Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Особенности налогообложения НДС при осуществлении гарантийного ремонта ("Все о налогах", 2004, N 12)



"Все о налогах", N 12, 2004

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГАРАНТИЙНОГО РЕМОНТА

Организация-изготовитель имеет обязательства по осуществлению гарантийного обслуживания реализованных покупателям товаров. Она не может передать их другим организациям по какому-либо договору, поскольку эти обязательства основаны на условиях заключенного с покупателями договора купли-продажи и являются обеспечивающими качество поставляемого товара.

Вместе с тем изготовитель может определить организации, уполномоченные на основании договора на принятие претензий от покупателей, а также на выполнение работ по ремонту и техническому обслуживанию реализуемых изготовителем товаров. При этом гарантийное обслуживание осуществляется организацией-изготовителем в соответствии с принятыми по договору с покупателями обязательствами обеспечения качества товаров, но с привлечением услуг сторонних организаций (сервисных центров). Стоимость ремонта, производимого сервисным центром, оплачивает не покупатель товара, а организация-изготовитель на основании заключенного с сервисным центром договора.

В этом случае сервисные центры производят работы, являющиеся частью производственной деятельности организации-изготовителя в силу принятых изготовителем на себя обязательств по обеспечению качества реализуемого покупателям товара. Услуги по осуществлению ремонта и технического обслуживания товаров сервисный центр оказывает изготовителю данного товара на основании договора подряда, в соответствии с которым сервисный центр получает от изготовителя плату за выполненные работы в размере, обусловленном договором между ними. Указанный договор является договором в пользу третьего лица: организация-изготовитель платит сервисному центру за услуги, которые оказываются покупателю.

Например, в соответствии с договором, заключенным с организацией-изготовителем, гарантийный ремонт для владельцев автомобилей сервисный центр производит бесплатно. При этом стоимость ремонта, произведенного сервисным центром, оплачивается организацией-изготовителем, которая является заказчиком услуг по проведению гарантийного ремонта.

В связи с этим на практике нередко возникает вопрос, вправе ли организация - сервисный центр не облагать НДС стоимость оказываемых услуг по ремонту и обслуживанию автомобилей в течение гарантийного срока эксплуатации.

Следует обратить внимание, что согласно пп.13 п.2 ст.149 НК РФ не подлежат налогообложению услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров в период гарантийного срока их эксплуатации. При этом в указанном подпункте не содержится обязательного требования, что данные услуги должны быть оказаны именно организацией-изготовителем. Это позволяет рассматривать ситуацию, когда услуги по обслуживанию и ремонту товаров в течение гарантийного срока оказываются сервисным центром не покупателям товаров, а непосредственно организации-изготовителю по договору подряда.

При этом в Налоговом кодексе не конкретизируется, с кого именно не должна взиматься дополнительная плата за оказанные услуги, и хотя сервисный центр производит ремонт и техническое обслуживание товаров в период гарантийного срока их эксплуатации, он это делает не безвозмездно, а получает плату за оказанные услуги от предприятия - изготовителя данных товаров на основе заключенного с ним договора подряда.

Нечеткость формулировки, содержащейся в пп.13 п.2 ст.149 НК РФ, на практике вызывает многочисленные споры с налоговыми органами, поскольку данная норма, не уточняет, с кого именно не взимается дополнительная плата. В частности, по мнению многих налоговых инспекций, фраза "без взимания дополнительной платы" указывает на то, что сервисная организация не должна получать какую-либо плату за гарантийный ремонт ни от покупателя, ни от какого-либо другого лица. Только в таком случае услуги по гарантийному ремонту не будут облагаться НДС.

Однако, как было отмечено, договор между организацией-изготовителем и сервисным центром на выполнение работ по гарантийному ремонту является договором в пользу третьего лица: организация-изготовитель платит сервисному центру за услуги, которые оказываются покупателю без взимания платы.

Поэтому, по нашему мнению, в ст.149 НК РФ под дополнительной платой понимается дополнительная плата потребителя, т.е. дополнительная сумма к той цене, которую он заплатил за приобретенный товар. В эту цену организация-изготовитель уже заложила свои расходы на возможный ремонт. Следовательно, при наступлении гарантийного случая покупатель не будет дополнительно оплачивать эти услуги. А для того чтобы услуги по гарантийному ремонту не облагались НДС, именно покупатель не должен вносить дополнительной платы.

Таким образом, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы, полученные от предприятий-изготовителей организацией, осуществляющей данный гарантийный ремонт, в размере стоимости работ по гарантийному ремонту, включая вознаграждение за их оказание, если работы производятся без взимания дополнительной платы с покупателей товара.

Необходимым условием для применения указанной льготы является документальное подтверждение фактического выполнения данных услуг в период гарантийного срока эксплуатации этого оборудования (см. Письмо Минфина России от 27.02.2003 N 04-03-11/20).

Именно от того, может ли организация подтвердить, что произведенный ремонт является гарантийным и что он выполнен в течение гарантийного срока, зависит получение права на применение льготы.

При отсутствии документальных доказательств отнесения ремонта к гарантийному данные работы могут квалифицироваться как безвозмездно выполненные. В этом случае НДС уплачивается полностью с рыночной стоимости работ по ремонту, а расходы на ремонт для целей налогообложения прибыли не учитываются.

В ходе налоговых проверок применения льготы по НДС налоговые органы тщательно анализируют документы, подтверждающие отнесение выполненных работ к гарантийным.

При обращении покупателя в сервисный центр для безвозмездного устранения недостатков товара в ходе гарантийного ремонта покупатель должен предъявить гарантийный талон. Последний выступает в роли заявки потребителя на услугу по гарантийному ремонту: оригинал талона передается организации-изготовителю, которая оплачивает работы по ремонту, а копия остается у сервисной организации.

После выполнения работ по гарантийному ремонту должен быть составлен акт сдачи-приемки работ, который содержит подпись покупателя, обратившегося за устранением неисправности. Акт приемки-передачи работ подтверждает факт осуществления гарантийного ремонта.

Данные документы являются достаточными для доказательства осуществления гарантийного ремонта. Документы, которые сервисная организация должна иметь в целях обоснования правильности применения льготы по НДС, рекомендуется указать в учетной политике по НДС.

Т.Н.Селюжицкая

Консультант по налогам и сборам

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Подписано в печать

15.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Оплата проездных билетов сотрудникам ("Все о налогах", 2004, N 12) >
Статья: Экологические налоги Великобритании ("Все о налогах", 2004, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.