|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налоговики берут кассу ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 43)
"Учет.Налоги.Право", N 43, 2004
НАЛОГОВИКИ БЕРУТ КАССУ
В письмах, поступающих в редакцию, читатели спрашивают: вправе ли налоговые органы изымать контрольно-кассовые аппараты? Этот вопрос практически не освещался ни в профессиональной прессе, ни в разъяснениях налоговых органов. Специально для читателей "УНП" старший государственный налоговый инспектор отдела оперативного контроля и применения ККМ Управления МНС России по г. Москве Владислав Александрович Чернышов дал консультацию об основаниях и порядке изъятия ККТ налоговыми органами.
Сразу скажем, у налоговых органов действительно есть право изымать контрольно-кассовые аппараты у налогоплательщиков. Но делать это они могут только в случаях и в порядке, предусмотренных налоговым законодательством, а также законодательством об административных правонарушениях. Вот на этих-то случаях мы и остановимся подробнее.
Налоговый кодекс
Начнем с налогового законодательства. Здесь единственный случай возможного изъятия ККТ при проведении налоговой проверки - выемка предметов. Такое мероприятие можно проводить только в рамках выездной налоговой проверки, о чем прямо говорится в Налоговом кодексе. В соответствии со ст.94 НК РФ выемка производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную проверку. При этом изыматься могут документы или предметы, имеющие отношение к тематике налоговой проверки. Поэтому контрольно-кассовый аппарат может быть изъят не во всех случаях, а, например, когда нет возможности снять фискальный отчет или есть вероятность полагать, что хранящаяся в фискальной памяти информация будет уничтожена или изменена. В любом случае причины изъятия кассового аппарата должны быть указаны в постановлении. Процедура изъятия ККТ при выездной налоговой проверке полностью совпадает с процедурой проведения выемки. Это означает, что при изъятии ККТ должны присутствовать понятые, а также представители организации, в которой проходит выемка. Причем прежде чем приступать к изъятию, проверяющие должны предложить владельцу аппарата выдать ККТ добровольно. И только при отказе может быть произведена принудительная выемка, в том числе и со вскрытием помещения (п.4 ст.94 НК РФ). Кроме того, по правилам НК РФ запрещается проводить выемку в ночное время.
Весь ход выемки проверяющие должны фиксировать в протоколе. В нем, в частности, указывается, какие предметы и в каком состоянии изъяты, а также приводится их примерная стоимость. Это позволит избежать лишних споров в случае, если после проверки аппарат вам вернули в "некондиционном" виде. Копия этого протокола вручается под роспись представителю организации - владелицы ККТ. И для нее это будет основной документ, подтверждающий факт изъятия ККТ.
КоАП РФ
Еще несколько случаев, когда налоговые органы могут изъять ККТ, прописаны в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Так, к компетенции налоговых органов относится проверка порядка работы с денежной наличностью (ст.15.1 КоАП РФ). Если инспектор проводит проверку полноты учета выручки, полученной с применением ККТ, и нет возможности снять фискальный отчет, он вправе изъять контрольно-кассовый аппарат. А если проходит проверка использования ККТ при наличных расчетах, то изъять кассовый аппарат можно, например, если установлено, что он работает не в фискальном режиме. Ведь в таком случае именно аппарат будет служить основным доказательством по делу о неприменении ККТ (ст.14.5 КоАП РФ). То же самое можно сказать и о случаях, когда аппарат эксплуатируется в неисправном состоянии. Это приравнивается к неприменению ККТ, и налоговый орган вправе изъять контрольно-кассовую машину в качестве доказательства. В заключение отметим, что налоговые органы могут не изымать, а опечатывать ККТ. В таком случае кассовый аппарат остается в помещении налогоплательщика. При этом опечатывание может быть произведено и таким образом, что это не будет мешать работе ККТ, то есть аппарат останется в рабочем состоянии. Опечатывание, как и изъятие, проводится для обеспечения доказательств. Однако прямо такое право действующим законодательством не предусмотрено, поэтому не установлено и никакой ответственности налогоплательщика за срыв "опечатки".
В.А.Чернышов Старший государственный налоговый инспектор отдела оперативного контроля и применения ККМ Управления МНС России по г. Москве Подписано в печать 12.11.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |