|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Госпошлина. Что нового? ("Новая бухгалтерия", 2004, N 12)
"Новая бухгалтерия", N 12, 2004
ГОСПОШЛИНА. ЧТО НОВОГО?
С нового года государственная пошлина становится налоговым платежом. Правила ее уплаты будут регулироваться новой главой Налогового кодекса. О том, что изменяется в порядке уплаты госпошлины, рассказывается в этой статье.
1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 02.11.2004 N 127-ФЗ часть вторая Налогового кодекса РФ пополнится гл.25.3 "Государственная пошлина", которая заменит собой действующий в настоящее время Закон РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (далее - Закон N 2005-1). Государственная пошлина получила статус налогового сбора с принятием Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ, которым она была включена в перечень федеральных налогов, предусмотренных ст.13 НК РФ <1>. ————————————————————————————————<1> Подробный комментарий к Федеральному закону от 29.07.2004 N 95-ФЗ читайте в журнале "Новая бухгалтерия" N 10 за 2004 г.
Теперь под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст.333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ). Для сравнения: прежним Законом государственная пошлина определялась как установленный законом обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо за выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Как видно из вышеприведенных определений, в юридической трактовке госпошлины мало что изменилось, за исключением придания ей налогового статуса.
Плательщиками госпошлины в соответствии со ст.333.17 НК РФ признаются организации и физические лица, которые обращаются в государственные органы за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл.25.3 НК РФ, либо выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, если суд вынес решение не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины. Действующий порядок уплаты и зачисления в бюджет государственной пошлины в целом гл.25.3 НК РФ также сохраняется. Изменения прежде всего касаются ставок государственной пошлины. Если в старом Законе они исчислялись в кратном отношении к минимальному размеру оплаты труда, то теперь ставки госпошлины установлены в твердой сумме. Например, за нотариальное удостоверение доверенности на совершение сделок, требующих нотариальной формы, предусмотрена пошлина в размере 200 руб., при подаче заявления в арбитражный суд о признании нормативного акта недействующим организации нужно будет заплатить 2000 руб. и т.п. Снижены размеры пошлины, связанные с выдачей свидетельства о праве на наследство по закону: детям (в том числе усыновленным), супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя теперь придется платить не 1 или 2% как раньше, а 0,3% стоимости наследуемого имущества, но не более 100 000 руб., а всем остальным наследникам - 0,6% (но не более 1 000 000 руб.) вместо 2%. Существенно уменьшился размер пошлины и за нотариальное удостоверение сделок на рынке ипотечного жилищного кредитования. Размер госпошлины за удостоверение договора ипотеки жилого помещения в обеспечение возврата кредита зафиксирован в размере 200 руб. За обязательное удостоверение договора об ипотеке иного недвижимого имущества - в размере 0,3% от стоимости залога, но не более 3000 руб. и т.п. За государственную регистрацию транспортного средства с выдачей свидетельства нужно будет платить госпошлину в размере 100 руб., за регистрационный знак - 400 руб., за паспорт транспортного средства - 100 руб. Что касается размера пошлины за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то она не изменилась и составляет 2000 и 400 руб. соответственно. С вступлением в силу гл.25.3 НК РФ отпала необходимость в Законе РСФСР от 12.12.1991 N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами" и Законе РФ от 02.04.1993 N 4737-1 "О сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний". С 1 января 2005 г. за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, будет взиматься пошлина в размере 0,2% номинальной суммы выпуска, но не более 100 000 руб., за выпуск ценных бумаг, размещаемых иным способом, - 10 000 руб. А прежний сбор за право использования наименования "Россия" теперь также приобретает статус государственной пошлины. Регистрационный сбор, уплачиваемый сейчас учредителями СМИ в размере, установленном правительством <2>, также заменяется государственной пошлиной. ————————————————————————————————<2> Постановление Правительства РФ от 05.04.1992 N 216 "О порядке взимания регистрационного сбора при регистрации средств массовой информации".
