|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Бюджетники: подготовка к годовому отчету ("Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2004, N 4)
"Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", N 4, 2004
БЮДЖЕТНИКИ: ПОДГОТОВКА К ГОДОВОМУ ОТЧЕТУ
Приближается конец года. Бухгалтерские и финансово-экономические службы бюджетных учреждений готовятся подвести итоги деятельности за 2004 г. В этом году особенно важно отразить в отчете все показатели правильно, так как в следующем всех бюджетников ждет переход на новый План счетов. А для перевода данных на новые счета потребуется точность и достоверность баланса на 1 января 2005 г. Рассмотрим некоторые операции, с отражением которых возникают трудности. Бюджетные учреждения составляют отчетность в соответствии с Инструкцией о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 15 июня 2000 г. N 54н. При подготовке отчетных показателей, оформлении бухгалтерских записей по завершению финансового года бюджетные учреждения руководствуются Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ и Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н.
Дебиторская (кредиторская) задолженность
Одним из проблемных вопросов является списание с баланса дебиторской (кредиторской) задолженности, по которой истек срок исковой давности. Для этого требуется обязательное проведение инвентаризации и письменное обоснование. Только после выполнения таких процедур руководитель организации издает приказ (распоряжение) о списании, а также определяются источники погашения понесенных потерь. Инвентаризацию обязательств (расчетов), включая и дебиторскую задолженность, проводят в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обстоятельств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49. Согласно этим Указаниям требуется подтверждение такой задолженности по первичным документам (счета, платежные поручения и т.п.). Инвентаризационная комиссия осуществляет документальную проверку для того, чтобы установить правильность и обоснованность сумм задолженностей, выявляя те, по которым истекли сроки давности. Что касается письменного обоснования, то наиболее приемлемой формой являются материалы переписки с должниками, представления о принудительном взыскании задолженности с них и другие аналогичные документы.
Если учреждение раз в три года будет письменно признавать свою задолженность, то срок исковой давности продлевается и списывать ее не нужно. Для этого можно частично оплатить задолженность, обратиться к кредитору об отсрочке платежа, написать заявление о зачете взаимных требований и т.д. Особенно важно обратить внимание на списание сумм депонентской задолженности по бюджету. Такие суммы с истекшим сроком исковой давности, в соответствии с Инструкцией N 107н, относят на увеличение целевых средств на содержание учреждения и другие мероприятия (субсчет 270). Эта бухгалтерская запись имела смысл, когда средства федерального бюджета прошлого года возвращались на лицевой счет бюджетополучателя в следующем финансовом году. Но уже в течение ряда лет согласно законам о федеральном бюджете на соответствующий год неиспользованные остатки бюджетных средств перечисляются в доход бюджета и из этих средств формируются резервные фонды. Поэтому следует принимать меры по погашению депонентской задолженности в течение года с тем, чтобы в дальнейшем не пришлось производить расчеты из собственных средств. Тем более что трудовое законодательство отменило срок исковой давности по таким выплатам. При составлении годового отчета многие сталкиваются с проблемой возврата дебиторской задолженности прошлых лет и перечисления в доход бюджета неиспользованных остатков бюджетных средств. Возврат дебиторской задолженности прошлых лет полностью уходит в доход бюджета. Точно так же в бюджет надо будет перечислить остатки, которые не использованы в течение 2004 г. Но эти суммы необходимо разграничить в отчетности. Возврат дебиторской задолженности прошлых лет отражается в Справке о движении сумм финансирования из бюджета по субсчету 140 по строке 1080 "Возврат средств в бюджет". Если эти средства поступают даже в декабре, то нужно сделать нулевую проводку: —————————————————————¬ |Дебет 178 Кредит 090| L—————————————————————- сторнирована дебиторская задолженность; Дебет 140 Кредит 090 - начислена дебиторская задолженность. Если идет возврат дебиторской задолженности текущего года, то эти средства направляют на восстановление кассовых расходов текущего года. Чтобы урегулировать единообразие отчетов, введены строки в Справке субсчета 140 - дополнительный источник бюджетного финансирования. Это строки 1160 (по дебету) и 1320 (по кредиту) - "Прочие поступления". Но Инструкция N 107н не предполагает увеличения источника бюджетного финансирования в виде любых поступлений. Под "прочими поступлениями" имеется в виду реализация бюджетных основных средств или списание кредиторской задолженности. Выручку от такой реализации вроде бы нужно без колебаний направлять на увеличение бюджетного источника, но на самом деле следует поступать по-другому. Все, что реализовано в части целевых и бюджетных средств, относят на пополнение целевых средств (субсчет 270). Поэтому в Справке субсчета 140 никакого дополнительного поступления за счет бюджетного источника быть не должно. Ошибки приводят к тому, что приходится править балансовые счета, изменять Справку субсчета 140 при сдаче отчета.
Аренда имущества
Затруднения в отражении операций по аренде имущества при составлении бухгалтерского отчета за 9 месяцев 2004 г. вызвало исполнение Положения о порядке осуществления операций по использованию средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование (Приказ Минфина России от 30 июня 2004 г. N 57н). В п.1 этого Положения сказано, что арендную плату арендаторы перечисляют в доход федерального бюджета на счета управлений Федерального казначейства (УФК). На основании этого Приказа УФК заверяли арендодателям объем финансирования в сумме произведенных ими кассовых расходов в соответствии с утвержденными главным распорядителем средств федерального бюджета лимитами бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию. Министерство финансов РФ дало разъяснение, что разница между зачисленной на счет УФК суммой арендных платежей и кассовыми расходами, произведенными арендодателем, подлежит учету на забалансовом счете (можно использовать счет 13 "Прочие средства").
Заключительные мероприятия
В 2004 г. проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств приобретает особую актуальность в связи с предстоящим введением в действие Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. N 70н. Ввиду того что многие статьи баланса претерпят принципиальные изменения, необходимо провести своевременную и качественную инвентаризацию всех балансовых субсчетов. В связи с предстоящим переводом учета на новый План счетов в годовом отчете необходимо правильно отразить и закрыть расходы в зависимости от источника произведенных затрат. Следует учесть, что на субсчете 200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения..." отражаются расходы в пределах утвержденных в текущем году лимитов бюджетных обязательств. В том случае, если неправильно проведена переоценка активов, предусмотренная Распоряжением Правительства РФ от 15 ноября 2002 г. N 1611-р, можно сделать исправительную проводку и отразить результаты по балансу внутренними оборотами в форме 5 "Отчет о движении основных средств" по строке 150 или 230 "В результате переоценки".
Т.П.Кочнова Заместитель начальника Управления бухгалтерского учета и финансового контроля Федерального агентства по образованию Подписано в печать 15.11.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |