Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоговики берут кассу ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 43)



"Учет.Налоги.Право", N 43, 2004

НАЛОГОВИКИ БЕРУТ КАССУ

В письмах, поступающих в редакцию, читатели спрашивают: вправе ли налоговые органы изымать контрольно-кассовые аппараты? Этот вопрос практически не освещался ни в профессиональной прессе, ни в разъяснениях налоговых органов. Специально для читателей "УНП" старший государственный налоговый инспектор отдела оперативного контроля и применения ККМ Управления МНС России по г. Москве Владислав Александрович Чернышов дал консультацию об основаниях и порядке изъятия ККТ налоговыми органами.

Сразу скажем, у налоговых органов действительно есть право изымать контрольно-кассовые аппараты у налогоплательщиков. Но делать это они могут только в случаях и в порядке, предусмотренных налоговым законодательством, а также законодательством об административных правонарушениях. Вот на этих-то случаях мы и остановимся подробнее.

Налоговый кодекс

Начнем с налогового законодательства. Здесь единственный случай возможного изъятия ККТ при проведении налоговой проверки - выемка предметов. Такое мероприятие можно проводить только в рамках выездной налоговой проверки, о чем прямо говорится в Налоговом кодексе. В соответствии со ст.94 НК РФ выемка производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную проверку. При этом изыматься могут документы или предметы, имеющие отношение к тематике налоговой проверки. Поэтому контрольно-кассовый аппарат может быть изъят не во всех случаях, а, например, когда нет возможности снять фискальный отчет или есть вероятность полагать, что хранящаяся в фискальной памяти информация будет уничтожена или изменена. В любом случае причины изъятия кассового аппарата должны быть указаны в постановлении.

Процедура изъятия ККТ при выездной налоговой проверке полностью совпадает с процедурой проведения выемки. Это означает, что при изъятии ККТ должны присутствовать понятые, а также представители организации, в которой проходит выемка. Причем прежде чем приступать к изъятию, проверяющие должны предложить владельцу аппарата выдать ККТ добровольно. И только при отказе может быть произведена принудительная выемка, в том числе и со вскрытием помещения (п.4 ст.94 НК РФ). Кроме того, по правилам НК РФ запрещается проводить выемку в ночное время.

Весь ход выемки проверяющие должны фиксировать в протоколе. В нем, в частности, указывается, какие предметы и в каком состоянии изъяты, а также приводится их примерная стоимость. Это позволит избежать лишних споров в случае, если после проверки аппарат вам вернули в "некондиционном" виде. Копия этого протокола вручается под роспись представителю организации - владелицы ККТ. И для нее это будет основной документ, подтверждающий факт изъятия ККТ.

КоАП РФ

Еще несколько случаев, когда налоговые органы могут изъять ККТ, прописаны в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Так, к компетенции налоговых органов относится проверка порядка работы с денежной наличностью (ст.15.1 КоАП РФ). Если инспектор проводит проверку полноты учета выручки, полученной с применением ККТ, и нет возможности снять фискальный отчет, он вправе изъять контрольно-кассовый аппарат.

А если проходит проверка использования ККТ при наличных расчетах, то изъять кассовый аппарат можно, например, если установлено, что он работает не в фискальном режиме. Ведь в таком случае именно аппарат будет служить основным доказательством по делу о неприменении ККТ (ст.14.5 КоАП РФ). То же самое можно сказать и о случаях, когда аппарат эксплуатируется в неисправном состоянии. Это приравнивается к неприменению ККТ, и налоговый орган вправе изъять контрольно-кассовую машину в качестве доказательства.

В заключение отметим, что налоговые органы могут не изымать, а опечатывать ККТ. В таком случае кассовый аппарат остается в помещении налогоплательщика. При этом опечатывание может быть произведено и таким образом, что это не будет мешать работе ККТ, то есть аппарат останется в рабочем состоянии. Опечатывание, как и изъятие, проводится для обеспечения доказательств. Однако прямо такое право действующим законодательством не предусмотрено, поэтому не установлено и никакой ответственности налогоплательщика за срыв "опечатки".

В.А.Чернышов

Старший государственный

налоговый инспектор

отдела оперативного контроля

и применения ККМ

Управления МНС России по г. Москве

Подписано в печать

12.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Учет облигаций у эмитента ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 43) >
Вопрос: Помимо налоговых органов изъять кассовый аппарат могут и сотрудники милиции. В каких случаях у них возникает такое право и в каком порядке проводится милицейская выемка? ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 43)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.