|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Проведение лотерей ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2004, N 4)
"Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", N 4, 2004
ПРОВЕДЕНИЕ ЛОТЕРЕЙ
"Купив путевку в этом месяце, вы становитесь участником розыгрыша, главный приз в котором - автомобиль". Подобные объявления можно встретить в каталогах или рекламе многих турфирм. Как следует из Письма Минфина России от 6 августа 2004 г. N 03-06-06-03/1, такие розыгрыши подпадают под определение лотерей. Причем в данном случае речь идет о стимулирующей лотерее, призовой фонд которой формируется за счет средств самого организатора. О проведении подобной лотереи необходимо уведомить государственные органы. Подробнее об этом, а также о налогообложении операций, связанных с проведением лотерей, мы поговорим в нашей статье.
Что нужно сделать перед проведением лотереи
Прежде чем проводить стимулирующую лотерею, турфирме придется уведомить об этом уполномоченный орган. Им, как указано в п.2 Постановления Правительства РФ от 5 июля 2004 г. N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях", является Федеральная налоговая служба (бывшее МНС России). Одновременно с этим функции по нормативно-правовому регулированию лотерейной деятельности возложены на Минфин России, который в Приложении N 4 к Приказу от 9 августа 2004 г. N 66н утвердил Правила проведения стимулирующей лотереи (далее - Правила проведения стимулирующей лотереи).
В п.1 этих Правил указано, что уведомления о проведении лотерей нужно обязательно направлять в Федеральную налоговую службу, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченный орган местного самоуправления. Причем сделать это надо не менее чем за 20 дней до начала лотереи. В уведомлении, которое составляется в произвольной форме, турфирме нужно указать срок, способ, территорию проведения лотереи, свое наименование (как организатора лотереи), наименование турпродукта, с реализацией которого связано проведение лотереи. К этому уведомлению должны быть приложены следующие документы: - условия лотереи; - описание способа, которым участники лотереи информируются о сроках и условиях ее проведения; - описание турпродукта, с которым связано проведение лотереи; - описание способа заключения договора между турфирмой (организатором лотереи) и ее участником; - описание способа, с помощью которого участники лотереи информируются о досрочном прекращении ее проведения; - нотариально заверенные копии учредительных документов турфирмы; - порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их дальнейшего востребования; - справка, выданная налоговой инспекцией и удостоверяющая, что у турфирмы нет задолженности по уплате налогов и сборов. Эти документы перечислены в п.1 Правил проведения стимулирующей лотереи. Надо сказать, что приведенный перечень полностью совпадает с тем, который дан в п.2 ст.7 Федерального закона "О лотереях". В течение 15 дней со дня получения уведомления о проведении лотереи (вместе с пакетом приложенных к нему документов) уполномоченный орган вносит в соответствующий реестр лотерей информацию о проведении данной лотереи, присвоив ей государственный регистрационный номер, или же принимает решение о запрете на ее проведение. Последнее возможно в том случае, если турфирма, к примеру, представила вместе с уведомлением неполный пакет документов или указала недостоверные сведения. Внесение сведений о лотерее в соответствующий реестр по сути является разрешением на ее проведение. Информация об этом с указанием присвоенного лотерее номера может быть направлена или вручена турфирме, если она выскажет такую просьбу (за рассмотрение уведомлений и выдачу разрешения на проведение лотереи плата не взимается). Особо хотелось бы обратить внимание на размер штрафа, который установлен за проведение лотерей без уведомления об этом уполномоченного органа. Как указано в п.1 ст.14.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за такое нарушение с должностных лиц турфирмы взыскивается штраф в размере от 4000 до 20 000 руб. (от 40 до 200 МРОТ), а с самой турфирмы - от 50 000 до 500 000 руб. (от 500 до 5000 МРОТ). Как видите, сумма очень внушительная.
Налогообложение при проведении лотерей
Налог на рекламу
Расходы, которые связаны с организацией, проведением, а также формированием призового фонда лотереи, являются рекламными и соответственно облагаются налогом на рекламу. Такой вывод содержится и в Письме Минфина России N 03-06-06-03/1. В обоснование такой позиции министерство ссылается на ст.2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе", где говорится о том, что рекламой является информация о физическом или юридическом лице, распространяемая в любой форме. Причем эта информация должна быть предназначена для неопределенного круга лиц, призвана формировать или поддерживать интерес к этим лицам и способствовать реализации их товаров, идей и начинаний. По мнению Минфина, целью стимулирующей лотереи как раз и является продвижение торговой марки организации и привлечение клиентов, иными словами, это реклама. Причем Минфин России не поясняет, о какой конкретно стимулирующей лотерее идет речь. А ведь это очень важно, поскольку одной из характеристик рекламы является ее безадресность. И если, к примеру, турфирма рассылает каталоги с условиями лотереи своим клиентам, то говорить о безадресном характере этой рассылки нельзя. Однако весь спор о том, считать лотерею рекламой или нет, актуален лишь до 2005 г. Поскольку с нового года налог на рекламу будет отменен (основание - Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ, который внес поправки в первую часть Налогового кодекса РФ). Поэтому турфирма сможет совершенно спокойно признавать расходы по проведению лотереи рекламными.
Налог на прибыль
В целях налогообложения прибыли рекламные расходы относятся к прочим (пп.28 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ). При этом стоимость призов, вручаемых победителям при проведении лотерей, учитывается при налогообложении в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (п.4 ст.264 Налогового кодекса РФ). Выручка турфирмы для расчета норматива рекламных расходов определяется в соответствии со ст.249 Налогового кодекса РФ: берется доход за реализованные товары (работы, услуги) и имущественные права. Правда, выручка учитывается без НДС, что следует из п.1 ст.248 Налогового кодекса РФ. Надо отметить, что некоторые рекламные расходы (в частности, на публикацию рекламных объявлений в СМИ или изготовление каталогов) принимаются в целях налогообложения прибыли в полном размере. Поэтому, чтобы при проведении лотереи турфирма смогла уменьшить налогооблагаемую прибыль по максимуму, можно порекомендовать разбить расходы следующим образом. Итак, рассчитайте норматив рекламных расходов со стоимости призов и подарков, вручаемых победителям лотерей. И отдельно выделите расходы, связанные, к примеру, с публикацией рекламных объявлений, которые можно принять в целях налогообложения в полном размере.
НДС
В целях исчисления НДС безвозмездная передача товаров (работ, услуг) признается их реализацией. И поэтому такая операция подпадает под налогообложение в соответствии с пп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса РФ. Налог исчисляется исходя из рыночной стоимости переданных ценностей (п.2 ст.154 Налогового кодекса РФ). При этом турфирма сможет предъявить к вычету из бюджета "входной" НДС по вручаемому призу, что вытекает из пп.1 п.2 ст.171 Налогового кодекса РФ.
Налог на доходы физических лиц
Получая в лотерее приз, его обладатель таким образом получает доход (обычно в натуральной форме), стоимость которого включается в его совокупный налогооблагаемый доход. Исключение - стоимость призов до 2000 руб. за год (п.28 ст.217 Налогового кодекса РФ). Налог должна удержать турфирма, выступая в данном случае в роли налогового агента. Однако здесь может возникнуть проблема, если победителю турфирма не выплачивает денежных средств: удержать налог ей будет не с чего. Поэтому турфирме нужно сообщить в свою налоговую инспекцию о задолженности налогоплательщика. Сделать это нужно в течение одного месяца с момента вручения приза (п.5 ст.226 Налогового кодекса РФ). А в конце года турфирма должна подать в налоговую инспекцию сведения о доходах призеров по форме 2-НДФЛ (п.2 ст.230 Налогового кодекса РФ).
ЕСН и страховые взносы
Стоимость призов не нужно включать в облагаемую базу по ЕСН и страховым взносам в Пенсионный фонд РФ. Ведь эти платежи начисляются на выплаты и вознаграждения, которые произведены в пользу физических лиц по авторским, трудовым и гражданско-правовым договорам. Это следует из п.1 ст.236 Налогового кодекса РФ. А призы вручаются физическим лицам, с которыми турфирма подобных договоров не заключала. На стоимость призов также совершенно не нужно начислять взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Ведь такие взносы начисляются с оплаты, причитающейся физическим лицам по трудовым договорам, а также договорам гражданско-правового характера, в которых предусмотрено, что работодатель обязан уплачивать взносы. Так прописано в п.1 ст.5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Пример. В ноябре 2004 г. турфирма ООО "Поляна" проводила лотерею среди своих клиентов. В качестве приза победителю был вручен фотоаппарат стоимостью 7080 руб. Фотоаппарат был приобретен через подотчетное лицо турфирмы в магазине за наличный расчет. Покупка подтверждается кассовым и товарным чеками, а счета-фактуры нет, поэтому "входной" НДС по фотоаппарату не выделяется и к вычету из бюджета не принимается. Предположим, что ставка налога на рекламу в регионе деятельности турфирмы составляет 5 процентов. А сумма выручки, полученной турфирмой за период с января по декабрь (без учета НДС), - 3 600 000 руб. Чтобы упростить пример, мы предположим, что в 2004 г. у турфирмы не было иных рекламных расходов, кроме проведения лотереи. В учете ООО "Поляна" бухгалтер отразит данную операцию следующими проводками: Дебет 71 Кредит 50 - 7080 руб. - выданы деньги под отчет для покупки фотоаппарата; Дебет 10 Кредит 71 - 7080 руб. - утвержден авансовый отчет подотчетного лица; Дебет 44 Кредит 10 - 7080 руб. - списан фотоаппарат, переданный победителю лотереи; Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" - 1274,4 руб. (7080 руб. х 18%) - начислен НДС с безвозмездной передачи фотоаппарата; Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на рекламу" - 354 руб. (7080 руб. х 5%) - начислен налог на рекламу. Размер рекламных расходов, которые можно учесть в целях налогообложения прибыли, равен: 3 600 000 руб. х 1% = 36 000 руб. 36 000 руб. > 7080 руб. Таким образом, турфирма сможет уменьшить налогооблагаемый доход на 7080 руб. При этом турфирме нужно сообщить в свою налоговую инспекцию о том, что она выплатила физическому лицу доход в натуральной форме в размере 7080 руб. Ведь в данном случае под налогообложение подпадает 5080 руб. (7080 - 2000).
А.К.Крупский Налоговый консультант ООО "Прадо Аудит" Подписано в печать 18.11.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |