Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Удаленные разъяснения ("ЭЖ-Юрист", 2004, N 45)



"ЭЖ-Юрист", N 45, 2004

УДАЛЕННЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ

За последнее время полномочия налоговых органов претерпели существенные изменения в контексте проводимой административной реформы, в частности, в связи с реформированием системы и структуры федеральных органов исполнительной власти (см. "Пояснения к разъяснениям". "ЭЖ-Юрист" N 43). В результате налогоплательщики столкнулись с ситуацией, когда сложившаяся система отношений была нарушена из-за передачи полномочий по разъяснению налогового законодательства от налоговых органов финансовым. Что же ждет налогоплательщиков?

Передача полномочий

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу (далее - ФНС) с передачей его полномочий по принятию нормативных правовых актов, по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах Министерству финансов РФ. Одновременно ФНС переданы полномочия по представлению интересов РФ в процедурах банкротства упраздняемой Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству.

Принципиальные изменения в системе государственного управления заключаются в том, что отныне федеральные министерства осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, а федеральные службы - функции по контролю и надзору и изданию индивидуальных правовых актов в пределах своей компетенции.

Новыми полномочиями ФНС являются представление в соответствии с законодательством о банкротстве интересов РФ по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам, а также принятие решения об изменении срока уплаты налогов, сборов и пеней.

Согласно действующей редакции пп.3 п.1 ст.111 НК РФ выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

Некоторые замечания

Изменения ст.111 НК РФ вступили в силу со 2 августа 2004 г. и не имеют обратной силы как ухудшающие положение налогоплательщика (п.2 ст.5 НК РФ). Ухудшение обусловлено тем, что сузился круг органов, уполномоченных давать разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, следовательно, и усложнена процедура их получения.

Если деяние, имеющее признаки состава налогового правонарушения, имело место до 2 августа 2004 г., то независимо от времени его обнаружения и наложения санкций допустимо ссылаться на наличие письменных разъяснений налоговых органов как на реабилитирующее обстоятельство. По длящимся правонарушениям (например, ст.ст.120 и 122 НК РФ) это допустимо также в тех случаях, когда налоговый период начался до обозначенной даты независимо от момента его окончания.

С указанного числа не применяется Положение об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов, утвержденное Приказом МНС России от 05.05.1999 N ГБ-3-15/120, в части, касающейся порядка предоставления письменных разъяснений по вопросам налогов и сборов. Соответствующие акты должны принять финансовые органы на всех уровнях. В силу ст.34.2 Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. Региональное законодательство о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах будут разъяснять соответственно органы субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов.

Налоговые органы, лишившись права давать разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, тем не менее вправе разъяснять положения нормативных актов в установленной сфере деятельности, не относящихся к законодательству о налогах и сборах. Это следует из п.6.3 Положения о Федеральной налоговой службе.

В Положении особо говорится о правах ФНС, которыми она наделяется с целью реализации своих полномочий (п.6). Например, это право организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований.

Как уже отмечалось, Положение об органе исполнительной власти как организационно-программный документ для соответствующего ведомства и подзаконный нормативный акт не должно вторгаться в сферу правого регулирования тех или иных федеральных законов, в частности устанавливать новые полномочия, привносить новую терминологию и т.п.

Следует критически отнестись к принятому Положению в части предоставления права применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушениями юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства РФ (п.6.6). Данное предписание страдает терминологическим излишеством и вызывает ряд неизбежных вопросов.

Во-первых, что подразумевается под "мерами ограничительного, предупредительного и профилактического характера"? Судя по всему, здесь имеются в виду юридические средства, не связанные с реакцией на противоправное поведение подконтрольных субъектов, то есть меры несанкционного воздействия - контроль, проверки, запросы, обследования помещений и территорий налогоплательщиков и т.д. Порядок проведения данных мероприятий регламентирован НК РФ, иными актами и, очевидно, не было необходимости указывать их в Положении.

Во-вторых, в п.6.6 Положения говорится о санкциях, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушениями юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства РФ. Вероятно, речь идет о налоговых и административных санкциях как мерах принуждения, применяемых к нарушителям налогового или иного законодательства (об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; о лицензировании и др.).

Думается, в Положении нет необходимости указывать цели применения санкций, так как они подчинены отраслевому режиму правоприменения и преследуют цели, заложенные в соответствующем законе (НК РФ, КоАП РФ), независимо от указания на это в Положении.

В-третьих, как понимать цель пресечения фактов нарушения законодательства РФ? Как известно, санкции применяются с целью наказания виновных и (или) восстановления нарушенного права либо правопорядка в целом. Функции же пресечения противоправного поведения выполняют специальные меры, которые санкциями в строгом смысле не являются (квазисанкции). К ним относятся приостановление операций по счетам в банках, арест имущества и т.п. Данные меры не содержат в себе итоговой оценки противоправного деяния, но могут обеспечить применение восстановительных либо штрафных мер принуждения в дальнейшем при установлении необходимых на то оснований (состава правонарушения и др.).

Таким образом, формулировку п.6.6 Положения следует признать неудачной в силу ее неопределенности.

Конечно, не стоит преувеличивать значение данного акта, который в силу ст.ст.1 и ст.4 НК РФ не относится к законодательству о налогах и сборах, то есть не может регулировать отношения между налоговым органом и налогоплательщиком (ст.2 НК РФ). В иных сферах деятельности налоговых органов Положение также не должно иметь прямого действия, во всяком случае не должно расширять их полномочия по сравнению с установленными законом. В то же время Положение непосредственно регулирует организационные отношения в системе налоговых органов, "ориентирует" их на осуществление тех или иных мероприятий, "программирует" на реализацию поставленных задач и недооценивать его также нельзя.

В завершение необходимо отметить, что 2004 г. стал годом реформирования всей системы федеральных органов исполнительной власти, в том числе и налоговых органов. Административная реформа повлекла необходимость внесения изменений в Налоговый кодекс в части распределения и перераспределения полномочий между налоговыми, таможенными, финансовыми органами, органами государственных внебюджетных фондов. Однако любые нововведения, помимо их формальной, внешней стороны, должны сохранять и обеспечивать стабильность сложившейся системы отношений, по крайней мере не должны ухудшать положения юридических лиц и граждан как контрагентов государства.

Бесспорно, передача полномочий по разъяснению налогового законодательства от налоговых органов финансовым органам отрицательным образом скажется на налогоплательщиках. По установленному порядку ФНС контролирует, непосредственно общается с налогоплательщиками, а за любыми пояснениями необходимо обращаться в Министерство финансов.

Учитывая "удаленность" Минфина России от налогоплательщика, можно утверждать, что право последнего на получение письменных разъяснений, которое как-то минимизировало отрицательный эффект от противоречий и неясностей налогового законодательства, становится декларативным. Конкретное правомочие должно получать необходимую процедурно-процессуальную форму реализации, иначе оно теряет смысл и жизнеспособность.

В.Стрельников

К. ю. н.,

Воронежский государственный университет

Подписано в печать

19.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
"АРБИТРАЖ ПО НДС" (Ризванова М.В., Актянов Д.В.) ("Главбух", 2004) >
Статья: Своевольное толкование? ("ЭЖ-Юрист", 2004, N 45)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.