|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Особенности налогового учета хозяйственных операций ("Все о налогах", 2004, N 12)
"Все о налогах", N 12, 2004
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения результатов хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля над правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль. Общие требования по организации налогового учета установлены ст.313 НК РФ. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом или распоряжением руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. Изменение порядка ведения налогового учета осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства. Если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он обязан определить и зафиксировать в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения таких видов деятельности. Данные налогового учета должны содержать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
В Налоговом кодексе не дается определение первичных учетных документов, поэтому в соответствии с п.1 ст.11 НК РФ этот термин применяется в том значении, в каком он используется в других отраслях законодательства. Согласно Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 30.06.2003, далее - Закон N 129-ФЗ) первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: - наименование документа; - дату составления документа; - наименование организации, от имени которой составлен документ; - содержание хозяйственной операции; - измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; - наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; - личные подписи указанных лиц. Иначе говоря, под первичными документами в налоговом учете понимаются те же документы, которые признаются таковыми в бухгалтерском учете. Подтверждением данных налогового учета являются: - первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); - аналитические регистры налогового учета; - расчет налоговой базы. Формы аналитических регистров налогового учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: - наименование регистра; - период (дату) составления; - измерители операции в натуральном и денежном выражении; - наименование хозяйственных операций; - подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров. Одновременное использование первичных документов для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения возможно, но на практике не всегда может быть реализовано. В первую очередь это связано с тем, что документальное оформление бухгалтерских операций жестко регламентировано документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и Законом N 129-ФЗ. В отношении первичных документов налогового учета Налоговый кодекс чаще всего ограничивается только общими рекомендациями. Следовательно, в качестве первичных учетных документов в налоговом учете могут выступать копии первичных документов, используемых в бухгалтерском учете. Более рациональной является перегруппировка данных первичных бухгалтерских документов в соответствии с целями и задачами налогового учета и оформление их в виде бухгалтерских справок. При разработке аналитических регистров налогового учета следует основываться на требованиях, установленных ст.ст.313 и 314 НК РФ. Данные налогового учета учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения. При их формировании предполагается непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах или переносятся на ряд лет). Аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы. Аналитические регистры - это сводные формы, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы. Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) на любых машинных носителях. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления. При разработке форм первичного налогового учета следует исходить из того, что в них должны отдельно отражаться данные, принимаемые к бухгалтерскому и налоговому учету в полном размере, и данные о доходах и расходах организации, которые для целей налогообложения и целей бухгалтерского учета принимаются в различных суммах. Согласно Налоговому кодексу в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе дополнять применяемые регистры дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета. В соответствии со ст.313 НК РФ содержание данных налогового учета является налоговой тайной, которую обязаны хранить лица, получившие к ней доступ. Статьями 21 и 22 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика требовать соблюдения налоговой тайны, а также обязанность налогового органа соблюдать это требование. Понятие налоговой тайны определено ст.102 НК РФ. Лица, получившие доступ к этой информации, за ее разглашение несут ответственность, установленную действующим законодательством (ст.ст.183, 285 УК РФ, ст.13.13 КоАП РФ). На практике может оказаться целесообразным составление отдельных бухгалтерских справок по всем видам доходов и расходов организации, участвующим в расчете налоговой базы, независимо от того, принимаются ли они к налоговому учету в суммах, отраженных в бухгалтерском учете, или принимаются в полном размере. Заметим, что большинство данных налогового учета берется из бухгалтерского учета. Это объясняется совпадением многих методов и способов оценки имущества и обязательств, что позволяет отказаться от применения специальных налоговых регистров. Кроме того, данные налогового учета основываются на той же "первичке", что и бухгалтерский учет. Стоит обратить внимание и на тот факт, что требование налогового учета выдвигается только в отношении налога на прибыль, расчет же остальных налогов осуществляется на основании синтетических счетов (субсчетов) бухгалтерского учета, например налога на добавленную стоимость. А по налогу на имущество организаций налогооблагаемая база вообще определяется по данным именно бухгалтерского учета. Исходя из всего этого в целях снижения трудозатрат и облегчения ведения налогового учета организация должна создать такую систему налогового учета, при которой максимально используются все возможности бухгалтерского учета.
И.И.Кожедубова Консультант по налогам и сборам ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" Подписано в печать 15.11.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |