|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2004, N 12)
"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", N 12, 2004
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРИМЕНЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. За неприменение контрольно-кассовой техники ст.14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно указанной статье продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа: - на граждан - в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; - на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; - на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда. В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 июля 2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать: - фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия); - использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена ст.ст.4 и 5 Закона о ККТ);
- использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр (соответствующее требование установлено п.1 ст.3 Закона о ККТ). Здесь следует иметь в виду, что на основании п.5 ст.3 Закона о ККТ в случае исключения из названного Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовых машин их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации; - использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее требование установлено ст.4 Закона о ККТ); - использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеется повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания в силу ст.ст.4 и 5 Закона о ККТ является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению); - пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом). Порядку привлечения к ответственности за неиспользование контрольно-кассового аппарата посвящены также три недавних Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ: от 3 августа 2004 г. N 5960/04, от 3 августа 2004 г. N 6902/04 и от 3 августа 2004 г. N 5940/04. В каждом из них рассматривается ситуация, когда организация была привлечена налоговым органом к ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники, которое выражалось в том, что продавец-кассир не выбивал кассовый чек. Ранее в подобных случаях судебная практика в основном была на стороне налогоплательщика, и штраф за неприменение контрольно-кассовой техники взимался только с продавца. Президиум ВАС РФ в рассматриваемых Постановлениях поддержал позицию налоговых органов. ВАС РФ указал на то, что п.1 ст.2 Закона о ККТ обязанность применять контрольно-кассовую технику возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. И тот факт, что неприменение контрольно-кассовой техники произошло в результате ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работником организации, не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение установленное ст.14.5 КоАП РФ. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст.5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" исчисление штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится исходя из базовой суммы, равной 100 руб. Таким образом, штраф за неприменение контрольно-кассовой техники, установленный ст.14.5 КоАП РФ, составляет: - для граждан - от 1500 до 2000 руб.; - для должностных лиц - от 3000 до 4000 руб.; - для юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.
А.В.Александрова Подписано в печать 12.11.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |