|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Учетная политика для целей налогообложения ("Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2004, N 4)
"Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", N 4, 2004
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В конце финансового года каждая образовательная организация утверждает приказ об учетной политике на следующий год. Как правило, бухгалтеры пересматривают ту политику, которой пользовались в течение предшествующего отчетного периода. Очень важно внимательно подойти к формированию данного документа, учитывая все изменения в законодательстве. Ведь именно от этого зависит, насколько эффективной будет дальнейшая деятельность организации. Учетная политика для целей налогообложения - это самостоятельное положение. В ней должны быть отражены способы ведения налогового учета, порядок исчисления налогов и сборов, методы, приемы и формы (регистры) учета по каждому конкретному налогу или сбору, а также перечень лиц, ответственных за функционирование системы налогового учета в организации. При ее составлении исходят из действующих положений законодательства по налогам и сборам, методических рекомендаций и инструкций Минфина России и налогового ведомства в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ. Если порядок группировки и учета объектов хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку их отражения в бухгалтерском учете, то регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены в качестве налоговых. Организация самостоятельно определяет, по каким объектам учета она должна разработать и утвердить формы регистров налогового учета. Но если разработанные формы отличаются от рекомендованных, то они должны быть приложены к приказу об учетной политике. Налоговую учетную политику целесообразно формировать по видам налогов, поэтому рекомендуется в приказе об учетной политике выделить самостоятельные разделы для каждого из них. Рассмотрим подробнее содержание разделов.
Раздел 1. Общие положения
В этом разделе надо разработать структуру документооборота, то есть перечень форм (регистров) учета, а также список сотрудников, заполняющих их, и сроки представления документов. Здесь же приводят перечень лиц, ответственных за контроль и систематизацию сведений, имеющих право подписи тех или иных регистров налогового учета. В этом разделе описывают структуру налоговой службы учреждения и порядок взаимодействия ее с бухгалтерской и иными службами организации.
При наличии обособленных подразделений (филиалов) учетная политика, утвержденная головной организацией, является обязательной для всех. В учетной политике следует зафиксировать все обособленные подразделения и отношения с ними по исчислению, уплате и декларированию налогов и сборов.
Раздел 2. Налог на имущество
По сравнению с 2004 г. налоговая база по имуществу не претерпела изменений. По-прежнему считается среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. В политике должно быть расписано, как будет вестись раздельный учет имущества по местонахождению организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения, а также каждого объекта недвижимости, который находится вне их местонахождения. Раздельный учет должен быть обеспечен и по имуществу, облагаемому по разным ставкам. С принятием гл.30 Налогового кодекса РФ была отменена льгота в отношении имущества бюджетных учреждений и организаций науки. Но осталась возможность пользоваться льготой, которая предусмотрена п.7 ст.381 Налогового кодекса РФ по объектам социально-культурной сферы, используемым для нужд образования. Эта норма будет действовать еще год - до 1 января 2006 г., и если учреждение имеет на балансе такие объекты, то в приказе надо это отразить. Кроме того, учреждение может пользоваться дополнительными льготами, которые устанавливают субъекты Российской Федерации. Следовательно, в учетной политике следует перечислить объекты, освобожденные от налогообложения или льготируемые (с ссылкой на законодательство). Налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, установленные законами субъектов РФ, также должны быть отражены в этом разделе.
Раздел 3. Транспортный налог
Объектом налогообложения являются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Необходимо представить перечень транспортных средств, не являющихся объектами налогообложения, и подтверждающие это документы. Ставки, порядок и сроки уплаты фиксируются в учетной политике на основании законов субъектов РФ.
Раздел 4. Налог на добавленную стоимость
В первую очередь следует утвердить момент определения налоговой базы: - по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, то есть день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг); - по мере поступления денежных средств, то есть день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Обратите внимание, что в бухучете бюджетное учреждение вне зависимости от принятой учетной политики начисляет НДС после получения оплаты оказанных услуг (отгруженных товаров, выполненных работ). Такое требование определено Инструкцией N 107н. То есть бюджетное учреждение в части получения доходов от предпринимательской деятельности должно вести учет НДС "по оплате" и, следовательно, в учетной политике для целей налогообложения целесообразно утвердить этот же метод. Налоговый учет по НДС ведут на основе первичных документов - счетов-фактур. В учетной политике нужно установить ведение раздельного учета операций, освобожденных от налогообложения НДС. Например, не облагаются бюджетное или иное финансирование, услуги в сфере образования (при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности), выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров. Раздельный учет входящего НДС ведется в книге покупок. Обязательно надо упомянуть о том, что суммы "входного" НДС, приходящиеся на не облагаемые НДС операции, включаются в стоимость товаров (работ, услуг). Требуется также установить ведение раздельного учета для целей исчисления НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению по разным налоговым ставкам. В частности, налогообложение производится по ставке 10 процентов при реализации книжной продукции (если та связана с образованием и наукой), зерна и овощей (при наличии учебно-опытного приусадебного хозяйства или ботанического сада) и др. Раздельный учет исходящего НДС осуществляется в книге продаж. Следует обратить особое внимание на методику ведения раздельного учета для целей исчисления НДС, если организация осуществляет операции как облагаемые НДС, так и освобожденные от этого налога. Тогда НДС принимают к вычету или учитывают в стоимости товаров (работ, услуг) пропорционально объему тех и других операций в общей стоимости оказанных услуг (отгруженных товаров, выполненных работ).
Раздел 5. Налог на доходы физических лиц
На момент написания статьи в исчислении этого налога в 2005 г. существенных изменений нет. В приказе об учетной политике надо указать, что объектом налогообложения является сумма начисленной заработной платы, вознаграждений и иных выплат физическим лицам. Для учета используются утвержденные формы отчетности (форма 1-НДФЛ, форма 2-НДФЛ). Налоговый период - календарный год. Ставки налога, налоговые вычеты и порядок исчисления налога определяются в соответствии с гл.23 Налогового кодекса РФ. В налоговой учетной политике необходимо отразить срок перечисления налога (срок выплаты заработной платы) и порядок исчисления и уплаты налога филиалами. Единственным новшеством на данный момент является то, что с нового года организация может предоставлять своим работникам имущественный налоговый вычет в сумме, израсходованной на приобретение недвижимости. Об этом говорится в п.3 новой редакции ст.220 Налогового кодекса РФ, который вступит в силу с 1 января 2005 г. Порядок предоставления вычета нужно будет отразить в учетной политике.
Раздел 6. Единый социальный налог
Учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, сумм налоговых вычетов ведется по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты. Сумма налога исчисляется и уплачивается отдельно в федеральный бюджет и в каждый фонд как соответствующая процентная доля налоговой базы. Ставки налога, порядок исчисления, сроки уплаты авансовых платежей и расчет по итогам отчетного периода применяются в соответствии с гл.24 Налогового кодекса РФ. Указываются обязанности по уплате и исчислению налога обособленными подразделениями. Если в коллективном договоре (в трудовых договорах) предусмотрены какие-либо выплаты, не облагаемые ЕСН на основании ст.ст.236 и 238 Налогового кодекса РФ, то надо их перечислить.
Раздел 7. Налог на прибыль
С точки зрения поправок и внесения изменений в учетную политику, применяемую в 2004 г., никаких кардинальных изменений не произошло, то есть система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов осталась прежней. Следует отметить основные моменты, которые должны быть отражены в учетной политике. Нужно установить, какой метод определения доходов и расходов используется в организации - кассовый или начисления. Необходимо указать, какой способ оценки сырья и материалов будет применяться при их списании в производство и при реализации покупных товаров. Надлежит установить метод начисления амортизации основных средств, который будет применяться в налоговом учете: линейный, нелинейный. Выбранная методика не может быть изменена в течение всего периода начисления амортизации по каждому объекту. Обязательно надо указать объекты основных средств, по которым амортизация не начисляется. Это имущество бюджетных организаций, объекты, приобретенные за счет бюджетных средств, и др. Для целей налогообложения прибыли установить, что распределение объектов амортизируемого имущества по амортизационным группам производят исходя из срока полезного использования, который определен в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей на основании классификации основных средств, определяемой Правительством РФ. Установить ведение раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, если для какого-либо вида деятельности предусмотрен иной порядок налогообложения (например, использование объектов обслуживающих производств и хозяйств, ведение НИОКР и т.д.). Главой 25 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что поступления, носящие целевой характер, не учитываются при налогообложении прибыли только при условии ведения раздельного учета доходов и расходов при использовании целевых средств. Если какие-либо затраты организации с равными основаниями можно отнести к нескольким группам расходов, то организация самостоятельно определяет, к какой именно группе будут отнесены эти расходы. Их рекомендуется перечислить в учетной политике. Установить, что прямые расходы формируются в следующем составе: - материальные расходы (п.1 ст.254 Налогового кодекса РФ); - расходы на оплату труда и сумма ЕСН, начисленная на указанную сумму расходов (ст.255 Налогового кодекса РФ); - сумма начисленной амортизации (ст.ст.256 - 259 Налогового кодекса РФ). К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, осуществляемые организацией. Организации, в составе которых есть обособленные подразделения, должны установить показатель, применяемый для определения доли прибыли, которая приходится на организацию и на каждое из подразделений. В качестве показателя можно выбрать или среднесписочную численность работников, или сумму расходов на оплату труда. Обязательно должен быть отражен порядок представления сведений подразделениями в центральную бухгалтерию, а также порядок, сроки уплаты и декларирования налога организацией. В соответствии со ст.266 Налогового кодекса РФ организация имеет право формировать резерв по сомнительным долгам. Следует отметить, что сумма отчислений в него включается в состав внереализационных расходов только организациями, применяющими метод начисления, и сумма резерва не может превышать 10 процентов от выручки отчетного периода. Для учреждений образования создание данного резерва целесообразно, так как они реализуют свои услуги на условиях отсрочки платежа и имеют постоянные проблемы с дебиторской задолженностью. Если учреждение образования финансируется из бюджета, то необходимо указать, что налоговый учет ведется в соответствии со ст.321.1 Налогового кодекса РФ.
Раздел 8. Прочие налоги, местные налоги и сборы
Этот раздел оформляется каждой организацией согласно региональному законодательству.
Л.А.Смиронова Заместитель главного бухгалтера по налоговому учету Вятской государственной сельскохозяйственной академии Подписано в печать 15.11.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |