Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Подарки не всегда бесплатны ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2004, N 4)



"Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", N 4, 2004

ПОДАРКИ НЕ ВСЕГДА БЕСПЛАТНЫ

Клиент, заказывая тур, в качестве поощрения может получить от турфирмы подарок (например, бесплатную экскурсию).

Налоговый кодекс РФ рассматривает подарки как безвозмездную передачу.

Поэтому турфирме, во-первых, придется начислить со стоимости подарка НДС (пп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса РФ).

Во-вторых, стоимость такого подарка турфирма не сможет учесть в целях налогообложения прибыли (п.16 ст.270 Налогового кодекса РФ).

А в-третьих, если стоимость подарка превышает 2000 руб., то с туриста придется удержать налог на доходы физических лиц (п.28 ст.217 Налогового кодекса РФ).

Однако подарок может быть представлен таковым лишь для туриста, а на самом деле его стоимость включена в цену путевки. Естественно, что ни о какой безвозмездной передаче в данном случае речи не идет. Давайте поговорим об этом подробнее.

Когда подарок не является

безвозмездной передачей

Вы сможете доказать это налоговикам при двух условиях:

1) подарок вручается только клиентам турфирмы, то есть тем гражданам, которые заказали в ней путевки или оплатили иные услуги (например, получение визы, оформление загранпаспорта);

2) цена путевки или услуги сформирована с учетом стоимости подарка.

Подобные выводы содержатся, к примеру, в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 августа 2003 г. N КА-А40/5796-03П.

Пример 1. ООО "Трэвел" (туроператор) <*> выдает каждому своему клиенту, заказавшему тур по Золотому кольцу России, дорожные сумки. Для такой раздачи турфирма приобрела по безналичному расчету 20 сумок. Покупная цена каждой такой сумки - 1062 руб. (в том числе НДС - 162 руб.).

     
   ————————————————————————————————
   
<*> О порядке создания турфирм в форме ООО читайте в статье, опубликованной в журнале "Учет в туристической деятельности" N 3, 2004, с. 43.

Обычно туры по Золотому кольцу фирма реализует за 7670 руб. (в том числе НДС - 1170 руб.). Однако в рамках проводимой компании цена такого тура была установлена в размере 8732 руб. (7670 + 1062). Хотя клиентам турфирмы выданные сумки, конечно же, были представлены в виде подарка.

Отметим, что стоимость услуг, включенных в состав тура (проезд, проживание, питание, услуги гида, экскурсии), составляет 4800 руб.

В ноябре 2004 г. турфирма реализовала 15 туров по Золотому кольцу России, выдав своим клиентам столько же сумок.

В учете ООО "Трэвел" бухгалтер отразит данную операцию следующим образом:

Дебет 41 Кредит 60

- 18 000 руб. ((1062 руб. - 162 руб.) х 20 шт.) - оприходованы приобретенные сумки;

Дебет 19 Кредит 60

- 3240 руб. (162 руб. х 20 шт.) - отражен НДС по приобретенным сумкам;

Дебет 60 Кредит 51

- 21 240 руб. (1062 руб. х 20 шт.) - перечислена оплата за сумки;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 3240 руб. - предъявлен НДС по сумкам к возмещению из бюджета;

Дебет 50 Кредит 90 субсчет "Выручка"

- 130 980 руб. (8732 руб. х 15 шт.) - поступила оплата от покупателей за 15 путевок (и фактически еще за 15 сумок) <**>;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 20

- 72 000 руб. (4800 руб. х 15 шт.) - списаны расходы по формированию туров;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 41

- 13 500 руб. (18 000 руб. : 20 шт. х 15 шт.) - списана стоимость 15 сумок;

Дебет 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- 19 980 руб. ((1170 руб. + 162 руб.) х 15 шт.) - начислен НДС с реализации 15 туров (и фактически 15 сумок);

Дебет 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж" Кредит 99

- 25 500 руб. (130 980 - 72 000 - 13 500 - 19 980) - отражена прибыль от продажи туров.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Подробнее об оформлении наличных расчетов с клиентами читайте в статье "Наличные расчеты: бланки строгой отчетности и ККМ", опубликованной в журнале "Учет в туристической деятельности" N 4, 2003, с. 35.

Когда подарок является

безвозмездной передачей

Конечно, турфирмы не всегда идут на хитрости, представляя в качестве подарка услугу или товар, по сути оплаченные клиентом. Иногда такие подарки действительно имеют место. Например, турфирма реализует путевки по одной и той же цене, при этом несколько дней в отчетном периоде к таким турам клиенту дополнительно выдается какой-то подарок.

Пример 2. ООО "Магнолия" реализует экскурсионные туры в Санкт-Петербург продолжительностью 3 дня (2 ночи) по цене 3800 руб. В состав тура входит проезд по железной дороге, проживание в гостинице с завтраком (при условии двухместного размещения), обзорная экскурсия по городу.

В период осенних школьных каникул турфирма предлагает такой тур родителям с детьми, в который дополнительно включена еще одна экскурсия. При этом стоимость таких туров та же - 3800 руб.

Скажем сразу, что даже в суде ООО "Магнолия" будет трудно доказать, что оно снизило стоимость своего тура. А после его дополнения еще одной экскурсией цена тура вновь оказалась равной 3800 руб. Иными словами, стоимость экскурсии, добавленной в осенние туры, придется рассматривать как безвозмездную передачу (со всеми налоговыми последствиями).

В качестве подарка придется признать предоставленные клиенту услугу или товар, стоимость которых практически сопоставима с ценой приобретенной путевки. К примеру, клиенту, заказавшему себе тур, фирма предоставляет бесплатный тур на его ребенка, что также будет считаться безвозмездной передачей.

И.С.Бутенко

Специалист

отдела общего аудита

ООО "АС-АУДИТ"

В.Г.Крючков

Руководитель

отдела общего аудита

ООО "АС-АУДИТ"

Подписано в печать

18.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Проведение лотерей ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2004, N 4) >
Статья: НДС по чартерным авиарейсам ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2004, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.