Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: Водители грузового автотранспорта направляются в дальние командировки на территории РФ. За период командировки работникам начисляется заработная плата, которая включает оплату за отработанное время (из расчета 12 часов в день) по тарифной ставке, премию, доплату за классность. Сколько часов рабочего времени в сутки допускается оплачивать водителям, находящимся в командировке? Как компенсируется работа в выходные дни? ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 46)



"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 46, 2004

Вопрос: Водители грузового автотранспорта направляются в дальние командировки на территории РФ. За период командировки работникам начисляется заработная плата, которая включает оплату за отработанное время (из расчета 12 часов в день) по тарифной ставке, премию, доплату за классность.

Сколько часов рабочего времени в сутки допускается оплачивать водителям, находящимся в командировке? Как компенсируется работа в выходные дни?

Ответ: Служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст.166 ТК РФ).

Из приведенного определения можно сделать вывод, что возможны две различные ситуации.

Ситуация 1. В соответствии с условиями трудового договора в обязанности водителя входят поездки в пределах одного населенного пункта или с выездом из него, но в течение одних суток.

Если такой водитель по распоряжению руководителя организации будет направлен в другой населенный пункт и продолжительность такой поездки свыше суток, то поездку следует квалифицировать как служебную командировку и возмещать работнику расходы в соответствии со ст.168 ТК РФ.

При этом на период командировки за работником может сохраняться средний заработок (ст.167 ТК РФ) либо дни командировки оплачиваются в соответствии с принятой в организации системой оплаты труда и условиями трудового договора.

Ситуация 2. Условиями трудового договора предусмотрено, что в обязанности работника входит доставка грузов в другие населенные пункты (отдаленные).

В этом случае поездка водителей не является командировкой. Поэтому возмещение командировочных расходов (в том числе суточных) не производится.

В то же время считается, что работа водителей носит разъездной характер (т.е. условия работы отличаются от нормальных), поэтому им должны быть установлены надбавки за разъездной характер работы.

Ранее размер надбавок за разъездной характер работы устанавливался в соответствии с Приложением к Постановлению Минтруда России от 29.06.1994 N 51. В настоящее время названное Постановление утратило силу (Постановление Минтруда России от 26.04.2004 N 60).

Отмена Постановления N 51 не означает отмену указанных надбавок. В соответствии со ст.149 ТК РФ при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (к таким условиям, на наш взгляд, можно отнести и разъездной характер работы), работнику производятся соответствующие доплаты, предусмотренные коллективным, трудовыми договорами. Размеры доплат не могут быть ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

При установлении размера надбавки (доплаты) за разъездной характер работы работодатели могут (хотя и не обязаны) воспользоваться действующими ранее правилами, в соответствии с которыми размер надбавки составлял:

- 15% от месячной тарифной ставки (оклада) работника, если водитель работает на междугородных рейсах менее 12 дней в месяц;

- 20% от месячной тарифной ставки (оклада), если водитель работает на междугородных рейсах 12 и более дней в месяц.

Такие надбавки не рассматриваются как компенсационные выплаты, а включаются в состав заработной платы работника и не освобождаются от обложения НДФЛ и ЕСН.

При направлении водителя грузового автомобиля в командировку необходимо соблюдать Межотраслевые правила об охране труда на автомобильном транспорте (Приложение к Постановлению Минтруда России от 12.05.2003 N 28; далее - Правила), которые распространяются на работников автотранспортных организаций (АТП), автотранспортных цехов, участков, иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонтные организации, гаражи, стоянки и т.п.), а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров (далее - организации).

При направлении водителя в длительный рейс работодатель, кроме командировки и путевого листа, обязан установить водителю график движения по времени на движение и стоянку АТС исходя из норм соответствующих нормативных правовых актов. В графике должно быть указано время для отдыха и питания, места ночлега (п.2.3.1.9 Правил).

При составлении графиков необходимо учитывать, что работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, не разрешается работа за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени по профессии или должности, непосредственно связанной с движением транспортных средств, а также работа с вредными и (или) опасными условиями труда (ст.329 ТК РФ).

В соответствии с п.6 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей (Приложение к Постановлению Минтруда России от 25.06.1999 N 16; далее - Положение) нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Если по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц). Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему (п.7 Положения).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.

В случае когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя (п.8 Положения).

В состав рабочего времени водителя включаются (п.12 Положения):

- время управления автомобилем.

Ежедневная продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

При суммированном учете рабочего времени решением работодателя, согласованным с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом (а при их отсутствии - с работником), не более двух раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может быть увеличена до 10 часов. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов (п.13 Положения);

- время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

- подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

- время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения;

- время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

- время простоев не по вине водителя;

- время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

- время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем (засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 1/3. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему (п.16 Положения);

- время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей (засчитывается в рабочее время в размере не менее 50%. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему (п.17 Положения);

- время в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Режим труда и отдыха, предусмотренный Положением, является обязательным при составлении графиков работы водителей. При междугородных перевозках грузов и пассажиров работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля исходя из норм Положения.

Таким образом, законодатель устанавливает ограничения не по количеству рабочих часов, которые могут быть оплачены (оплачивается каждый час работы!), а по количеству рабочих часов, которые могут быть установлены водителю, направленному в междугородную поездку.

Если в соответствии с графиком движения работник, направленный в междугородную поездку, выполняет свои трудовые обязанности в дни, являющиеся выходными согласно графику работы, установленному на месяц (имеется в виду индивидуальный график работника, который может не совпадать с производственным календарем на соответствующий год), то работа в такие дни оплачивается не менее чем в двойном размере (ст.153 ТК РФ). Вместо отработанных выходных дней (оплаченных по двойным дневным или часовым тарифным ставкам) работнику (по его желанию) могут быть предоставлены другие дни отдыха (без оплаты).

Е.Воробьева

Ведущий эксперт

Подписано в печать

11.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Машинисты думпкарной вертушки работают по графику сменности: 15 рабочих дней, 15 дней отдыха. Им необходимо находиться на рабочем месте все 15 рабочих дней по 24 часа неотлучно. В табеле учета использования рабочего времени указывается рабочее время - 12 часов в сутки. В связи с этим машинисты отказываются выполнять распоряжение руководства и считают, что они не обязаны находиться на рабочем месте все 24 часа в сутки. Кто прав? ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 46) >
Вопрос: В каком размере (за сколько часов) оплачивается работа в выходной день по производственной необходимости, если продолжительность работы в эти дни составляет 1 - 3 часа, то есть менее 8 часов? Можно ли предоставить работнику отгул с учетом ранее отработанного в выходные дни времени (то есть можно ли суммировать отработанные в выходные дни часы)? ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 46)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.