|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Спортивные сооружения ("Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2004, N 4)
"Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", N 4, 2004
СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
В государственных образовательных стандартах в качестве одной из обязательных дисциплин фигурирует физическое воспитание (физическая культура). Поэтому многие образовательные учреждения - как государственные, так и негосударственные - имеют на своем балансе или арендуют стадионы, бассейны, спортивные комплексы. Но имеющиеся на балансе спортивные сооружения используют не только в образовательном процессе, но и для извлечения дополнительной прибыли. Многие учебные заведения открывают платные спортивные секции, проводят спортивно-зрелищные мероприятия или сдают имущество в аренду. О том, какими налоговыми льготами может воспользоваться образовательное учреждение и как вести учет операций, связанных с содержанием и эксплуатацией спортивных сооружений, мы расскажем в этой статье.
Налоговые льготы
С одной стороны, в соответствии с п.3 ст.40 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (далее - Закон "Об образовании") учреждения сферы образования независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих учреждений, освобождены от уплаты всех видов налогов, в том числе от платы за землю.
Примечание редакции. С 1 января 2005 г. ст.40 Закона "Об образовании" утрачивает силу на основании п.20 ст.16 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. Подробнее об изменениях, внесенных этим Законом, читайте в рубрике "Актуальное интервью".
С другой стороны, необходимо учесть, что положения этого пункта не применяются с момента введения в действие соответствующих глав Налогового кодекса РФ (по каждому налогу). Об этом говорится в п.15 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" и в Письме МНС России от 31 июля 2001 г. N ВГ-6-03/592@. Кстати, это находит подтверждение и в арбитражной практике. Поэтому рассмотрим, какие льготы для образовательных организаций, имеющих на своих балансах спортивные сооружения, прописаны непосредственно в тексте Налогового кодекса РФ по каждому из основных налогов.
НДС
В соответствии с пп.14 п.2 ст.149 Налогового кодекса РФ государственные, муниципальные и негосударственные образовательные учреждения, которые созданы в качестве некоммерческих организаций и имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности, освобождены от НДС по операциям, связанным с проведением учебно-производственного или воспитательного процесса. Правда, не облагаются НДС только операции, которые связаны с обучением по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии. Причем согласно п.17 Методических рекомендаций МНС России по применению главы 21 Налогового кодекса РФ (далее - Методические рекомендации) освобождение от НДС предоставляется вне зависимости от того, на какие цели направлен доход, полученный за оказание этих услуг. Отметим, что пп.14 п.2 ст.149 Налогового кодекса РФ не предусматривает освобождения от НДС доходов от оказания услуг по сдаче помещений и иного имущества образовательного учреждения в аренду. Однако бывает, что помещения спортивных сооружений, состоящих на балансе учебного заведения, сдают в аренду организациям физической культуры и спорта для проведения ими спортивно-зрелищных мероприятий. В таких случаях платить НДС не нужно, так как эти операции освобождаются от НДС на основании пп.13 п.3 ст.149 Налогового кодекса РФ. Также освобождены от обложения НДС услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в спортивных секциях (пп.4 п.2 ст.149 Налогового кодекса РФ). Стоит напомнить: освобождение от НДС означает, что нельзя принимать к вычету "входящий" НДС по товарам, материалам, работам, услугам, а также ОС и НА, приобретаемым для деятельности, не облагаемой НДС. Эти суммы налога включают в себестоимость услуг (пп.1 п.2 ст.170 Налогового кодекса РФ). Поэтому суммы НДС, предъявляемые поставщиками спортивного оборудования, инвентаря и прочих ценностей, а также суммы НДС по коммунальным платежам, электроэнергии и прочим расходам, которые связаны с содержанием спортивных сооружений, придется включать в стоимость приобретаемых ценностей, работ и услуг. Если же образовательная организация совершает другие операции с использованием своих спортивных сооружений, например, открывает секции для взрослых или за плату (по билетам) пускает на свой каток или на свои теннисные корты всех желающих, предоставляя им также напрокат необходимый спортинвентарь (коньки, ракетки, мячи и т.д.), то учет НДС будет сложнее. Ведь организация, которая оказывает услуги, облагаемые и не облагаемые НДС, обязана вести раздельный учет таких операций согласно п.4 ст.149 Налогового кодекса РФ. Ведение раздельного учета предполагает не только раздельный учет выручки, но и раздельный учет "входящего" НДС. При отсутствии раздельного учета НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НА, "входящий" НДС вычету не подлежит и в расходы, принимаемые при исчислении налога на прибыль, не включается. То есть если имущество, а также работы и услуги используют для операций как облагаемых, так и не облагаемых НДС, то суммы "входящего" НДС принимают к вычету либо учитывают в стоимости в той пропорции, в которой они использованы при оказании тех или иных услуг. Эту пропорцию определяют исходя из доли услуг, реализация которых подлежит налогообложению (освобождена от налогообложения), в общей стоимости оказанных за налоговый период услуг.
Налог на прибыль
Бюджетные учреждения
Налоговый учет и исчисление налога на прибыль в бюджетных образовательных учреждениях ведут в соответствии с требованиями ст.321.1 Налогового кодекса РФ <*>. ————————————————————————————————<*> Об особенностях применения ст.321.1 Налогового кодекса РФ можно прочитать в журнале "Учет в сфере образования" N 3, 2004, с. 20.
Прежде всего, им необходимо вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников. При этом "иными источниками", то есть доходами от коммерческой деятельности, признаются те, которые получают от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, а также внереализационные доходы. Например, доходами от коммерческой деятельности образовательного учреждения по использованию находящегося на его балансе спортивного сооружения признают взимаемую с населения плату за доступ в бассейн, на каток или корты, за прокат спортивного оборудования и инвентаря и т.д. Доходом считается и арендная плата в случае, если сооружение или некоторые его помещения арендуют другие организации для проведения спортивных занятий или мероприятий. Налоговую базу по налогу на прибыль бюджетные учреждения определяют как разницу между полученным доходом от реализации (вместе с внереализационными доходами) и фактически осуществленными расходами, связанными с ведением коммерческой деятельности. Налоговый учет доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, осуществляют в общем порядке, установленном гл.25 Налогового кодекса РФ. В налоговой базе по налогу на прибыль не учитывают доходы, которые получены в виде целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, а также расходы, производимые за счет этих средств. А если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала за счет разных источников? Тогда для налогообложения такие расходы уменьшают доходы, полученные от предпринимательской деятельности, пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). Причем в общей сумме доходов для этих целей не учитывают внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы). При определении налоговой базы к расходам, связанным с коммерческой деятельностью, относят и суммы амортизации, начисленные по имуществу, которое приобретено за счет средств, полученных от этой деятельности, и используется для осуществления этой деятельности. Еще раз подчеркнем, что признание расходов на содержание спортивных сооружений в составе расходов, связанных с реализацией услуг по коммерческой деятельности, возможно только в том случае, если в смете доходов и расходов предусмотрено два источника финансирования для них. Иными словами, если расходы по содержанию спортсооружения полностью профинансированы за счет бюджета, то включить их в расходы, связанные с реализацией услуг на сторону, нельзя. Этот вывод подтверждается, например, в Письме УМНС России по г. Москве от 18 июня 2003 г. N 26-12/32422. Кроме того, сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога на прибыль не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет целевых средств, выделенных по смете.
НОУ
Негосударственные образовательные учреждения исчисляют и уплачивают налог на прибыль в общем порядке на основании гл.25 Налогового кодекса РФ. При этом возникает вопрос: нужно ли использовать при расчете налога на прибыль положения ст.275.1 Налогового кодекса РФ? Ведь объекты физкультуры и спорта, такие как треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в бадминтон и т.д., поименованы в этой статье как объекты социально-культурной сферы. Если услуги таких подразделений реализуются как своим работникам, так и на сторону, они рассматриваются для целей налогообложения как обслуживающие производства и хозяйства. Требования этой статьи сводятся к тому, что налоговая база по таким обособленным подразделениям должна формироваться отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности и убыток от их деятельности может признаваться только при соблюдении определенных условий. Однако действительно ли спортивные сооружения, находящиеся на балансе образовательных учреждений, нужно считать обслуживающими производствами и хозяйствами? Более пристальное изучение текста ст.275.1 Налогового кодекса РФ позволяет заключить, что обслуживающими производствами и хозяйствами могут быть признаны только те подразделения, которые осуществляют реализацию услуг как своим работникам, так и на сторону. Из этого следует, что под ними следует понимать те объекты, которые предназначены в первую очередь именно для обслуживания ее сотрудников. Иными словами, это объекты, работа которых не имеет прямой связи с основной деятельностью организации и изначально не направлена на получение прибыли от реализации услуг (работ, продукции). В случае со спортивными сооружениями, находящимися на балансе образовательных учреждений, дела обстоят по-другому. Ведь эти сооружения приобретены или созданы именно для обеспечения учебного процесса - проведения занятий по физкультуре в рамках образовательных программ учебного заведения, проведения тренировок (в спортивных школах) и т.д., то есть для реализации основной уставной деятельности учреждения. Следовательно, учет доходов и расходов от услуг спортсооружений образовательные организации должны вести по общей схеме, предусмотренной в гл.25 Налогового кодекса РФ для основных видов деятельности. Обратите внимание, что в ст.251 Налогового кодекса РФ перечислены виды доходов, которые не учитываются при формировании налогооблагаемой прибыли. Среди них есть и те, которые получают учебные заведения. Так, согласно пп.14 п.1 ст.251 Налогового кодекса РФ не включается в состав налогооблагаемых доходов имущество, полученное в рамках целевого финансирования. Кроме того, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывают доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, которые имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности, уставной деятельности (пп.22 п.1 ст.251 Налогового кодекса РФ). А согласно пп.23 п.1 ст.251 Налогового кодекса РФ не увеличивают налоговую базу полученные входящими в структуру Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) учреждениями доходы в виде основных средств (при передаче их внутри структуры РОСТО). Правда, только при условии, что они используются для подготовки граждан по военно-учетным специальностям, на военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта. Кроме того, согласно п.2 ст.251 Налогового кодекса РФ при определении базы по налогу на прибыль также не учитывают целевые поступления, как полученные госучреждениями из бюджета, так и поступившие безвозмездно на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Конечно, только при условии, что они использованы по назначению. Однако в этой ситуации получатели целевых средств должны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Налог на имущество
Все организации освобождаются от уплаты налога на имущество в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд образования, физической культуры и спорта. Об этом сказано в п.7 ст.381 Налогового кодекса РФ. Но эта льгота ограничена во времени - с 1 января 2006 г. ее срок истекает.
Земельный налог
От земельного налога освобождены учреждения образования, финансируемые за счет средств бюджетов либо за счет профсоюзов (п.4 ст.12 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1)). Это освобождение предоставляется и при передаче зданий, сооружений и помещений в аренду другим организациям, если такая передача предусмотрена уставом образовательного учреждения и доход от аренды полностью реинвестирован в это же учреждение или направлен на обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса (в том числе на заработную плату сотрудников). Разъяснения этого положения даны, например, в Письме УМНС России по г. Москве от 18 февраля 2004 г. N 22-11/10708. Кроме того, все учреждения физкультуры и спорта, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю) независимо от источника финансирования освобождены от уплаты налога на землю (п.10 ст.12 Закона N 1738-1). Эта льгота применяется и в отношении земельных участков, занятых физкультурно-оздоровительными, спортивными и спортивно-техническими сооружениями (Письмо Минфина России от 25 июня 2003 г. N 04-05-10/31). И еще одна льгота по земельному налогу, касающаяся учреждений образования, предусмотрена п.11 ст.12 Закона N 1738-1. Налог не платят высшие учебные заведения Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственные научные центры, а также вузы и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств РФ.
Учет в бюджетных образовательных учреждениях
Бюджетные учреждения ведут учет в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н (далее - Инструкция N 107н). В соответствии с требованиями Инструкции N 107н стадионы, бассейны и прочие спортивные сооружения учитывают на субсчете 011 "Сооружения". Оборудование стадионов, спортплощадок и спортивных помещений (в том числе спортивные снаряды и инвентарь) относят на субсчет 013 "Машины и оборудование" в составе группы 8 "Прочие машины и оборудование". Спортивный транспорт учитывают на субсчете 015 "Транспортные средства", а спортивных лошадей - на субсчете 017 "Рабочий и продуктивный скот". Один раз в год по основным средствам бюджетного учреждения, в том числе и по спортсооружениям, начисляют износ проводкой: Дебет 250 Кредит 020.
Расходы
Порядок учета расходов на содержание спортивных сооружений зависит от того, используются ли они только в основной деятельности или же применяются и в предпринимательской. Если расходы на содержание спортсооружений финансируются полностью за счет бюджетных средств, то их относят на счет 20 "Расходы по бюджету": 1) фактически произведенные расходы на содержание учреждения и другие мероприятия в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов учитывают на дебете счета 200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия". Например, начисление коммунальных платежей и иных расходов бухгалтер отразит в учете проводкой: Дебет 200 Кредит 178, а по окончании года субсчет 200 закрывают списанием произведенных за год расходов в дебет субсчета 140 "Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия"; 2) фактически произведенные расходы по утвержденной смете доходов и расходов за счет дополнительных источников бюджетного финансирования учитывают на дебете субсчета 201 "Расходы за счет средств дополнительного бюджетного финансирования", а по итогам года списывают в дебет субсчета 141 "Расчеты по дополнительным источникам бюджетного финансирования на расходы учреждения"; 3) расходы на новое строительство и реконструкцию зданий и сооружений за счет средств бюджета учитывают на субсчете 203 "Расходы по бюджету на капитальное строительство". Расходы по законченным и сданным в эксплуатацию объектам списывают в дебет субсчета 143 "Расчеты по финансированию из бюджета на капитальное строительство" с одновременным составлением проводки по дебету соответствующего субсчета счета 01 и кредиту субсчета 250. Если содержание спортсооружений финансируется полностью за счет предпринимательской деятельности, что маловероятно для образовательного учреждения, то расходы относят на субсчет 220 "Расходы по предпринимательской деятельности". Фактическую стоимость оказанных услуг списывают с кредита субсчета 220 на дебет субсчета 280 "Выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги", а после получения оплаты от заказчиков фактические расходы на оказание этих услуг списываются с кредита субсчета 280 в дебет субсчета 400 "Доходы отчетного периода". Если же спортивные сооружения используют как в основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета, так и в предпринимательской деятельности, то в момент возникновения расходы, связанные с содержанием этих сооружений, невозможно непосредственно отнести на определенный вид деятельности. Поэтому в течение месяца такие расходы собирают на субсчете 210 "Расходы к распределению", а в конце месяца их распределяют на отдельные виды деятельности по источникам финансирования и списывают с кредита субсчета 210 в дебет соответствующих субсчетов счетов 20 и 22.
Пример 1. Бюджетное образовательное учреждение "Зауральская экономическая академия" имеет на балансе бассейн, в котором проводятся занятия по физической культуре со студентами академии. Кроме того, академия реализует всем желающим абонементы на посещение бассейна, а также организует занятия в платных секциях по плаванию для детей и взрослых. На 31 декабря 2004 г. сложилась следующая ситуация. В соответствии с утвержденной сметой в декабре 2004 г. на финансирование расходов, связанных с содержанием бассейна, из бюджета выделено 40 000 руб. Доходы от предпринимательской деятельности за декабрь 2004 г. составляют: - от продажи абонементов - 59 000 руб., в том числе НДС - 9000 руб.; - от организации занятий в платных секциях для детей - 30 000 руб. (без НДС); - от организации занятий в платных секциях для взрослых - 82 600 руб., в том числе НДС - 12 600 руб. Фактические коммунальные расходы на содержание бассейна за декабрь 2004 г. составили 106 200 руб., в том числе НДС - 16 200 руб. Для упрощения предположим, что никаких других расходов по содержанию бассейна не было. Сумма всех расходов без НДС составит: 106 200 руб. - 16 200 руб. = 90 000 руб. Бухгалтер Зауральской экономической академии отражает операции по учету расходов, связанных с содержанием бассейна, так: Дебет 210 Кредит 178-1 - 106 200 руб. - получен счет за коммунальные услуги; Дебет 178-1 Кредит 091 - 40 000 руб. - оплачены коммунальные услуги за счет бюджетных средств; Дебет 178-2 Кредит 111 - 66 200 руб. (106 200 - 40 000) - оплачены коммунальные услуги за счет средств от предпринимательской деятельности. Теперь нужно рассчитать долю бюджетного финансирования в общем объеме поступлений. Для этого надо узнать, сколько всего поступлений без НДС получено от предпринимательства и из бюджета: (59 000 руб. - 9000 руб.) + 30 000 руб. + (82 600 руб. - 12 600 руб.) + 40 000 руб. = 190 000 руб. Теперь можно узнать долю средств, выделенную из бюджета, в общем объеме поступлений: 40 000 руб. : 190 000 руб. = 0,21. Соответственно, доля дохода от предпринимательской деятельности: 1 - 0,21 = 0,79. Бухгалтер академии сделает проводку: Дебет 200 Кредит 210 - 18 900 руб. (90 000 руб. х 0,21) - списаны коммунальные расходы в части, приходящейся на основную образовательную деятельность (расходы по бюджету). Следующий шаг - распределение доходов от оказания платных услуг для правильного расчета вычета по НДС. Сумма доходов от предпринимательства (без НДС): 190 000 руб. - 40 000 руб. = 150 000 руб. Далее следует выяснить долю доходов, облагаемых НДС (абонементы и услуги для взрослых) в общей сумме доходов от платных услуг: ((59 000 руб. - 9000 руб.) + (82 600 руб. - 12 600 руб.)) : 150 000 руб. = 0,8. А не облагаемая НДС доля доходов от предпринимательства (занятия для детей) составляет: 30 000 руб. : 150 000 руб. = 0,2. После расчетов бухгалтер в учете отразит: Дебет 220 Кредит 210 - 14 220 руб. ((90 000 руб. - 18 900 руб.) х 0,2) - списаны коммунальные расходы в части, приходящейся на предпринимательскую деятельность, не облагаемую НДС; Дебет 220 Кредит 210 - 56 880 руб. ((90 000 руб. - 18 900 руб.) х 0,8) - списаны коммунальные расходы в части, приходящейся на предпринимательскую деятельность, облагаемую НДС; Дебет 210 Кредит 178-1 ————————————¬ — |66 200 руб.| — сторнированы расходы по коммунальным расходам, L————————————приходящимся на предпринимательскую деятельность, отнесенные ранее как бюджетные; Дебет 210 Кредит 178-2 - 14 220 руб. - отражена оплата коммунальных услуг за счет средств от предпринимательства, не облагаемых НДС; Дебет 210 Кредит 178-2 - 44 050,85 руб. ((66 200 руб. - 14 220 руб.) : 118% х 100%) - отражена оплата коммунальных услуг за счет средств от предпринимательства (без НДС); Дебет 171 Кредит 178-2 - 7929,15 руб. (44 050,85 руб. х 18%) - отражена сумма "входящего" НДС по коммунальным расходам, которые приходятся на предпринимательскую деятельность, облагаемую НДС, подлежащая предъявлению к вычету; Дебет 173 Кредит 171 - 7929,15 руб. (7929,15 < 16 200) - предъявлена к вычету сумма "входящего" НДС по коммунальным расходам, приходящимся на предпринимательскую деятельность, облагаемую НДС; Дебет 200 Кредит 210 - 3402 руб. (16 200 руб. х 0,21) - отнесена часть невозмещенного НДС на расходы по бюджету; Дебет 223 Кредит 210 - 4868,85 руб. (16 200 - 3402 - 7929,15) - отнесена часть невозмещенного НДС на расходы за счет предпринимательства.
Доходы
Доходы от оказания платных услуг и сдачи спортсооружений в аренду отражают на кредите счета 40 "Доходы": - если оплата услуг поступает сразу, возможна прямая запись по дебету субсчета 111 (перечисление на счет) или 120 (оплата наличными) и кредиту субсчета 400 "Доходы отчетного периода"; - если суммы сначала начисляют покупателям в соответствии с договорами и расчетными документами, а оплачиваются они позднее, то в момент начисления задолженность клиента относят на кредит субсчета 401 "Доходы будущих периодов" проводкой: Дебет 153 Кредит 401. По мере поступления оплаты ее отражают проводками по дебету субсчета 111 (или 120) и кредиту субсчета 153, а соответствующие суммы признают доходами отчетного периода, то есть переносят с дебета субсчета 401 в кредит субсчета 400. В соответствии с требованиями Инструкции N 107н бюджетные учреждения начисляют НДС после оплаты реализованных услуг, то есть ведут учет НДС "по оплате". Поэтому одновременно с составлением проводок, отражающих получение оплаты (если происходит реализация услуг, облагаемых НДС), необходимо начислить сумму НДС, предъявляемую покупателям и заказчикам и подлежащую перечислению в бюджет, проводкой: Дебет 400 Кредит 173. Финансовый результат от реализации услуг, а также от осуществления внереализационных операций списывают с субсчета 400 на счет 41 "Прибыли (убытки)": Дебет 400 Кредит 410 - отражено превышение доходов над расходами (прибыль); Дебет 410 Кредит 400 - отражено превышение расходов над доходами (убыток).
Пример 2. Продолжим пример 1. Бухгалтер академии отразил доходы от оказания платных услуг следующими проводками. В начале декабря: Дебет 153 Кредит 401 - 171 600 руб. (59 000 + 30 000 + 82 600) - начислена плата за оказание услуг по проведению занятий в спортивных секциях с детьми и взрослыми; Дебет 120 Кредит 153 - 171 600 руб. - получена в кассу плата за оказание услуг по проведению занятий в спортивных секциях; Дебет 401 Кредит 400 - 171 600 руб. - отражены доходы от оказания платных услуг по проведению занятий в спортивных секциях; Дебет 400 Кредит 173 - 21 600 руб. (9000 + 12 600) - начислен НДС с дохода от оказания услуг по проведению занятий в спортивных секциях с взрослыми.
Учет в НОУ
Негосударственные образовательные учреждения при постановке и ведении учета руководствуются требованиями ПБУ, а также Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Пример 3. Колледж экономики и права является негосударственным образовательным учреждением. На балансе НОУ есть спортзал, в котором проводятся занятия по физической культуре с учащимися. Кроме того, колледж продает всем желающим абонементы для взрослых, а также организует занятия в платных секциях для детей. Доходы от предпринимательской деятельности за декабрь 2004 г. составили: - от продажи абонементов для взрослых - 141 600 руб., в том числе НДС - 21 600 руб.; - от организации занятий в платных секциях с детьми - 30 000 руб. (без НДС). Фактические коммунальные расходы на содержание спортзала за квартал составили 106 200 руб., в том числе НДС - 16 200 руб. Для упрощения предположим, что никаких других расходов по содержанию спортзала не было. Всего доходов без НДС: (141 600 руб. - 21 600 руб.) + 30 000 руб. = 150 000 руб. Доля услуг, не облагаемых НДС: 30 000 руб. : 150 000 руб. = 0,2. Бухгалтер отразил операции по учету доходов и расходов, связанных с содержанием спортзала, следующими проводками: Дебет 50 Кредит 90 субсчет "Выручка спортзала" - 141 600 руб. - получена в кассу выручка от продажи абонементов; Дебет 90 субсчет "НДС" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" - 21 600 руб. - начислен НДС с выручки от продажи абонементов; Дебет 50 Кредит 90 субсчет "Выручка спортзала" - 30 000 руб. - получена плата за занятия в спортивных секциях с детьми; Дебет 25 субсчет "Расходы на содержание спортзала" Кредит 60 - 21 240 руб. (106 200 руб. х 0,2) - списаны коммунальные расходы в части, приходящейся на предпринимательскую деятельность, не облагаемую НДС (занятия с детьми); Дебет 25 субсчет "Расходы на содержание спортзала" Кредит 60 - 72 000 руб. ((106 200 руб. - 21 240 руб.) : 118% х 100%) - списаны коммунальные расходы в части, которая приходится на предпринимательскую деятельность, облагаемую НДС; Дебет 19 Кредит 60 - 12 960 руб. (72 000 руб. х 18%) - отражена сумма "входящего" НДС по коммунальным расходам, приходящимся на предпринимательскую деятельность, облагаемую НДС, подлежащая предъявлению к вычету; Дебет 60 Кредит 51 - 106 200 руб. - оплачены коммунальные услуги по содержанию спортзала; Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - 12 960 руб. - предъявлена к вычету сумма НДС по оплаченным коммунальным расходам, приходящимся на предпринимательскую деятельность, облагаемую НДС; Дебет 90 субсчет "Себестоимость продажи услуг спортзала" Кредит 25 субсчет "Расходы на содержание спортзала" - 93 240 руб. (72 000 + 21 240) - списана фактическая себестоимость услуг спортзала.
Н.Н.Шишкоедова Доцент кафедры "Бухгалтерский учет и аудит" Курганского социально-экономического института Подписано в печать 15.11.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |