Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...Машинисты думпкарной вертушки работают по графику сменности: 15 рабочих дней, 15 дней отдыха. Им необходимо находиться на рабочем месте все 15 рабочих дней по 24 часа неотлучно. В табеле учета использования рабочего времени указывается рабочее время - 12 часов в сутки. В связи с этим машинисты отказываются выполнять распоряжение руководства и считают, что они не обязаны находиться на рабочем месте все 24 часа в сутки. Кто прав? ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 46)



"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 46, 2004

Вопрос: Машинисты думпкарной вертушки работают по графику сменности: 15 рабочих дней, 15 дней отдыха. Им необходимо находиться на рабочем месте все 15 рабочих дней по 24 часа неотлучно.

В табеле учета использования рабочего времени указывается рабочее время - 12 часов в сутки. В связи с этим машинисты отказываются выполнять распоряжение руководства и считают, что они не обязаны находиться на рабочем месте все 24 часа в сутки.

Кто прав? Как действовать в подобной ситуации?

Ответ: Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утверждено Приказом МПС России от 05.03.2004 N 7 (далее - Положение).

Для работников, занятых на круглосуточных непрерывных работах, а также на других видах работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, в соответствии со ст.104 ТК РФ допускается введение суммированного учета рабочего времени с учетным периодом - месяц, квартал и другие, но не более года. При этом сумма отработанных в этот период часов не может превышать нормального числа рабочих часов в учетном периоде.

Квартальный, полугодовой и годовой учет рабочего времени допускается только при наличии утвержденного графика сменности на квартал, полугодие и год соответственно (п.3 Положения).

Рабочее время работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, в том числе работников думпкарных маршрутов, при общей продолжительности поездки в оба конца трое суток и более, может исчисляться турой (учетный период с момента явки работника на работу для поездки до момента явки работника на работу для следующей поездки, после его отдыха в пункте постоянной работы) (п.7 Положения).

Продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы (смены), время перерывов в работе, чередование рабочих и нерабочих дней устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка (ст.100 ТК РФ). При этом для каждого работника разрабатывается график сменности, включающий режим работы и отдыха на весь учетный период (туру).

При разработке графика необходимо помнить, что продолжительность рабочего времени при сменной работе не может устанавливаться более 12 часов.

В рабочее время работников, в том числе специалистов, обслуживающих железнодорожно-строительные машины, включается время:

- на подготовку машины к работе;

- непосредственной работы на машине;

- ожидания, отправления прицепки и отцепки от локомотива;

- следования по перегону;

- маневров на станции и постановки машины в тупик.

Время, затраченное на подготовку, погрузку и выгрузку хоппер-дозаторов и думпкаров и приведение их в транспортное положение, а также на технический уход, включается в рабочее время каждого работника бригады, обслуживающей хоппер-дозаторы и думпкары в соответствии с графиком работ.

При необходимости перемещения железнодорожно-строительных машин в нерабочем состоянии в составе поезда отдельным локомотивом или самостоятельно (для самоходного специализированного железнодорожного подвижного состава), хоппер-дозаторными и думпкарными маршрутами с железнодорожных станций погрузки к железнодорожным станциям выгрузки и обратно работодатель с учетом мнения представительного органа работников при создании условий для отдыха составляет графики сменности работников, обслуживающих железнодорожно-строительные машины (п.29 Положения).

Кроме отдыха в основном пункте работникам, постоянная работа которых протекает в пути, предоставляется отдых в поездке. Продолжительность этого отдыха должна быть в соответствии с графиком работы и отдыха, принятым для этого поезда (вагона, секции), но не менее половины времени предшествующей работы (п.10 Положения).

Если во время поездки (туры) обеспечить соблюдение общеустановленных норм невозможно, то, на наш взгляд, допустимы:

- дежурства в специально оборудованной комнате (помещении), в купе вагона. Они допускаются с письменного согласия работника в соответствии с утвержденными работодателем и с учетом мнения представительного органа работников положениями о дежурстве в соответствующих видах деятельности железнодорожного транспорта (п.8 Положения);

- разделение рабочего дня на части (п.11 Положения).

Таким образом, работодатель не может устанавливать график работы, в соответствии с которым рабочее время превышает 12 часов за смену. И даже в случае, когда соблюдение такого графика невозможно с учетом особенностей производства, продолжительность работы в течение календарного дня не может быть более 18 часов.

При этом следует помнить, что в Табеле учета использования рабочего времени должны отражаться часы фактической работы, а также иные периоды времени, включаемые в рабочее время. Если определенный период времени в соответствии с графиком сменности является временем отдыха и в Табеле не отражается (а значит, и не оплачивается), то отказ работников исполнять в этот период рабочую функцию является обоснованным и правомерным.

Другими словами, не допускается ведение Табеля учета использования рабочего времени формально путем отражения "условного", не выходящего за рамки установленного Трудовым кодексом количества рабочих часов, вместо указания часов, в течение которых машинисты фактически работают.

На наш взгляд, работодателю необходимо:

- оговорить в правилах внутреннего трудового распорядка, в трудовых договорах, в должностных инструкциях требования к работникам (в том числе указать на необходимость нахождения (дежурства) машинистов у думпкарной вертушки в течение 15 суток);

- разработать графики сменности, которые будут соответствовать требованиям ТК РФ (т.е. будут предусматривать время отдыха, возможные дежурства и разделения рабочего дня на части и т.д.);

- организовать учет фактически отработанного работниками времени.

Если фактически отработанное в течение установленного периода работы (15 суток) время превысит норму, то работодатель обязан произвести оплату отработанного сверхурочно времени или предоставить работнику (при наличии желания последнего) дополнительные выходные дни.

При условии, что все рабочее время (по графику и в соответствии с возникшими отклонениями) будет учитываться и оплачиваться, работники не смогут (да и, наверное, не будут) отказываться от выполнения требований работодателя, вытекающих из специфики работы.

Е.Воробьева

Ведущий эксперт

Подписано в печать

11.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Артель старателей приобрела основные средства для добычи золота в месторождениях, на которые имеется лицензия. Добытое золото реализуется банкам, поэтому такие операции облагаются НДС по нулевой ставке. В какой момент и в какой сумме возмещается НДС в описанной ситуации по приобретенному и оплаченному основному средству, поставленному на счет "01", при наличии счета-фактуры? ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 46) >
Вопрос: Водители грузового автотранспорта направляются в дальние командировки на территории РФ. За период командировки работникам начисляется заработная плата, которая включает оплату за отработанное время (из расчета 12 часов в день) по тарифной ставке, премию, доплату за классность. Сколько часов рабочего времени в сутки допускается оплачивать водителям, находящимся в командировке? Как компенсируется работа в выходные дни? ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 46)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.