При этом сохраняется принцип зависимости размера платы от вида СМИ и территории распространения его продукции. Размер сбора, так же как и в настоящее время, для средств массовой информации, специализирующихся на выпуске продукции рекламного характера, будет повышен в 5 раз, а для средств массовой информации эротического характера - в 10 раз. Если сравнить нормы Закона N 2005-1 и Налогового кодекса РФ, то получится следующая картина. Закон N 2005-1 предусматривал семь оснований взимания государственной пошлины (ст.3): - с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ; - за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений РФ; - за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния; - за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц; - за государственную регистрацию граждан в качестве индивидуальных предпринимателей и государственную регистрацию при прекращении гражданами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей в связи с принятием ими решения о прекращении данной деятельности; - за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами; - за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ; - за совершение других юридически значимых действий, определяемых Законом. Главой 25.3 НК РФ к этому перечню добавлены платежи: - при обращении к мировым судьям (ст.ст.333.18 - 333.19); - за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по официальной регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы (ст.333.30); - за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора (ст.ст.333.31 - 333.32); - за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг (ст.333.34); - за государственную регистрацию средств массовой информации (ст.333.34); - за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей (ст.333.34); - за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе словосочетаний в наименованиях юридических лиц (ст.333.34); - за получение ресурса нумерации (ст.333.34). В Налоговом кодексе РФ получил, наконец, определенность перечень "прочих юридически значимых действий". Напомним, что в Законе N 2005-1 этот перечень носил открытый характер и, следовательно, мог пополняться с изданием как новых законов, так и подзаконных нормативных актов. Теперь же - принятием гл.25.3 НК РФ - исходя из смысла ст.333.33 НК РФ перечень таких действий должен быть закрытым и может быть изменен лишь с внесением в установленном порядке изменений в Налоговый кодекс РФ. Что касается других законов, содержащих нормы о государственной пошлине и действующих на момент вступления в силу гл.25.3 НК РФ, то в соответствии с п.5 ст.3 НК РФ они должны применяться в части, не противоречащей указанной главе Налогового кодекса РФ. Данное положение касается и льгот по уплате госпошлины. Таким льготам посвящены теперь ст.ст.333.35 - 333.40 НК РФ. Увеличение круга льгот связано в основном с возросшим числом объектов взимания государственной пошлины. Несколько изменен и порядок возврата госпошлины. Срок, в течение которого можно вернуть излишне уплаченную пошлину, увеличен с одного года до трех лет.
* * *
С введением гл.23.5 НК РФ внесены изменения и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 <3> (далее - Основы законодательства о нотариате). ————————————————————————————————<3> Пункт 2 ст.8 Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ.
Теперь государственные и частные нотариусы при совершении нотариальных действий в равной степени должны руководствоваться ставками, утвержденными законом. Разница заключается лишь в следующем. За совершение нотариальных действий, для которых законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, и частный, и государственный нотариусы будут взимать государственную пошлину, установленную Налоговым кодексом РФ. А за совершение нотариальных действий, для которых обязательная нотариальная форма не предусмотрена, госпошлина будет взиматься в размере, указанном в Основах законодательства о нотариате. Для последнего случая в Основы законодательства о нотариате введена ст.22.1 "Размеры нотариального тарифа". Отметим, что Налоговый кодекс РФ содержит ряд норм, касающихся учета в целях налогообложения затрат на нотариальное оформление документов (пп.16 п.1 ст.264; п.39 ст.270; пп.14 п.2 ст.346.5; пп.14 п.1 ст.346.16 НК РФ). Суть их сводится к тому, что при определении объекта налогообложения по налогу на прибыль (п.1 ст.263, пп.16 п.1 ст.264; п.39 ст.270 НК РФ), единому сельскохозяйственному налогу (ст.346.4; пп.14 п.2 ст.346.5 НК РФ) и единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения (ч.2 п.1 ст.346.14; пп.14 п.1 ст.346.16 НК РФ) расходы в виде платы государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление принимаются лишь в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке. Оплата услуг частного или государственного нотариуса за нотариальное оформление сверх установленных тарифов <4> к учету в составе затрат не принимается <5>. ————————————————————————————————<4> В настоящее время в случаях, когда нотариальное оформление не является обязательным, тариф определяется соглашением между частным нотариусом и его клиентами. <5> См. также Методические рекомендации по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729.
С вступлением в силу гл.25.3 НК РФ и внесением изменений в Основы законодательства о нотариате, т.е. с 1 января 2005 г., ситуация не изменится. К учету в целях налогообложения указанными налогами должны будут приниматься все расходы на оплату нотариальных услуг.
* * *
Итак, с 1 января 2005 г. будут взиматься лишь пошлины, установленные гл.25.3 Налогового кодекса РФ. Исключение составляют сборы за выдачу лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, патентные пошлины, пошлины за получение правовой охраны и осуществление иных юридически значимых действий, связанных с товарными знаками, знаками обслуживания и наименованиями мест происхождения товаров, сборы по предоставлению правовой охраны селекционных достижений и таможенные сборы. Эти сборы будут взиматься согласно нормам, содержащимся в соответствующих законах.
Л.Зуйкова АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 16.11.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |