Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Представление бухгалтерской и налоговой отчетности в инспекции МНС России по телекоммуникационным каналам связи ("Налоговые известия Московского региона", 2004, N 11)



"Налоговые известия Московского региона", N 11, 2004

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ И НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

В ИНСПЕКЦИИ МНС РОССИИ

ПО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ КАНАЛАМ СВЯЗИ

С принятием в конце 2001 г. - начале 2002 г. новых нормативно-правовых актов РФ, в частности Федерального закона N 180-ФЗ от 28.12.2001 "О внесении изменений в статью 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и Федерального закона от 28.03.2002 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", налогоплательщики получили право представлять налоговую и бухгалтерскую отчетность в налоговые органы не только в бумажном, но и в электронном виде. Таким образом, бурное развитие современных технологий затронуло и налоговое администрирование.

В настоящее время представление бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи является наиболее быстрым и удобным способом сдачи отчетности, которым по статистическим данным, представленным компанией "Такском" (ведущим оператором связи в России) по состоянию на август 2004 г., пользуется более 32 225 налогоплательщиков.

Внедрение в практику указанной формы направления отчетности предлагает ряд преимуществ как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.

Прежде всего, это экономия времени. Файлы отчетности бухгалтер может направить в налоговый орган прямо с рабочего места за несколько минут, причем последующее дублирование на бумажном носителе не требуется. Прием информации от налогоплательщиков производится круглосуточно без выходных.

Еще одним важным преимуществом является наличие в используемой системе программ, позволяющих осуществлять контроль за правильностью заполнения налогоплательщиком форм отчетности (верным оформлением разделов бланка, использованием действующих форм отчетности и т.п.).

Поступившие в налоговый орган данные отчетности автоматически разносятся на лицевые счета организации, что исключает ошибки со стороны налоговых органов - опечатки или неверно набранные счета.

Помимо вышеперечисленного планируется предоставление налогоплательщику оператором связи ряда дополнительных услуг. Например, в соответствии с Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705 "Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" налогоплательщики имеют право на получение информационной выписки об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом.

Таким образом, кратко "плюсы" указанного способа предоставления отчетности в налоговый орган можно охарактеризовать следующим образом.

Для налогоплательщика:

- оперативное получение форм отчетности по каналам связи;

- сокращение ошибок при подготовке отчетности за счет внедрения программных технологий, обеспечивающих проверку и контроль вводимой информации;

- сокращение затрат времени на сдачу отчетности в налоговые органы;

- удобный доступ к информации, представляемой налогоплательщикам налоговыми органами.

Для налоговых органов:

- сокращение времени, затрачиваемого на прием, первичную проверку и обработку отчетности.

Автор настоящей статьи попытается кратко охарактеризовать принцип применения налогоплательщиком на практике способа передачи отчетной документации по телекоммуникационным каналам связи.

Налогоплательщик, располагающий необходимыми техническими средствами (персональным компьютером и модемом либо выделенной линией для выхода в Интернет), должен заключить со специализированным оператором связи договор на обслуживание. У оператора налогоплательщик получает программное обеспечение, позволяющее формировать бухгалтерскую отчетность для передачи в налоговые органы, и средства криптографической защиты, с помощью которых он зашифрует свою отчетность и заверит ее электронной цифровой подписью.

Заверенную электронной цифровой подписью отчетность налогоплательщик направляет оператору связи. В течение суток (за исключением выходных и праздничных дней) с момента отправки отчетности оператор связи и налоговый орган должны направить отправителю документы, подтверждающие получение представленной отчетности.

Налогоплательщик в свою очередь в течение суток (кроме выходных и праздничных дней) с момента получения от вышеуказанных лиц документов, подтверждающих получение отчетности, заверяет "подтверждающие" документы своей электронной цифровой подписью и один их экземпляр высылает в адрес отправителя (оператора связи либо налоговый орган), а второй экземпляр помещает в свой архив. Днем сдачи отчетных документов считается дата их отправки, зафиксированная в подтверждении оператора связи.

Несмотря на ряд преимуществ, возникающих у налогоплательщика при сдаче отчетности путем ее направления по телекоммуникационным каналам связи, налогоплательщики, пользующиеся указанным способом представления отчетности, составляют небольшой процент от их общего числа.

Вызвано это прежде всего тем, что отправка отчетности может осуществляться налогоплательщиком только через специализированного оператора связи, имеющего соответствующие лицензии, а не путем использования обычной электронной почты. Стоимость подключения юридического лица к системе связи и установка программного обеспечения стоят порядка 100 долл., а абонентское обслуживание - около 10 долл. в месяц.

Некоторые налогоплательщики сомневаются в защищенности конфиденциальных сведений, передаваемых электронной связью. В данном случае подразумевается возможность ознакомления с информацией, составляющей налоговую тайну, третьими лицами, а также вероятность внесения исправлений в представленную отчетность.

Однако в пользу указанного способа представления информации говорит использование оператором связи программных средств криптографической защиты информации, сертифицированных ФАПСИ России. Указанные средства защиты информации используются для формирования ключей шифров, выработки и проверки электронной цифровой подписи, шифрования и защиты информации. Средства шифрования такого класса используются в банковских и дипломатических системах, аналогичными кодами пользуются силовые ведомства и спецслужбы. Информация передается по каналам связи в зашифрованном виде; оператор связи также не имеет доступа к передаваемой им информации, поскольку не знает ключа шифрования.

Надо также отметить, что воспользоваться услугами оператора связи не могут физические лица и предприниматели без образования юридического лица, так как технология передачи информации по телекоммуникационным каналам связи предполагает использование электронной цифровой подписи, которое согласно действующему федеральному законодательству может осуществляться в настоящее время только юридическими лицами.

Процедуры представления информации с использованием коммуникационных каналов и соответствующие технологии связи требуют отработки. В настоящее время в этом направлении активно ведется соответствующая работа, в частности осуществляется доработка программных средств, разработка новых нормативных документов. В данный момент уже существует достаточно большая нормативная база, регулирующая отношения в рассматриваемой сфере.

К основным нормативно-правовым документам, регламентирующим порядок представления информации с использованием каналов электронной связи, относятся Гражданский и Налоговый кодексы РФ; Федеральные законы: от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"; Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, а также Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи, утвержденные Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705.

Успешные результаты мероприятий, направленных на совершенствование системы существующего электронного документооборота с использованием телекоммуникационных каналов связи, должны привести к переходу большего количества налогоплательщиков на применение указанной формы предоставления отчетности и внедрению указанной системы во всех регионах Российской Федерации.

В.А.Бегунов

Начальник юридического отдела

Подписано в печать

16.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Как следует исполнять обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации? ("Бухгалтерский учет", 2004, N 23) >
Статья: Об упрощенной системе налогообложения ("Налоговые известия Московского региона", 2004, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.