целевым средствам и безвозмездным поступлениям; доходов отчетного периода (субсчет 400 "Доходы отчетного периода") - по предпринимательской деятельности. Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, на этот или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене имущества должны быть подтверждены документально или экспертным путем. Недостача материальных запасов в пределах норм естественной убыли отражается по балансовой стоимости по дебету субсчетов 140 "Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия", 141 "Расчеты по дополнительным источникам бюджетного финансирования на расходы учреждения", 220 "Расходы по предпринимательской деятельности", 241 "Средства на содержание и развитие материально-технической базы", 270 и кредиту субсчетов 04 "Оборудование, строительные материалы и материалы для научных исследований", 050 "Молодняк животных и животные на откорме", 06 "Материалы и продукты питания", 080 "Готовая продукция". Недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц по рыночной стоимости по дебету субсчета 170 "Расчеты по недостачам" и кредиту субсчетов: счетов 04, 05, 06 (кроме субсчета 068 "Материалы в пути") - по материальным запасам; 120 "Касса" - по денежным средствам; 173 "Расчеты по платежам в бюджет" - по основным средствам, нематериальным активам и малоценным предметам, приобретенным за счет бюджетных средств; 270 - по основным средствам, нематериальным активам и малоценным предметам, приобретенным за счет целевых средств и безвозмездных поступлений; 401 "Доходы будущих периодов" - по основным средствам, нематериальным активам и малоценным предметам, приобретенным за счет средств от предпринимательской деятельности. В случае неустановления виновных лиц или отказа судом во взыскании убытков с них производится запись по кредиту субсчета 170 и дебету субсчетов 140, 141, 173, 270, 401.
Порядок закрытия счетов текущего финансового года
По окончании отчетного года по состоянию на 31 декабря производятся заключительные записи по счетам бухгалтерского учета бюджетных и внебюджетных средств. В дебет субсчета 140 списываются расходы, учтенные по субсчету 200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия". Закрытие произведенных в течение года расходов осуществляют по каждому коду экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Остаток по субсчету 200 на 1 января 2005 г. должен быть равен нулю. Наличие остатка по субсчету 200 на конец отчетного периода указывает на то, что фактические доходы не покрыты источником финансирования и, как следствие, фактические расходы осуществлялись сверх сумм доведенных лимитов бюджетных обязательств на отчетный период. Этот факт свидетельствует о нарушении бюджетным учреждением финансовой дисциплины. В дебет субсчета 141 списываются расходы, учтенные по субсчету 201 "Расходы за счет дополнительных источников бюджетного финансирования". Фактические расходы не могут превышать суммы финансирования по субсчету 141. Как и по субсчету 200, остаток по субсчету 201 на 1 января 2005 г. должен равняться нулю. Расходы, учтенные по субсчету 203 "Расходы по бюджету на капитальное строительство", списываются в дебет субсчета 143 "Расчеты по финансированию из бюджета на капитальное строительство" согласно актам приемки. Расходы по незаконченным и законченным, но не сданным в эксплуатацию объектам строительства и реконструкции остаются на субсчете 203 и переходят на баланс следующего года. По окончании года субсчет 223 "Расходы за счет средств, формируемых из прибыли" закрывается путем списания расходов, произведенных в течение года, по кредиту этого субсчета и дебету субсчетов 240 "Средства на материальное поощрение и социальные выплаты" и 241. К таким расходам относятся расходы на оказание материальной помощи, начисление премий, выдачу ссуд, содержание материально-технической базы, приобретение основных средств, малоценных предметов, содержание объектов социальной сферы, улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, приобретение путевок и т.п., а также расходы, связанные с начислением штрафных санкций, пеней, доначислением сумм налогов и платежей. Субсчет 225 "Расходы по целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия" по окончании года закрывается путем списания расходов, произведенных в течение года, в дебет субсчета 270. По окончании отчетного года определяется результат (прибыль или убыток) от реализации продукции (работ, услуг) и прочих операций: превышение доходов над расходами отражают по дебету субсчета 400 и кредиту субсчета 410 "Прибыли и убытки"; превышение расходов над доходами - по дебету субсчета 410 и кредиту субсчета 400. Начисление налогов, установленных действующим законодательством, производится по дебету субсчета 410 и кредиту субсчета 173. Формирование из прибыли средств на материальное поощрение и социальные выплаты, а также на содержание и развитие материально-технической базы отражается по дебету субсчета 410 и кредиту субсчетов 240 и 241. Отдельно следует остановиться на порядке закрытия счетов по подсобным (учебным) сельским хозяйствам. В подсобных и учебно-опытных хозяйствах в конце года осуществляется распределение накладных расходов, учтенных по субсчету 210 "Расходы к распределению". Накладные расходы в зависимости от конкретных условий распределяются учреждениями по отдельным видам продукции, изделий, работ, услуг пропорционально заработной плате производственных рабочих, научных сотрудников и т.п., или израсходованным материалам, или совокупности прямых расходов. При этом накладные расходы списываются с кредита субсчета 210 на дебет соответствующих субсчетов счетов 20 "Расходы по бюджету", 22 "Расходы за счет внебюджетных источников". В кредит субсчета 220 в течение года относятся: плановая стоимость продукции, полученной от сельского хозяйства (дебетуется счет 080), плановая стоимость привеса и приплода молодняка животных (дебетуется субсчет 050). В конце года в кредит субсчета 220 списывается разница между плановой и фактической стоимостью продукции. Эта разница отражается в части, относящейся к нереализованной продукции, по дебету субсчетов 080 и 050 и кредиту субсчета 220, а в части, относящейся к реализованной продукции, - по дебету субсчета 280 "Выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги" и кредиту субсчета 220. При этом перерасход записывается положительными числами, а экономия - отрицательными.
Методика формирования баланса исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (форма N 1-1)
Отдельный баланс по внебюджетной деятельности формируют на основании Инструкции по бухгалтерскому учету через присвоение балансовым субсчетам признаков: 1 - для учета бюджетной деятельности; 2 - для учета предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; 3 - для учета деятельности, осуществляемой за счет целевых источников. Особенности распределения активных субсчетов (счетов) по признакам приведены в табл. 1. К балансовым субсчетам, не указанным в табл. 1, применимы все признаки.
Таблица 1
—————————T——————————————————————————————————T————————————————————¬ | Номер | Наименование субсчета (счета) | Признак | |субсчета| +——————T——————T——————+ | (счета)| | 1 | 2 | 3 | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 030 |Долгосрочные финансовые вложения | — | 030 | — | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 040 |Оборудование к установке | 0401 | — | 0403 | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 041 |Строительные материалы для | 0411 | — | 0413 | | |капитального строительства | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 044 |Спецоборудование для | — | 044 | — | | |научно—исследовательских работ по | | | | | |договорам с заказчиками | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 065 |Специальные материалы | 0651 | — | — | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 080 |Готовая продукция | — | 080 | — | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 09 |Средства федерального бюджета | 09 | — | — | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 10 |Средства бюджетов субъектов | 10 | — | — | | |Российской Федерации и местных | | | | | |бюджетов | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 110 |Целевые средства и безвозмездные | — | — | 110 | | |поступления | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 111 |Средства, полученные от | — | 111 | — | | |предпринимательской деятельности | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 114 |Средства, поступившие во временное| — | — | 114 | | |распоряжение учреждения | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 115 |Средства, полученные из | — | — | 115 | | |государственных внебюджетных | | | | | |фондов | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 118 |Средства в иностранной валюте | — | 1182 | 1183 | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 134 |Краткосрочные финансовые вложения | — | 134 | — | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 14 |Внутриведомственные расчеты по | 14 | — | — | | |финансированию из бюджета | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 153 |Расчеты с покупателями и | — | 153 | — | | |заказчиками за выполненные работы | | | | | |и оказанные услуги | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 156 |Расчеты с исполнителями за | 1561 | 1562 | — | | |выполненные работы | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 171 |Налог на добавленную стоимость по | — | 171 | — | | |приобретенным материальным | | | | | |ценностям, работам и услугам | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 172 |Расчеты по специальным видам | — | — | 172 | | |платежей | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 191 |Расчеты за счет средств, | — | — | 191 | | |полученных от государственных | | | | | |внебюджетных фондов | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 192 |Расчеты по взысканию переплат | — | — | 192 | | |пенсий и пособий | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 195 |Расчеты по оказанию социальной | 195 | — | — | | |помощи населению | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 20 |Расходы по бюджету | 20 | — | — | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 220 |Расходы по предпринимательской | — | 220 | — | | |деятельности | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 223 |Расходы за счет средств, | — | 223 | — | | |формируемых из прибыли | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 224 |Расходы на капитальное | — | 224 | — | | |строительство за счет средств на | | | | | |содержание и развитие | | | | | |материально—технической базы | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 225 |Расходы по целевым средствам на | — | — | 225 | | |содержание учреждения и другие | | | | | |мероприятия | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 227 |Расходы за счет средств родителей | — | — | 227 | | |на содержание детского учреждения | | | | | | | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 228 |Расходы за счет средств, | — | — | 228 | | |полученных от государственных | | | | | |внебюджетных фондов | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 280 |Выполненные и сданные заказчикам | — | 280 | — | | |продукция, работы и услуги | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 410 |Прибыли и убытки | — | 410 | — | L————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————— Особенности распределения пассивных субсчетов (счетов) по признакам приведены в табл. 2. К балансовым субсчетам, не указанным в табл. 2, применимы все признаки.
Таблица 2
—————————T——————————————————————————————————T————————————————————¬ | Номер | Наименование субсчета (счета) | Признак | |субсчета| +——————T——————T——————+ | (счета)| | 1 | 2 | 3 | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 14 |Внутриведомственные расчеты по | 14 | — | — | | |финансированию из бюджета | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 153 |Расчеты с покупателями и | — | 153 | — | | |заказчиками за выполненные работы | | | | | |и оказанные услуги | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 155 |Расчеты по авансам полученным | — | 155 | — | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 172 |Расчеты по специальным видам | — | — | 172 | | |платежей | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 174 |Расчеты по средствам, | — | — | 174 | | |поступившим во временное | | | | | |распоряжение | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 188 |Расчеты с военнослужащими по | 188 | — | — | | |денежному довольствию и прочим | | | | | |выплатам | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 191 |Расчеты за счет средств, | — | — | 191 | | |полученных от государственных | | | | | |внебюджетных фондов | | | | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 23 |Финансирование из бюджета | 23 | — | — | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 24 |Средства, формируемые из прибыли | — | 24 | — | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 27 |Средства целевого назначения | — | — | 27 | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 400 |Доходы отчетного периода | — | 400 | — | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 401 |Доходы будущих периодов | — | 401 | — | +————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————+ | 410 |Прибыли и убытки | — | 410 | — | L————————+——————————————————————————————————+——————+——————+——————— В табл. 3 приводятся контрольные соотношения показателей баланса исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (форма N 1-1).
Таблица 3
————T——————————————————————————————T——————————————————————————————¬ | N | Проверяемые показатели | Проверяющие показатели | |п/п| | | +———+——————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 1|Сумма по строке 0010 "Основные|Сумма по строке 0690 "Фонд в | | |средства (010 — 019)" |основных средствах (250)" плюс| | | |сумма по строке 0760 "Износ | | | |основных средств (020)" | +———+——————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 2|Сумма по строке 0030 |Сумма по строке 0700 "Фонд в | | |"Нематериальные активы (031)" |нематериальных активах (251)" | +———+——————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 3|Сумма по строке 0080 |Сумма по строке 0710 "Фонд в | | |"Малоценные предметы на складе|малоценных предметах (260)" | | |и в эксплуатации (070, 071 )" | | | |плюс сумма по строке 0090 | | | |"Белье, постельные | | | |принадлежности, одежда и обувь| | | |на складе и в эксплуатации | | | |(072, 073)" | | +———+——————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 4|Сумма по строке 0490 "Расходы |Меньше или равно сумме по | | |за счет средств, формируемых |строке 0670 "Средства на | | |из прибыли (223)" |материальное поощрение и | | | |социальные выплаты (240)" плюс| | | |сумма по строке 0680 "Средства| | | |на содержание и развитие | | | |материально—технической базы | | | |(241)" | +———+——————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 5|Сумма по строке 0500 "Расходы |Меньше или равно сумме по | | |по целевым средствам на |строке 0720 "Целевые средства | | |содержание учреждения и другие|на содержание учреждения и | | |мероприятия (225)" |другие мероприятия (270)" | +———+——————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 6|Сумма по строке 0510 "Расходы |Меньше или равно сумме по | | |за счет средств родителей на |строке 0730 "Средства | | |содержание детского учреждения|родителей на содержание | | |(227)" |детского учреждения (272)" | +———+——————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 7|Сумма по строке 0600 "Расходы |Меньше или равно сумме по | | |на капитальное строительство |строке 1020 "Средства на | | |за счет средств на содержание |содержание и развитие | | |и развитие |материально—технической базы | | |материально—технической базы |(241)" | | |(224)" | | +———+——————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 8|Сумма по строке 0610 "Расходы |Меньше или равно сумме по | | |по целевым средствам на |строке 1030 "Целевые средства | | |содержание учреждения и другие|на содержание учреждения и | | |мероприятия (225)" |другие мероприятия (270)" | +———+——————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 9|Сумма по строке 0620 "Баланс" |1. Сумма строк 0010 — 0610 | | | |2. Сумма по строке 1040 | | | |"Баланс" | +———+——————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 10|Сумма по строке 1040 "Баланс" |Сумма строк 0670 — 1030 | L———+——————————————————————————————+——————————————————————————————— Ю.В.Будкин Д. э. н. Аудиторская фирма "Аудит-Гарант"
П.В.Гнездилов Аудиторская фирма "Аудит-Гарант"
А.С.Чернышова Аудиторская фирма "Аудит-Гарант" Подписано в печать 26.11.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |