Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Инвестиции через IPO ("Консультант", 2004, N 23)



"Консультант", N 23, 2004

ИНВЕСТИЦИИ ЧЕРЕЗ IPO

Одним из способов привлечения средств в компанию является IPO. Что подразумевается под этим загадочным термином? Как фирме воспользоваться такой формой финансирования? На эти и многие другие вопросы ответил Дмитрий Валяев, руководитель Управления первичных размещений фондовой биржи РТС.

- Дмитрий Александрович, сейчас все говорят об IPO. Что это такое?

- Это процедура размещения акций первыми владельцами на открытом рынке. Было достаточно много дебатов, что считать истинным, а что неистинным IPO. На мой взгляд, практически любое первичное размещение акций можно считать IPO. Особенно в условиях российской действительности, когда очень мало эмитентов выходят на открытый рынок со своими акциями. Я считаю, неважно, старый это или новый выпуск ценных бумаг.

- Чем такое размещение акций может быть привлекательно для компании?

- В первую очередь это источник привлечения капитала. Некоторым компаниям IPO осуществлять не нужно, потому что они имеют устойчивое финансовое положение. Например, нефтяники или металлурги. Для них IPO может стать вопросом имиджа. Такие компании стремятся создавать публичную финансовую историю и для этого размещают свои бумаги как на западных биржах, так и на нашем рынке, то есть проводят IPO. Крупные компании в состоянии себе это позволить.

В отличие от них большинство мелких и средних компаний с удовольствием воспользовались бы таким источником привлечения капитала. Однако усилий им придется приложить гораздо больше, ведь наибольший интерес у участников рынка сосредоточен, как правило, в акциях компаний с капитализацией от 1 млрд долл.

- Почему, на Ваш взгляд, так мало компаний выходит на IPO?

- Основная причина - это характерное для России отношение собственника к своей собственности. "Если есть собственность, то она должна быть полностью моей". Кроме того, у нас не принято выставляться напоказ. Наверное, это связано с тем, что практически каждый год в нашей стране что-то случается: 1995 г. - межбанковский кризис, 1996 г. - выборы президента Б. Ельцина, 1997 г. - азиатский кризис, 1998 г. - дефолт и т.п. Нам необходим достаточно продолжительный стабильный период.

- Расскажите про сам процесс IPO. Кто в нем участвует?

- Во-первых, это эмитент, биржа и инвестиционный банк. Естественно, также привлекаются консультанты, юристы и специалисты по PR.

- Допустим, компания решила разместить свои акции, с чего ей начать?

- Сначала она выбирает инвестиционный банк. В процедуре публичного размещения его роль очень важна. Он поможет компании предложить ту самую схему, которая будет для нее оптимальна и учтет индивидуальные особенности. Кроме того, участие известного банка в IPO способствует увеличению престижа мероприятия, а это, в свою очередь, позволяет привлечь гораздо больше инвесторов.

Возможен также вариант, когда конъюнктура рынка ценных бумаг неблагоприятна для размещений и есть вероятность не совсем удачного итога при проведении IPO. В таком случае банк или гарантирует эмитенту удачное проведение IPO за счет своих источников, или советует перенести размещение на более поздний срок (закон РФ позволяет компании проводить размещение в течение года после регистрации эмиссионных документов).

- Каковы дальнейшие действия компании?

- Затем компания обращается на биржу и согласует с ней схему IPO. Кроме того, биржа принимает участие в подготовке эмиссионных документов. И в итоге осуществляет процедуру первичного размещения.

- Говорят, что IPO - это долгий процесс, который занимает чуть ли не полтора года?

- Да, это довольно продолжительный процесс. Как показывает практика, с того момента как компания обращается на биржу и до размещения ее акций на рынке, проходит в среднем от четырех до шести месяцев.

- Сколько будет стоить компании проведение IPO?

- Основные затраты - это комиссия инвестиционному банку. Обычно она составляет от 5 до 10 процентов от объема размещения ценных бумаг. Но в целом это вопрос личных взаимоотношений между эмитентом и банком.

Естественно, чем больше компаний будет выходить на IPO, тем больше будет конкуренция между банками. Соответственно, расценки станут снижаться. Это обычный процесс.

- А какую плату берет биржа за свои услуги?

- Биржа берет плату за экспертизу документов на допуск ценных бумаг к обращению и за их поддержание в котировальном списке. Это не очень большие деньги. Например, включение ценных бумаг в список самого высокого уровня А1 стоит 45 тыс. руб. А их поддержание в этом списке - 12 тыс. руб. в год.

IPO всего лишь старт: важно, чтобы бумага после размещения нормально обращалась. Для этого существует процедура листинга. Есть котировальный список. В нем четыре уровня - А1, А2, Б и "внесписочный уровень". Чем выше уровень, тем выше требования к эмитенту. Например, требования по корпоративному управлению. Кстати, с нового года они повысятся.

- Каким требованиям должна удовлетворять компания, чтобы торговать своими акциями на самом высшем уровне?

- Прежде всего, у нее должна быть отчетность, составленная по международным стандартам. Кроме того, кодекс корпоративного поведения должен предусматривать не менее трех независимых директоров. Во владении одного лица должно находиться не более 75 процентов акций и другие условия.

- Вы упомянули про категорию акций "вне списка". Что это означает?

- В этом случае бумаги просто включаются в список ценных бумаг, допущенных к обращению, но не попадают в котировальные списки.

- С какими рисками компания может столкнуться в процессе IPO?

- Прежде всего с конъюнктурным риском (условия, когда в силу определенных причин покупатели не спешат вкладывать деньги в акции - политические риски, риски дефолтов, перекупленность рынка и прочее).

- Стоит ли фирме опасаться поглощения?

- Конечно, такую ситуацию нужно прогнозировать. Корпоративные войны всегда были, есть и будут. Надо быть к этому готовым.

- Какой процент своих акций обычно размещают компании?

- Например, весной этого года IPO провели авиационная компания "Иркут" и концерн "Калина". При этом "Иркут" разместила 25 процентов своих акций, а "Калина" - 15 процентов. Все зависит от конкретных целей компании. На российских биржах пока нет ограничений по количеству акций в свободном обращении. На зарубежных же площадках такие ограничения существуют. Например, на Лондонской или Нью-Йоркской биржах в свободном обращении должно находиться не менее определенного количества акций.

- А может получиться так, что один покупатель приобретет все размещенные акции?

- Может, но это нежелательно с точки зрения публичности. И рынок воспринимает такую информацию негативно.

- Как Вы думаете, только крупные компании могут себе позволить IPO?

- Для этого и нужны инвестиционные банки. Именно они помогают компании сориентироваться на фондовом рынке, определить ее стоимость и готовность к IPO. Например, концерн "Калина" имеет капитализацию около двухсот миллионов долларов. Мне кажется, это тот самый минимум, с которым организация может выходить на рынок.

- Если компания хочет выйти на международный рынок, что она должна сделать?

- Для начала она должна включить свои ценные бумаги для торговли на российскую биржу. Также компания должна получить разрешение ФСФР на размещение определенного процента своих акций за рубежом.

- Где, на Ваш взгляд, лучше торговать - на российском рынке или за рубежом?

- Я думаю, и на российских, и на зарубежных биржах торговать хорошо. Но, по большому счету, на международном рынке переток капитала между странами происходит гораздо оперативнее.

- А найдут ли за границей наши акции спрос?

- Я не думаю, что у компаний могут возникнуть проблемы со спросом, как на нашем, так и на зарубежных рынках. По странам, где присутствуют потенциальные покупатели, эмитенты обычно проводят так называемые "роуд-шоу". Они включают в себя презентации программы компании и встречи с возможными инвесторами. В результате эти мероприятия так или иначе обеспечивают привлечение денег. Считается, что на Западе размещаться лучше, но пока это более дорогостоящее мероприятие.

- Можно ли в рамках одного IPO выйти и на российский, и на международный рынки?

- Да. Технологии позволяют выбирать разные схемы размещения. Даже, например, внутри одной страны - России можно сделать параллельный выпуск на двух биржах.

- Сколько сейчас компаний публично размещают свои акции на российском рынке?

- В этом году уже проведены IPO компаний "Иркут", "Калина", "Седьмой континент". До конца года компания "Открытые инвестиции" планирует осуществить первичное размещение своих акций. Достаточно много организаций в планах на следующий год ставят проведение IPO. Если пройдут 5 - 7 IPO, это будет считаться хорошим результатом.

- Какие меры, на Ваш взгляд, нужно предпринять для стимулирования интереса российских эмитентов к фондовому рынку России?

- Нужно информировать потенциальных эмитентов о механизмах выхода на фондовый рынок. Например, фондовая биржа РТС делает это в рамках конференций.

Общие требования по листингу акций

     
   ——T——————————————————————————————————T——————T——————T————————¬
   |N|            Требования            |  А1  |  А2  |   Б    |
   +—+——————————————————————————————————+——————+——————+————————|
   |1|Максимальное количество акций,    | 75%  | 75%  |   —    |
   | |находящихся во владении           |      |      |        |
   | |одного лица (группы связанных лиц)|      |      |        |
   +—+——————————————————————————————————+——————+——————+————————+
   |2|Минимальное количество            | 1000 | 1000 |   —    |
   | |акционеров (чел.)                 |      |      |        |
   +—+——————————————————————————————————+——————+——————+————————+
   |3|Срок существования эмитента       |3 года|1 год |   —    |
   +—+——————————————————————————————————+——————+——————+————————+
   |4|Рыночная стоимость всех акций     | 300  | 300  |   —    |
   | |эмитента (млн руб.)               |      |      |        |
   +—+——————————————————————————————————+——————+——————+————————+
   |5|Среднемесячная сумма рыночных     |2 млн |1 млн |400 тыс.|
   | |сделок по итогам последних        |      |      |        |
   | |шести месяцев (руб.)              |      |      |        |
   +—+——————————————————————————————————+——————+——————+————————+
   |6|Отсутствие убытков                |  Да  |  Да  |   —    |
   L—+——————————————————————————————————+——————+——————+—————————
   

Беседовала

эксперт "Консультанта"

Н.Ростова

Подписано в печать

22.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: От издержек к доходам ("Консультант", 2004, N 23) >
Статья: Крупное производство: проблемы снабжения ("Консультант", 2004, N 23)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.