|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Особенности налогообложения НДС при осуществлении гарантийного ремонта ("Все о налогах", 2004, N 12)
"Все о налогах", N 12, 2004
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГАРАНТИЙНОГО РЕМОНТА
Организация-изготовитель имеет обязательства по осуществлению гарантийного обслуживания реализованных покупателям товаров. Она не может передать их другим организациям по какому-либо договору, поскольку эти обязательства основаны на условиях заключенного с покупателями договора купли-продажи и являются обеспечивающими качество поставляемого товара. Вместе с тем изготовитель может определить организации, уполномоченные на основании договора на принятие претензий от покупателей, а также на выполнение работ по ремонту и техническому обслуживанию реализуемых изготовителем товаров. При этом гарантийное обслуживание осуществляется организацией-изготовителем в соответствии с принятыми по договору с покупателями обязательствами обеспечения качества товаров, но с привлечением услуг сторонних организаций (сервисных центров). Стоимость ремонта, производимого сервисным центром, оплачивает не покупатель товара, а организация-изготовитель на основании заключенного с сервисным центром договора. В этом случае сервисные центры производят работы, являющиеся частью производственной деятельности организации-изготовителя в силу принятых изготовителем на себя обязательств по обеспечению качества реализуемого покупателям товара. Услуги по осуществлению ремонта и технического обслуживания товаров сервисный центр оказывает изготовителю данного товара на основании договора подряда, в соответствии с которым сервисный центр получает от изготовителя плату за выполненные работы в размере, обусловленном договором между ними. Указанный договор является договором в пользу третьего лица: организация-изготовитель платит сервисному центру за услуги, которые оказываются покупателю. Например, в соответствии с договором, заключенным с организацией-изготовителем, гарантийный ремонт для владельцев автомобилей сервисный центр производит бесплатно. При этом стоимость ремонта, произведенного сервисным центром, оплачивается организацией-изготовителем, которая является заказчиком услуг по проведению гарантийного ремонта. В связи с этим на практике нередко возникает вопрос, вправе ли организация - сервисный центр не облагать НДС стоимость оказываемых услуг по ремонту и обслуживанию автомобилей в течение гарантийного срока эксплуатации. Следует обратить внимание, что согласно пп.13 п.2 ст.149 НК РФ не подлежат налогообложению услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров в период гарантийного срока их эксплуатации. При этом в указанном подпункте не содержится обязательного требования, что данные услуги должны быть оказаны именно организацией-изготовителем. Это позволяет рассматривать ситуацию, когда услуги по обслуживанию и ремонту товаров в течение гарантийного срока оказываются сервисным центром не покупателям товаров, а непосредственно организации-изготовителю по договору подряда. При этом в Налоговом кодексе не конкретизируется, с кого именно не должна взиматься дополнительная плата за оказанные услуги, и хотя сервисный центр производит ремонт и техническое обслуживание товаров в период гарантийного срока их эксплуатации, он это делает не безвозмездно, а получает плату за оказанные услуги от предприятия - изготовителя данных товаров на основе заключенного с ним договора подряда.
Нечеткость формулировки, содержащейся в пп.13 п.2 ст.149 НК РФ, на практике вызывает многочисленные споры с налоговыми органами, поскольку данная норма, не уточняет, с кого именно не взимается дополнительная плата. В частности, по мнению многих налоговых инспекций, фраза "без взимания дополнительной платы" указывает на то, что сервисная организация не должна получать какую-либо плату за гарантийный ремонт ни от покупателя, ни от какого-либо другого лица. Только в таком случае услуги по гарантийному ремонту не будут облагаться НДС. Однако, как было отмечено, договор между организацией-изготовителем и сервисным центром на выполнение работ по гарантийному ремонту является договором в пользу третьего лица: организация-изготовитель платит сервисному центру за услуги, которые оказываются покупателю без взимания платы. Поэтому, по нашему мнению, в ст.149 НК РФ под дополнительной платой понимается дополнительная плата потребителя, т.е. дополнительная сумма к той цене, которую он заплатил за приобретенный товар. В эту цену организация-изготовитель уже заложила свои расходы на возможный ремонт. Следовательно, при наступлении гарантийного случая покупатель не будет дополнительно оплачивать эти услуги. А для того чтобы услуги по гарантийному ремонту не облагались НДС, именно покупатель не должен вносить дополнительной платы. Таким образом, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы, полученные от предприятий-изготовителей организацией, осуществляющей данный гарантийный ремонт, в размере стоимости работ по гарантийному ремонту, включая вознаграждение за их оказание, если работы производятся без взимания дополнительной платы с покупателей товара. Необходимым условием для применения указанной льготы является документальное подтверждение фактического выполнения данных услуг в период гарантийного срока эксплуатации этого оборудования (см. Письмо Минфина России от 27.02.2003 N 04-03-11/20). Именно от того, может ли организация подтвердить, что произведенный ремонт является гарантийным и что он выполнен в течение гарантийного срока, зависит получение права на применение льготы. При отсутствии документальных доказательств отнесения ремонта к гарантийному данные работы могут квалифицироваться как безвозмездно выполненные. В этом случае НДС уплачивается полностью с рыночной стоимости работ по ремонту, а расходы на ремонт для целей налогообложения прибыли не учитываются. В ходе налоговых проверок применения льготы по НДС налоговые органы тщательно анализируют документы, подтверждающие отнесение выполненных работ к гарантийным. При обращении покупателя в сервисный центр для безвозмездного устранения недостатков товара в ходе гарантийного ремонта покупатель должен предъявить гарантийный талон. Последний выступает в роли заявки потребителя на услугу по гарантийному ремонту: оригинал талона передается организации-изготовителю, которая оплачивает работы по ремонту, а копия остается у сервисной организации. После выполнения работ по гарантийному ремонту должен быть составлен акт сдачи-приемки работ, который содержит подпись покупателя, обратившегося за устранением неисправности. Акт приемки-передачи работ подтверждает факт осуществления гарантийного ремонта. Данные документы являются достаточными для доказательства осуществления гарантийного ремонта. Документы, которые сервисная организация должна иметь в целях обоснования правильности применения льготы по НДС, рекомендуется указать в учетной политике по НДС.
Т.Н.Селюжицкая Консультант по налогам и сборам ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" Подписано в печать 15.11.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |