|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
"ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ БЕРАТОРА "СОВРЕМЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" "РАЗДЕЛ VIII. НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ" ("Бератор", 2004)
Полное Содержание и Поисковый регистр см. в Путеводителе —————————————————————————————————————————————————————————————————— "Электронная версия бератора "Современная налоговая энциклопедия", 2004
РАЗДЕЛ VIII. НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ
(Электронная версия бератора полностью соответствует печатной версии бератора)
ПРОВЕРКИ, ПРОВОДИМЫЕ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ
Выездные налоговые проверки
Выездные налоговые проверки (иногда их называют "документальные") - это проверки, проводимые на территории налогоплательщика. Это самые опасные проверки - именно по их результатам начисляется львиная доля штрафов.
Виды выездных проверок
Выездные проверки подразделяются на плановые и внезапные. Большинство проверок являются плановыми. Налоговая инспекция обязана проверять каждую фирму и предпринимателя не реже чем раз в два года. Этого требует Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах в Российской Федерации". Но на практике это правило не соблюдается: одних налогоплательщиков проверяют по несколько раз в год, других - раз в несколько лет. Частота проверок зависит от характера деятельности налогоплательщика. Например, экспортеров проверяют чаще других предприятий. Имеет значение использование льгот: чем их больше - тем выше вероятность проверки. Налоговики также принимают во внимание результаты камеральных проверок отчетности: если вы показываете убытки, минимальные зарплаты и т.д. - ждите проверку. Кроме того, на частоту проверок влияет и загруженность инспекции. Например, в московских инспекциях на отдел выездных проверок из 30 человек может приходиться до 30 000 налогоплательщиков, тогда как в некоторых регионах под контролем каждого инспектора находится всего несколько десятков фирм. Помните: универсальных критериев отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок у налоговиков нет. Они используют разные источники информации, чтобы выявить подозрительных налогоплательщиков. Чем меньше вы выделяетесь на фоне других фирм и предпринимателей - тем меньше вероятность проверки. Если ваша фирма или вы как предприниматель попали в план проверок, скорее всего, вас предупредят по телефону за несколько дней до появления инспекторов. С внезапными проверками все иначе - налоговики появляются без предупреждения. Но такое случается достаточно редко: например, когда налоговики опасаются, что нужные документы будут уничтожены. Выездные проверки также подразделяются на сплошные (или комплексные) и выборочные (тематические). При сплошной проверке налоговики проверяют правильность ваших расчетов с бюджетом по всем налогам, а при выборочной проверке - по какому-то одному или нескольким налогам. Отдельный вид выездных проверок - это встречные проверки. В этом случае проверяются операции друг с другом двух и более налогоплательщиков. Чаще всего встречные проверки проводятся при возмещении экспортерам НДС, который они уплатили своим поставщикам. Налоговики проверяют, действительно ли экспортер расплатился с поставщиком, а тот поставил экспортеру сырье, материалы и т.д.
Проверяемый период
Согласно ст.87 Налогового кодекса выездной проверкой могут быть охвачены любые периоды за последние три календарных года, предшествующие году проверки. Также инспекция может проверить истекшие налоговые периоды текущего года.
Пример. Например, в марте 2002 г. налоговики могут проверить правильность расчетов с бюджетом по любым налогам за любые периоды 1999, 2000 и 2001 гг. Также можно проверить расчеты за январь и февраль 2002 г. по налогам, налоговый период по которым - месяц (например, НДС).
Если налоговая инспекция проверила период, который она не имела права проверять, и попыталась взыскать какие-то санкции, вы можете добиться в суде признания действий налоговиков незаконными.
Пример. В июне 2000 г. налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку АОЗТ "Ленгазтеплострой" (г. Санкт-Петербург). Проверялись расчеты АОЗТ с бюджетом по подоходному налогу за период с 1 января 1997 г. по 1 июня 2000 г. В результате проверки инспекция взыскала с АОЗТ пени за просрочку перечисления этого налога. АОЗТ обратилось в суд с иском о признании решения налоговой инспекции о взыскании пеней недействительным. Суд удовлетворил иск, так как налоговый период по подоходному налогу равен одному году и инспекция не имела права проводить проверку за истекшие месяцы 2000 г. (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 ноября 2000 г. по делу N А56-18447/00).
Обратите внимание: запрещается проводить повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же налоговый период (ст.87 НК РФ). У запрета на повторные проверки в течение года по одним и тем же налогам за один и тот же период есть два исключения. Выездная проверка может проводиться независимо от времени предыдущей проверки: - если она вызвана ликвидацией или реорганизацией фирмы; - если ее проводит вышестоящий налоговый орган для проверки работы подчиненных (для налоговой инспекции вышестоящий орган - это региональное управление МНС).
Продолжительность проверки
По Налоговому кодексу (ст.89) выездная проверка может длиться не более двух месяцев. В исключительных случаях (законодательством они не оговорены) налоговая инспекция с санкции вышестоящего налогового органа вправе увеличить срок проверки до трех месяцев. Поэтому, столкнувшись с затягиванием проверки, требуйте от проверяющих санкции на это регионального управления МНС. На проверку каждого обособленного подразделения фирмы налоговикам предоставляется дополнительно один месяц. Срок проверки начинает отсчитываться с момента вручения налогоплательщику решения о проведении проверки и заканчивается моментом выдачи справки о проведенной проверке. Обратите внимание на неприятную деталь: в срок проверки засчитывается только время фактического присутствия проверяющих на вашей территории. Это позволяет налоговой инспекции неоднократно прерывать проверку на неопределенный срок для анализа полученных данных. Поэтому на деле возможны ситуации, когда проверка растягивается на многие месяцы, и с этим ничего нельзя поделать. Налоговики не вправе проводить по одним и тем же налогам за один и тот же период две проверки в течение года.
Процедура проведения проверки
К вам с проверкой пришла налоговая инспекция. На что нужно обратить внимание в первую очередь? Прежде всего, на основании ст.91 Налогового кодекса вы вправе отказать сотрудникам инспекции в доступе в свое помещение, если они не предъявят вам своих служебных удостоверений и решения о проведении проверки. Выездная проверка проводится на основании решения руководителя или заместителя руководителя налоговой инспекции. Форма решения утверждена Приказом МНС России от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318. Вот пример решения:
——————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | 38—74 | | Решение N ————— | | о проведении выездной налоговой проверки | | | | г. Серпухов 15 мая 2003 г.| |————————————————————————————————— ——————————————| |(наименование населенного пункта) (дата) | | | | На основании ст.ст.31 и 89 части первой Налогового кодекса| |Российской Федерации руководитель (заместитель руководителя)| |Инспекции МНС России по г. Серпухову, советник налоговой службы| |—————————————————————————————————————————————————————————————————| |I ранга Андреев А.А. | |——————————————————— | | | | решил: | | | | Общества с ограниченной| | 1. Назначить проверку ———————————————————————————————| |ответственностью "Пассив", ИНН 5064000002, КПП 506401001 | |—————————————————————————————————————————————————————————————— по| | правильности исчисления и уплаты налога на добавленную| |вопросам ————————————————————————————————————————————————————————| |стоимость с 1 января 2002 г. 31 декабря 2002 г. | |————————— за период —————————————————— по —————————————————— | | старшему государственному| | 2. Поручить проведение проверки ——————————————————————————| |налоговому инспектору, советнику налоговой службы II ранга| |—————————————————————————————————————————————————————————————————| |Петровой П.П. и государственному налоговому инспектору, советнику| |—————————————————————————————————————————————————————————————————| |налоговой службы III ранга Иванову И.И. | |——————————————————————————————————————— | | | |Руководитель (заместитель руководителя) | |Инспекции МНС России по г. Серпухову | |———————————————————————————————————— | | (наименование налогового органа) | | | |советник налоговой службы | |I ранга Андреев Андреев Андрей Андреевич| |————————————————————————— ————————— ————————————————————————| | (классный чин) (подпись) (фамилия, имя, отчество)| | | | Печать Инспекции МНС России| | по г. Серпухову| | | | С решением о проведении выездной налоговой проверки| |ознакомлен: | |генеральный директор ООО "Пассив" Васильев Василий Васильевич. | |—————————————————————————————————————————————————————————————— | | 17 мая 2003 г. Васильев | | —————————————— ————————— | | (дата) (подпись) | L—————————————————————————————————————————————————————————————————— Любые несоответствия предъявленного решения установленной форме дают вам право не впустить проверяющих в свое помещение. По возможности сделайте копии с предъявленных документов. Если сомневаетесь в их подлинности - позвоните в налоговую инспекцию, чтобы выяснить, действительно ли перед вами ее сотрудники.
Внимание! Если вы отказали проверяющим в допуске, налоговики вправе самостоятельно определить суммы налогов, которые вы должны заплатить. Это делается на основании имеющихся у них данных о вашей деятельности или по аналогии с другими налогоплательщиками (ст.31 НК РФ).
Кроме того, налоговики могут составить протокол об административном нарушении и направить его районному или мировому судье.
Внимание! Судья вправе оштрафовать руководителя фирмы или предпринимателя на сумму от 1000 до 2000 руб., других сотрудников - на сумму от 500 до 1000 руб. (п.1 ст.19.4 КоАП РФ).
С момента допуска сотрудников налоговой инспекции в ваше помещение они вправе совершать все действия, предусмотренные во время выездной проверки: - осматривать любые помещения; - допрашивать свидетелей; - требовать представления необходимых документов; - осуществлять выемку документов и предметов; - проводить инвентаризацию имущества; - назначать экспертизу. Налоговый кодекс РФ устанавливает правила осуществления всех этих действий. Доказательства, добытые налоговой инспекцией с нарушением правил, не могут использоваться в суде.
Осмотр помещений
Налоговики могут осматривать любые помещения, принадлежащие проверяемой фирме или предпринимателю: офисные, торговые, складские и т.д. Исключение составляют личные жилые помещения предпринимателя - осматривать их без согласия проживающих там нельзя. Во время осмотра должно обязательно присутствовать не менее двух понятых (сотрудники налоговой инспекции понятыми быть не могут). В осмотре также может участвовать приглашенный налоговиками специалист, например, для оценки изымаемого имущества, "взлома" компьютерной программы и т.д. При осмотре налоговики могут производить фото- и видеосъемки. Результаты осмотра фиксируются в протоколе.
Допрос свидетелей
При проведении проверки сотрудники налоговой инспекции вправе вызывать свидетелей для дачи показаний (ст.90 НК РФ). Свидетелем может быть любой человек, которому известны какие-то сведения, необходимые налоговой инспекции: руководители фирмы, рядовые сотрудники и даже члены их семей. В качестве свидетелей не могут допрашиваться: - малолетние, лица с физическими или психическими отклонениями; - лица, получившие информацию во время своей профессиональной деятельности (аудиторы, адвокаты и т.д.). Если вас вызвали на допрос, помните: никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Об этом сказано в ст.51 Конституции. Перед допросом свидетелю должны быть разъяснены его права и обязанности, в том числе право на отказ от дачи показаний (в перечисленных выше случаях). Показания свидетеля фиксируются в протоколе. В протоколе также должна быть отметка о том, что свидетель предупрежден об ответственности за необоснованный отказ и уклонение от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний.
Внимание! За неявку либо уклонение от явки без уважительных причин налоговая инспекция вправе оштрафовать свидетеля на 1000 руб. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний влекут штраф в размере 3000 руб. (ст.128 НК РФ).
Истребование документов
Сотрудник налоговой инспекции вправе потребовать у проверяемой фирмы или предпринимателя представить документы, необходимые для проведения проверки (ст.93 НК РФ). Требование должно быть составлено по форме, приведенной в Инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. N 60. В противном случае вы можете его не выполнять. Вот пример требования:
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | ООО "Пассив", ИНН 5064000002| | ————————————————————————————| | (наименование организации | | (Ф.И.О. индивидуального | | предпринимателя), ИНН) | | | | Требование | | о представлении документов | | | | В соответствии со ст.93 части первой Налогового кодекса| |Российской Федерации вам необходимо представить в срок не| | 23 мая 2003 г. | |позднее ———————————————— следующие необходимые для налоговой| |проверки документы: | | 1. Главную книгу за 2002 г. | | ——————————————————————————— | | 2. Кассовые документы за 2002 г. (приходные и расходные| | ————————————————————————————————————————————————————————————| |ордера; кассовую книгу) | |———————————————————————. | | 3. Документы по расчетному счету за 2002 г. (банковские| | ————————————————————————————————————————————————————————————| |выписки; платежные требования и поручения) | |——————————————————————————————————————————. | | Непредставление запрашиваемых документов в установленный| |срок влечет ответственность, предусмотренную ст.126 части первой| |Налогового кодекса Российской Федерации. | | | |Старший государственный налоговый инспектор, | |советник налоговой службы II ранга | |———————————————————————————————————————————— | | (должность, классный чин проверяющего) | | | |Инспекции МНС России | |по г. Серпухову Петрова Петрова П.П. | |———————————————————————— ————————— ————————————————————————| |(наименование налогового (подпись) (фамилия, имя, отчество)| |органа) | | 18 мая 2003 г.| | ——————————————| | (дата) | | | | генеральный| | Требование о представлении документов получил: ———————————| |директор ООО "Пассив" Васильев Василий Васильевич | |————————————————————————————————————————————————— | | 18 мая 2003 г. Васильев | | —————————————— —————————| | (дата) (подпись)| L————————————————————————————————————————————————————————————————— Количество требований, которые могут быть вам предъявлены, не ограничено. Все зависит от целей проверки. Документы нужно представить в течение пяти дней с момента получения требования. Причем время между получением требования и его исполнением не засчитывается в двухмесячный (в исключительных случаях - трехмесячный) срок, отведенный налоговой инспекции для проверки. Документы представляются в виде копий, заверенных подписью руководителя фирмы или предпринимателя и печатью.
Внимание! Если налогоплательщик вовремя не представит требуемые документы, налоговая инспекция вправе наложить на него штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст.126 НК РФ). Кроме того, налоговая инспекция может произвести выемку этих документов. За это же нарушение на руководителя организации может быть наложен административный штраф от 300 до 500 руб. (ст.15.6 КоАП РФ).
Выемка документов и предметов
Сотрудник налоговой инспекции вправе произвести выемку любых документов и предметов, необходимых для проверки (ст.94 НК РФ). В частности, выемка производится в случае отказа налогоплательщика представить требуемые документы или впустить проверяющих в какие-то помещения. Выемка производится на основании постановления сотрудника налоговой инспекции, проводящего проверку. Постановление должно быть утверждено руководителем или заместителем руководителя налоговой инспекции. Во время выемки должно обязательно присутствовать не менее двух понятых (сотрудники налоговой инспекции понятыми быть не могут). Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях. Если налоговики нарушат эти правила, то доказательства, полученные в результате изъятия, не будут иметь силы.
Пример. В ходе выездной налоговой проверки ЗАО "Гипробум" (г. Санкт-Петербург) налоговая инспекция нарушила процедуру выемки документов. По результатам проверки инспекция обратилась в суд, чтобы взыскать штраф за выявленные нарушения. Однако суд ей отказал, так как документы, на которые ссылались налоговики, были изъяты с нарушением закона (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 мая 2001 г. по делу N А56-26388/00).
Как правило, изымаются копии документов. Если нет возможности изготовить копии на месте или если налоговики опасаются, что документы буду уничтожены, исправлены, подменены и т.д., они могут изъять подлинники документов. В этом случае в течение пяти дней налоговики должны изготовить копии изъятых документов и передать их налогоплательщику.
Инвентаризация имущества
Сотрудники налоговой инспекции вправе провести инвентаризацию имущества проверяемой фирмы или предпринимателя. Она проводится, например, тогда, когда налоговики хотят убедиться, что данные об имуществе, отраженные в документах, соответствуют действительности. Инвентаризация проводится на основании распоряжения руководителя или заместителя руководителя налоговой инспекции. Форма распоряжения утверждена совместным Приказом Минфина и МНС России от 10 марта 1999 г. N N 20н, ГБ-3-04/39. Вот пример распоряжения:
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Распоряжение | | 20 мая 2003 г. 65 | | от —————————————— N —— | | | | Инспекции МНС России по г. Серпухову | | ————————————————————————————————————————————— о проведении| |инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой| | общества с ограниченной ответственностью "Пассив", ИНН| |проверке ———————————————————————————————————————————————————————| |5064000002, КПП 506401001 | |—————————————————————————. | | Для проведения инвентаризации назначается инвентаризационная| |комиссия в составе: | | старший государственный налоговый| | 1. Председатель комиссии: —————————————————————————————————| |инспектор, советник налоговой службы II ранга Петрова П.П. | |—————————————————————————————————————————————————————————— | | государственный налоговый инспектор,| | 2. Члены комиссии: ———————————————————————————————————————| |советник налоговой службы III ранга Иванов И.И. | |——————————————————————————————————————————————— | | товары и иные производственные| | Инвентаризации подлежат: —————————————————————————————————| |запасы на складе по адресу: 142200, г. Серпухов, ул. Ворошилова,| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |д. 62 | |——————. | | 21 мая 2003 г. 25 мая| | К инвентаризации приступить —————————————— и окончить ——————| |2003 г. | |——————— | | пропуски в первичных документах | | Причина инвентаризации: ————————————————————————————————. | | | |Руководитель (заместитель руководителя) | |Инспекции МНС России по г. Серпухову | |———————————————————————————————————— | | (наименование налогового органа) | | | |советник налоговой службы | |I ранга Андреев Андреев Андрей Андреевич| |————————————————————————— ————————— ————————————————————————| | (классный чин) (подпись) (фамилия, имя, отчество)| L————————————————————————————————————————————————————————————————— Инвентаризация должна производиться с обязательным участием материально-ответственных лиц и работников бухгалтерии проверяемой фирмы или предпринимателя. По результатам инвентаризации имущества составляется ведомость, в которой указываются выявленные недостачи и излишки имущества.
Привлечение экспертов
В ходе проверки сотрудники налоговой инспекции вправе привлекать экспертов (ст.95 НК РФ). Эксперт - это человек, имеющий специальные познания в определенной области. Чаще всего возникает необходимость в товароведческой, бухгалтерской и почерковедческой экспертизе. Эксперта выбирает налоговая инспекция, но вы вправе рекомендовать его кандидатуру. Если выбранный налоговиками эксперт вас не устраивает, вы можете заявить ему отвод.
Оформление результатов проверки
Порядок оформления результатов проверки приведен в ст.100 Налогового кодекса. Любое отступление от этого порядка позволяет вам требовать в суде признать недействительным решение, принятое налоговой инспекцией по результатам проверки.
Справка о проведенной выездной налоговой проверке
Непосредственно после окончания проверки сотрудник налоговой инспекции составляет справку о проведенной проверке. В ней указываются предмет проверки и сроки ее проведения. Форма справки приведена в Инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. N 60. Вот пример справки:
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Справка | | о проведенной выездной налоговой проверке | | | | г. Серпухов 15 июля 2003 г.| |————————————————————————————————— ———————————————| |(наименование населенного пункта) (дата) | | | | старшим государственным налоговым инспектором,| | Нами, ——————————————————————————————————————————————————————| |советником налоговой службы II ранга Петровой П.П. и| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |государственным налоговым инспектором, советником налоговой| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |службы III ранга Ивановым И.И., на основании решения| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |руководителя Инспекции МНС России по г. Серпухову от 15 мая| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |2003 г. N 38—74 общества с| |——————————————— проведена выездная налоговая проверка ——————————| |ограниченной ответственностью "Пассив", ИНН 5064000002, КПП| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |506401001 налога на| |————————— по вопросам правильности исчисления и уплаты —————————| |добавленную стоимость с 1 января 2002 г. 31 декабря| |————————————————————— за период —————————————————— по ——————————| |2002 г. | |——————— | | 17 мая 2003 г. 15 июля 2003 г. | | Проверка начата ——————————————, окончена ——————————————— | | | |Старший государственный налоговый инспектор, | |советник налоговой службы II ранга | |———————————————————————————————————————————— | | (должность, классный чин проверяющего) | | | |Инспекции МНС России | |по г. Серпухову Петрова Петрова П.П. | |———————————————————————— ————————— ————————————————————————| |(наименование налогового (подпись) (фамилия, имя, отчество)| |органа) | | | |Государственный налоговый инспектор, | |советник налоговой службы III ранга | |—————————————————————————————————————— | |(должность, классный чин проверяющего) | | | |Инспекции МНС России | |по г. Серпухову Иванов Иванов И.И. | |———————————————————————— ————————— ————————————————————————| |(наименование налогового (подпись) (фамилия, имя, отчество)| |органа) | L————————————————————————————————————————————————————————————————— После получения справки фирма (предприниматель) вправе отказаться представлять проверяющим любые дополнительные материалы, так как проверка уже закончена.
Акт выездной налоговой проверки
Не позднее двух месяцев с момента составления справки о проведенной проверке сотрудники налоговой инспекции должны оформить акт проверки. В акте приводятся выявленные нарушения налогового законодательства, а также выводы и предложения проверяющих по их устранению и применению санкций. К акту должны быть приложены все постановления и протоколы, связанные с проведением проверки. Форма акта утверждена Инструкцией МНС России от 10 апреля 2000 г. N 60. Вот его пример:
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Акт N 02—04/52 | | выездной налоговой проверки | | | | "Пассив" | | общества с ограниченной ответственностью ———————— | | (ООО "Пассив"), ИНН 5064000002, КПП 506401001 | | ————————————————————————————————————————————————— | | (полное и сокращенное наименование организации | | (филиала или представительства организации), | | ИНН/код причины постановки на учет | | (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, ИНН)) | | | | г. Серпухов 15 августа 2003 г.| |————————————————————————————————— ——————————————————| |(наименование населенного пункта) (дата) | | | | старшим государственным налоговым инспектором,| | Нами, ——————————————————————————————————————————————————————| |советником налоговой службы II ранга Петровой П.П. и| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |государственным налоговым инспектором, советником налоговой| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |службы III ранга Ивановым И.И., решения| |————————————————————————————————————— на основании ———————| |руководителя инспекции МНС России по г. Серпухову от 15 мая| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |2003 г. N 38—74 выездная ООО "Пассив" | |———————————————— проведена ———————— проверка ————————————— по| | налога на добавленную| |вопросам правильности исчисления и уплаты —————————————————————| |стоимость с 1 января 2002 г. 31 декабря 2002 г. | |————————— за период —————————————————— по —————————————————— | | Проверка проведена в соответствии с Налоговым кодексом| |Российской Федерации, иными актами законодательства о налогах и| |сборах. | | | | 1. Общие положения | | | | 17 мая 2003 г. 15 июля| | 1.1. Проверка начата —————————————————, окончена ———————| |2003 г. | |——————— | | 1.2. Должностными лицами (руководитель, главный бухгалтер| |либо лица, исполняющие их обязанности) организации (филиала или| |представительства) в проверяемом периоде являлись: | | | |генеральный директор Васильев В.В. | |———————————————————————— ————————————————————————| |(наименование должности) (фамилия, имя, отчество)| | | |главный бухгалтер Сидорова С.С. | |———————————————————————— ————————————————————————| |(наименование должности) (фамилия, имя, отчество)| | | | 1.3. Адрес места нахождения организации (филиала или| |представительства) (адрес постоянного места жительства| | 142200, г. Серпухов, ул.| |индивидуального предпринимателя): ———————————————————————————| |Ворошилова, д. 62 | |——————————————————. | | ООО "Пассив" лицензия серии| | 1.4. ————————————— имеет следующие лицензии: ——————————————| |АГ N 137463 регистрационный N ГСМ—44—000437 от 30 января 2002 г.| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |на перевозку грузов в международном сообщении на коммерческой| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |основе (СНГ), срок действия — с 30 января 2002 г. по 29 января| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |2003 г. | |——————— | | 1.5. Фактически за проверяемый период организация (филиал| |или представительство) (индивидуальный предприниматель)| | производство продукции| |осуществляла: ——————————————————————————————————————————————————| |производственно—технического назначения и торговую деятельность | |———————————————————————————————————————————————————————————————.| | методом проверки| | 1.6. Настоящая налоговая проверка проведена ————————————————| |представленных первичных бухгалтерских документов, ведомостей| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |аналитического и синтетического учета, главной и кассовой книг,| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |книг покупок и продаж, счетов—фактур, расчетов, деклараций,| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |приказов, хозяйственных договоров за 2002 г. | |———————————————————————————————————————————— | | | | 2. Настоящей проверкой установлено следующее | | | | 2.1. В июне 2002 г. на балансе ООО "Пассив" была| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |оприходована партия материалов, полученная от ЗАО "Актив", на| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |общую сумму 60 000 руб., в том числе НДС — 10 000 руб. (договор| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |купли—продажи материалов от 24 мая 2002 г. N 156, счет—фактура| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |ЗАО "Актив" от 28 мая 2002 г. N 287). Денежные средства в оплату| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |материалов по данному договору ООО "Пассив" к моменту проведения| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |проверки не перечислило | |———————————————————————. | | Тем не менее в нарушение п.2 ст.171 Налогового кодекса РФ в| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |июне 2002 г. ООО "Пассив" приняло сумму 10 000 руб. к налоговому| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |вычету. Указанный пункт предусматривает, что "вычетам подлежат| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |Федерации" | |——————————. | | Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость,| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |подлежащая уплате в бюджет за июнь 2002 г., занижена на| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |10 000 руб. | |——————————— | | 2.2. Других нарушений в порядке исчисления и уплаты налога| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |на добавленную стоимость во время проверки не обнаружено | |————————————————————————————————————————————————————————. | | | | 3. Заключение | | | | 3.1. Всего по результатам настоящей проверки установлено: | | налога на добавленную стоимость | | 3.1.1. Неуплата —————————————————————————————————— в сумме| |10 000 руб. за июнь 2002 г. 10 000 руб. | |———————————, в том числе ——————————————— в сумме ——————————— | | 3.1.2. Итого неуплата налогов установлена в сумме| |10 000 руб. | |——————————— | | 3.2. По результатам проверки предлагается: | | ООО "Пассив" | | 3.2.1. Взыскать с ————————————: | | а) указанную в п.3.1 сумму неуплаченного налога; | | 3425 руб.| | б) пени за несвоевременную уплату налога в сумме —————————| |(расчет прилагается). | | ООО "Пассив" | | 3.2.2. —————————————— внести необходимые исправления в| |бухгалтерский учет. | | ООО "Пассив" | | 3.2.3. Привлечь ———————————— к налоговой ответственности за| | 1 122| |совершение налоговых правонарушений, предусмотренной п.— ст.———| | за неуплату налога в| |Налогового кодекса Российской Федерации ———————————————————————| |результате незаконного применения налогового вычета | |———————————————————————————————————————————————————. | | | | 1 | |Приложения: на — листах. | | | |Подписи должностных лиц налогового органа: | | | |Старший государственный налоговый инспектор, | |советник налоговой службы II ранга | |———————————————————————————————————————————— | | (должность, классный чин проверяющего) | | | |Инспекции МНС России | |по г. Серпухову Петрова Петрова П.П. | |———————————————————————— ————————— ————————————————————————| |(наименование налогового (подпись) (фамилия, имя, отчество)| |органа) | | | |Государственный налоговый инспектор, | |советник налоговой службы III ранга | |—————————————————————————————————————— | |(должность, классный чин проверяющего) | | | |Инспекции МНС России | |по г. Серпухову Иванов Иванов И.И. | |———————————————————————— ————————— ————————————————————————| |(наименование налогового (подпись) (фамилия, имя, отчество)| |органа) | | | |Подпись руководителя организации (индивидуального| |предпринимателя): | | Васильев Васильев В.В. | |—————————————————————— ————————————————————————————————————————| | (подпись) (фамилия, имя, отчество)| |— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — | | 1 1 генеральный| |Экземпляр акта с — приложениями на — листах получил: ———————————| |директор ООО "Пассив" Васильев В.В. | |——————————————————————————————————— | |С выводами, изложенными в п.2.1, не согласен. Возражения по акту| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |будут представлены в сроки, установленные ст.100 НК РФ. | |——————————————————————————————————————————————————————— | | | | 18 августа 2003 г. Васильев| | —————————————————— —————————| | (дата) (подпись)| L————————————————————————————————————————————————————————————————— Акт должен быть составлен в двух экземплярах (включая все приложения к нему). Один экземпляр остается в налоговой инспекции, а другой передается на подпись налогоплательщику. Ваша подпись на акте - это формальность. Она не означает, что вы согласны с выводами, изложенными в акте. Если вы откажетесь подписывать акт, налоговая инспекция просто поставит на нем соответствующую отметку - на дальнейшее развитие событий это никак не повлияет. Поэтому, если вы не согласны с выводами, изложенными в акте, вы можете не подписывать его или подписать, но сделать оговорку о своем несогласии (как в приведенном выше примере акта). Акт вручается руководителю фирмы или предпринимателю под расписку. Если вы уклоняетесь от получения акта, налоговая инспекция отправит его по почте заказным письмом. В этом случае датой вручения акта считается шестой день начиная с даты отправки письма. Если налоговая инспекция не вручила вам акт, вы можете в дальнейшем сослаться на это в суде как на нарушение ваших прав и выиграть спор.
Пример. Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку в киоске, принадлежащем предпринимателю Ф.В. Мамедову (Архангельская область). По результатам проверки налоговая инспекция составила акт, но предпринимателю его не вручила. Спустя некоторое время налоговики обратились в суд, чтобы взыскать штрафы за выявленные в ходе проверки нарушения. Однако суд отказал инспекции, так как она не представила предпринимателю акт проверки и тем самым грубо нарушила его права (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июня 2001 г. по делу N А05-10747/00-736/14).
Возражения по акту проверки
Акт налоговой проверки - это очень важный документ. Если ваш спор с налоговой инспекцией дойдет до суда, то исход дела во многом будет зависеть от того, насколько правильно составлен акт. Все ошибки и неточности в нем вы можете обратить в свою пользу. Поэтому, получив акт, обязательно проверьте: - есть ли в наличии все указанные в нем приложения и расчеты; - правильны ли расчеты, произведенные сотрудниками налоговой инспекции. Нередко в них бывают арифметические ошибки; - не вышли ли проверяющие за круг вопросов, указанных в решении о проведении проверки; - действовали ли на момент совершения нарушения нормативные акты, на которые ссылается налоговая инспекция; - каковы были ставки налогов на момент нарушения. Если вы обнаружили ошибки, вы можете направить руководителю налоговой инспекции свои возражения. На это вам дается две недели со дня вручения акта. Разногласия по акту проверки излагаются в свободной форме. Вот их пример:
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Руководителю ИМНС России| | по г. Серпухову Московской области| | Андрееву А.А.| | от ООО "Пассив", ИНН 5064000002,| | юридический адрес: 142200, г. Серпухов,| | ул. Ворошилова, д. 62| | | | Возражения | | по акту выездной налоговой проверки | | от 15 августа 2003 г. N 02—04/52 | | | | Мы не согласны с выводами, изложенными в п.2.1 акта, о| |необоснованности принятия к вычету суммы НДС 10 000 руб. по| |материалам, приобретенным у ЗАО "Актив" согласно договору| |купли—продажи от 24 мая 2002 г. N 156. | | В своем акте проверяющие ссылаются на то, что материалы,| |полученные от ЗАО "Актив", на момент проведения проверки не| |оплачены. Между тем в соответствии с актом от 15 июня 2002 г.| |задолженность перед ЗАО "Актив" за поставленные материалы по| |договору купли—продажи от 24 мая 2002 г. N 156 была погашена| |зачетом встречных однородных требований. Во время проверки| |указанный акт проверяющим был предъявлен, однако они не приняли| |его во внимание. | | В соответствии с п.2 ст.167 Налогового кодекса РФ оплатой| |товаров (работ, услуг) признается погашение встречного| |обязательства зачетом. | | В связи с вышеизложенным ООО "Пассив" имело полное право| |принять к вычету сумму НДС по оприходованным и оплаченным| |материалам, приобретенным по договору купли—продажи от 24 мая| |2002 г. N 156 (счет—фактура ЗАО "Актив" от 28 мая 2002 г.| |N 287). | | По другим пунктам акта замечаний нет. | | | |Приложение: копия акта от 15 июня 2002 г. о зачете встречных| |однородных требований. | | | |Генеральный директор | |ООО "Пассив" Васильев Васильев В.В.| | | |Главный бухгалтер | |ООО "Пассив" Сидорова Сидорова С.С.| | | |Печать ООО "Пассив" 25 августа 2003 г.| L————————————————————————————————————————————————————————————————— Решение по результатам проверки
После истечения двухнедельного срока, отведенного вам для представления возражений по акту, все материалы по проверке передаются руководителю или заместителю руководителя налоговой инспекции. В течение 14 дней он должен рассмотреть их и принять решение. Если вы представили свои возражения по акту, вас должны пригласить на рассмотрение материалов проверки. Если налоговая инспекция этого не сделала, вы можете в дальнейшем сослаться на это в суде как на нарушение ваших прав и выиграть спор. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налоговой инспекции или его заместитель может принять следующие решения: - привлечь налогоплательщика к ответственности за выявленные нарушения; - отказать в этом; - провести дополнительные мероприятия налогового контроля. Форма решения о привлечении налогоплательщика к ответственности приведена в Инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. N 60. Вот его пример:
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | 02—04/52 | | Решение N ———————— | | о привлечении к налоговой ответственности за совершение | | налогового правонарушения | | | | г. Серпухов 5 сентября 2003 г.| |————————————————————————————————— ——————————————————| |(наименование населенного пункта) (дата) | | | | Руководитель инспекции МНС России по г. Серпухову, советник| | ————————————————————————————————————————————————————————————| |налоговой службы I ранга А.А. Андреев | |——————————————————————————————————————, рассмотрев акт выездной| | от 15 августа 2003 г. N 02—04/52 общества с| |налоговой проверки ————————————————————————————————————————————| |ограниченной ответственностью "Пассив" (ИНН 5064000002) | |———————————————————————————————————————————————————————, а также| | (письмо| |письменные возражения налогоплательщика по акту проверки ———————| |от 25 августа 2003 г. б/н) | |——————————————————————————. | | | | Установил: | | | | 1. В июне 2002 г. на балансе ООО "Пассив" была оприходована| | ————————————————————————————————————————————————————————————| |партия материалов, полученная от ЗАО "Актив", на общую сумму| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |60 000 руб., в том числе НДС — 10 000 руб. (договор| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |купли—продажи материалов от 24 мая 2002 г. N 156, счет—фактура| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |ЗАО "Актив" от 28 мая 2002 г. N 287). Денежные средства в оплату| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |материалов по данному договору ООО "Пассив" к моменту проведения| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |проверки не перечислило. | |———————————————————————— | | Тем не менее в нарушение п.2 ст.171 Налогового кодекса РФ в| | ————————————————————————————————————————————————————————————| |июне 2002 г. ООО "Пассив" приняло сумму 10 000 руб. к налоговому| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |вычету. Указанный пункт предусматривает, что "вычетам подлежат| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |Федерации" | |——————————. | | Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость,| | ————————————————————————————————————————————————————————————| |подлежащая уплате в бюджет за июнь 2002 г., занижена на| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |10 000 руб. | |——————————— | | 2. В результате ООО "Пассив" недоплатило налог на| | ————————————————————————————————————————————————————————————| |добавленную стоимость в сумме 10 000 руб. | |————————————————————————————————————————— | | 3. Возражения налогоплательщика по акту налоговой проверки| | ————————————————————————————————————————————————————————————| |(письмо от 25 августа 2003 г. б/н) не могут быть приняты по| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |следующим причинам. Представленный налогоплательщиком акт от| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |15 июня 2002 г. о зачете встречных однородных требований не| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |содержит всех необходимых реквизитов, предусмотренных| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129—ФЗ "О| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |бухгалтерском учете" (отсутствуют личные подписи должностных лиц| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |и их расшифровки). Кроме того, на акте отсутствуют печати фирм —| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |участниц сделки. Таким образом, указанный акт не может быть| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |принят в качестве документа, подтверждающего оплату расходов| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |налогоплательщика | |—————————————————. | | 4. Нарушения установлены путем проверки первичных документов| | ————————————————————————————————————————————————————————————| |и регистров бухгалтерского учета, отчетов и расчетов по налогам| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |и отражены в акте выездной налоговой проверки от 15 августа| |————————————————————————————————————————————————————————————————| |2003 г. N 02—04/52 | |——————————————————. | | Руководствуясь ст.101 части первой Налогового кодекса| |Российской Федерации, | | | | Решил: | | | | ООО "Пассив" | | 1. Привлечь ————————————— к налоговой ответственности за| | 1 122| |совершение налогового правонарушения, предусмотренной п.— ст.———| |части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в виде| | 20% от неуплаченной суммы налога на| |взыскания штрафа в размере —————————————————————————————————————| |добавленную стоимость — 2000 руб. (10 000 руб. х 20%) | |—————————————————————————————————————————————————————. | | ООО "Пассив" | | 2. Предложить ————————————: | | 2.1. Перечислить в срок, установленный в требовании, суммы: | | а) налоговых санкций, указанных в п.1 настоящего решения; | | 10 000 руб. | | б) неуплаченных налогов в сумме ———————————; | | 3425 руб.| | в) пеней за несвоевременную уплату налогов в сумме —————————| | 3. Внести необходимые исправления в бухгалтерский учет. | | | |Руководитель (заместитель руководителя) | |Инспекции МНС России по г. Серпухову | |——————————————————————————————————————— | | (наименование налогового органа) | | | |советник налоговой службы | |I ранга Андреев Андреев А.А. | |————————————————————————— ————————— ————————————————————————| | (классный чин) (подпись) (фамилия, имя, отчество)| | | | Печать Инспекции МНС России| | по г. Серпухову| | | | Копию решения по акту выездной налоговой проверки получил:| |генеральный директор ООО "Пассив" Васильев Василий Васильевич. | |—————————————————————————————————————————————————————————————— | | 6 сентября 2003 г. Васильев | | —————————————————— —————————| | (дата) (подпись)| L————————————————————————————————————————————————————————————————— Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля принимается, если собранных материалов недостаточно для принятия решения. Такими мероприятиями могут быть встречная проверка контрагентов налогоплательщика, вызов дополнительных свидетелей и т.д. Повторную проверку по тем же самым налогам за тот же период налоговая инспекция назначить не вправе.
Пример. Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку ООО "Интерпродукт" (г. Санкт-Петербург) по всем налогам за период с 1 апреля 1998 г. по 1 апреля 1999 г. Рассмотрев акт проверки, руководитель инспекции назначил проведение "дополнительных мероприятий налогового контроля". Они заключались в дополнительной проверке правильности исчисления и уплаты "Интерпродуктом" НДС и налога на прибыль за тот же период. По сути речь шла о повторной проверке по налогам, которые уже были проверены. Поскольку это запрещено Налоговым кодексом, ООО обратилось в суд с иском о признании решения налоговой инспекции недействительным. Суд удовлетворил иск (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2000 г. по делу N А56-150/2000).
Копия решения вручается руководителю фирмы или предпринимателю под расписку. Если вы уклоняетесь от получения решения, налоговая инспекция отправит его по почте заказным письмом. В этом случае датой вручения акта считается шестой день начиная с даты отправки письма. Если вы не согласны с решением инспекции, вы можете обжаловать его в вышестоящем налоговом органе (для налоговой инспекции это региональное управление Министерства РФ по налогам и сборам) или в арбитражном суде. Причем вы можете использовать оба этих способа обжалования одновременно.
Требование об уплате недоимки, пеней и штрафов
Одновременно с решением о привлечении налогоплательщика к ответственности налоговая инспекция должна вручить налогоплательщику требование об уплате налога и требование об уплате налоговой санкции. Формы этих требований приведены в Приказе МНС России от 29 августа 2002 г. N БГ-3-29/465. Если фирма не выполнит эти требования, налоговая инспекция взыщет с нее недоимку и пени самостоятельно (за счет средств на счетах или иного имущества), а за взысканием штрафов обратится с иском в арбитражный суд. Если требования не выполнит предприниматель, налоговая инспекция может взыскать недоимку, пени и штрафы только через арбитражный суд (подробнее о взыскании недоимки и пеней читайте раздел "Уплата, зачет и возврат налогов" -> подраздел "Последствия несвоевременной уплаты налога", а о взыскании штрафов - раздел "Налоговые правонарушения и ответственность" -> подраздел "Налоговая ответственность"). Если налоговая инспекция не направила вам требования об уплате налога и об уплате налоговой санкции и попыталась взыскать их самостоятельно, вы можете в дальнейшем сослаться на это в суде как на нарушение ваших прав и выиграть спор.
Пример. Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку ООО "Соинформ" (г. Санкт-Петербург). По результатам проверки руководитель инспекции принял решение взыскать с ООО недоимку, пени и штраф. Одновременно инспекция направила "Соинформу" требование об уплате недоимки и пеней. Сумма штрафа в нем указана не была. Позднее налоговики обратились в суд с иском о взыскании штрафа. Однако суд отказал им. Дело в том, что инспекция не выполнила свою обязанность предложить ООО уплатить штраф добровольно. Тем самым она грубо нарушила права предприятия (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 августа 2000 г. по делу N А56-9106/00).
Камеральные налоговые проверки
Согласно Налоговому кодексу (ст.88) камеральная проверка представляет собой проверку бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком. Она проводится в налоговой инспекции без выезда к налогоплательщику.
Процедура проведения проверки
Проверка проводится без какого-либо специального решения руководства налоговой инспекции. На проверку отводится три месяца со дня представления отчетности. В течение этого времени налоговики проверяют: - полноту представленной отчетности; - своевременность ее представления; - правильность оформления отчетности (полноту заполнения всех необходимых реквизитов, четкость их заполнения и т.д.); - правильность исчисления налоговой базы (логические связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, сопоставимость отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода, взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций и т.д.); - обоснованность применяемых налогоплательщиком ставок налогов и льгот; - правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов. В ходе проверки налоговая инспекция вправе потребовать от налогоплательщика дополнительные сведения, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов. Налогоплательщик обязан представить их в течение пяти дней со дня получения требования. К сожалению, Налоговый кодекс не определяет, что за дополнительные сведения могут потребоваться налоговой инспекции при проведении камеральной проверки. Поэтому ничто не мешает налоговикам требовать представления, например, первичных бухгалтерских документов, тем самым фактически превращая камеральную проверку в выездную. В ходе камеральной проверки налоговая инспекция также имеет право вызывать сотрудников налогоплательщика (например, главного бухгалтера) для дачи пояснений.
Оформление результатов проверки
Если в ходе проверки выявлены ошибки или противоречия в отчетности, налоговая инспекция должна сообщить об этом налогоплательщику и потребовать внести соответствующие исправления в установленный срок. Если ошибки в отчетности привели к недоплате налогов, налоговая инспекция также направляет требование об уплате недоимки и пеней. Это то же самое требование, которое направляется налогоплательщику, вовремя не уплатившему налог (подробнее о требовании читайте раздел "Уплата, зачет и возврат налогов" -> подраздел "Последствия несвоевременной уплаты налога" -> пункт "Направление требования об уплате налога"). Если фирма не выполнит это требование, налоговая инспекция взыщет с нее недоимку и пени самостоятельно (за счет средств на счетах или иного имущества). Если требование не выполнит предприниматель, налоговая инспекция сможет взыскать недоимку и пени только через арбитражный суд (подробнее о взыскании недоимки и пеней читайте раздел "Уплата, зачет и возврат налогов" -> подраздел "Последствия несвоевременной уплаты налога"). Может ли налоговая инспекция по результатам камеральной проверки оштрафовать налогоплательщика? Да, может. Например, она может взыскать штраф за просрочку подачи налоговой декларации (ст.119 НК РФ) или недоплату налога (ст.122 НК РФ). Но Налоговый кодекс не устанавливает правил привлечения к ответственности по результатам камеральной проверки. Из-за этого между налогоплательщиками и налоговыми инспекциями часто возникают споры. В этой ситуации мы рекомендуем руководствоваться мнением арбитражных судов. Они считают, что при привлечении к ответственности по результатам камеральной проверки налогоплательщик имеет право ознакомиться с результатами проверки и представить свои возражения по ним. Для этого налоговая инспекция обязана вручить или выслать по почте письмо, акт, справку, уведомление или другой документ, в котором должны быть указаны: - проверенные отчетные документы; - выявленные нарушения; - ответственность за них. Также налогоплательщик имеет право добровольно уплатить штраф. Для этого налоговая инспекция должна предъявить требование о его уплате. Это может быть отдельное требование либо сумма штрафа может быть включена в требование об уплате налога и пеней (как при выездной проверке). Если налоговая инспекция не известила вас о результатах проверки либо не предъявила вам требование об уплате штрафа и сразу обратилась в суд с иском о взыскании штрафа, судьи откажут ей в иске.
Пример. Налоговая инспекция провела камеральную проверку отчетности ООО "Котласмост-Сервис" (г. Котлас Архангельской области). В ходе проверки выяснилось, что ООО рассчитало один из налогов по ставке 0,5% вместо 1,5%. По результатам проверки налоговики составили акт, но предприятию его не представили. Рассмотрев акт, руководитель инспекции принял решение оштрафовать ООО за недоплату налога (ст.122 НК РФ). Не направив предприятию ни решение, ни требование об уплате штрафа, инспекция обратилась в суд с иском о его взыскании. Однако суд указал налоговикам, что они не ознакомили налогоплательщика с результатами проверки, не предложили ему представить свои возражения или добровольно уплатить штраф. Из-за этого судьи отказали инспекции во взыскании штрафа (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 марта 2001 г. по делу N А05-8311/00-575/13).
Особые виды проверок
Помимо выездных и камеральных проверок правильности исчисления и уплаты налогов налоговая инспекция может проверять: - соблюдение фирмами правил работы с наличными деньгами; - соблюдение фирмами и предпринимателями правил использования контрольно-кассовых машин.
Проверки соблюдения фирмами правил работы с наличными деньгами
Все фирмы обязаны соблюдать правила работы с наличными деньгами, установленные Центральным банком РФ. 1. Фирма может заплатить другой фирме по одному договору наличными не более 60 000 руб. Это записано в Указании Центрального банка РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У. Платить наличными предпринимателям можно без ограничений. Если у вас возникла необходимость заплатить другой фирме наличными более 60 000 руб., то можно заключить с ней несколько договоров. При этом каждый контракт должен составляться на сумму, не превышающую установленного лимита. Помимо договоров в этом случае надо отдельно оформлять и все остальные документы (счета-фактуры, накладные, счета и т.д.).
Пример. ООО "Актив" решило приобрести за наличный расчет у ООО "Пассив" строительные материалы на сумму 90 000 руб., в том числе: - кирпич на сумму 50 000 руб.; - доски на сумму 40 000 руб. Если фирмы заключат один договор на сумму 90 000 руб., то при его оплате наличными "Актив" превысит лимит расчета наличными. Поэтому фирмы заключили два договора: - договор на поставку кирпича на сумму 50 000 руб.; - договор на поставку досок на сумму 40 000 руб. По этим договорам ООО "Актив" заплатило наличными 90 000 руб. При этом ООО "Пассив" выписало два приходных ордера - на 50 000 руб. и на 40 000 руб. В этом случае предельный размер расчетов наличными не превышен, так как платеж произведен по двум разным договорам.
2. При открытии расчетного счета в банке фирма должна согласовать с ним лимит денег в кассе фирмы. Лимит денег в кассе - это максимальная сумма наличных, которая может находиться в кассе. Все наличные сверх этой суммы нужно сдавать в банк для зачисления на расчетный счет. 3. Все расчеты наличными нужно оформлять записями в кассовой книге. У фирмы может быть только одна кассовая книга. Она должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана. Сумма денег в кассе должна совпадать с данными кассовой книги. Помните: бухгалтер должен отражать в кассовой книге операции за каждый день, а не суммарно за какой-либо период времени, например, указывая на листе кассовой книги: "Касса за 1-10 июля 2003 года". Даже если остаток на 10 августа не превышает установленного лимита, налоговики могут выявить превышение в какой-либо из дней с 1 по 10 июля.
Внимание! За нарушение любого из этих правил фирму могут оштрафовать на сумму от 40 000 до 50 000 руб. Одновременно могут оштрафовать и руководителя фирмы на сумму от 4000 до 5000 руб. (ст.15.1 КоАП РФ).
Как правило, налоговые инспекции проверяют правила работы с наличными деньгами в ходе комплексной выездной налоговой проверки. Если проверяющие обнаружат нарушение, они должны составить протокол об административном нарушении. Затем этот протокол передается на рассмотрение уполномоченному на то сотруднику налоговой инспекции (как правило, руководителю или его заместителю). Он должен рассмотреть протокол в течение 15 дней и принять решение о наложении административного штрафа или прекращении дела. Штраф взыскивается через суд, если только вы не согласитесь уплатить его добровольно. Обратиться в суд налоговая инспекция может не позднее, чем через два месяца после того, как фирма совершила нарушение. Кроме налоговой инспекции проверять, соблюдает ли фирма правила работы с наличными деньгами, может банк, в котором открыт ее расчетный счет.
Проверки соблюдения фирмами и предпринимателями правил использования контрольно-кассовых машин
Принимать наличные деньги и оплату по платежным картам за товары (работы, услуги) фирмы и предприниматели должны с применением контрольно-кассовой техники. Не применять ККМ могут: - фирмы и предприниматели, которые оказывают услуги населению и выдают бланки строгой отчетности, установленные Правительством РФ; - фирмы и предприниматели, которые занимаются определенными видами деятельности (они перечислены в ст.3 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ).
Внимание! Штраф за неприменение ККМ для фирм - от 30 000 до 40 000 руб., для предпринимателей - от 3000 до 4000 руб. За это же нарушение руководителя фирмы могут оштрафовать на сумму от 3000 до 4000 руб., а кассира-операциониста - от 1500 до 2000 руб. (ст.14.5 КоАП РФ).
Неприменением ККМ считаются: - фактическое неиспользование ККМ (в том числе и из-за его отсутствия); - применение ККМ, не зарегистрированной в налоговой инспекции; - применение ККМ без фискальной памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти; - использование кассовой машины, у которой отсутствует пломба либо заметно, что пломба повреждена; - выдача чека на сумму, меньшую, чем заплатил покупатель. Этот перечень нарушений приведен в Постановлении Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. N 16. Проверяют соблюдение этих правил налоговые инспекции. Если в результате обнаруживаются нарушения, проверяющие должны составить протокол об административном нарушении. Затем этот протокол передается на рассмотрение уполномоченному на то сотруднику налоговой инспекции (как правило, руководителю). В течение 15 дней он рассматривает протокол и принимает решение о наложении административного штрафа или прекращении дела. Обратите внимание, что в данном случае штраф взыскивает сама налоговая инспекция. Обжаловать постановление о штрафе можно в вышестоящей налоговой инспекции или в арбитражном суде. На это у фирмы или предпринимателя есть 10 дней. Если этого не сделать, то по истечении этого срока решение вступит в законную силу и нарушитель должен будет заплатить штраф. На это дается еще 30 дней. В случае если вы не уплатили штраф добровольно, деньги будут принудительно списаны с вашего расчетного счета. Подробнее о наложении налоговой инспекцией административных штрафов читайте раздел "Налоговые правонарушения и ответственность" -> подраздел "Административная ответственность". Кроме налоговых инспекций штрафовать за неприменение кассовых аппаратов могут милиция и Госторгинспекция.
ПРОВЕРКИ, ПРОВОДИМЫЕ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ
По Таможенному кодексу таможенники могут проводить общие и специальные ревизии. В ходе общей ревизии инспекторы в течение трех рабочих дней сверяют данные, полученные при таможенном оформлении, с данными бухгалтерского учета и другой информацией, содержащейся в документах фирмы. Если нужно осмотреть помещения, провести инвентаризацию, арестовать или изъять товар, назначают специальную ревизию. Она не может длиться больше двух месяцев. Проверять достоверность сведений после выпуска товаров таможенники вправе только в течение года. Точка отсчета - день, когда товары утратили статус находящихся под таможенным контролем (п.2 ст.361 ТК РФ). Обратите внимание: повторные общие ревизии в отношении одних и тех же товаров запрещены (п.2 ст.376 ТК РФ). Что касается специальной ревизии, то нельзя дважды проверять одни и те же товары на одном предприятии.
Проверки, проводимые государственными внебюджетными фондами
Правом проводить выездные и камеральные проверки налогоплательщиков наделены: - Пенсионный фонд РФ (ПФР); - Фонд социального страхования РФ (ФСС).
Проверки, проводимые Пенсионным фондом РФ
Все фирмы и предприниматели должны регулярно подавать в территориальные отделения ПФР сведения о своих работниках для начисления им в будущем пенсии (подробнее читайте раздел "Федеральные налоги и сборы" -> подраздел "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование" -> пункт "Порядок и сроки представления отчетности"). Территориальные отделения ПФР вправе проводить выездные и камеральные проверки достоверности представленных сведений. На эти проверки распространяются ограничения по частоте, охвату и продолжительности, установленные для проверок, проводимых налоговой инспекцией. При проведении проверок работники ПФР пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых инспекций.
Внимание! За непредставление в установленные сроки сведений либо представление неполных (недостоверных) сведений ПФР вправе оштрафовать налогоплательщика. Размер штрафа - 10% от суммы взносов на обязательное пенсионное страхование, которые налогоплательщик уплатил в ПФР за отчетный период (ст.17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования").
Обратите внимание, что правильность и своевременность перечисления взносов на обязательное пенсионное страхование могут проверять только налоговые инспекции.
Проверки, проводимые Фондом социального страхования РФ
Фирмы и предприниматели вправе осуществлять различные социальные выплаты своим работникам за счет средств ФСС: пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам. На сумму этих выплат уменьшается величина единого социального налога, которую нужно уплатить в ФСС (подробнее читайте раздел "Федеральные налоги и сборы" -> подраздел "Единый социальный налог" -> пункт "Особенности налогообложения"). Территориальные отделения ФСС обязаны контролировать, как налогоплательщики расходуют средства фонда. Для этого они могут проводить камеральные и выездные проверки. На эти проверки распространяются ограничения по частоте, охвату и продолжительности, установленные для проверок, проводимых налоговой инспекцией. При проведении проверок работники ФСС пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых инспекций. Если в ходе проверки будут выявлены нарушения в расходовании средств ФСС (и, как следствие, - нарушение в порядке исчисления и уплаты единого социального налога), работники фонда обязаны сообщить о них в налоговую инспекцию. Самостоятельно взыскивать недоимку и пени по ЕСН, а также налагать санкции по этому налогу ФСС не может. Кроме того, ФСС самостоятельно, без помощи налоговиков собирает с фирм и предпринимателей особый налог: взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Они идут на выплату пособий работникам, получившим производственную травму или профессиональное заболевание. Территориальные отделения ФСС вправе проводить выездные и камеральные проверки по вопросу уплаты этих взносов. На эти проверки также распространяются все ограничения по частоте, охвату и продолжительности, установленные для проверок, проводимых налоговой инспекцией. При проведении данных проверок работники ФСС пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых инспекций. По результатам этих проверок территориальные отделения ФСС могут взыскивать недоимки и пени, а также налагать штрафы наравне с налоговой инспекцией.
ПРОВЕРКИ, ПРОВОДИМЫЕ МИЛИЦИЕЙ
Милиция может проводить проверки фирм и предпринимателей, чтобы расследовать налоговые нарушения, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Помимо этого налоговая инспекция может попросить сотрудников милиции участвовать в проводимой ею проверке.
Расследование налоговых преступлений
Для расследования уголовных дел об уклонении от уплаты налогов в милиции создана Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП). Сотрудники этого подразделения могут проводить проверки, если получат достаточные данные о налоговом преступлении. Так сказано в Законе "О милиции" (Федеральный закон от 18 апреля 1991 г. N 1026-1). О том, что является налоговым преступлением, и об уголовной ответственности за него читайте раздел "Налоговые правонарушения и ответственность" -> подраздел "Уголовная ответственность". Обратите внимание: Налоговый кодекс на проверки, которые проводит милиция, не распространяется. При проведении проверок милиционеры могут действовать только в рамках Уголовно-процессуального кодекса или закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ). То есть проводить оперативно-разыскные мероприятия, а также следственные действия: обыск и выемку.
Оперативно-разыскные мероприятия
В ходе оперативно-разыскных мероприятий милиционеры проверяют данные о возможном налоговом преступлении. Задача этих мероприятий - собрать информацию, на основании которой можно возбудить уголовное дело. Для этого оперативники могут, например, обследовать помещения, проводить проверочные закупки, исследовать документы. По своему характеру оперативно-разыскные мероприятия - скрытая деятельность, помогающая раскрыть преступления, однако действия милиционеров могут проходить и открыто. Обследование помещения - самый распространенный вид оперативно-разыскных мероприятий. Когда оно проводится, сотрудники милиции могут беспрепятственно входить в любые помещения фирмы или предпринимателя. Как правило, перед началом осмотра оперативники предъявляют постановление на его проведение. Однако Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" не обязывает их это делать. Обратите внимание: изымать документы и предметы в ходе обследования оперативники могут, только если возникла угроза жизни и здоровью граждан или экологической и экономической безопасности страны. Если такой угрозы нет, то изъятие незаконно. Оперативно-разыскные мероприятия сотрудники милиции могут оформить разными документами: справкой, рапортом, актом, объяснением граждан и т.д. Закон не устанавливает какой-либо общей формы. Знакомить вас с этими документами оперативники не обязаны.
Обыск и выемка
Когда сотрудники милиции считают, что на территории фирмы или у предпринимателя находятся документы, предметы, имеющие значение для уголовного дела, они проводят обыск. В случае если сотрудники милиции точно знают, что хотят изъять, - проводится выемка. Обратите внимание: обыск и выемку можно проводить, если уголовное дело уже возбуждено. До начала обыска или выемки вам должны предъявить (под расписку) постановление о их проведении, а если эти действия проходят в жилом помещении, то и судебное решение. Чтобы обыск или выемка были законными, проверяющие должны: - пригласить двух понятых; - разъяснить участникам их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе; - предложить выдать искомые предметы и документы добровольно; - предъявить понятым и другим участникам обыска или выемки все, что обнаружено и изъято; - составить протокол обыска или выемки и вручить его копию представителю администрации фирмы или предпринимателю под расписку. Обратите внимание: выемка не может перейти в обыск. Обнаружив искомые предметы, милиционеры обязаны завершить следственные действия. В ходе обыска или выемки сотрудники милиции вправе вскрывать любые помещения, если владелец отказывается открыть их добровольно. За отказ вскрыть помещения, подлежащие обыску, установлен штраф для предпринимателей и должностных лиц фирмы в размере от 2000 до 3000 руб. (ст.17.7 КоАП РФ). Результаты обыска сотрудники милиции обязаны оформить протоколом. В протоколе они должны указать: - дату и место, где проводились действия, время их начала и окончания; - должность и Ф.И.О. сотрудника милиции, составившего протокол; - Ф.И.О., а при необходимости адрес и другие данные всех участвующих в следственном действии; - все действия в том порядке, в котором они проводились; - выявленные в ходе следственного действия обстоятельства; - технические средства, которые использовались в ходе следственного действия, и результаты их использования. В протоколе обязательно должна быть пометка о том, что всем гражданам, участвующим в следственном действии, разъяснены их права и обязанности. Если у вас есть замечания или дополнения по протоколу, их можно вписать в графе "Замечания к протоколу". Протокол подписывают следователь и все участники следственного действия.
Участие в налоговых проверках
По запросу налоговой инспекции сотрудники милиции могут принимать участие в проводимой ею проверке (ст.36 НК РФ и п.33 ст.11 Закона от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции"). Обратите внимание: самостоятельно проводить налоговые проверки милиционеры не вправе.
(C) Издательство "Бератор"
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |