Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Проведение лотерей ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2004, N 4)



"Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", N 4, 2004

ПРОВЕДЕНИЕ ЛОТЕРЕЙ

"Купив путевку в этом месяце, вы становитесь участником розыгрыша, главный приз в котором - автомобиль". Подобные объявления можно встретить в каталогах или рекламе многих турфирм.

Как следует из Письма Минфина России от 6 августа 2004 г. N 03-06-06-03/1, такие розыгрыши подпадают под определение лотерей. Причем в данном случае речь идет о стимулирующей лотерее, призовой фонд которой формируется за счет средств самого организатора. О проведении подобной лотереи необходимо уведомить государственные органы.

Подробнее об этом, а также о налогообложении операций, связанных с проведением лотерей, мы поговорим в нашей статье.

Что нужно сделать перед проведением лотереи

Прежде чем проводить стимулирующую лотерею, турфирме придется уведомить об этом уполномоченный орган.

Им, как указано в п.2 Постановления Правительства РФ от 5 июля 2004 г. N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях", является Федеральная налоговая служба (бывшее МНС России). Одновременно с этим функции по нормативно-правовому регулированию лотерейной деятельности возложены на Минфин России, который в Приложении N 4 к Приказу от 9 августа 2004 г. N 66н утвердил Правила проведения стимулирующей лотереи (далее - Правила проведения стимулирующей лотереи).

В п.1 этих Правил указано, что уведомления о проведении лотерей нужно обязательно направлять в Федеральную налоговую службу, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченный орган местного самоуправления. Причем сделать это надо не менее чем за 20 дней до начала лотереи.

В уведомлении, которое составляется в произвольной форме, турфирме нужно указать срок, способ, территорию проведения лотереи, свое наименование (как организатора лотереи), наименование турпродукта, с реализацией которого связано проведение лотереи.

К этому уведомлению должны быть приложены следующие документы:

- условия лотереи;

- описание способа, которым участники лотереи информируются о сроках и условиях ее проведения;

- описание турпродукта, с которым связано проведение лотереи;

- описание способа заключения договора между турфирмой (организатором лотереи) и ее участником;

- описание способа, с помощью которого участники лотереи информируются о досрочном прекращении ее проведения;

- нотариально заверенные копии учредительных документов турфирмы;

- порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их дальнейшего востребования;

- справка, выданная налоговой инспекцией и удостоверяющая, что у турфирмы нет задолженности по уплате налогов и сборов.

Эти документы перечислены в п.1 Правил проведения стимулирующей лотереи.

Надо сказать, что приведенный перечень полностью совпадает с тем, который дан в п.2 ст.7 Федерального закона "О лотереях".

В течение 15 дней со дня получения уведомления о проведении лотереи (вместе с пакетом приложенных к нему документов) уполномоченный орган вносит в соответствующий реестр лотерей информацию о проведении данной лотереи, присвоив ей государственный регистрационный номер, или же принимает решение о запрете на ее проведение. Последнее возможно в том случае, если турфирма, к примеру, представила вместе с уведомлением неполный пакет документов или указала недостоверные сведения.

Внесение сведений о лотерее в соответствующий реестр по сути является разрешением на ее проведение. Информация об этом с указанием присвоенного лотерее номера может быть направлена или вручена турфирме, если она выскажет такую просьбу (за рассмотрение уведомлений и выдачу разрешения на проведение лотереи плата не взимается).

Особо хотелось бы обратить внимание на размер штрафа, который установлен за проведение лотерей без уведомления об этом уполномоченного органа.

Как указано в п.1 ст.14.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за такое нарушение с должностных лиц турфирмы взыскивается штраф в размере от 4000 до 20 000 руб. (от 40 до 200 МРОТ), а с самой турфирмы - от 50 000 до 500 000 руб. (от 500 до 5000 МРОТ). Как видите, сумма очень внушительная.

Налогообложение при проведении лотерей

Налог на рекламу

Расходы, которые связаны с организацией, проведением, а также формированием призового фонда лотереи, являются рекламными и соответственно облагаются налогом на рекламу.

Такой вывод содержится и в Письме Минфина России N 03-06-06-03/1. В обоснование такой позиции министерство ссылается на ст.2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе", где говорится о том, что рекламой является информация о физическом или юридическом лице, распространяемая в любой форме. Причем эта информация должна быть предназначена для неопределенного круга лиц, призвана формировать или поддерживать интерес к этим лицам и способствовать реализации их товаров, идей и начинаний.

По мнению Минфина, целью стимулирующей лотереи как раз и является продвижение торговой марки организации и привлечение клиентов, иными словами, это реклама. Причем Минфин России не поясняет, о какой конкретно стимулирующей лотерее идет речь. А ведь это очень важно, поскольку одной из характеристик рекламы является ее безадресность. И если, к примеру, турфирма рассылает каталоги с условиями лотереи своим клиентам, то говорить о безадресном характере этой рассылки нельзя.

Однако весь спор о том, считать лотерею рекламой или нет, актуален лишь до 2005 г. Поскольку с нового года налог на рекламу будет отменен (основание - Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ, который внес поправки в первую часть Налогового кодекса РФ). Поэтому турфирма сможет совершенно спокойно признавать расходы по проведению лотереи рекламными.

Налог на прибыль

В целях налогообложения прибыли рекламные расходы относятся к прочим (пп.28 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ). При этом стоимость призов, вручаемых победителям при проведении лотерей, учитывается при налогообложении в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (п.4 ст.264 Налогового кодекса РФ). Выручка турфирмы для расчета норматива рекламных расходов определяется в соответствии со ст.249 Налогового кодекса РФ: берется доход за реализованные товары (работы, услуги) и имущественные права. Правда, выручка учитывается без НДС, что следует из п.1 ст.248 Налогового кодекса РФ.

Надо отметить, что некоторые рекламные расходы (в частности, на публикацию рекламных объявлений в СМИ или изготовление каталогов) принимаются в целях налогообложения прибыли в полном размере.

Поэтому, чтобы при проведении лотереи турфирма смогла уменьшить налогооблагаемую прибыль по максимуму, можно порекомендовать разбить расходы следующим образом.

Итак, рассчитайте норматив рекламных расходов со стоимости призов и подарков, вручаемых победителям лотерей. И отдельно выделите расходы, связанные, к примеру, с публикацией рекламных объявлений, которые можно принять в целях налогообложения в полном размере.

НДС

В целях исчисления НДС безвозмездная передача товаров (работ, услуг) признается их реализацией. И поэтому такая операция подпадает под налогообложение в соответствии с пп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса РФ.

Налог исчисляется исходя из рыночной стоимости переданных ценностей (п.2 ст.154 Налогового кодекса РФ). При этом турфирма сможет предъявить к вычету из бюджета "входной" НДС по вручаемому призу, что вытекает из пп.1 п.2 ст.171 Налогового кодекса РФ.

Налог на доходы физических лиц

Получая в лотерее приз, его обладатель таким образом получает доход (обычно в натуральной форме), стоимость которого включается в его совокупный налогооблагаемый доход. Исключение - стоимость призов до 2000 руб. за год (п.28 ст.217 Налогового кодекса РФ).

Налог должна удержать турфирма, выступая в данном случае в роли налогового агента. Однако здесь может возникнуть проблема, если победителю турфирма не выплачивает денежных средств: удержать налог ей будет не с чего.

Поэтому турфирме нужно сообщить в свою налоговую инспекцию о задолженности налогоплательщика. Сделать это нужно в течение одного месяца с момента вручения приза (п.5 ст.226 Налогового кодекса РФ). А в конце года турфирма должна подать в налоговую инспекцию сведения о доходах призеров по форме 2-НДФЛ (п.2 ст.230 Налогового кодекса РФ).

ЕСН и страховые взносы

Стоимость призов не нужно включать в облагаемую базу по ЕСН и страховым взносам в Пенсионный фонд РФ. Ведь эти платежи начисляются на выплаты и вознаграждения, которые произведены в пользу физических лиц по авторским, трудовым и гражданско-правовым договорам. Это следует из п.1 ст.236 Налогового кодекса РФ. А призы вручаются физическим лицам, с которыми турфирма подобных договоров не заключала.

На стоимость призов также совершенно не нужно начислять взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Ведь такие взносы начисляются с оплаты, причитающейся физическим лицам по трудовым договорам, а также договорам гражданско-правового характера, в которых предусмотрено, что работодатель обязан уплачивать взносы.

Так прописано в п.1 ст.5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Пример. В ноябре 2004 г. турфирма ООО "Поляна" проводила лотерею среди своих клиентов.

В качестве приза победителю был вручен фотоаппарат стоимостью 7080 руб. Фотоаппарат был приобретен через подотчетное лицо турфирмы в магазине за наличный расчет.

Покупка подтверждается кассовым и товарным чеками, а счета-фактуры нет, поэтому "входной" НДС по фотоаппарату не выделяется и к вычету из бюджета не принимается.

Предположим, что ставка налога на рекламу в регионе деятельности турфирмы составляет 5 процентов. А сумма выручки, полученной турфирмой за период с января по декабрь (без учета НДС), - 3 600 000 руб. Чтобы упростить пример, мы предположим, что в 2004 г. у турфирмы не было иных рекламных расходов, кроме проведения лотереи.

В учете ООО "Поляна" бухгалтер отразит данную операцию следующими проводками:

Дебет 71 Кредит 50

- 7080 руб. - выданы деньги под отчет для покупки фотоаппарата;

Дебет 10 Кредит 71

- 7080 руб. - утвержден авансовый отчет подотчетного лица;

Дебет 44 Кредит 10

- 7080 руб. - списан фотоаппарат, переданный победителю лотереи;

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- 1274,4 руб. (7080 руб. х 18%) - начислен НДС с безвозмездной передачи фотоаппарата;

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на рекламу"

- 354 руб. (7080 руб. х 5%) - начислен налог на рекламу.

Размер рекламных расходов, которые можно учесть в целях налогообложения прибыли, равен:

3 600 000 руб. х 1% = 36 000 руб.

36 000 руб. > 7080 руб.

Таким образом, турфирма сможет уменьшить налогооблагаемый доход на 7080 руб. При этом турфирме нужно сообщить в свою налоговую инспекцию о том, что она выплатила физическому лицу доход в натуральной форме в размере 7080 руб. Ведь в данном случае под налогообложение подпадает 5080 руб. (7080 - 2000).

А.К.Крупский

Налоговый консультант

ООО "Прадо Аудит"

Подписано в печать

18.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Интервью: Получили аванс - увеличили доходы ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2004, N 4) >
Статья: Подарки не всегда бесплатны ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2004, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.