Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Экологические налоги Великобритании ("Все о налогах", 2004, N 12)



"Все о налогах", N 12, 2004

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАЛОГИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В странах Европейского Союза в настоящее время не существует единой системы экологических налогов. Договоренность стран - членов ЕС по данному вопросу пока не достигнута. Некоторые государства Европы в одностороннем порядке реализуют ряд мер по самостоятельной экологической политике. В контексте этой политики представляет интерес рассмотрение инициатив по введению экологических налогов и практики их взимания в Великобритании.

Великобритания является страной, которая активно разрабатывает национальное законодательство в области охраны окружающей среды, в том числе в части сохранения чистоты атмосферного воздуха и сокращения выбросов парниковых газов. На данный момент в числе главных финансовых инструментов экологической политики страны можно назвать такие экологические налоги, как налог на захоронение отходов, налог на изменение климата и совокупный налог.

Налог на захоронение отходов

В Великобритании ежегодно образуется более 400 млн тонн отходов, из них на непромышленные отходы приходится приблизительно 100 млн тонн. Ежегодный прирост совокупной массы отходов составляет 3%. Перерабатывается или компостируется только 12% объема непромышленных отходов (это один из самых низких показателей в Европе) и около 35% объема промышленных отходов. К 2005 г. правительство страны планирует уменьшить количество захораниваемых промышленных отходов до уровня 85% к объему 1998 г.

Налог на захоронение отходов (Landfill tax) был введен в октябре 1996 г. с целью снижения их производства и стимулирования переработки (путем компостирования и повторной переработки), а также поощрения экологически более чистых способов утилизации отходов. Налогом облагаются отходы, захораниваемые на официальных полигонах.

Первоначально ставки налога составляли 7 и 2 фунта стерлингов в расчете на 1 тонну по активным и неактивным (инертным) отходам соответственно. Неактивные отходы не представляют существенной угрозы для окружающей среды. Для повышения эффективности природоохранных мер с апреля 1999 г. ставка налога по активным отходам была повышена до 10 фунтов за 1 тонну. Кроме того, было также объявлено, что эта ставка будет ежегодно увеличиваться на 1 фунт. Со времени введения данного налога его ставка по активным отходам увеличилась в 2 раза. С апреля 2004 г. она составляет 15 фунтов стерлингов за 1 тонну. Для компаний, эксплуатирующих полигоны для размещения отходов, предусмотрена система налоговых вычетов, в соответствии с которой они приобретают право на эти вычеты в случае вложения ими средств в проекты по сохранению окружающей среды. Администрирование налога осуществляется государственным ведомством по налогам и акцизам.

Налог на изменение климата

Налог на изменение климата (Climate change levy) был введен в апреле 2001 г. на основании Финансового акта 2000 г. Базовые принципы создания налога были сформулированы еще в докладе Лорда Маршалла "Экономические инструменты и использование энергии в бизнесе", опубликованного в декабре 1998 г. Разработчики исходили из того, что налог на изменение климата - ключевой элемент программы правительства в области предупреждения изменений климата, который должен играть основную роль в реализации обязательств Великобритании по уменьшению выбросов парниковых газов. Однако не менее важное требование к налогу состоит в том, что он не должен негативно повлиять на конкурентоспособность британских фирм на международном рынке из-за увеличения их общей налоговой нагрузки. Поэтому в качестве компенсации правительство Великобритании в соответствии с рекомендациями Лорда Маршалла снизило на 0,3% отчисления на страхование наемных работников.

Ставки налога установлены в расчете на единицу количества электроэнергии или единицу массы энергоносителя в следующих размерах:

- электроэнергия - 0,43 пенса за 1 кВт-ч;

- каменный уголь - 1,17 пенса за 1 кг (или 0,15 пенса за 1 кВт-ч);

- природный газ - 0,15 пенса за 1 кВт-ч;

- сжиженный попутный газ - 0,96 пенса за 1 кг (или 0,07 пенса за 1 кВт-ч).

Взимание налога распространяется на все случаи промышленного использования энергии. Нефтепродукты налогом не облагаются, поскольку они уже облагаются акцизом по достаточно высокой ставке. Кроме того, налогом не облагаются следующие виды энергии:

- тепловая энергия;

- энергия, получаемая из возобновляемых источников;

- энергия, вырабатываемая из отходов;

- моторное топливо.

В отношении энергоемких отраслей промышленности допускается снижение нормативных требований по уплате налога до 80% при условии принятия ими обязательств по минимизации энергозатрат в течение десятилетнего периода с пересмотром стандартов через каждые два года.

Снижение нормативов достигается в результате заключения соглашений об изменении климата между правительством и компаниями при посредничестве профессиональных ассоциаций. В настоящее время эти соглашения заключены с компаниями большинства секторов экономики. Плательщиками налога являются компании основных энергоемких отраслей промышленности Великобритании - сталелитейной, алюминиевой, химической, цементной, керамической, стекольной, бумажной, пищевой и др.

Первоначальный период действия такого режима расчетов с бюджетом был определен до 31 марта 2003 г. Предоставление льготного режима в дальнейшем зависело от того, выполнены ли обязательства по соглашениям.

Администрирование налога осуществляется ведомством по налогам и акцизам. При этом сбор налога отнесен к компетенции поставщиков энергии, действующих от лица налогового ведомства. Сумма налога указывается в счете-фактуре в отдельной графе, предшествующей графе по НДС.

В жилищно-коммунальном секторе во избежание роста цен для конечных потребителей энергии - физических лиц с низкими доходами правительством был выбран наиболее эффективный вариант обложения налогом только поставщиков энергии. Следует отметить, что в Великобритании доходы считаются низкими при условии, если расходы на энергию составляют в них более 10%.

По данным организации Scottish Energy Efficiency Office, налог на изменение климата увеличивает стоимость энергии для британских компаний примерно на 10 - 15%.

При введении налога предусматривалось, что его поступления (а это порядка 1 млрд фунтов стерлингов) не приведут к серьезному увеличению доходов бюджета, так как собранные средства будут фактически возвращены компаниям в результате реализации ряда инициатив через Углеродный траст (буквальный перевод английского названия организации Carbon Trust). А с учетом уменьшения отчислений в Фонд национального страхования работников на 0,3 пенса в расчете на каждый фунт стерлингов такие финансовые отношения более всего будут выгодны компаниям с большим числом работников и низким энергопотреблением.

В связи с тем что целью введения налога было повышение эффективности использования энергии, правительство Великобритании создало ряд механизмов для помощи налогоплательщикам в достижении этой цели. В частности, была создана упомянутая выше независимая некоммерческая организация, финансируемая правительством, - Углеродный траст. Эта организация предлагает практические рекомендации по повышению эффективности использования энергии, а также стимулирует исследования, разработку и внедрение прогрессивных технологий в области возобновляемых источников энергии и технологий, минимизирующих выбросы в атмосферу. Кроме того, в рамках программы помощи налогоплательщикам предусмотрено выделение средств на исследования и продвижение энергоэффективных технологий также и через Фонд энергетической эффективности. В 2001 - 2002 гг. правительство увеличило объем финансирования этого фонда до 150 млн фунтов стерлингов. Около 100 млн фунтов стерлингов выделяется на капитальные вычеты по ряду осуществляемых частными компаниями инвестиций в энергосберегающие технологии. Список инвестиций утверждается ежегодно. Для получения таких вычетов компаниями оборудование должно быть поставлено им одним из официальных поставщиков энергосберегающего оборудования установленных категорий. Например, в 2001 - 2002 гг. этот перечень включал следующее оборудование:

- теплоэлектроцентрали;

- бойлерные системы;

- двигатели с высоким КПД;

- осветительные системы;

- теплоизоляция труб;

- холодильные установки;

- тепловые экраны.

Опыт взимания налога на изменение климата выявил отдельные недостатки действующего порядка налогообложения. Главный из них состоит в том, что налогом облагаются энергоносители, а не парниковые газы. Таким образом, не достигается эффективное снижение выбросов. Государство должно взимать плату за право выброса углекислого газа (диоксида углерода) - например, в форме налога на ископаемое топливо, как это делается в Норвегии. Однако практика взимания рассматриваемого налога в Великобритании не распространяется на использование ископаемого топлива в быту и на транспорте, а в некоторых случаях даже предусматривает наложение санкций при включении в хозяйственную деятельность ресурсов, использование которых не приводит к выделению парниковых газов. Многие компании считают, что взимание налога вызвало увеличение расходов одних компаний и не затронуло интересы других вне зависимости от мер, принятых ими по повышению эффективности энергопотребления. Как результат, объем выбросов диоксида углерода в 2001 г. увеличился на 4% по сравнению с уровнем 2000 г. Введение налога на парниковые газы с соответствующей системой разрешений приведет к естественному удорожанию ископаемого топлива, что, в свою очередь, сделает эффективные технологии более конкурентоспособными.

Рассматривая налог на парниковые газы как более эффективную альтернативу существующей в Великобритании системе налогообложения энергоносителей, необходимо отметить, что такой налог имеет следующие особенности:

- является лишь одним из инструментов в системе мер по снижению выбросов;

- снижает другие налоги (например, налоги на труд и капитал) и применяется для устранения непропорционального распределения налогового бремени;

- вводится поэтапно и со временем корректируется (с учетом инфляции);

- предусматривает исключения (льготы) - в основном для энергоемких отраслей или отраслей, которые в результате введения налога могут стать неконкурентоспособными на мировом рынке.

Совокупный налог

Добыча песка, гравия и щебня составляет 82% от добычи неорганических ископаемых на суше и в морской акватории Великобритании. Добыча, транспортировка и размещение этого минерального сырья оказывают серьезное негативное влияние на окружающую среду. Совокупный налог (Aggregate levy) был введен в апреле 2002 г. Целью введения налога являлись снижение спроса на песок, гравий и щебень в результате увеличения их цены, а также стимулирование использования переработанных и вторичных материалов.

Объект обложения налогом - песок, гравий и щебень, добываемые в промышленных целях (в том числе в ходе дноуглубительных работ).

Ставка налога составляет 1,6 фунта стерлингов за 1 тонну сырья.

Различные льготы по налогу за песок, гравий и щебень предусмотрены в случае, если это сырье получено при добыче каменного угля, руд металлов, сырья для производства извести, цемента, отдельных видов камня и сырья, поставляемого на экспорт (импортируемое сырье облагается налогом при первой реализации). Прочие льготы распространяются на материалы, добываемые в ходе:

- дноуглубительных работ в морских портах, каналах и на внутренних речных путях;

- бурения;

- земляных работ при строительстве шоссейных дорог.

Одновременно с введением налога начал свою работу Фонд устойчивого развития для использования средств, полученных от взимания налога, на снижение негативного влияния на окружающую среду при добыче минерального сырья. Первоначально работа этого фонда планировалась до 2003 г. с пролонгацией на последующие 3 года. Годовой объем поступления налога составляет приблизительно 300 млн фунтов стерлингов, из которых 35 млн направляются в указанный фонд. Объем поступлений налога не повлиял существенным образом на доходы бюджета. Так, 305 млн фунтов стерлингов, собранные в течение первого года взимания налога, были полностью компенсированы снижением на 0,1% отчислений в бюджет в рамках системы национального страхования работников и переводом средств в указанный фонд для финансирования проектов по защите окружающей среды.

Таким образом, опыт Великобритании, несмотря на наличие некоторых недостатков, демонстрирует комплексный и в целом достаточно эффективный подход в вопросе применения финансовых инструментов экологической политики.

Е.Е.Великова

Подписано в печать

15.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Особенности налогообложения НДС при осуществлении гарантийного ремонта ("Все о налогах", 2004, N 12) >
"ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ БЕРАТОРА "СОВРЕМЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" "РАЗДЕЛ X. НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ" (ред. от апреля 2005 г.) ("Бератор", 2004)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.