|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
"ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ БЕРАТОРА "СОВРЕМЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" "РАЗДЕЛ I. НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО" (ред. от декабря 2005 г.) ("Бератор", 2004)
Полное Содержание и Поисковый регистр см. в Путеводителе —————————————————————————————————————————————————————————————————— "Электронная версия бератора "Современная налоговая энциклопедия", 2004
РАЗДЕЛ I. НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
(Электронная версия бератора полностью соответствует печатной версии бератора в редакции обновления за декабрь 2005 года)
НАЛОГИ: ИХ ВИДЫ И ЭЛЕМЕНТЫ
Виды налогов
В нашей стране фирмы и предприниматели должны платить различные налоги. Эти налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Кроме того, Налоговым кодексом РФ установлены специальные налоговые режимы.
Федеральные налоги
Федеральные налоги вводят федеральные власти. Они взимаются по всей стране. Вот перечень федеральных налогов, уплачиваемых фирмами и предпринимателями: - налог на добавленную стоимость; - налог на прибыль организаций; - единый социальный налог; - налог на доходы физических лиц; - акцизы; - водный налог; - налог на добычу полезных ископаемых; - государственная пошлина; - налог на наследование или дарение; - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Обратите внимание: с 1 января 2006 г. налог на наследование и дарение отменяется.
Региональные налоги
Власти краев, областей, республик и автономных округов, а также власти Москвы и Санкт-Петербурга (эти города приравнены к регионам) вводят на своей территории региональные налоги. Региональные власти не вправе вводить налоги произвольно. Они могут ввести на своей территории лишь налоги, разрешенные федеральными властями. Вот перечень налогов, которые региональные власти могут взимать с фирм и предпринимателей: - транспортный налог; - налог на имущество организаций; - налог на игорный бизнес.
Местные налоги
Власти городов и районов вводят на своей территории местные налоги. Как и региональные власти, местные могут ввести лишь налоги, разрешенные федеральными властями. Вот перечень налогов, которые местные власти могут взимать с фирм и предпринимателей: - земельный налог; - налог на имущество физических лиц.
Принципы взимания региональных и местных налогов
Чтобы добиться единства налогообложения по стране, федеральные власти определяют не только перечень налогов, которые могут вводить региональные и местные власти, но и основные правила взимания этих налогов. Региональные власти могут изменять эти правила настолько, насколько это позволяют делать федеральные власти.
Примечание. Вводя налог на имущество организаций, региональные власти не могут устанавливать перечень налогооблагаемого имущества, так как он уже определен Налоговым кодексом. Однако региональные власти могут установить ставку налога, но не более 2,2%.
Специальные налоговые режимы
Налоговым кодексом предусмотрены специальные налоговые режимы, в соответствии с которыми установлен особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена большинства налогов одним. Вот их перечень: - система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); - упрощенная система налогообложения; - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Федеральный, региональные и местные бюджеты
Налоги поступают в федеральный, региональные и местные бюджеты. Обратите внимание: то, что налог относится к федеральным, региональным или местным, не значит, что вы должны полностью платить его в соответствующий бюджет. Федеральные власти передают часть сборов многих федеральных налогов региональным и местным властям. Например, налог на прибыль организаций расщеплен на три части: одну часть фирма должна заплатить в федеральный бюджет, другую - в региональный, третью - в местный.
Элементы налога
Каждый налог можно разложить на одинаковые элементы. Вот они: - налогоплательщики; - объект налогообложения; - налоговая база; - налоговый и отчетный периоды; - ставка налога; - порядок исчисления налога; - порядок и сроки уплаты налога; - порядок и сроки представления отчетности по налогу.
Налогоплательщики
Налогоплательщики - это те, кто должен платить налог. Одни налоги платят все фирмы и предприниматели, другие - только некоторые из них (в зависимости от вида деятельности и других критериев). Некоторые налоги платят только фирмы.
Примечание. Единый социальный налог платят все фирмы и предприниматели. Налог на игорный бизнес платят лишь фирмы и предприниматели, владеющие казино, игровыми залами, букмекерскими конторами и т.д. Налог на прибыль организаций платят только фирмы.
Объект налогообложения
Объект налогообложения - это то, что облагается налогом: реализация товаров, прибыль, стоимость имущества и другие объекты, которые можно измерить.
Примечание. Акцизами облагается реализация подакцизных товаров: спирта, алкоголя, пива, табака, бензина, дизельного топлива, моторного масла, природного газа, автомобилей и мотоциклов. Объект обложения налогом на имущество организаций - стоимость основных средств фирмы. Платой за воду облагается объем израсходованной воды.
Налоговая база
Налоговая база - объект налогообложения, рассчитанный определенным образом и выраженный в определенных единицах: рублях, кубометрах, тоннах и т.д.
Примечание. Налоговая база по акцизам на бензин - объем реализованного бензина в тоннах. Налоговая база по налогу на имущество организаций - остаточная стоимость основных средств в рублях.
Налоговый и отчетный периоды
Налоговый период - это отрезок времени (месяц, квартал, год), по окончании которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи по налогу.
Ставка налога
Ставка налога - это величина налога с единицы измерения налоговой базы: процентов от стоимости, рублей с кубометра, тонны и т.д.
Примечание. Ставка налога на имущество организаций - 2,2% от стоимости облагаемого имущества, ставка акцизов на бензин - 3360 руб. за тонну.
Порядок исчисления налога
Порядок исчисления налога показывает, кто и как должен рассчитывать налог. Большинство налогов должны рассчитывать сами налогоплательщики. Но некоторые налоги рассчитывают налоговая инспекция и так называемые налоговые агенты. Фирмы и предприниматели считаются налоговыми агентами, когда при выплате денег другой фирме или человеку они обязаны удержать с этих денег налог, а потом перечислить его в бюджет.
Примечание. Налог на доходы физических лиц рассчитывает та фирма (предприниматель), которая выплачивает деньги человеку. Эта фирма или предприниматель считается налоговым агентом.
Порядок и сроки уплаты налога
Порядок и сроки уплаты налога устанавливают когда, куда и как надо перечислить налог.
Примечание. Фирмы платят единый социальный налог ежемесячно в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Для этого фирма должна подать в банк четыре платежных поручения. Налог на прибыль организаций фирмы платят ежемесячно (небольшие фирмы - ежеквартально) в федеральный, региональный и местный бюджеты. Для этого фирма должна подать в банк три платежных поручения.
Порядок и сроки представления отчетности по налогу
Порядок и сроки представления отчетности по налогу устанавливают, когда и куда нужно представить налоговую декларацию и другие отчеты по налогу.
Примечание. Фирмы ежеквартально должны представлять в налоговую инспекцию расчеты авансовых платежей по единому социальному налогу. По окончании года надо подать туда декларацию по налогу.
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ
Налогоплательщики - это фирмы, предприниматели и другие физические лица, обязанные платить налоги.
Права налогоплательщиков
Налогоплательщики имеют право: 1) получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах, своих правах и обязанностях, а также полномочиях налоговых органов; 2) получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам уплаты налогов; 3) использовать налоговые льготы; 4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый или инвестиционный налоговый кредит (подробнее читайте раздел "Уплата, зачет и возврат налогов" -> подраздел "Перенос срока уплаты налогов"); 5) требовать зачета или возврата излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней и штрафов (подробнее читайте раздел "Уплата, зачет и возврат налогов" -> подраздел "Зачет и возврат излишне уплаченных или взысканных налогов"); 6) представлять налоговым органам пояснения по уплате налогов; 7) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки (подробнее читайте раздел "Налоговые проверки" -> подраздел "Проверки, проводимые налоговой инспекцией"); 8) получать от налогового органа: - копии акта налоговой проверки и решения по ней (подробнее читайте раздел "Налоговые проверки" -> подраздел "Проверки, проводимые налоговой инспекцией"); - требование об уплате налога (подробнее читайте раздел "Уплата, зачет и возврат налогов" -> подраздел "Последствия несвоевременной уплаты налога" -> пункт "Направление требования об уплате налога"); 9) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов; 10) обжаловать акты налоговых органов (решения, требования, инкассовые поручения) и действия или бездействие их должностных лиц; 11) требовать возмещения убытков, причиненных: - незаконными решениями налоговых органов; - незаконными действиями или бездействием их должностных лиц (подробнее читайте раздел "Налоговые споры" -> подраздел "Споры с налоговой инспекцией").
Обязанности налогоплательщиков
Налогоплательщики обязаны: 1) уплачивать законно установленные налоги; 2) встать на учет в налоговых органах (подробнее читайте раздел "Организация налогового учета" -> подраздел "Постановка на учет в налоговой инспекции"); 3) вести учет объектов налогообложения; 4) представлять налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность (для фирм); 5) представлять налоговым органам документы и пояснения, необходимые для контроля за уплатой налогов; 6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах; 7) не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; 8) в течение четырех лет хранить бухгалтерские и другие документы, необходимые для контроля за уплатой налогов; 9) письменно сообщать в налоговый орган по месту учета: - об открытии или закрытии счетов; - обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях; - обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории России; - об объявлении банкротства, о ликвидации или реорганизации; - об изменении места нахождения (для фирм) или места жительства (для предпринимателей) (подробнее читайте раздел "Организация налогового учета" -> подраздел "Постановка на учет в налоговой инспекции" -> пункт "Информирование налоговой инспекции").
КТО КОНТРОЛИРУЕТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
То, как налогоплательщики выполняют свои обязанности, контролируют: - налоговые органы; - государственные внебюджетные фонды; - таможенные органы; - милиция.
Налоговые органы
Система налоговых органов
Система налоговых органов состоит из трех уровней: - первый уровень - Федеральная налоговая служба РФ; - второй уровень - региональные и межрегиональные налоговые органы; - третий уровень - территориальные налоговые органы.
Федеральная налоговая служба РФ
Во главе системы налоговых органов стоит Федеральная налоговая служба РФ (ФНС). До сентября 2004 г. ФНС называлось Министерством РФ по налогам и сборам.
—————————————¬ | ФНС | L—————T———————---------------+--------------------------¬ ¦ ¦ ¦ ---------+--------¬ ¦ ----------+ Межрегиональные +¬ ¦ ¦ ¦ ИФНС ¦+¬ ————————+—————————¬ | LT—————————————————|| | УФНС +T———————————— LT—————————————————| | по 89 регионам |+¬ L——————————————————LT------T----------¦¦ LT-----+-----------¦ L-----+---------- ———— ¦ ——————+——————————————————————————¬ —————————+——————————————¬ ————————————+————————————¬ | ИФНС по городам, | | Межрайонные | | по районам, по районам+¬ | ИФНС +¬ | в крупных городах |+¬ | |+¬ LT———————————————————————|| LT————————————————————————|| LT———————————————————————| LT————————————————————————| L———————————————————————— L————————————————————————— Региональные и межрегиональные налоговые органы
Федеральной налоговой службе подчиняются региональные управления ФНС (УФНС) и межрегиональные инспекции ФНС (межрегиональные ИФНС). Региональных управлений 89 - как и регионов в нашей стране. Эти управления располагаются в столицах регионов и отвечают за сбор налогов в них. В числе межрегиональных семь инспекций, курирующих семь федеральных округов: 1) Центральный (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области; г. Москва) - центр в Москве; 2) Северо-Западный (Республика Карелия, Республика Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; г. Санкт-Петербург; Ненецкий автономный округ) - центр в Санкт-Петербурге; 3) Южный (Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика; Краснодарский и Ставропольский края; Астраханская, Волгоградская и Ростовская области) - центр в Ростове-на-Дону; 4) Приволжский (Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика; Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; Коми-Пермяцкий автономный округ) - центр в Нижнем Новгороде; 5) Уральский (Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) - центр в Екатеринбурге; 6) Сибирский (Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тува, Республика Хакасия; Алтайский и Красноярский края; Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Читинская области; Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский и Эвенкийский автономные округа) - центр в Новосибирске; 7) Дальневосточный (Республика Саха (Якутия); Приморский и Хабаровский края; Амурская, Камчатская, Магаданская и Сахалинская области; Еврейская автономная область; Корякский и Чукотский автономные округа) - центр в Хабаровске. Окружные ИФНС контролируют работу региональных управлений, но напрямую ими не руководят. Например, руководителя УФНС назначает и снимает министр, а не начальник межрегиональной инспекции. Еще три межрегиональные инспекции - это специализированные инспекции: - по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг; - по контролю за алкогольной и табачной продукцией; - по контролю за проблемными налогоплательщиками. Эти инспекции расположены в Москве. Указания инспекций в пределах их компетенции обязательны для региональных УФНС.
Территориальные налоговые органы
Региональным управлениям подчиняются территориальные инспекции МНС (территориальные ИФНС). Это те инспекции, которые непосредственно работают с налогоплательщиками. Налоговые инспекции есть практически во всех городах и районах. Если город крупный и разделен на районы, то в нем несколько инспекций - по одной на каждый район. Если город или район небольшой, то, наоборот, несколько таких городов или районов могут быть объединены под началом одной межрайонной инспекции. Существуют также специализированные межрайонные инспекции. Они контролируют какой-то один вид налогоплательщиков. Например, в Москве есть межрайонные инспекции по контролю за иностранными организациями и по контролю за строительной сферой. Во многих регионах есть межрайонные инспекции по контролю за крупными налогоплательщиками.
Права налоговых органов и их должностных лиц
Налоговые органы вправе: 1) требовать от налогоплательщика документы и пояснения, необходимые для контроля за уплатой налогов; 2) проводить налоговые проверки (подробнее читайте раздел "Налоговые проверки" -> подраздел "Проверки, проводимые налоговой инспекцией"); 3) вызывать должностных лиц налогоплательщика для дачи пояснений по поводу уплаты налогов; 4) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков (подробнее читайте раздел "Уплата, зачет и возврат налогов" -> подраздел "Последствия несвоевременной уплаты налога" -> пункт "Приостановление операций по счетам налогоплательщика"); 5) арестовывать имущество налогоплательщиков (подробнее читайте раздел "Уплата, зачет и возврат налогов" -> подраздел "Последствия несвоевременной уплаты налога" -> пункт "Арест имущества налогоплательщика"); 6) определять сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, расчетным путем, если налогоплательщик: - не допускает налоговых инспекторов к осмотру своих производственных, складских, торговых и иных помещений; - более двух месяцев не представляет требуемые от него документы; - не ведет учет объектов налогообложения или ведет его с такими нарушениями, что рассчитать налог невозможно; 7) требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений; 8) взыскивать недоимки и пени (подробнее читайте раздел "Уплата, зачет и возврат налогов" -> подраздел "Последствия несвоевременной уплаты налога" -> пункт "Взыскание недоимки и пеней"); 9) вызывать в качестве свидетелей лиц, обладающих информацией, которая необходима налоговым органам для контроля за налогоплательщиками; 10) просить орган, выдавший налогоплательщику лицензию на право осуществления какой-либо деятельности, аннулировать или приостановить ее действие; 11) предъявлять в суды иски: - о взыскании штрафов с налогоплательщиков (подробнее читайте раздел "Налоговые правонарушения и ответственность"); - о признании недействительной государственной регистрации фирмы или предпринимателя; - о ликвидации фирмы.
Обязанности налоговых органов и их должностных лиц
Налоговые органы обязаны: 1) осуществлять государственную регистрацию юридических лиц; 2) соблюдать налоговое законодательство; 3) бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах; 4) представлять формы отчетности и разъяснять правила их заполнения; 5) давать разъяснения по вопросам уплаты налогов; 6) возвращать или зачитывать излишне уплаченные или излишне взысканные налоги, пени и штрафы (подробнее читайте раздел "Уплата, зачет и возврат налогов" -> подраздел "Зачет и возврат излишне уплаченных или взысканных налогов"); 7) направлять налогоплательщику: - копии акта налоговой проверки и решения по ней (подробнее читайте раздел "Налоговые проверки" -> подраздел "Проверки, проводимые налоговой инспекцией"); - требование об уплате налога (подробнее читайте раздел "Уплата, зачет и возврат налогов" -> подраздел "Последствия несвоевременной уплаты налога" -> пункт "Направление требования об уплате налога").
Государственные внебюджетные фонды
Государственные внебюджетные фонды - это: - Пенсионный фонд РФ (ПФР); - Фонд социального страхования РФ (ФСС); - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС); - территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС). В эти фонды поступают единый социальный налог и взносы, за счет которых ПФР выплачивает пенсии, ФСС - пособия, а ФФОМС и ТФОМС финансируют медицинские учреждения. Хотя фонды непосредственно не контролируют уплату единого социального налога (это делают налоговые инспекции), тем не менее все фирмы и предприниматели должны зарегистрироваться в территориальных отделениях этих фондов (подробнее читайте раздел "Организация налогового учета" -> подраздел "Постановка на учет в государственных внебюджетных фондах"). В территориальные отделения ПФР и ФСС нужно регулярно подавать определенную отчетность (подробнее читайте раздел "Федеральные налоги" -> подраздел "Единый социальный налог" -> пункт "Порядок и сроки представления отчетности по налогу", а также подраздел "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование" -> пункт "Порядок и сроки представления отчетности"). Работники этих фондов могут посетить фирму или предпринимателя для проверки достоверности отраженных в отчетности данных.
Таможенные органы
Таможенные органы во главе с Государственным таможенным комитетом РФ (ГТК России) контролируют уплату налогов, уплачиваемых на таможне при ввозе или вывозе товаров: НДС, акцизов и таможенных пошлин. Таможенные органы могут возбуждать и расследовать уголовные дела по таким преступлениям, как контрабанда (ст.188 Уголовного кодекса РФ), невозврат валютной выручки (ст.193) и уклонение от таможенных платежей (ст.194).
Милиция
Милиция может возбуждать и расследовать уголовные дела по фактам уклонения от уплаты налогов (ст.ст.198 и 199 Уголовного кодекса РФ). Для этой цели в милиции создано специальное подразделение - Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП). Кроме того, милиционеры могут составлять протоколы и расследовать административные правонарушения фирм и предпринимателей. Самостоятельно проводить налоговые проверки милиция не вправе. Однако она может участвовать в проверке по запросу налоговой инспекции. Более подробно о проверках, проводимых милицией, можно прочитать в разделе "Налоговые проверки" -> подразделе "Проверки, проводимые милицией".
ЧЕМ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПРИ УПЛАТЕ НАЛОГОВ
Налогоплательщики и контролирующие их органы должны руководствоваться: - федеральными, региональными и местными законами о налогах; - подзаконными актами; - решениями судов; - международными договорами о налогах, заключенными нашей страной.
Федеральные, региональные и местные законы о налогах
Налоги вводятся законами. Федеральные налоги вводятся федеральными законами, региональные - региональными, местные - местными. Федеральные законы о налогах - это самые главные налоговые документы. Ими нужно руководствоваться в первую очередь. Федеральные законы принимает Государственная Дума, затем их одобряет Совет Федерации и подписывает Президент РФ. Главный федеральный закон о налогах - Налоговый кодекс РФ (НК РФ). Все остальные федеральные законы о налогах не должны ему противоречить. Налоговый кодекс состоит из двух частей. В части первой говорится о правах и обязанностях налогоплательщиков и налоговых инспекций, дается перечень налоговых правонарушений и устанавливается ответственность за каждое из них. Часть вторая устанавливает конкретные налоги. Пока в части второй Налогового кодекса говорится только: - о налоге на добавленную стоимость; - об акцизах; - о налоге на доходы физических лиц; - о едином социальном налоге; - о налоге на прибыль организаций; - о сборах за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов; - о налоге на добычу полезных ископаемых; - о едином сельскохозяйственном налоге; - о едином налоге при упрощенной системе налогообложения; - о едином налоге на вмененный доход; - о налоге при выполнении соглашений о разделе продукции; - о транспортном налоге; - о налоге на игорный бизнес; - о налоге на имущество организаций; - о земельном налоге; - о государственной пошлине; - о водном налоге. Со временем в часть вторую НК РФ будут включены главы об остальных налогах. Но пока эти налоги взимаются на основе федеральных законов, принятых еще до вступления в силу Налогового кодекса (до 1 января 1999 г.). Такие законы будут действовать до тех пор, пока НК РФ не дополнят новыми главами, а эти законы не отменят. Региональные законы о налогах принимает региональный законодательный орган: краевая, областная, республиканская дума, собрание, совет - в каждом регионе этот орган называется по-своему. Местные законы о налогах (иногда они называются не законами, а положениями, решениями) принимает городской или районный законодательный орган. Вводя какой-нибудь налог, региональные и местные власти должны руководствоваться федеральным законом, в котором определены правила взимания этого налога и установлены границы полномочий региональных и местных властей.
Примечание. При введении единого налога на вмененный доход региональные власти должны учитывать положения гл.26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ. В соответствии с этой главой регион, вводя у себя единый налог, может самостоятельно выбрать из установленного перечня виды деятельности, на которые он распространяется, размер вмененного дохода, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога. А вот ставку налога региональные власти устанавливать не могут - она определена в федеральном законе и едина для всех (15%).
Региональные и местные законы о налогах не могут противоречить федеральным законам.
Подзаконные акты
На основании законов о налогах федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти издают подзаконные акты. Такие акты выпускают: - Правительство РФ; - федеральные министерства и ведомства (например, МНС и ГТК); - внебюджетные фонды; - региональные и местные органы исполнительной власти (губернаторы, президенты, правительства, мэры и т.д.). Подзаконные акты могут конкретизировать и разъяснять законы, но не должны им противоречить. Среди подзаконных актов есть те, которые вы должны выполнять (их еще называют нормативными актами), и те, следовать которым вы не обязаны (ненормативные акты). Подзаконный акт, обязательный для выполнения, должен удовлетворять нескольким условиям. Во-первых, подзаконный акт обязателен для выполнения только тогда, когда его издание прямо предусмотрено в федеральном, региональном или местном законе (ст.4 НК РФ).
Пример. В п.8 ст.169 НК РФ сказано, что порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливает Правительство РФ. Правительство утвердило этот Порядок Постановлением от 2 декабря 2000 г. N 914. Поскольку его издание прямо предусмотрено законом, постановление обязательно для применения.
Пример. Минфин России издал Приказ от 6 июля 2001 г. N 49н, в котором определил предельный размер суточных при командировках на 2002 г. Позднее Налоговый кодекс был дополнен ст.264. В пп.12 п.1 этой статьи сказано, что предельный размер суточных с 2002 г. устанавливает Правительство РФ. Таким образом, Минфин лишился права определять суточные, и Приказ N 49н можно не применять.
Во-вторых, обязательные для исполнения подзаконные акты, издаваемые федеральными министерствами и ведомствами и государственными внебюджетными фондами, должны проходить проверку в Министерстве юстиции. Если такой проверки не было (документу не присвоен регистрационный номер в Минюсте), применять документ не обязательно. В-третьих, обратите внимание на вид документа. Федеральные министерства и ведомства могут издавать подзаконные акты, обязательные для выполнения налогоплательщиками, только в виде постановлений, приказов, распоряжений, инструкций и положений (Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009). Поэтому многочисленные письма и методические рекомендации, издаваемые МНС и ГТК, вы применять не обязаны. В-четвертых, документ должен быть адресован налогоплательщикам, а не чиновникам. Например, МНС издает массу документов, адресованных нижестоящим налоговым органам, - все они обязательны только для самих налоговиков. Но и они должны применять эти документы таким образом, чтобы не нарушить ваши права, закрепленные в законах о налогах. Следование внутренним приказам, распоряжениям, письмам, рекомендациям не оправдывает нарушение законов.
Пример. ЗАО "Гигровата - Санкт-Петербург" экспортировало продукцию и обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате НДС. Все подтверждающие документы были представлены. Однако в инспекции возвращать налог отказались, сославшись на необходимость дополнительных проверок, предусмотренных внутренними распоряжениями МНС. ЗАО обратилось в суд и выиграло спор (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июля 2001 г. по делу N А56-3893/01).
Решения судов
При уплате налогов нужно также учитывать решения судов. Суды могут толковать, как правильно применять законы и подзаконные нормативные акты, и даже отменять их. У нас в стране есть арбитражные суды, суды общей юрисдикции (их еще называют "народные суды") и Конституционный Суд РФ. Все они обладают разными правами.
Решения арбитражных судов
Споры фирм и предпринимателей с налоговой инспекцией рассматривают арбитражные суды. Такие суды есть в столице каждого региона. Над ними стоят федеральные арбитражные суды десяти арбитражных округов (не путайте их с семью федеральными округами): 1) Северо-Западного (Республика Карелия; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Ленинградская и Тверская области; г. Санкт-Петербург) - центр в Санкт-Петербурге; 2) Московского (г. Москва и Московская область) - центр в Москве; 3) Центрального (Белгородская, Брянская, Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская и Тульская области) - центр в Брянске; 4) Поволжского (Республика Татарстан; Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области) - центр в Казани; 5) Северо-Кавказского (Республика Адыгея, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания; Краснодарский и Ставропольский края; Ростовская область) - центр в Краснодаре; 6) Волго-Вятского (Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика; Владимирская, Ивановская, Кировская, Костромская, Нижегородская и Ярославская области) - центр в Нижнем Новгороде; 7) Уральского (Республика Башкортостан, Удмуртская Республика; Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская и Челябинская области; Коми-Пермяцкий автономный округ) - центр в Екатеринбурге; 8) Западно-Сибирского (Республика Алтай; Алтайский край; Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская области; Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) - центр в Тюмени; 9) Восточно-Сибирского (Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Республика Тува, Республика Хакасия; Красноярский край; Иркутская и Читинская области) - центр в Иркутске; 10) Дальневосточного (Приморский и Хабаровский края; Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области; Еврейская автономная область; Чукотский автономный округ) - центр в Хабаровске. Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ. Решение арбитражного суда любого уровня обязательно только для тех, кто участвует в споре, то есть для конкретной фирмы или предпринимателя и налоговой инспекции. Остальных это решение не касается: даже другой арбитражный суд может принять иное решение по аналогичному спору. Поэтому используйте решения арбитражных судов по "чужим" делам только в качестве примеров: как поступить в случае того или иного спора и какими аргументами воспользоваться, чтобы его выиграть. Исключение составляют постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда: они обязательны для исполнения всеми арбитражными судами.
Пример. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 28 февраля 2001 г. N 5 сказано, что налогоплательщик, нарушивший закон, выполняя письменное распоряжение работника налоговой инспекции, освобождается от ответственности за это нарушение. Все арбитражные суды теперь должны придерживаться такой позиции.
Арбитражные суды могут отменять подзаконные нормативные акты налоговых органов.
Решения судов общей юрисдикции
Суды общей юрисдикции есть в каждом городе или районе. Над ними стоят верховные суды регионов, еще выше - Верховный Суд РФ. Суды общей юрисдикции могут отменить региональный или местный закон о налоге, если он противоречит федеральным законам. Также эти суды могут отменить подзаконный нормативный акт, если он противоречит законам. Федеральные законы суды общей юрисдикции отменять не могут. Решение об отмене закона или подзаконного нормативного акта, принятое каким-либо судом, обязательно для всех: налоговых инспекций, налогоплательщиков и других судов.
Решения Конституционного Суда РФ
Конституционный Суд РФ - это главный суд России. Он может признать неконституционным полностью или частично любой закон и подзаконный нормативный акт. После этого неконституционное положение применять нельзя. Более того, нельзя применять такие же положения, содержащиеся в других документах (даже если суд эти документы не рассматривал). Решение Конституционного Суда обязательно для всех: налоговых инспекций, налогоплательщиков и других судов.
Пример. ОАО "Энергомашбанк" (г. Санкт-Петербург) обратилось в Конституционный Суд с жалобой на документ, до 2002 г. определявший, как банки должны рассчитывать налог на прибыль организаций. Этот документ требовал, чтобы банки платили налог с неустоек, которые им должны заплатить контрагенты, но еще не заплатили. Суд признал это требование неконституционным: налог надо платить только с реально полученных неустоек (Постановление Конституционного Суда РФ от 28 октября 1999 г. N 14-П). Такое же требование содержалось в Положении о составе затрат - документе, на основании которого рассчитывали налог на прибыль другие организации. Это требование также перестало применяться, несмотря на то что Положение о составе затрат суд не рассматривал.
Международные договоры
Если ваша деятельность как-то связана с иностранными компаниями или гражданами, помните о международных договорах об избежании двойного налогообложения, заключенных нашей страной. Эти договоры главнее российских законов о налогах. Если договор предусматривает иные правила, чем наши законы, нужно руководствоваться договором (ст.7 НК РФ).
Пример. ОАО "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод" заключило договор с ирландской транспортной компанией и перечислило ей плату за перевозку грузов. С суммы платы предприятие не удержало налог на прибыль организаций, как того требовал действовавший в то время Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Налоговая инспекция расценила это как нарушение и оштрафовала ОАО. Налоговики не учли, что между Россией и Ирландией заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения. Оно устанавливает, что прибыль ирландской фирмы облагается налогами в Ирландии, даже если она получена в России. Поэтому ОАО обратилось в суд и выиграло спор (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 декабря 2000 г. по делу N 2934/99).
В настоящее время действует 57 договоров об избежании двойного налогообложения. Вот их список:
————————————————————————————————T————————————————————————————————¬ | Страна | Дата подписания | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Австрия |10 апреля 1981 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Азербайджан |3 июля 1997 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Албания |11 апреля 1995 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Армения |28 декабря 1996 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Белоруссия |21 апреля 1995 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Бельгия |16 июня 1995 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Болгария |8 июня 1993 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Великобритания и |15 февраля 1994 г. | |Северная Ирландия | | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Венгрия |1 апреля 1994 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Вьетнам |27 мая 1993 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Германия |29 мая 1996 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Дания |8 февраля 1996 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Египет |23 сентября 1997 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Израиль |25 апреля 1994 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Индия |25 марта 1997 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Иран |6 марта 1998 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Ирландия |29 апреля 1994 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Испания |16 декабря 1998 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Италия |9 апреля 1996 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Казахстан |18 октября 1996 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Канада |5 октября 1995 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Катар |20 апреля 1998 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Кипр |5 декабря 1998 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Киргизия |13 января 1999 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Китай |27 мая 1994 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |КНДР |26 сентября 1997 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Корея |19 ноября 1992 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Ливан |8 апреля 1997 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Люксембург |28 июня 1993 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Македония |21 октября 1997 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Малайзия |31 июля 1987 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Мали |25 июня 1996 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Марокко |4 сентября 1997 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Молдова |12 апреля 1996 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Монголия |5 апреля 1995 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Намибия |31 марта 1998 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Нидерланды |16 декабря 1996 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Норвегия |15 февраля 1980 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Польша |22 мая 1992 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Румыния |27 сентября 1993 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Словакия |24 июня 1994 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Словения |29 сентября 1995 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |США |17 июня 1992 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Туркменистан |14 января 1998 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Турция |15 декабря 1997 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Узбекистан |2 марта 1994 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Украина |8 февраля 1995 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Филиппины |26 апреля 1995 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Финляндия |4 мая 1996 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Франция |26 ноября 1996 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Хорватия |2 октября 1995 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Чехия |17 ноября 1995 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Швейцария |15 ноября 1995 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Швеция |15 июня 1993 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |ЮАР |27 ноября 1995 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Югославия |12 октября 1995 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Япония |18 января 1986 г. | L———————————————————————————————+————————————————————————————————— Как применять налоговое законодательство
Порядок вступления в силу законов, подзаконных актов и международных договоров
Применять закон, подзаконный акт или международный договор можно только после того, как он вступит в силу. Рассмотрим, как это происходит. Прежде всего документ должен быть официально опубликован, то есть напечатан в специально предназначенной для этого газете или журнале. Официальной считается публикация: - федерального закона - в "Российской газете", "Собрании законодательства РФ" или "Парламентской газете"; - нормативного акта Правительства РФ - в "Российской газете" или "Собрании законодательства РФ"; - нормативного акта федерального министерства и ведомства - в "Российской газете" или "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти"; - международного договора - в "Собрании законодательства РФ" или "Бюллетене международных договоров". Датой официальной публикации считается день первой публикации в любом из изданий.
Пример. Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами" был опубликован: - в "Парламентской газете" - 1 июня 2001 г.; - в "Российской газете" - 2 июня 2001 г.; - в "Собрании законодательства РФ" - 4 июня 2001 г. Датой официальной публикации считается самая ранняя из этих дат, то есть 1 июня 2001 г.
Издания, в которых должны публиковаться региональные и местные законы и подзаконные акты, определяют региональные и местные власти. После официального опубликования должен пройти определенный срок, необходимый налогоплательщикам для ознакомления с документом. Для разных документов он разный. Только после этого считается, что документ вступил в силу:
——————————————T———————————————T——————————————————————————————————¬ |Вид документа|Дата вступления| Пример | | | в силу | | +—————————————+———————————————+——————————————————————————————————+ |Федеральные, |С 1—го числа |Федеральный закон от 13 июля | |региональные |очередного |2001 г. N 99—ФЗ "О внесении | |и местные |налогового |изменений и дополнений в | |законы о |периода, но не |Федеральный закон "О едином налоге| |налогах |раньше чем |на вмененный доход для | |(кроме |через месяц со |определенных видов деятельности" | |вводящих |дня |был впервые опубликован в | |новые налоги)|официального |"Российской газете" 18 июля | | |опубликования |2001 г. Налоговый период по | | |(п.1 ст.5 |единому налогу — один квартал. | | |НК РФ) |Следовательно, Закон вступил в | | | |силу с 1 октября 2001 г. | +—————————————+———————————————+——————————————————————————————————+ |Федеральные, |Не ранее |Федеральный закон от 5 августа | |региональные |1 января года, |2000 г. N 118—ФЗ "О введении в | |и местные |следующего за |действие части второй Налогового | |законы, |годом их |кодекса РФ и внесении изменений в | |вводящие |принятия (п.1 |некоторые законодательные акты о | |новые налоги |ст.5 НК РФ) |налогах" был впервые опубликован в| | | |"Собрании законодательства РФ" | | | |7 августа 2000 г. Этот Закон ввел | | | |новый налог — единый социальный. | | | |Поэтому он вступил в силу с | | | |1 января 2001 г. | +—————————————+———————————————+——————————————————————————————————+ |Нормативные |По истечении |Постановлением от 19 марта 2001 г.| |акты |7 дней со дня |N 201 Правительство РФ утвердило | |Правительства|опубликования, |Перечень медицинских услуг, | |РФ |если в акте не |стоимость которых учитывается при | | |установлено |предоставлении социального | | |иное (Указ |налогового вычета по налогу на | | |Президента РФ |доходы физических лиц. Оно было | | |от 23 мая |впервые опубликовано в "Российской| | |1996 г. N 763) |газете" 24 марта 2001 г. Таким | | | |образом, Постановление вступило в | | | |силу с 31 марта 2001 г. | +—————————————+———————————————+——————————————————————————————————+ |Нормативные |По истечении |Приказом от 2 декабря 1999 г. | |акты МНС и |10 дней со дня |N АП—3—08/379 МНС России утвердило| |Минфина |опубликования, |формы документов, необходимых для | | |если в акте не |проведения контроля за | | |установлено |соответствием расходов граждан их | | |иное (Указ |доходам. Приказ был впервые | | |Президента РФ |опубликован в "Российской газете" | | |от 23 мая |15 февраля 2000 г. Следовательно, | | |1996 г. N 763) |он вступил в силу с 25 февраля | | | |2000 г. | +—————————————+———————————————+——————————————————————————————————+ |Нормативные |По истечении |Распоряжение ГТК России от 3 июля | |акты ГТК |30 дней со дня |2001 г. N 702—р "О некоторых | | |опубликования, |вопросах применения таможенного | | |за исключением |режима временного ввоза (вывоза) | | |случаев, когда |товаров" впервые опубликовано в | | |закон обязывает|"Российской газете" 8 августа | | |ГТК ввести |2001 г. Таким образом, оно | | |документ в |вступило в силу с 8 сентября | | |действие в |2001 г. | | |более короткие | | | |сроки (ст.11 | | | |Таможенного | | | |кодекса РФ) | | +—————————————+———————————————+——————————————————————————————————+ |Международные|Определена в |5 декабря 1998 г. правительства | |договоры |тексте договора|России и Кипра заключили | | | |Соглашение об избежании двойного | | | |налогообложения. Согласно ст.29, | | | |Соглашение вступает в силу с | | | |1 января года, следующего за годом| | | |его ратификации (одобрения | | | |парламентом и президентом) обеими | | | |сторонами. Это произошло в 1999 г.| | | |Следовательно, Соглашение вступило| | | |в силу с 1 января 2000 г. | +—————————————+———————————————+——————————————————————————————————+ |Региональные |В соответствии | — | |и местные |с региональным | | |подзаконные |и местным | | |акты |законодательст—| | | |вом | | L—————————————+———————————————+——————————————————————————————————— Обратная сила законов
По общему правилу новый документ применяется к ситуациям, возникающим после вступления его в силу. Например, если закон изменяет порядок уплаты налога, то новый порядок применяется с момента вступления в силу этого закона. Однако некоторые законы о налогах имеют обратную силу - их нужно применять и к ситуациям, возникшим до принятия этих законов (независимо от того, сказано об этом в них или нет). Это законы, отменяющие или смягчающие ответственность за какое-либо нарушение (п.3 ст.5 НК РФ).
Пример. В 1998 г. ООО "Топливно-энергетическое агентство" (г. Москва) завысило себестоимость и недоплатило налог на прибыль организаций. В то время за это нарушение взыскивался штраф в размере всей завышенной себестоимости. Налоговая инспекция попыталась взыскать этот штраф в 1999 г. Но с 1 января этого года уже действовал Налоговый кодекс. Он предусматривает за совершенное нарушение меньший штраф - 20% от неуплаченной суммы налога. Поскольку эта норма смягчает ответственность, она имеет обратную силу. Поэтому, хотя нарушение было допущено в 1998 г. (когда НК РФ еще не действовал), штраф налагается в размере, предусмотренном Кодексом (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 мая 1998 г. по делу N КА-А40/1465-99).
Законы, отменяющие налоги, освобождающие от них определенные категории фирм или предпринимателей либо как-то иначе улучшающие положение налогоплательщиков, имеют обратную силу, только когда это прямо сказано в законе (п.4 ст.5 НК РФ). Ни при каких условиях не имеют обратной силы: - законы, повышающие налоги; - законы, устанавливающие новые виды ответственности за налоговые правонарушения или увеличивающие размеры уже существующих штрафов; - законы, как-то иначе ухудшающие положение налогоплательщиков (п.2 ст.5 НК РФ).
Пример. В 1996 г. житель Краснодарского края Н.А. Губанов получил свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. С доходов от предпринимательской деятельности он платил подоходный налог. Однако в ноябре 1998 г. в крае ввели единый налог на вмененный доход. Налоговая инспекция обязала предпринимателя перейти на его уплату. Но он отказался, сославшись на Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Этот Закон позволяет малым предприятиям и предпринимателям платить только те налоги, которые существовали в момент их регистрации. Однако налоговая заявила, что в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" с момента введения в Краснодарском крае единого налога это положение Закона N 88-ФЗ там не действует. Предприниматель обратился в суд и выиграл спор. Судьи указали инспекции, что отмена положения Закона N 88-ФЗ, на которое сослался предприниматель, не может иметь обратной силы. То есть это положение не могут применять только малые предприятия и предприниматели, зарегистрированные уже после введения единого налога. Те, кто зарегистрировался до этого, вправе не платить новый налог до истечения четырехлетнего срока с момента их регистрации (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июня 2000 г. по делу N 161/00).
Противоречия между документами о налогах
Из всех документов о налогах самой большой силой обладают федеральные законы, а среди них самый главный - Налоговый кодекс РФ. Федеральным законам должны соответствовать региональные и местные законы. Федеральные подзаконные акты должны соответствовать федеральным законам, а региональные и местные подзаконные акты - региональным и местным законам. Однако на практике это не всегда так: многие документы противоречат друг другу. Чаще всего нестыковки возникают между Налоговым кодексом и другим федеральным законом, между федеральным и региональным или местным законом, между законом и подзаконным актом. Причем, как правило, "нижестоящий" документ создает худшие условия, чем "вышестоящий". Как действовать, если вы обнаружили такое и не хотите мириться с худшими условиями, которые создает "нижестоящий" документ? Вы можете, несмотря ни на что, руководствоваться "правильным" документом. У вас есть на это право: Налоговый кодекс (п.1 ст.21) гласит, что налогоплательщик может не применять документ, противоречащий НК РФ (несоответствие "вышестоящему" документу - это нарушение Налогового кодекса). Более того, на вашей стороне п.7 ст.3 НК РФ. По нему все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в документах о налогах толкуются в вашу пользу. Однако есть одно "но": признать один документ противоречащим другому может только суд. До этого обнаруженное вами противоречие для налоговой инспекции - не более чем ваше личное мнение. Инспектор может с ним согласиться, а может и нет. Во втором случае вас ждет суд. Поэтому будьте готовы к отстаиванию своих интересов в судебном порядке. О том, как это правильно сделать, читайте раздел "Налоговые споры". Далее приведены типичные противоречия и решения судов по ним.
Противоречие между Налоговым кодексом и другим федеральным законом
Если Налоговому кодексу противоречит другой федеральный закон, применять нужно Налоговый кодекс.
Примечание. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 2-ФЗ с 1 января 2000 г. повысил акцизы. Причем сам Закон был опубликован лишь 5 января, то есть новые ставки были введены задним числом. Поскольку это противоречит Налоговому кодексу, ЗАО "ЛИВИЗ" (г. Санкт-Петербург) продолжало платить акцизы по старым ставкам. Налоговая инспекция не согласилась и подала в суд, но проиграла спор. Судьи постановили, что Закон N 2-ФЗ вступает в силу так, как написано в Налоговом кодексе: с 1-го числа очередного налогового периода, но не раньше чем через месяц со дня официального опубликования (п.1 ст.5 НК РФ). Поскольку налоговый период по акцизам - один месяц, то Закон вступает в силу с 1 марта 2000 г. (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 октября 2000 г. по делу N А56-14900/00).
Противоречие между федеральным и региональным или местным законом
Если региональный или местный закон противоречит федеральному, то применять нужно федеральный закон.
Пример. В Законе Пермской области от 31 декабря 1998 г. N 350-46 "О налоге с продаж" говорилось, что этим налогом на территории области облагаются все товары, кроме включенных в короткий перечень товаров первой необходимости. Это противоречило Федеральному закону от 31 июля 1998 г. N 150-ФЗ. Он требует, чтобы региональные власти установили конкретный перечень товаров, облагаемых налогом с продаж. Поэтому пермский закон был отменен (Определение Верховного Суда РФ от 2 июля 2001 г. N 44-Г01-14).
Пример. В 1998 г. несколько фирм из Кемерова и Оренбурга отказались платить введенные в этих городах сбор на содержание медицинских учреждений с покупки валюты, налог на оказание платных услуг стоянками автотранспорта и сбор за реализацию газа и горюче-смазочных материалов. Спор дошел до Конституционного Суда. Суд встал на защиту фирм. Судьи однозначно постановили: региональные и местные власти не могут вводить налоги, не предусмотренные федеральными законами (Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 1998 г. N 22-О).
Противоречие между законом и подзаконным актом
Если подзаконный акт противоречит закону, руководствоваться нужно законом.
Примечание. В Инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" было предусмотрено, что при строительстве своими силами с суммы затрат по строительству нужно платить НДС. Это противоречило Закону РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" и Налоговому кодексу. По ним объектом налогообложения НДС является реализация товаров (работ, услуг), а при строительстве своими силами реализации нет. Поэтому ООО "Русская - Американская стекольная компания" (г. Москва) обратилось в суд и выиграло дело (Решение Верховного Суда РФ от 4 августа 2000 г. по делу N ГКПИ 00-417).
(C) Издательство "Бератор"
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |