Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Автомобиль - средство труда или роскошь? ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 43)



"Учет.Налоги.Право", N 43, 2004

АВТОМОБИЛЬ - СРЕДСТВО ТРУДА ИЛИ РОСКОШЬ?

(Комментарий к Письму МНС России от 27.10.2004 N 04-3-01/665

"Покупка транспортных средств

индивидуальным предпринимателем")

Предприниматели, не занимающиеся транспортными перевозками, не имеют права учесть автомобиль в качестве основного средства. Таков основной вывод, сделанный специалистами МНС России в Письме от 27.10.2004 N 04-3-01/665. Заметим, что нашим читателям такая позиция главного налогового ведомства уже знакома. Ведь не далее чем три недели назад ее в ходе "Горячей линии" по НДФЛ озвучил советник налоговой службы РФ II ранга Николай Николаевич Стельмах <*>. Теперь же такой подход зафиксирован в официальном документе. Но правильность выводов, сделанных МНС России, вызывает сомнения.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> См. "УНП" N 40, 2004, с. 5.

Ох уж эти условности

Свою позицию налоговое ведомство обосновывает следующим образом. Имущество, используемое предпринимателями в своей коммерческой деятельности, не отделено от имущества, используемого для личных целей. Поэтому, например, автомобиль, приобретенный для коммерческой деятельности, предприниматель спокойно может использовать для личных поездок. То же самое и с другим имуществом ПБОЮЛ. Поэтому, отмечается в Письме, отнесение имущества предпринимателя к основным средствам носит условный характер.

Далее рассуждения авторов Письма строятся следующим образом. Раз причисление к основным средствам носит условный характер, то при решении вопроса о признании имущества таковым в первую очередь надо определить, используется ли оно в качестве средства труда.

Автомобиль, по мнению специалистов МНС России, является средством труда только у тех предпринимателей, чья деятельность связана с перевозками людей и грузов. Причем этот вид деятельности обязательно должен быть указан в свидетельстве о госрегистрации. Только при наличии такой отметки в свидетельстве предприниматель может признать автомобиль основным средством и начислять по нему амортизацию.

Если же ПБОЮЛ занимается торговлей и использует машину лишь для доставки товаров, то автомобиль уже не основное средство и амортизацию по нему учитывать в расходах нельзя.

Пройдемся по понятиям

Что же можно противопоставить такой логике МНС? В первую очередь отметим, что специалисты налогового ведомства весьма вольно трактуют понятие "средства труда". Ведь под ними принято понимать все то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. При этом предметы труда - это все, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения потребностей.

Таким образом, автомобиль, на котором предприниматель доставляет грузы в магазин или покупателям, полностью соответствует определению "средства труда". А это по логике МНС должно означать признание автомобиля основным средством.

Кроме того, при подходе, проповедуемом МНС России, предприниматель, пользующийся для доставки услугами сторонней организации, оказывается в более выгодном положении, чем предприниматель, доставляющий товары самостоятельно. А это уже нарушает принцип экономической нейтральности налогов (п.3 ст.3 НК РФ).

Есть и еще один аргумент, свидетельствующий об абсурдности выводов, сделанных МНС России. Дело в том, что расходы на приобретение основного средства списываются путем начисления амортизации. А если автомобиль не признавать основным средством, то расходы на его покупку можно списать единовременно.

Причем в Письме налоговики этот вариант не запрещают - они вообще никак не оговаривают возможность учета расходов на покупку авто вне связи с амортизацией. Получается, что, следуя разъяснениям главного налогового ведомства, налогоплательщик быстрее спишет стоимость купленного авто. Согласитесь, трудно представить, что именно такое решение проблемы было целью авторов Письма.

Бензин, масло и НДС

Не оставили без внимания авторы Письма и вопросы учета транспортных расходов и НДС, уплаченного при покупке автомобиля.

С расходами на покупку ГСМ, запасных частей и т.п. все предельно ясно - такие затраты, по мнению налоговиков, можно учесть при налогообложении. Правда, при этом в Письме указано, что расходы на ГСМ должны подтверждаться путевыми листами и чеками ККМ. Однако авторы Письма, похоже, забыли, что путевые листы обязаны заполнять только организации. Об этом прямо сказано в Постановлении Госкомстата от 28.11.1997 N 78, утвердившем унифицированную форму путевого листа.

Еще более запутанная ситуация с зачетом НДС по автомобилю. Рассматривая этот вопрос, специалисты МНС сначала указывают, что те предприниматели, для которых автомобиль не является основным средством, не могут учесть НДС в первоначальной стоимости автомобиля, "поскольку такие суммы подлежат возмещению". Казалось бы, все ясно - НДС можно зачесть.

Однако буквально двумя абзацами ниже сделан прямо противоположный вывод: "предприниматель при расчетах с бюджетом по НДС не вправе учитывать суммы НДС, уплаченные поставщикам автомобилей <...> в целях возмещения указанных сумм". Чем при этом руководствовалось МНС, не понятно. На наш взгляд, если автомобиль действительно не признавать основным средством, то НДС по нему надо зачитывать в обычном порядке (конечно, при соблюдении всех условий вычета). Соответственно если машина признана основным средством, то и налог к зачету не ставится.

А.Е.Крайнев

Эксперт "УНП"

Подписано в печать

12.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Организация арендует у своего сотрудника легковой автомобиль для служебных целей. Вправе ли организация полностью учесть для целей налогообложения прибыли затраты, выплаченные сотруднику по договору аренды этого автомобиля, или только в пределах норматива? Можно ли включать в расходы затраты на приобретение топлива и горюче-смазочных материалов? Необходимо ли оформлять путевые листы в данном случае? ("Московский налоговый курьер", 2005, N 11) >
Статья: Как удержать налог за счет собственных средств ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 43)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.