Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Налоговый кодекс 2005 года ("Главбух", 2004, N 23)



"Главбух", N 23, 2004

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС 2005 ГОДА

Дмитриева Оксана Генриховна - член Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы РФ.

Законодатели обожают встречать Новый год с чувством исполненного долга. Поэтому в конце года они как из рога изобилия сыплют на налогоплательщиков всевозможные поправки, законы, нововведения. Вот и сейчас депутаты лихорадочно заканчивают все, что запланировали на 2004 г. Правда, не все идет как по маслу: некоторые законопроекты пришлись не по нраву Совету Федерации и вернулись в Думу на доработку. Сколько успеют сенаторы? Какие изменения в налоговом законодательстве вступят в силу с 1 января 2005 г.?

- Какие наиболее важные изменения ждут налогоплательщиков в будущем году?

- Из тех законов, которые вступят в силу с 1 января 2005 г., на мой взгляд, самых значимых четыре. Во-первых, наконец-то в Налоговый кодекс вводится глава "Государственная пошлина". Во-вторых, в Кодексе появится новая глава "Земельный налог".

В-третьих, начнут действовать законы, принятые в рамках государственной программы "Доступное жилье", которые направлены на удешевление ипотечного кредитования. И последнее - сделки по реализации жилья будут освобождены от НДС.

- А как же снижение ставки единого социального налога? Разве это не самое заметное событие года, касающееся налоговой реформы?

- Снижение ЕСН - весьма противоречивое решение. Ведь в результате снизятся доходы Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования, а следовательно, существенно сократятся социальные выплаты.

Но, что примечательно, это решение не облегчит жизнь работодателей. Ведь планируется, что с 2005 г. два дня больничных будет оплачивать организация. Конечно, это при условии, что Президент утвердит закон о бюджете Фонда социального страхования в том виде, в котором его приняла Государственная Дума. Тогда для многих предприятий выгода от снижения ЕСН будет "перекрыта" затратами на оплату двух дней больничного листа работников.

- И с земельным налогом все непросто. Насколько я знаю, Совет Федерации отправил законопроект на доработку...

- Важно, что в этой главе Налогового кодекса применен принципиальный подход: налог будет взиматься исходя из кадастровой стоимости земли. Это более справедливо, чем исчисление налога с применением региональных коэффициентов. Правда, Совет Федерации полагает, что методика кадастровой оценки допускает определенные погрешности. Поэтому нас и попросили уточнить в законе кое-какие детали. Например, не исключено, что научные организации войдут в число льготников. Чтобы урегулировать этот вопрос, Государственная Дума и Совет Федерации создали согласительную комиссию. Кстати, она уже начала работать.

- Можно ли будет оспорить в суде кадастровую стоимость земельного участка?

- В законе эта возможность не рассматривается. Пока непонятно в принципе, как организовать такую процедуру. Ведь порой один номер кадастрового участка - это собственность не одного, а сотен и тысяч налогоплательщиков. Поэтому разумнее всего проверить закон на практике. Но решить все задачи нужно как можно скорее, чтобы быть готовыми к новому порядку исчисления налога на имущество. Тогда налоговой базой будет стоимость имущества по рыночным расценкам.

- Какие принципиальные изменения депутаты собираются внести в гл.25 Налогового кодекса? Расскажите подробнее...

- В законопроекте много уточнений действующих норм (например, расшифровывается понятие технологических потерь, включаемых в состав материальных расходов). Кроме того, в проекте закона четко прописано, что арендодатель может амортизировать капитальные затраты в случае, если арендатор производил неотделимое улучшение арендованного имущества. Также расширяется перечень расходов, обеспечивающих социальную защиту инвалидов.

- То есть законопроект исключительно прогрессивен и в нем нет недостатков?

- Ну почему: в тексте законопроекта, принятого в первом чтении, есть целый ряд моментов, ухудшающих положение налогоплательщиков. В частности, предприятиям разрешается включать отчисления в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в состав расходов на оплату труда только при условии применения пенсионной схемы с именными счетами, в то время как НПФ преимущественно используют солидарные схемы.

- А как предлагается сблизить бухгалтерский и налоговый учет?

- В законопроекте правила бухучета предлагается распространить на оценку материально-технических запасов, метод оценки сырья. Предлагается также дать налогоплательщику право самостоятельно определять перечень прямых расходов, закрепив это в учетной политике организации для целей налогообложения.

- Сближение налогового и бухгалтерского учета, конечно, благое дело. Но все же это опасно для налогоплательщиков. Если исчислять налоги по минфиновским правилам, то правительство сможет изменять размер платежей, не согласовывая это с Думой.

- Моя позиция такова: все налоги должны начисляться по регистрам бухгалтерского учета. Когда законодатели решили, что фирмы должны вести отдельный налоговый учет, я возражала. С одной стороны, контролировать уплату налогов стало проще. Но с другой - у предприятий появилось больше возможностей использовать схемы по минимизации налогов. К тому же вести отдельный налоговый учет сложно для налогоплательщика.

- В Госдуме обсуждается несколько законопроектов с поправками в гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ. Чему именно они посвящены?

- Правительство заявляет о своей готовности поднять планку объемов оборота, до достижения которой предприятия подпадают под упрощенную систему налогообложения, до 18,5 млн руб. Но по сути это не компенсирует даже ту инфляцию, которая прошла с того момента, как была установлена прежняя планка в 15 млн руб. С моей точки зрения, эта сумма должна быть увеличена как минимум до 30 млн руб. Не менее важный законопроект - дать "упрощенцам" возможность добровольно уплачивать НДС. Многие предприниматели отказываются от перехода на упрощенную систему из-за того, что партнеры не хотят с ними работать. Ведь покупатели "упрощенца" не могут зачесть "входной" налог. Эти две проблемы должны быть решены в ближайшее время. Оба законопроекта уже подготовлены, и мы постараемся их рассмотреть в конце этого года или в начале весенней сессии.

Беседовал

А.Кожахметов

Подписано в печать

24.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
"ГОДОВОЙ НАЛОГОВЫЙ ОТЧЕТ" (от журнала ФНС (МНС) "Российский налоговый курьер") ("Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97", 2004) >
Статья: <Что изменилось в учете и налогообложении на 24.11.2004> ("Главбух", 2004, N 23)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.