Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Особенности налогового учета хозяйственных операций ("Все о налогах", 2004, N 12)



"Все о налогах", N 12, 2004

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения результатов хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля над правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль.

Общие требования по организации налогового учета установлены ст.313 НК РФ.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом или распоряжением руководителя.

Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Изменение порядка ведения налогового учета осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.

Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

Если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он обязан определить и зафиксировать в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения таких видов деятельности.

Данные налогового учета должны содержать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

В Налоговом кодексе не дается определение первичных учетных документов, поэтому в соответствии с п.1 ст.11 НК РФ этот термин применяется в том значении, в каком он используется в других отраслях законодательства. Согласно Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 30.06.2003, далее - Закон N 129-ФЗ) первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа;

- дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц.

Иначе говоря, под первичными документами в налоговом учете понимаются те же документы, которые признаются таковыми в бухгалтерском учете.

Подтверждением данных налогового учета являются:

- первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

- аналитические регистры налогового учета;

- расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

- наименование регистра;

- период (дату) составления;

- измерители операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Одновременное использование первичных документов для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения возможно, но на практике не всегда может быть реализовано. В первую очередь это связано с тем, что документальное оформление бухгалтерских операций жестко регламентировано документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и Законом N 129-ФЗ. В отношении первичных документов налогового учета Налоговый кодекс чаще всего ограничивается только общими рекомендациями.

Следовательно, в качестве первичных учетных документов в налоговом учете могут выступать копии первичных документов, используемых в бухгалтерском учете.

Более рациональной является перегруппировка данных первичных бухгалтерских документов в соответствии с целями и задачами налогового учета и оформление их в виде бухгалтерских справок.

При разработке аналитических регистров налогового учета следует основываться на требованиях, установленных ст.ст.313 и 314 НК РФ.

Данные налогового учета учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

При их формировании предполагается непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах или переносятся на ряд лет).

Аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Аналитические регистры - это сводные формы, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) на любых машинных носителях.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

При разработке форм первичного налогового учета следует исходить из того, что в них должны отдельно отражаться данные, принимаемые к бухгалтерскому и налоговому учету в полном размере, и данные о доходах и расходах организации, которые для целей налогообложения и целей бухгалтерского учета принимаются в различных суммах. Согласно Налоговому кодексу в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе дополнять применяемые регистры дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

В соответствии со ст.313 НК РФ содержание данных налогового учета является налоговой тайной, которую обязаны хранить лица, получившие к ней доступ. Статьями 21 и 22 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика требовать соблюдения налоговой тайны, а также обязанность налогового органа соблюдать это требование.

Понятие налоговой тайны определено ст.102 НК РФ.

Лица, получившие доступ к этой информации, за ее разглашение несут ответственность, установленную действующим законодательством (ст.ст.183, 285 УК РФ, ст.13.13 КоАП РФ).

На практике может оказаться целесообразным составление отдельных бухгалтерских справок по всем видам доходов и расходов организации, участвующим в расчете налоговой базы, независимо от того, принимаются ли они к налоговому учету в суммах, отраженных в бухгалтерском учете, или принимаются в полном размере.

Заметим, что большинство данных налогового учета берется из бухгалтерского учета. Это объясняется совпадением многих методов и способов оценки имущества и обязательств, что позволяет отказаться от применения специальных налоговых регистров. Кроме того, данные налогового учета основываются на той же "первичке", что и бухгалтерский учет. Стоит обратить внимание и на тот факт, что требование налогового учета выдвигается только в отношении налога на прибыль, расчет же остальных налогов осуществляется на основании синтетических счетов (субсчетов) бухгалтерского учета, например налога на добавленную стоимость. А по налогу на имущество организаций налогооблагаемая база вообще определяется по данным именно бухгалтерского учета.

Исходя из всего этого в целях снижения трудозатрат и облегчения ведения налогового учета организация должна создать такую систему налогового учета, при которой максимально используются все возможности бухгалтерского учета.

И.И.Кожедубова

Консультант по налогам и сборам

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Подписано в печать

15.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Некоторые особенности применения упрощенной системы налогообложения ("Все о налогах", 2004, N 12) >
Статья: Особенности налогового учета при вексельной форме расчетов ("Все о налогах", 2004, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.