Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Госпошлина. Что нового? ("Новая бухгалтерия", 2004, N 12)



"Новая бухгалтерия", N 12, 2004

ГОСПОШЛИНА. ЧТО НОВОГО?

С нового года государственная пошлина становится налоговым платежом. Правила ее уплаты будут регулироваться новой главой Налогового кодекса. О том, что изменяется в порядке уплаты госпошлины, рассказывается в этой статье.

1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 02.11.2004 N 127-ФЗ часть вторая Налогового кодекса РФ пополнится гл.25.3 "Государственная пошлина", которая заменит собой действующий в настоящее время Закон РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (далее - Закон N 2005-1).

Государственная пошлина получила статус налогового сбора с принятием Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ, которым она была включена в перечень федеральных налогов, предусмотренных ст.13 НК РФ <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Подробный комментарий к Федеральному закону от 29.07.2004 N 95-ФЗ читайте в журнале "Новая бухгалтерия" N 10 за 2004 г.

Теперь под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст.333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ).

Для сравнения: прежним Законом государственная пошлина определялась как установленный законом обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо за выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Как видно из вышеприведенных определений, в юридической трактовке госпошлины мало что изменилось, за исключением придания ей налогового статуса.

Плательщиками госпошлины в соответствии со ст.333.17 НК РФ признаются организации и физические лица, которые обращаются в государственные органы за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл.25.3 НК РФ, либо выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, если суд вынес решение не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины.

Действующий порядок уплаты и зачисления в бюджет государственной пошлины в целом гл.25.3 НК РФ также сохраняется.

Изменения прежде всего касаются ставок государственной пошлины. Если в старом Законе они исчислялись в кратном отношении к минимальному размеру оплаты труда, то теперь ставки госпошлины установлены в твердой сумме.

Например, за нотариальное удостоверение доверенности на совершение сделок, требующих нотариальной формы, предусмотрена пошлина в размере 200 руб., при подаче заявления в арбитражный суд о признании нормативного акта недействующим организации нужно будет заплатить 2000 руб. и т.п.

Снижены размеры пошлины, связанные с выдачей свидетельства о праве на наследство по закону: детям (в том числе усыновленным), супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя теперь придется платить не 1 или 2% как раньше, а 0,3% стоимости наследуемого имущества, но не более 100 000 руб., а всем остальным наследникам - 0,6% (но не более 1 000 000 руб.) вместо 2%.

Существенно уменьшился размер пошлины и за нотариальное удостоверение сделок на рынке ипотечного жилищного кредитования. Размер госпошлины за удостоверение договора ипотеки жилого помещения в обеспечение возврата кредита зафиксирован в размере 200 руб. За обязательное удостоверение договора об ипотеке иного недвижимого имущества - в размере 0,3% от стоимости залога, но не более 3000 руб. и т.п.

За государственную регистрацию транспортного средства с выдачей свидетельства нужно будет платить госпошлину в размере 100 руб., за регистрационный знак - 400 руб., за паспорт транспортного средства - 100 руб.

Что касается размера пошлины за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то она не изменилась и составляет 2000 и 400 руб. соответственно.

С вступлением в силу гл.25.3 НК РФ отпала необходимость в Законе РСФСР от 12.12.1991 N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами" и Законе РФ от 02.04.1993 N 4737-1 "О сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний".

С 1 января 2005 г. за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, будет взиматься пошлина в размере 0,2% номинальной суммы выпуска, но не более 100 000 руб., за выпуск ценных бумаг, размещаемых иным способом, - 10 000 руб. А прежний сбор за право использования наименования "Россия" теперь также приобретает статус государственной пошлины.

Регистрационный сбор, уплачиваемый сейчас учредителями СМИ в размере, установленном правительством <2>, также заменяется государственной пошлиной.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Постановление Правительства РФ от 05.04.1992 N 216 "О порядке взимания регистрационного сбора при регистрации средств массовой информации".

При этом сохраняется принцип зависимости размера платы от вида СМИ и территории распространения его продукции. Размер сбора, так же как и в настоящее время, для средств массовой информации, специализирующихся на выпуске продукции рекламного характера, будет повышен в 5 раз, а для средств массовой информации эротического характера - в 10 раз.

Если сравнить нормы Закона N 2005-1 и Налогового кодекса РФ, то получится следующая картина.

Закон N 2005-1 предусматривал семь оснований взимания государственной пошлины (ст.3):

- с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;

- за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений РФ;

- за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;

- за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц;

- за государственную регистрацию граждан в качестве индивидуальных предпринимателей и государственную регистрацию при прекращении гражданами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей в связи с принятием ими решения о прекращении данной деятельности;

- за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;

- за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ;

- за совершение других юридически значимых действий, определяемых Законом.

Главой 25.3 НК РФ к этому перечню добавлены платежи:

- при обращении к мировым судьям (ст.ст.333.18 - 333.19);

- за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по официальной регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы (ст.333.30);

- за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора (ст.ст.333.31 - 333.32);

- за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг (ст.333.34);

- за государственную регистрацию средств массовой информации (ст.333.34);

- за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей (ст.333.34);

- за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе словосочетаний в наименованиях юридических лиц (ст.333.34);

- за получение ресурса нумерации (ст.333.34).

В Налоговом кодексе РФ получил, наконец, определенность перечень "прочих юридически значимых действий".

Напомним, что в Законе N 2005-1 этот перечень носил открытый характер и, следовательно, мог пополняться с изданием как новых законов, так и подзаконных нормативных актов.

Теперь же - принятием гл.25.3 НК РФ - исходя из смысла ст.333.33 НК РФ перечень таких действий должен быть закрытым и может быть изменен лишь с внесением в установленном порядке изменений в Налоговый кодекс РФ.

Что касается других законов, содержащих нормы о государственной пошлине и действующих на момент вступления в силу гл.25.3 НК РФ, то в соответствии с п.5 ст.3 НК РФ они должны применяться в части, не противоречащей указанной главе Налогового кодекса РФ.

Данное положение касается и льгот по уплате госпошлины.

Таким льготам посвящены теперь ст.ст.333.35 - 333.40 НК РФ. Увеличение круга льгот связано в основном с возросшим числом объектов взимания государственной пошлины.

Несколько изменен и порядок возврата госпошлины. Срок, в течение которого можно вернуть излишне уплаченную пошлину, увеличен с одного года до трех лет.

* * *

С введением гл.23.5 НК РФ внесены изменения и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 <3> (далее - Основы законодательства о нотариате).

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Пункт 2 ст.8 Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ.

Теперь государственные и частные нотариусы при совершении нотариальных действий в равной степени должны руководствоваться ставками, утвержденными законом.

Разница заключается лишь в следующем. За совершение нотариальных действий, для которых законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, и частный, и государственный нотариусы будут взимать государственную пошлину, установленную Налоговым кодексом РФ.

А за совершение нотариальных действий, для которых обязательная нотариальная форма не предусмотрена, госпошлина будет взиматься в размере, указанном в Основах законодательства о нотариате.

Для последнего случая в Основы законодательства о нотариате введена ст.22.1 "Размеры нотариального тарифа".

Отметим, что Налоговый кодекс РФ содержит ряд норм, касающихся учета в целях налогообложения затрат на нотариальное оформление документов (пп.16 п.1 ст.264; п.39 ст.270; пп.14 п.2 ст.346.5; пп.14 п.1 ст.346.16 НК РФ).

Суть их сводится к тому, что при определении объекта налогообложения по налогу на прибыль (п.1 ст.263, пп.16 п.1 ст.264; п.39 ст.270 НК РФ), единому сельскохозяйственному налогу (ст.346.4; пп.14 п.2 ст.346.5 НК РФ) и единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения (ч.2 п.1 ст.346.14; пп.14 п.1 ст.346.16 НК РФ) расходы в виде платы государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление принимаются лишь в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке. Оплата услуг частного или государственного нотариуса за нотариальное оформление сверх установленных тарифов <4> к учету в составе затрат не принимается <5>.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> В настоящее время в случаях, когда нотариальное оформление не является обязательным, тариф определяется соглашением между частным нотариусом и его клиентами.

<5> См. также Методические рекомендации по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729.

С вступлением в силу гл.25.3 НК РФ и внесением изменений в Основы законодательства о нотариате, т.е. с 1 января 2005 г., ситуация не изменится. К учету в целях налогообложения указанными налогами должны будут приниматься все расходы на оплату нотариальных услуг.

* * *

Итак, с 1 января 2005 г. будут взиматься лишь пошлины, установленные гл.25.3 Налогового кодекса РФ.

Исключение составляют сборы за выдачу лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, патентные пошлины, пошлины за получение правовой охраны и осуществление иных юридически значимых действий, связанных с товарными знаками, знаками обслуживания и наименованиями мест происхождения товаров, сборы по предоставлению правовой охраны селекционных достижений и таможенные сборы.

Эти сборы будут взиматься согласно нормам, содержащимся в соответствующих законах.

Л.Зуйкова

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

16.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Может ли предприятие в бухгалтерском учете перенести неиспользованные остатки резерва сомнительных долгов на следующий год в том случае, если резерв формировался по правилам налогового учета по ст.266 НК РФ? ("Новая бухгалтерия", 2004, N 12) >
Статья: Раздельный учет "входного" НДС ("Новая бухгалтерия", 2004, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.