Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Нанимаем иностранцев. Как работодателю избежать неприятностей ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 47)



"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 47, 2004

НАНИМАЕМ ИНОСТРАНЦЕВ.

КАК РАБОТОДАТЕЛЮ ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ

Обострение проблемы нелегальной миграции в РФ потребовало усиления мер воздействия на работодателей, нарушающих законодательно установленный порядок привлечения и использования иностранных работников. Уже 28 ноября 2004 г. вступят в силу изменения в КоАП РФ, внесенные Законом от 25.10.2004 N 126-ФЗ. В 100 раз (до двух тысяч МРОТ) увеличены суммы штрафов, применяемых к работодателям, не соблюдающим законодательство об использовании иностранных работников. Что необходимо сделать организации, чтобы к ней не было никаких претензий? Какие расходы придется нести? На эти и другие вопросы отвечает ведущий эксперт "БП" Елена Воробьева.

Иностранные граждане и лица без гражданства в России пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (п.3 ст.62 Конституции РФ).

Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранных граждан), возникающие в сфере трудовых отношений, регулируются Законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).

Определение основных понятий, используемых далее, приведено в ст.2 Закона N 115-ФЗ:

иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (п.1 ст.2 Закона N 115-ФЗ);

лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство;

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

трудовая деятельность иностранного гражданина - работа иностранного гражданина в РФ на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

работодатель - физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя;

заказчик работ (услуг) - физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Условия участия иностранных граждан

в трудовых отношениях

Они определены ст.13 Закона N 115-ФЗ. Согласно этой статье иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

При этом установленный ст.13 Закона N 115-ФЗ порядок привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности согласно п.4 ст.13 Федерального закона N 115-ФЗ не распространяется на лиц:

- постоянно проживающих в РФ;

- временно проживающих в РФ;

- являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

- являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;

- являющихся журналистами, аккредитованными в РФ;

- обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

- обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

- приглашенных в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в РФ для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Таким образом, определенные законодательством условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях распространяются на иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, и использующих их труд работодателей (заказчиков) и сводятся к следующим (п.4 ст.13, п.8 ст.18 Закона N 115-ФЗ).

Работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в России новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны:

- иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

- обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;

- представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в РФ;

- уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в РФ нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;

- содействовать выезду иностранного работника из РФ по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

- оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы РФ или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников;

- направлять в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров;

- направлять в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

К сведению! Порядок выдачи разрешения на работу и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу, установлены Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 N 941.

Учитывая приоритет норм, установленных международными договорами РФ, перед нормами, определенными законодательством РФ, необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с Договором между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 "О создании Союзного государства" (ратифицирован Федеральным законом от 02.01.2000 N 25-ФЗ) граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства.

Граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства-участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников, договорами между ними (п.5 ст.14 Договора "О создании Союзного государства").

Кроме того, в соответствии со ст.7 Договора между РФ и Республикой Беларусь "О равных правах граждан" (подписан 25.12.1998, ратифицирован Законом от 01.05.1999 N 89-ФЗ) гражданам России и Белоруссии предоставляются равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Белоруссии.

Таким образом, условия привлечения и использования иностранных работников, рассмотренные выше, не распространяются на граждан Республики Беларусь, которые имеют право на ведение трудовой деятельности в России наравне с гражданами РФ.

Ограничения на работу иностранных граждан

1-я группа ограничений - территориальные запреты.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с Законом N 115-ФЗ, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение (п.1 ст.11 Закона N 115-ФЗ). Перечень таких территорий, организаций и объектов утвержден Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 754 и включает:

- территории закрытых административно-территориальных образований;

- территории с регламентированным посещением для иностранных граждан, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 04.07.1992 N 470;

- территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение;

- территории, на которых в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим пребывания;

- территории закрытых военных городков;

- зоны проведения контртеррористических операций;

- зоны экологического бедствия;

- пограничные зоны;

- объекты и организации Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;

- объекты, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

- другие территории, организации и объекты, для посещения которых российским гражданам требуется специальное разрешение.

Очевидно, что запрет на возможность нахождения иностранных граждан на указанных территориях и объектах исключает возможность осуществления ими трудовой деятельности в этих местах без специального разрешения.

Кроме того, для временно проживающих в РФ иностранных граждан установлен запрет на осуществление трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п.5 ст.13 Закона N 115-ФЗ). При этом временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации (п.2 ст.11 Федерального закона N 115-ФЗ).

2-я группа ограничений - запреты на занятие определенными видами деятельности и замещение определенных должностей.

Иностранный гражданин не имеет права (п.1 ст.14 Федерального закона N 115-ФЗ):

- находиться на муниципальной службе.

Отношение иностранных граждан к государственной службе определяется федеральным законом;

- замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;

- быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

- быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

- быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.

Перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу, утвержден Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 755. В него входят:

- объекты и организации Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований;

- структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций;

- организации, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно-опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий;

- заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

В каждом отдельном случае вопрос о правомерности привлечения и использования иностранного работника должен решаться отдельно. Укажем только на некоторые ограничения.

К сведению! Только граждане РФ могут занимать должность:

- судебного пристава (п.1 ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах");

- судьи (п.1 ст.4 Федерального закона от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации");

- прокурора и следователя (п.1 ст.40.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации") и др.

Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций или долей принадлежит РФ, устанавливается Правительством РФ (п.2 ст.14 Закона N 115-ФЗ).

3-я группа ограничений - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, потенциальный работник обязан предъявить работодателю документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (ст.65 ТК РФ).

Очевидно, что документы иностранного государства о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях должны быть признаны эквивалентными документам РФ, т.е. соответствующие органы государственной власти должны дать согласие на наличие законной силы этих документов на территории России (п.1 ст.23 Закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").

Порядок признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об образовании и ученых званиях утвержден Приказом Минобразования России от 09.01.1997 N 15. Решение о признании и об установлении эквивалентности документов иностранных государств об образовании и об ученых званиях и выдача свидетельства о признании или эквивалентности документов, если эта эквивалентность не установлена соответствующим межправительственным или межведомственным (с участием Министерства общего и профессионального образования РФ) соглашением или протоколом, осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, находящейся в ведении Министерства образования и науки РФ (п.5.6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 300).

В частности, ст.4 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994 (ратифицировано РФ - Закон от 24.04.1995 N 47-ФЗ), заключенного странами - участниками СНГ, установлено, что каждая из Сторон Соглашения признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории Стороны выезда порядке их перевод на государственный язык Стороны трудоустройства или русский язык.

Более подробно рассматриваемые вопросы оговорены в Соглашении между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 24.11.1998 (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.08.1999 N 957).

Если эквивалентность документов об образовании или ученом звании определена межправительственным или межведомственным соглашением или протоколом, то об этом выдается соответствующее свидетельство.

В то же время необходимо помнить, что признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании не освобождают обладателей указанных документов от соблюдения общих требований приема в образовательные учреждения или на работу (в том числе от условия знания государственного языка), которые установлены соответствующими положениями.

4-я группа ограничений - Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 188 утвержден Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации.

Оформление документов

Правительство РФ ежегодно утверждает квоту на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Россию в целях осуществления трудовой деятельности. Квота устанавливается в соответствии с предложениями исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, которые формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда, демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Они ежегодно не позднее 1 августа представляются в Федеральную службу по труду и занятости, которая является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, находящимся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ; ранее - Минтруд России (п.1 ст.18 Федерального закона N 115-ФЗ; п.2 Постановления Правительства РФ от 30.10.2002 N 782).

На 2004 г. квота на выдачу приглашений на въезд в РФ иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности была установлена в размере 213 000 приглашений (Постановление Правительства РФ от 03.11.2003 N 658).

Порядок оформления документов, необходимых для привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ, представлен на схеме (с. 11).

Схема

Документы, представляемые работодателем Организации

(заказчиком)

     
   ———————————————————————————————————¬      ———————————————————————¬
   |Заявление                         +—¬    |    Центр занятости   |
   L——————————————————————————————————— |    |населения субъекта РФ,|  
   ———————————————————————————————————¬ +———>|на территории которого|
   |Копия свидетельства о регистрации +——    | будут использоваться |
   L———————————————————————————————————   ———+ иностранные работники|  
   ———————————————————————————————————¬   |  L———————————————————————
   
¦Предложение о целесообразности ¦<--- -----------------------¬

¦привлечения и использования ¦ ¦ Территориальный орган¦

¦иностранных работников +----->¦ Федеральной службы по¦

L----------------------------------- ---+ труду и занятости ¦

     
   ———————————————————————————————————¬   |  L———————————————————————
   
¦Заключение о целесообразности ¦ ¦ -----------------------¬

¦привлечения и использования ¦<--- ¦ Федеральная ¦

¦иностранных работников +-¬ ¦ миграционная служба ¦

L----------------------------------- ¦ ¦ МВД России ¦

     
   ———————————————————————————————————¬ |    |   (подразделение по  |
   |Заявление                         | |    | по делам миграции МВД|
   L——————————————————————————————————— |    | (ГУВД, УВД) субъектов|  
   ———————————————————————————————————¬ +———>|          РФ)         |
   |Проект трудового договора         | |    |                      |
   L——————————————————————————————————— |    |                      |  
   ———————————————————————————————————¬ |    |                      |
   |Документ, подтверждающий уплату   | |    |                      |
   |государственной пошлины           +——    |                      |
   L———————————————————————————————————      |                      |  
   ———————————————————————————————————¬      |                      |
   |Разрешение на привлечение и       |      |                      |
   |использование иностранных         |<—————+                      |
   |работников                        +—¬    |                      |
   L——————————————————————————————————— |    |                      |  
   ———————————————————————————————————¬ |    |                      |
   |Ходатайство о выдаче приглашения  | |    |                      |
   |на въезд в РФ иностранного        | |    |                      |
   |гражданина                        | |    |                      |
   L——————————————————————————————————— +———>|                      |  
   ———————————————————————————————————¬ |    |                      |
   |Документы на каждого иностранного | |    |                      |
   |работника                         | |    |                      |
   L——————————————————————————————————— |    |                      |  
   ———————————————————————————————————¬ |    |                      |
   |Документ, подтверждающий уплату   | |    |                      |
   |государственной пошлины           +——    |                      |
   L———————————————————————————————————      |                      |  
   ———————————————————————————————————¬      |                      |
   |Разрешение на работу              |<—————+                      |
   L———————————————————————————————————      L———————————————————————
   
-----------------------------------¬ -----------------------¬ ¦Приглашение на въезд в РФ ¦ ¦Паспортно-визовое ¦ ¦иностранного гражданина ¦<-----+подразделение органа ¦ L----------------------------------- ¦МВД России ¦ L--------------------- ————

Выдача работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников находится в компетенции Федеральной службы по труду и занятости (п.5.4.10 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324).

Первым шагом работодателя, нанимающего иностранных работников, должно быть обращение в государственное учреждение - Центр занятости населения (далее - Центр занятости) по месту предполагаемого привлечения и использования иностранных работников для получения предложения о целесообразности привлечения и использования иностранных работников (далее - Предложение), на основании которого территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (ранее - Минтруда России) по вопросам занятости населения (далее - Территориальный орган) выдает работодателю (заказчику) заключение о целесообразности привлечения и использования иностранных работников (далее - Заключение) на территории субъекта РФ.

Инструкция об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников утверждена Приказом Минтруда России от 15.07.2003 N 175 (далее - Инструкция N 175).

При обращении в Центр занятости работодатель представляет:

- заявление, оформленное на бланке утвержденного образца (Приложение 1 к Инструкции N 175);

- копию свидетельства о регистрации - для юридического лица;

- копию свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя и документ, удостоверяющий его личность, - для физического лица.

Заявление работодателя (заказчика) с приложением необходимых документов рассматривается Центром занятости также и в случае его представления через доверенное лицо работодателя (заказчика) либо по почте (п.4 Инструкции N 175).

Заявление регистрируется Центром занятости в день его поступления в Центр занятости с проставлением на нем регистрационного номера (п.6 Инструкции N 175).

Центр занятости при подготовке Предложения проверяет, имеются ли в Центре занятости заявки от работодателя (заказчика) об имеющихся вакансиях, на которые предполагается трудоустройство иностранных граждан, и устанавливает причины их незаполнения. При этом учитываются возможности заполнения вакансий российскими гражданами (в т.ч. из других городов (районов) данного субъекта РФ или других субъектов РФ), а также подготовки или переподготовки безработных граждан, незанятого населения, высвобождаемых работников по профессиям, специальностям, по которым предполагается привлечение и использование иностранной рабочей силы.

Если не менее чем за месяц до обращения в Центр занятости за Заключением работодателем (заказчиком) была представлена заявка на заполнение свободных рабочих мест или вакансий, то подготовка Предложений производится в течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления. Срок подготовки Предложений не должен превышать 7 рабочих дней со дня регистрации заявления и в том случае, когда на региональном рынке труда требуемые рабочие и специалисты отсутствуют. В иных случаях срок подготовки Предложения не должен превышать 14 рабочих дней со дня регистрации заявления (п.9 Инструкции N 175).

Предложение Центра занятости оформляется на бланке утвержденного образца (Приложение 2 к Инструкции N 175). При принятии решения о нецелесообразности привлечения иностранных работников Центр занятости оформляет Предложение с указанием соответствующих причин (п.10 Инструкции N 175).

После подготовки соответствующего Предложения Центр занятости информирует работодателя (заказчика) о результатах рассмотрения заявления и о своем Предложении. Оно может быть выдано работодателю (заказчику) на руки для последующего обращения в установленном порядке в Территориальный орган. По заявлению работодателя (заказчика) Предложение (или его копия), а также оригинал заявления работодателя о выдаче Заключения в трехдневный срок направляются в Территориальный орган (п.11 Инструкции N 175).

Допускается обращение работодателя (заказчика) непосредственно (т.е. минуя Центр занятости) в Территориальный орган по месту предполагаемого привлечения и использования иностранных работников. При этом Территориальный орган осуществляет прием от них документов в указанном выше порядке (п.16 Инструкции N 175).

Территориальный орган рассматривает заявление работодателя (заказчика) в течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления в Территориальном органе, за исключением случая, когда Территориальный орган направляет его в соответствующий Центр занятости для подготовки Предложений. В 3-дневный срок после подготовки соответствующего Заключения Территориальный орган доводит его до сведения работодателя (заказчика) или выдает Заключение ему на руки. При принятии решения о нецелесообразности привлечения иностранных работников Территориальный орган оформляет Заключение с указанием соответствующих причин (п.21 Инструкции N 175).

На основании Заключения федеральный (либо территориальный) орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, выдает разрешение на привлечение и использование иностранных работников (п.3 ст.18 Федерального закона N 115-ФЗ).

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, по форме, утвержденной Приказом МВД России от 13.05.2003 N 325, при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами транспорта, в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Условия и порядок выдачи разрешений на привлечение в РФ иностранной рабочей силы установлены Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента РФ от 16.12.1993 N 2146.

Для получения разрешения работодатель (заказчик) должен обратиться:

- в Федеральную миграционную службу МВД России (ФМС России - федеральный орган исполнительной власти, подведомственный МВД России; Положение о Федеральной миграционной службе утверждено Указом Президента РФ от 19.07.2004 N 928) - при привлечении граждан государств, для которых установлен визовый порядок въезда в РФ;

- в подразделение по делам миграции МВД (ГУВД, УВД) субъектов РФ - при привлечении граждан государств - участников СНГ.

При обращении за разрешением работодатель (заказчик) представляет:

- заявление;

- Заключение о целесообразности привлечения и использования иностранных работников;

- проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников. При этом условия, оплата и охрана труда иностранных граждан, их социальное обеспечение и страхование определяются нормами законодательства РФ с учетом особенностей, предусмотренных межгосударственными и межправительственными соглашениями РФ с зарубежными странами.

В течение 30 дней со дня подачи работодателем (заказчиком) указанных документов Федеральной миграционной службой России принимается решение о выдаче разрешений. В случае если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи указанных документов. Мотивированный отказ в выдаче разрешения направляется работодателю в письменном виде в течение 5 дней после принятия решения об отказе в выдаче разрешения (п.7 Положения).

В разрешении указываются: наименование органа, выдавшего разрешение, наименование и адрес работодателя, которому выдано разрешение, и сведения о его государственной регистрации, территория, на которой действует разрешение, численность и профессиональный состав привлекаемых работников, страна их происхождения или обычного проживания, основание для выдачи разрешения, срок действия и другие данные по утвержденной форме (п.10 Положения).

Разрешения выдаются, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год.

За выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников взимается государственная пошлина в размере 3000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника (пп.8 п.8 ст.4 Федерального закона от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине"; далее - Федеральный закон N 2005-1).

При продлении срока действия разрешения с работодателя взимается плата в размере, предусмотренном за выдачу разрешения (п.8 Положения).

Внимание! Разрешение не подлежит передаче другим работодателям. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю (п.9 Положения).

Работодатели, получившие разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, обязаны в месячный срок направить в Федеральную миграционную службу России сведения о заключении на основании разрешения трудовых договоров с иностранными работниками (п.11 Положения). Федеральная миграционная служба России может приостановить действие разрешения в случае нарушения работодателем указанных в разрешении условий, а также законодательства РФ, в результате чего ущемляются права иностранных работников, до устранения допущенных нарушений или дать указание об их устранении в определенный срок. При неустранении нарушений в установленный срок разрешение может быть аннулировано по решению Федеральной миграционной службы России.

Внимание! Работодатель может быть без предупреждения лишен права пользования разрешением за действие или бездействие, в результате которого возникает угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью (п.12 Положения).

В случае прекращения работодателем своей хозяйственной деятельности или осуществления мероприятий по сокращению численности или штата работников выданное разрешение теряет силу независимо от окончания срока, на который оно выдано (п.13 Положения).

В случае аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также в случае прекращения деятельности работодателя (заказчика) иностранный работник имеет право заключить новый договор с другим работодателем (заказчиком) на период, оставшийся до истечения срока действия разрешения на работу, при условии что до истечения этого срока остается не менее трех месяцев и при наличии у нового работодателя (заказчика) разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Работодатель (заказчик) обращается с ходатайством (по форме, приведенной в Приложении 3 к Положению) о выдаче приглашения на въезд в РФ иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности (далее - Приглашение) в федеральный (либо территориальный) орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел. Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения работодатель (заказчик) представляет:

- разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

- документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника.

Кроме того, работодатель (заказчик) предоставляет гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в РФ (п.5 ст.16 Федерального закона N 115-ФЗ).

Обратите внимание! В соответствии с п.3 Положения о предоставлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.03.2003 N 167, работодатель (заказчик) должен представить гарантийные письма о принятии на себя следующих обязательств:

- предоставление денежных средств для проживания иностранного гражданина на период его пребывания в РФ в размере не ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также денежных средств, необходимых для выезда из России иностранного гражданина по окончании срока его пребывания в РФ;

- обеспечение иностранного гражданина, прибывающего в Россию в целях осуществления трудовой деятельности, заработной платой в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;

- обеспечение иностранного гражданина на период его пребывания в РФ страховым медицинским полисом, оформленным в установленном порядке, если иное не предусмотрено международным договором РФ, или предоставление иностранному гражданину при необходимости денежных средств для получения им медицинской помощи;

- жилищное обеспечение стороной иностранного гражданина на период его пребывания в России в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.

За выдачу приглашения на въезд в РФ иностранного гражданина взимается государственная пошлина в размере 200 руб. (пп.4 п.8 ст.4 Федерального закона N 2005-1). Пошлина не взимается за выдачу приглашения на въезд в РФ иностранного гражданина в целях обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении (пп.1 п.2 ст.19 Федерального закона N 115-ФЗ).

Разрешение на работу для каждого иностранного работника выдается работодателю (заказчику) одновременно с приглашением (п.2 ст.1 Федерального закона N 115-ФЗ). Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 N 941 (далее - Положение о выдаче разрешения на работу). Разрешение на работу выдается:

- иностранному гражданину, достигшему 18-летнего возраста;

- работодателю или заказчику работ (услуг) для каждого иностранного работника (п.5 Положения о выдаче разрешения на работу).

В заявлении, подаваемом работодателем (заказчиком) в территориальный орган внутренних дел по форме, утвержденной Приказом МВД России от 26.03.2003 N 199, указываются следующие сведения (п.7 Положения о выдаче разрешения на работу):

- фамилия, имя, отчество и дата рождения иностранного гражданина;

- гражданство или государство постоянного (преимущественного) проживания иностранного гражданина;

- адрес постоянного места жительства иностранного гражданина;

- период осуществления иностранным гражданином трудовой или предпринимательской деятельности;

- сведения о наличии разрешения на работу (с предъявлением подлинника) - для иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя и выступающего как работодатель или заказчик работ (услуг);

- вид деятельности;

- место работы;

- сведения о работодателе или заказчике работ (услуг);

- сведения о наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников (с предъявлением подлинника) - для работодателя или заказчика работ (услуг), в том числе для иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя и выступающего как работодатель или заказчик работ (услуг);

- сведения об условиях привлечения и использования иностранного работника или сведения о предстоящей предпринимательской деятельности иностранного гражданина.

Бланк заявления заполняется на русском языке, при этом не допускается использование сокращенных слов и аббревиатур. Сведения, указанные в заявлении, должны быть исчерпывающими. Вместе с заявлением заявитель представляет цветную фотографию иностранного гражданина размером 30 х 40 мм и следующие документы (п.9 Положения):

- копию свидетельства (сертификата) специалиста о признании документа о профессиональном образовании, полученном иностранным работником в иностранном государстве, или об эквивалентности такого документа российскому диплому о профессиональном образовании (в случае, если в соответствии с законодательством РФ или международным договором РФ требуется наличие указанных документов);

- копию свидетельства о регистрации иностранного гражданина в РФ в качестве индивидуального предпринимателя;

- копию специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта, предусмотренных перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 754.

При подаче заявления заявитель предъявляет также документ, удостоверяющий личность иностранного работника (его копию), который должен иметь срок действия не менее 6 месяцев (п.10 Положения о выдаче разрешения на работу).

Оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых представляются для получения иностранным гражданином разрешения на работу, должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях РФ за рубежом, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

В случае если документы составлены на иностранном языке, к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык. Если копии документов представляются без предъявления подлинников, то они также должны быть нотариально заверены (п.11 Положения о выдаче разрешения на работу).

Территориальный орган внутренних дел осуществляет проверку сведений, содержащихся в заявлении и представленных документах, и по результатам их рассмотрения принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу.

Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми и надлежаще оформленными документами.

По каждому заявлению принимается отдельное решение.

Примите к сведению, что основанием для отказа в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу является наличие в заявлении и в представленных документах недостоверных или искаженных сведений.

Кроме того, согласно п.9 ст.18 Закона N 115-ФЗ разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, в случае если данный иностранный гражданин:

- выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;

- финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

- в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы РФ либо депортации;

- представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

- осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

- имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

- неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ;

- выехал из России в иностранное государство для постоянного проживания;

- находится за пределами РФ более шести месяцев;

- является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством РФ.

Разрешение на работу оформляется на бланке, имеющем многоуровневую защиту от подделок и выполненном в виде пластиковой карты стандартного размера, форма которого утверждена Приказом МВД России от 26.03.2003 N 199. За выдачу разрешения на работу взимается государственная пошлина в размере 1000 руб. (пп.9 п.8 ст.4 Федерального закона N 2005-1).

Временно пребывающему в РФ иностранному гражданину разрешение на работу выдается при условии внесения работодателем (заказчиком) на специально открываемый федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, счет средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из РФ (п.5 ст.18 Закона N 115-ФЗ).

Обратите внимание! По сути указанное требование сводится к тому, что работодатель (заказчик) обязан внести залог за каждого иностранного работника:

- гражданина страны - участницы СНГ - в размере стоимости железнодорожного билета до столицы страны, в которой он проживает;

- гражданина иного государства - в размере стоимости авиационного билета (по тарифам компании "Аэрофлот").

Указанные средства возвращаются работодателю (заказчику) после выезда иностранного работника из РФ по истечении срока договора, а иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, - по предъявлении проездных документов, подтверждающих оплату выезда иностранного работника из РФ (п.7 ст.18 Закона N 115-ФЗ).

Порядок внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) средств, необходимых для обеспечения выезда иностранных работников соответствующим видом транспорта из России, и порядок возврата таких средств работодателю или заказчику работ (услуг) устанавливаются Правительством РФ.

Работодатель (заказчик) обязан передать разрешение на работу иностранному работнику, на имя которого оно оформлено, до начала его трудовой деятельности на территории РФ (п.21 Положения о выдаче разрешения на работу). В случае утраты разрешения на работу иностранный гражданин должен в 10-дневный срок обратиться в территориальный орган внутренних дел с заявлением о выдаче дубликата с указанием обстоятельств утраты и представить цветную фотографию. Представление каких-либо документов в этом случае не требуется. После проверки обстоятельств утраты разрешения на работу иностранному гражданину выдается его дубликат (п.22 Положения о выдаче разрешения на работу).

Особенности трудовых отношений

с иностранными работниками

1. Российская организация принимает на работу иностранного гражданина, постоянно или временно проживающего на территории РФ.

В этом случае необходимо учесть установленные ограничения (территориальные и др.), а также учитывать, что срок трудового договора не может превышать срока действия выданного иностранному гражданину вида на жительство в РФ или разрешения на временное проживание в РФ.

Во всем остальном трудовой договор, заключенный с иностранным гражданином, не должен отличаться от трудовых договоров, заключаемых с гражданами РФ в соответствии с ТК РФ.

2. Российская организация принимает на работу иностранного гражданина, временно пребывающего на территории РФ.

Возраст иностранного работника, с которым может заключаться трудовой договор, ограничивается тем, что разрешение на работу выдается иностранному гражданину, достигшему 18 лет. Необходимо помнить, что некоторыми международными договорами и соглашениями РФ установлены дополнительные возрастные ограничения (например, максимально возможный возраст работника), которые следует учитывать при заключении трудовых договоров.

Трудовой договор, заключаемый в таком случае, всегда будет срочным (ст.58 ТК РФ). Срок действия договора будет определяться в соответствии со сроками действия документов, на основании которых иностранный гражданин имеет право находиться на территории РФ.

В соответствии со ст.ст.6 и 24 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать на территорию РФ и могут выезжать из РФ при наличии российской визы (если иное не предусмотрено международными договорами РФ) по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым РФ в этом качестве.

Виза - выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в РФ и транзитный проезд через территорию РФ по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому РФ в этом качестве.

В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в РФ и цели его пребывания в России различают частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные визы и визы на въезд в РФ в целях получения убежища. Обыкновенная рабочая виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, на срок действия трудового договора, но не более чем на один год (ст.25.6 Закона N 114-ФЗ).

Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в Россию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 115-ФЗ (п.1 ст.5 Закона N 115-ФЗ).

Срок временного пребывания в России иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований российского законодательства, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в РФ. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, о чем делается отметка в миграционной карте (п.5 ст.5 Закона N 115-ФЗ).

В трудовой договор, заключаемый с иностранным работником, могут быть включены условия, определяющие порядок оплаты (возмещения) расходов по проезду работника и членов его семьи к месту работы и обратно, по провозу багажа, расходов по проживанию (найму жилого помещения и др.), по медицинскому страхованию и т.д.

Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц) обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, в случае если работа в этой организации является для работника основной (ст.66 ТК РФ). Таким образом, работодателю, заключившему трудовой договор с иностранным гражданином, необходимо оформить этому работнику трудовую книжку в установленном порядке.

3. Представительство иностранной компании использует труд иностранных работников, временно пребывающих на территории РФ.

Учитывая, что на территории РФ на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц распространяются правила, установленные ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ (ст.11 ТК РФ), представительство выступает в качестве работодателя, обязанного заключать трудовые договоры с физическими лицами (в том числе и иностранцами) в соответствии с законодательством РФ.

Обратите внимание, что рассмотренный выше разрешительный порядок привлечения и использования иностранных работников распространяется на работодателей, в качестве которых выступают представительства иностранных организаций, в полной мере.

Наличие разрешения на работу необходимо в том числе и руководителю представительства, даже если он одновременно является руководителем (или иным работником) головной (иностранной) организации. Не требуется разрешение на работу только тем иностранным гражданам, которые находятся на территории РФ в качестве командированных головной организацией работников (при краткосрочных командировках).

Ответственность за нарушение

порядка привлечения и использования

иностранных работников

До 28.11.2004 (до вступления в силу изменений в КоАП РФ, внесенных Законом от 25.10.2004 N 126-ФЗ) за нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы штрафовались только работодатели (т.е. организации или лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей).

Обратите внимание! С 28.11.2004 за нарушение работодателем или заказчиком работ (услуг) правил привлечения и использования в РФ иностранных работников могут быть наложены штрафы (п.1 ст.18.10 КоАП РФ):

- на юридических лиц в размере от 500 до 2000 МРОТ (от 50 000 руб. до 200 000 руб.);

- на должностных лиц (руководителя организации и др.) в размере от 25 до 100 МРОТ (от 2500 руб. до 10 000 руб.);

- на граждан в размере от 10 до 25 МРОТ (т.е. от 1000 руб. до 2500 руб.).

Осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 25 МРОТ с административным выдворением за пределы РФ или без такового (п.2 ст.18.10 КоАП РФ).

Напоминаем, что расходы, связанные с выдворением иностранного работника за пределы РФ, придется оплатить работодателю.

Нарушение должностным лицом организации (независимо от формы собственности), принимающей в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства, обеспечивающей их обслуживание или выполняющей обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в РФ и транзитного проезда через ее территорию иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка их регистрации, оформления документов на право их пребывания, проживания, передвижения, изменения места жительства в РФ и выезда за ее пределы влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ (п.1 ст.18.9 КоАП РФ).

Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в РФ с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, влечет наложение административного штрафа (п.3 ст.18.9 КоАП РФ):

- на юридических лиц в размере от 100 до 500 МРОТ (от 10 000 руб. до 50 000 руб.);

- на должностных лиц в размере от 20 до 50 МРОТ (от 2000 руб. до 5000 руб.);

- на граждан в размере от 10 до 20 МРОТ (от 1000 до 2000 руб.).

Уменьшается ли налоговая база по налогу на прибыль на сумму расходов, понесенных организацией в связи с оплатой государственной пошлины за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников и за выдачу разрешения на работу каждому отдельному работнику?

Государственная пошлина относится к федеральным налогам, которые устанавливаются законодательными актами РФ (пп."о" п.1 ст.19 Федерального закона от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ").

Суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке (за исключением перечисленных в ст.270 НК РФ), уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.1 п.1 ст.264 НК РФ). Поскольку законодательством установлена необходимость получения работодателем разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешения на работу для каждого привлеченного работника (п.4 ст.13 Федерального закона N 115-ФЗ) и при этом оговорена обязанность уплаты государственной пошлины (п.1 ст.19 Федерального закона N 115-ФЗ), то возникающие в связи с этим расходы принимаются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов (см. также Письмо УМНС России по г. Москве от 23.01.2004 N 26-12/05110).

Внимание! В следующем номере "БП" читайте о налогообложении выплат, производимых в пользу иностранных работников.

Е.Воробьева

Ведущий эксперт "БП"

Подписано в печать

18.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Щедрый жест подведен под статью ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 47) >
Статья: Экспорт: нюансы об авансах ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 47)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.