|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 22)
"Нормативные акты для бухгалтера", N 22, 2004
<КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 02.11.2004 N 127-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТИ ПЕРВУЮ И ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ (ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ">
В "семействе" федеральных налогов и сборов - прибавление. Налоговый кодекс пополнился новой гл.25.3 "Государственная пошлина" (ст.ст.333.16 - 333.42 НК РФ). Ввел эту главу Закон от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 127-ФЗ). Раньше госпошлина была лишь перечислена в ст.13 части первой НК РФ в составе федеральных налогов и сборов, а отдельной главы не предусматривалось. Закон N 127-ФЗ вводится в действие с 1 января 2005 г. При этом новая глава устанавливает четкий перечень действий, за которые надо платить госпошлину, а также ее размеры, порядок и сроки уплаты.
"Новый" старый вычет по НДФЛ
Одно из изменений, внесенных Законом N 127-ФЗ, касается индивидуальных предпринимателей и граждан, работающих по авторским договорам. Законодатели добавили им профессиональный вычет по НДФЛ - государственную пошлину. Правда, назвав государственную пошлину вычетом по налогу на доходы физлиц, законодатели ничего нового не сообщили. Предприниматели и без этого уменьшали свои доходы на суммы подобных сборов. Предприниматели самостоятельно рассчитывают и платят налог со своих доходов. Доход, облагаемый по ставке 13 процентов, они могут уменьшить на сумму налоговых вычетов. Как известно, вычеты бывают стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Профессиональные налоговые вычеты частного предпринимателя - это те же расходы, что учитываются при расчете налога на прибыль организаций. В п.1 ст.264 гл.25 НК РФ говорится, что облагаемую базу по налогу на прибыль уменьшают, в частности, начисленные налоги и сборы (кроме платежей за сверхнормативный выброс загрязняющих веществ и налога на прибыль). Значит, сборы относятся и к профессиональным налоговым вычетам при расчете налога на доходы предпринимателей (частников). Государственная пошлина является федеральным сбором. Это установлено пп.7 ст.13 НК РФ. Вот и получается, что она входит в состав профессиональных вычетов по НДФЛ.
Пример 1. ПБОЮЛ Борщов А.Н. торгует продуктами питания в розницу. По итогам 2005 г. его доход от продажи товаров равен 350 000 руб. (без НДС). На стандартные налоговые вычеты Борщов права не имеет. Расходов на благотворительность, обучение и лечение у предпринимателя в 2005 г. не было. Личного имущества Борщов не продавал, жилье не строил и не приобретал. Значит, у него не будет ни социальных, ни имущественных вычетов по НДФЛ. Расходы предпринимателя (фактическая себестоимость реализованных товаров, аренда палатки и т.п.) за 2005 г. составили 200 000 руб. Кроме того Борщов заплатил госпошлину государственному нотариусу за заверение подписей на банковских карточках - 400 руб. Все затраты коммерсанта подтверждены документально. Сумма налога на доходы, которую ПБОЮЛ Борщов должен перечислить в бюджет по итогам 2005 г., равна 19 448 руб. ((350 000 руб. - 200 000 руб. - 400 руб.) х 13%).
Кроме предпринимателей (и тех, кто работает по гражданско-правовым договорам), на профессиональные налоговые вычеты имеют право лица, получающие авторские вознаграждения (пп.3 ст.221 НК РФ). Эти вычеты равны сумме фактических расходов автора на создание произведения, подтвержденных документально. Конкретного перечня таких затрат нет. В ст.221 НК РФ сказано только, что если автор не может представить документы на свои расходы, то профессиональные вычеты по НДФЛ рассчитываются в процентах от суммы дохода (20% - для литературных произведений, 30% - для видео-, теле-, и кинофильмов и т.п.). И вот теперь в числе таких затрат законодатели выделили государственную пошлину, которая уплачена в связи с профессиональной деятельностью автора.
За что платят госпошлину?
В п.1 новой ст.333.17 НК РФ говорится, что государственную пошлину платят организации и физические лица. Делают они это, если: - обращаются в государственные учреждения за совершением юридически значимых действий; - выступают ответчиками в судах (общей юрисдикции, арбитражных или по делам, которые рассматривают мировые судьи). Причем решение суда должно быть принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты госпошлины. Что означает "обращаться за совершением юридически значимых действий"? Это значит обращаться в суды в качестве истца; к нотариусам; по поводу государственной регистрации фирмы или индивидуального предпринимателя; приобретения гражданства и отказа от гражданства РФ и т.п. В п.1 новой ст.333.16 НК РФ сказано, что если фирма (гражданин) обращается за совершением юридически значимых действий в консульское учреждение РФ, то госпошлину платить не надо. Таким образом, консульства являются, пожалуй, единственным исключением из общего правила.
Истцы и ответчики
Истец (заявитель) должен уплатить госпошлину перед тем, как подаст исковое заявление (запрос, ходатайство, апелляционную, кассационную или надзорную жалобу). А ответчик платит госпошлину в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Это установлено п.1 новой ст.333.18 НК РФ. Еще раз подчеркнем: ответчики уплачивают сбор, если суд принял решение в пользу истца, а у истца есть льгота по госпошлине. Размеры госпошлин при обращении в суды регулируют новые статьи НК РФ: ст.333.19 (при обращении в суды общей юрисдикции и к мировым судьям); ст.333.21 (для арбитражных судов); ст.333.23 (для Конституционного Суда РФ и конституционных судов субъектов РФ). Так, например, если фирма обратится в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного акта недействующим, она должна будет заплатить госпошлину в размере 2000 руб. Об особенностях уплаты сбора при обращении в тот или иной суд говорится в новых ст.ст.333.20 и 333.22 НК РФ. В частности, ст.333.22 НК РФ посвящена арбитражным судам. Здесь сказано, что если организация (гражданин) подает в арбитражный суд заявление, содержащее имущественные и неимущественные требования, она должна одновременно уплатить две госпошлины: для имущественных и неимущественных исковых заявлений. Цену иска определяет истец. Однако если он неправильно ее укажет, это исправит арбитражный суд. Предположим, истец решит увеличить размер исковых требований. Тогда он должен будет доплатить госпошлину в соответствии с увеличенной ценой иска. Сделать это надо в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу. Когда, наоборот, цена иска будет уменьшена, то сумму переплаченного сбора вернут истцу в порядке, предусмотренном новой ст.333.40 НК РФ. Если истец освобожден от уплаты госпошлины, то, как мы уже говорили, ее должен заплатить ответчик. Он рассчитает сбор пропорционально размеру тех требований истца, которые арбитражный суд удовлетворил. Такой же порядок действует и при обращении в суды общей юрисдикции или к мировым судьям.
Пример 2. В январе 2005 г. гражданин Тихомиров В.П. обратился в суд общей юрисдикции с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании невыплаченной зарплаты с ЗАО "Мотылек". Сумма иска - 100 000 руб. Суд удовлетворил требования Тихомирова частично - на сумму 50 000 руб. В п.1 новой ст.333.36 НК РФ говорится, что истцы освобождаются от уплаты госпошлины по искам о взыскании заработной платы. Значит, Тихомиров этот сбор уплачивать не должен - его обязано заплатить ЗАО "Мотылек". При подаче заявления о вынесении судебного приказа в суд общей юрисдикции размер госпошлины составляет 50 процентов от суммы сбора, взимаемого при подаче заявления имущественного характера (пп.2 п.1 новой ст.333.19 НК РФ). Так как иск гражданина удовлетворен на 50 000 руб., сумма госпошлины должна была бы составить 400 руб. плюс 3 процента от суммы, превышающей 10 000 руб. (пп.1 п.1 новой ст.333.19 НК РФ). Итак, размер госпошлины, которую должно заплатить ЗАО "Мотылек", таков: (400 руб. + (40 000 руб. х 3%)) х 50% = 800 руб.
Если компания подаст в арбитраж иск о возврате денег из бюджета, то госпошлина рассчитывается так же, как и при подаче заявления имущественного характера, подлежащего оценке. Кстати, суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе либо уменьшить размер госпошлины, либо отсрочить ее уплату.
Кому - пошлина, а кому - тариф
Законодатели дополнили Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Закон о нотариате) новой ст.22.1 "Размеры нотариального тарифа". А ст.22 Закона о нотариате изложили в новой редакции. В чем суть этих изменений? Дело в том, что все услуги нотариусов разделяются на: - действия, для которых требуется обязательная нотариальная форма; - действия, для которых не требуется обязательной нотариальной формы. Сами же нотариусы бывают частные и государственные. С 1 января 2005 г. платить государственную пошлину фирмы будут только государственным нотариусам и только за те действия, для которых законодательство требует обязательной нотариальной формы. Они перечислены в п.1 ст.333.24 НК РФ. Это, в частности, могут быть удостоверение учредительных документов и их копий, свидетельствование подлинности подписей на банковских карточках и т.п. А частным нотариусам организации будут перечислять нотариальный тариф (как на "обязательные", так и на "необязательные" действия). Причем если частный нотариус совершает "обязательные" нотариальные действия, то величина тарифа равна размеру госпошлины на аналогичные действия в государственной нотариальной конторе. Эти размеры установлены п.1 новой ст.333.24 НК РФ. Нотариальные тарифы на "необязательные" услуги определены новой ст.22.1 Закона о нотариате. Их будут взимать и государственные, и частные нотариусы с 1 января 2005 г. Пока же действует старая редакция ст.22 Закона о нотариате. В ней говорится, что частные нотариусы взимают тарифы, а государственные - госпошлину (независимо от того, что именно они делают). На "обязательные" действия частник устанавливает тариф, равный госпошлине за аналогичные действия. Ее размеры определены п.4 ст.4 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине". А величина оплаты "необязательных" услуг частного нотариуса зависит от соглашения с клиентом. Таким образом, законодатели ограничили доходы частных нотариусов: в будущем году частник не сможет потребовать с клиента больше, чем установлено новой ст.22.1 Закона о нотариате. Обратите внимание: нотариальный тариф, в отличие от государственной пошлины, не является сбором с точки зрения НК РФ. Поэтому, например, частный предприниматель (ПБОЮЛ) не может рассматривать его как профессиональный налоговый вычет по НДФЛ. Обратившись к нотариусу, фирма (гражданин) должна заплатить госпошлину до того, как нотариальные услуги будут оказаны (пп.3 п.1 новой ст.333.18 НК РФ). Если государственный (частный) нотариус выезжает к клиенту, то госпошлина (нотариальный тариф) увеличивается в полтора раза. Об этом говорится в пп.1 п.1 новой ст.333.25 НК РФ и п.2 новой ст.22.1 Закона о нотариате.
Другие "юридически значимые действия"
Как мы уже говорили, новая гл.25.3 НК РФ устанавливает четкий перечень юридически значимых действий, за которые надо платить госпошлину. Помимо обращения в суды и к нотариусам, таким действием, в частности, может быть государственная регистрация: - политических партий; - актов гражданского состояния; - приобретения гражданства РФ и отказа от гражданства РФ, въезда в РФ и выезда из РФ; - юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей; - средств массовой информации; - прав на предприятие как имущественный комплекс; - прав на недвижимость и сделок с ней; - программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем; - права вывоза культурных ценностей; - выпуска ценных бумаг и деятельности на рынке ценных бумаг; - права использования наименований "Россия" и "Российская Федерация". К юридически значимым действиям относятся также экспертиза (клеймение) ювелирных изделий и выдача различных квалификационных аттестатов. Госпошлину за все эти действия платят до того, как подадут заявление на регистрацию или другие необходимые документы, то есть до начала регистрации (пп.6 п.1 ст.333.18 НК РФ).
МРОТ не имеет значения
Закон РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (далее - Закон о госпошлине) устанавливал три варианта госпошлины: - в процентах от суммы (иска, договора и т.п.); - в размере, кратном МРОТ; - в фиксированной сумме. С 1 января 2005 г. останется только два варианта: в процентах от суммы и в фиксированном размере. Причем для тех пошлин, которые были привязаны к МРОТ, установлен фиксированный размер. Так, например, чтобы подать в арбитраж иск о признании ненормативного акта недействительным, фирма должна заплатить госпошлину в размере 10 МРОТ. А с 1 января 2005 г. за это надо будет перечислить 2000 руб. За нотариальное заверение банковских карточек пока берется 1 МРОТ с каждого листа, а в будущем году надо будет платить по 200 руб. с листа. Если компания направляет жалобу в Конституционный Суд РФ, то до 1 января 2005 г. она платит за это госпошлину, равную 15 МРОТ. После этой даты сумма сбора составит 4500 руб. А вот пошлины за госрегистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не изменятся. Как в нынешнем, так и в следующем году надо платить: за регистрацию организации - 2000 руб.; за регистрацию ПБОЮЛ - 400 руб. Надо сказать, что новая гл.25.3 НК РФ устанавливает размеры госпошлин, о которых в Законе о госпошлине вообще ничего не было сказано. В частности, ставки сбора за использование наименований "Россия" и "Российская Федерация" были определены Законом РФ от 02.04.1993 N 4737-1 "О сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний" (с 1 января 2005 г. он утрачивает силу). В ст.2 этого Закона говорится, что производственные (строительные и т.п.) фирмы платят этот сбор по ставке 0,5 процента от стоимости реализованной продукции (работ, услуг), торговые - по ставке 0,05 процента от оборота, прочие - в размере 100 МРОТ. А с 1 января 2005 г. любая компания, которая хочет назваться "Российской", должна будет перечислить 10 000 руб. (пп.57 п.1 новой ст.333.33 НК РФ). Сборам за регистрацию СМИ посвящено Постановление Правительства РФ от 05.04.1992 N 216 "О порядке взимания регистрационного сбора при регистрации средств массовой информации". Согласно этому Постановлению, чтобы зарегистрировать, например, периодическое печатное издание в Министерстве РФ по делам печати, надо было заплатить 10 МРОТ. С 1 января 2005 г. за газету (журнал), который будет распространяться на всей территории РФ и за ее пределами, нужно перечислить 2000 руб. А госпошлина за регистрацию "местного" печатного издания составит 1000 руб. (пп.10 и 11 п.1 новой ст.333.33 НК РФ). Причем за СМИ рекламного характера госпошлина увеличивается в 5 раз, за "эротическое" издание - в 10 раз. А за журнал (газету) для детей и подростков, наоборот, нужно уменьшить госпошлину в 5 раз (п.3 новой ст.333.34 НК РФ). За регистрацию сделок с недвижимостью пока платят сбор, установленный Постановлением Правительства РФ от 26.02.1998 N 248 "Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах". Максимальная сумма этого сбора: для физических лиц - 500 руб.; для юридических - 7500 руб. В таких же размерах с начала нового года надо будет платить и госпошлину (пп.20 п.1 новой ст.333.33 НК РФ).
Льготы по госпошлине
Новая гл.25.3 НК РФ предусматривает пять групп льгот по уплате госпошлины, а именно: - льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций (новая ст.333.35 НК РФ); - льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям (новая ст.333.36 НК РФ); - льготы при обращении в арбитражные суды (новая ст.333.37 НК РФ); - льготы при обращении за совершением нотариальных действий (новая ст.333.38 НК РФ); - льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния (новая ст.333.39 НК РФ). Надо сказать, что почти все перечисленные здесь льготы существовали и раньше. Они были установлены либо Законом о госпошлине, либо другими нормативными актами. Так, например, в пп.1 п.1 новой ст.333.35 НК РФ говорится, что редакции СМИ (кроме рекламных и "эротических") не платят госпошлину за право использования наименований "Россия" и "Российская Федерация". Об этом же было сказано и в ст.1 Закона РФ от 02.04.1993 N 4737-1 "О сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний". Что касается льгот при обращении в суды, законодатели убрали из числа льготников истцов, которые обращаются в суды общей юрисдикции по спорам об авторском праве. Не будет иметь права на льготу и Пенсионный фонд РФ, если его представители обратятся в суд общей юрисдикции с иском о взыскании с граждан обязательных платежей. Зато инвалиды I и II групп не будут платить госпошлину, если обратятся в суд. Но только в том случае, если сумма их иска не превысит 1 000 000 руб. Если же цена иска больше 1 000 000 руб., то они должны будут заплатить госпошлину с суммы превышения (рассчитав ее так, как указано в пп.1 п.1 новой ст.333.19 НК РФ и пп.1 п.1 новой ст.333.21 НК РФ). Обратите внимание: обращаясь к нотариусам, льготники не платят именно государственную пошлину. По нотариальному тарифу льготы не предусмотрены. В п.2 ст.333.18 сказано, что если за совершением одного юридически значимого действия обратилось несколько лиц, и среди них есть льготники, то размер госпошлины уменьшается пропорционально количеству льготников. А остальные уплачивают оставшуюся часть пошлины.
Пример 3. ПБОЮЛ Иванов И.И., ПБОЮЛ Петров А.А. и ПБОЮЛ Саврасов И.Н. обратились в арбитражный суд с одним иском о признании недействующим некоего нормативного правового акта. Саврасов является инвалидом II группы. Поэтому он освобожден от уплаты госпошлины при подаче исков в арбитраж. Общая сумма госпошлины - 100 руб. (п.1 ст.333.21 НК РФ). Иванов и Петров должны заплатить 66,7 руб. ((100 руб. : 3) х 2).
Возврат, зачет, отсрочка и рассрочка
Порядок возврата и зачета госпошлины рассмотрен в новой ст.333.40 НК РФ. Если ее фактически уплаченная сумма больше той, которую следует заплатить, то в большинстве случаев переплату вернут. Компания, которая хочет вернуть излишне уплаченную сумму, должна подать заявление в налоговую инспекцию. Переплату по госпошлине могут и зачесть в счет предстоящих аналогичных платежей. Но сделают это не сотрудники налогового ведомства, а учреждение, в которое фирма обращалась за совершением юридически значимых действий (на основании соответствующего заявления плательщика). Вернуть (зачесть) госпошлину могут также, если суд откажется принять иск или оставит его без рассмотрения. Кроме того, это возможно, когда нотариус откажется оказывать услуги, сам плательщик передумает совершать юридически значимые действия (до обращения в уполномоченный орган). Если предприятию откажут в государственной регистрации прав на недвижимость, то ранее уплаченную госпошлину ему не вернут (и не зачтут). Отсрочку или рассрочку уплаты госпошлины могут предоставить на срок до шести месяцев - по заявлению плательщика (новая ст.333.41 НК РФ).
А.А.Барышникова Аудитор Подписано в печать 12.11.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |