|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Судебная хроника ("Новая бухгалтерия", 2004, N 12)
"Новая бухгалтерия", N 12, 2004
СУДЕБНАЯ ХРОНИКА
1. Налоговым кодексом установлен единый срок на подачу заявления о возврате и о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей. (Постановление ВАС РФ от 29.06.2004 N 2046/04)
ОАО письмом от 08.04.2003 направило в налоговую инспекцию уточненный расчет по налогу на прибыль за 1999 г. с указанием на его уменьшение и просило зачесть излишне уплаченный налог на прибыль в счет предстоящих платежей по этому налогу. Инспекция отказала в зачете излишне уплаченного налога на том основании, что налогоплательщиком пропущен трехлетний срок на подачу заявления о зачете, установленный п.8 ст.78 НК РФ. По мнению организации, п.8 ст.78 НК РФ устанавливает ограничительный срок на подачу заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога, в то время как ею было подано заявление на зачет налога в счет предстоящих платежей. Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, принял сторону налоговых органов по следующим основаниям. Статьей 78 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченных им сумм налога, сбора и пеней.
На основании п.п.4 и 8 ст.78 НК РФ зачет и возврат излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляются налоговым органом по заявлению налогоплательщика. Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, уплаченных ранее. Возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней. Следовательно, по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика. Поэтому к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию об их возврате должен применяться единый правовой режим. Соответственно при подаче заявления о зачете излишне уплаченного налога налогоплательщиком должен соблюдаться трехлетний срок, установленный п.8 ст.78 НК РФ. Начало исчисления срока для подачи заявления на возврат налога в соответствии с п.8 ст.78 НК РФ определено как день уплаты налога. Поскольку уплата налога на прибыль за 1999 г. осуществлялась ОАО несколькими платежами и в различные сроки (с апреля по июнь 2000 г.), срок на подачу заявления исчисляется с даты каждого платежа.
2. В связи с отменой с 1 января 2004 г. обязанности непосредственно обращаться в Пенсионный фонд РФ с заявлением о регистрации страхователи не должны привлекаться к ответственности за нарушение срока регистрации в ПФР, произошедшее в прошлые периоды. (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.09.2004 N Ф04-5858/2004 (А27-4036-35))
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя была произведена 25 ноября 2002 г. Заявление о регистрации в территориальный орган Пенсионного фонда предпринимателем было подано 21 октября 2003 г., т.е. спустя более 90 дней с момента государственной регистрации. В результате на основании п.1 ст.27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) предприниматель был привлечен к ответственности за нарушение срока регистрации в территориальном органе ПФР. ФАС Западно-Сибирского округа, рассмотрев дело в кассационном порядке, встал на сторону предпринимателя, указав следующее. Статья 11 Закона N 167-ФЗ устанавливает, что регистрация страхователей - физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда, в том числе индивидуальных предпринимателей, в территориальных органах страховщика является обязательной и осуществляется в тридцатидневный срок со дня государственной регистрации. За нарушение сроков регистрации п.1 ст.27 Закона N 167-ФЗ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5000 руб., а за нарушение установленного срока более чем на 90 дней - штрафа в размере 10 000 руб. Вместе с тем Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" изменена редакция ст.11 Закона N 167-ФЗ. Согласно названной норме с 1 января 2004 г. регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ПФР осуществляется в пятидневный срок с момента представления в его территориальное отделение регистрирующим органом соответствующих сведений. Следовательно, после 1 января 2004 г. отменена обязанность юридических лиц и предпринимателей непосредственно обращаться в Пенсионный фонд РФ с заявлением о регистрации и в отношении них не действуют меры ответственности, предусмотренные ст.27 Закона N 167-ФЗ. В силу ст.2 Закона N 167-ФЗ на правоотношения, связанные с порядком применения и взыскания штрафа за несвоевременную регистрацию в ПФР, распространяются нормы налогового законодательства. В соответствии с п.3 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. В связи с тем что на момент рассмотрения спора в суде в действиях предпринимателя уже отсутствовал состав правонарушения, за который предусмотрена ответственность по ст.27 Закона N 167-ФЗ, предприниматель не подлежит привлечению к ответственности независимо от того, что на момент совершения правонарушения (в 2003 г.) такая ответственность существовала.
3. Реализация товаров на экспорт на условиях FCA (франко-перевозчик) не влияет на право экспортера получить налоговый вычет по НДС при представлении всех необходимых документов. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.08.2004 N А56-12213/04)
Реализовав товар на экспорт, ЗАО представило в налоговую инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за октябрь 2003 г., в которой указало выручку от реализации продукции на экспорт, облагаемую налогом по ставке 0%, и предъявило к возмещению из бюджета сумму НДС, уплаченную поставщикам товаров. Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов ЗАО представило в налоговую инспекцию документы, указанные в п.1 ст.165 НК РФ. По результатам камеральной проверки декларации и приложенных к ней документов налоговая инспекция приняла решение отказать ЗАО в возмещении НДС на том основании, что по представленным контрактам ЗАО не является экспортером товара, поскольку эти контракты заключены с иностранными юридическими лицами на условиях поставки FCA (Инкотермс-2000), не предусматривающих поставку товара за пределы таможенной территории РФ. ФАС Северо-Западного округа, рассмотрев дело, встал на сторону налогоплательщика, указав следующее. В соответствии с пп.1 п.1 ст.164 НК РФ налогообложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, производится по налоговой ставке 0%. Согласно п.1 ст.165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: 1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ; 2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке; 3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа (пограничного таможенного органа), в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар вывезен за пределы таможенной территории РФ; 4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ. ЗАО вместе с декларацией по НДС за октябрь 2003 г. представило в налоговую инспекцию все документы, предусмотренные ст.165 НК РФ. Поставка товара на условиях FCA ("Франко-перевозчик") по международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс-2000" означает только то, что продавец выполнит свои обязательства по доставке после того, как передаст товар, прошедший таможенную очистку при экспортировании, в распоряжение перевозчика, назначенного покупателем, в согласованном месте или пункте. Условия поставки применительно к Инкотермс для установления момента перехода права собственности на товар в данном случае для целей налогообложения значения не имеют.
4. Органы Пенсионного фонда РФ могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения. (Постановление ФАС Московского округа от 02.09.2004 N КА-А40/7753-04)
ООО не представило в установленный срок сведения об уплачиваемых страховых взносах и о страховом стаже за 2002 г. на своих работников, чем нарушило Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ). В связи с этим в январе 2004 г. отделением Пенсионного фонда РФ было принято решение о привлечении ООО к ответственности в виде штрафа. ФАС Московского округа, рассмотрев дело, принял решение о невозможности привлечения ООО к ответственности по следующим обстоятельствам. Статьей 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о каждом работающем у него застрахованном лице. Поскольку нарушение сроков представления отчетности не является длящимся правонарушением, отделение ПФР должно было обнаружить указанное нарушение на следующий день после 1 марта, т.е. 2 марта 2003 г., а не в день принятия решения о привлечении ООО к ответственности. Согласно п.1 ст.115 НК РФ срок обращения в суд с иском о взыскании налоговой санкции установлен не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. В данном случае срок давности взыскания санкции отделением ПФР был пропущен.
Е.Карсетская АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 16.11.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |