|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Потеря имущества. Каковы действия бухгалтера? ("Главбух", 2004, N 22)
"Главбух", N 22, 2004
ПОТЕРЯ ИМУЩЕСТВА. КАКОВЫ ДЕЙСТВИЯ БУХГАЛТЕРА?
За последнее время чиновники выпустили сразу несколько писем, которые касаются учета убытка от недостач. Так, Минфин России в Письме N 03-04-11/155 разъяснил, что при потере имущества необходимо восстановить НДС. А налоговая служба в Письме N 02-5-10/37 дала рекомендации, каким именно документом можно подтвердить факт отсутствия виновных лиц. Стоит ли принимать на вооружение разъяснения чиновников? С этим мы разберемся в данной статье. Кроме того, расскажем, как отразить в бухгалтерском и налоговом учете саму недостачу, а также суммы, которые поступили в качестве возмещения.
Проблема с НДС
Итак, недавно Минфин России обнародовал свою позицию по поводу того, надо ли восстанавливать сумму НДС, приходящуюся на стоимость утерянного имущества. В своем Письме от 20 сентября 2004 г. N 03-04-11/155 финансовое ведомство утверждает, что делать это необходимо. И в качестве аргумента приводит тот факт, что потерянное имущество уже не будет использоваться в операциях, облагаемых НДС. Однако сложившаяся арбитражная практика говорит о том, что НДС по пропавшему имуществу восстанавливать не надо. Например, так посчитал ФАС Московского округа в Постановлении от 18 февраля 2004 г. N КА-А40/693-04. Аргумент у судей был простой: Налоговый кодекс РФ попросту не требует восстанавливать НДС со стоимости утерянного имущества. Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ в аналогичных ситуациях неоднократно указывал о неправомерности требований чиновников восстанавливать НДС. Так, в конце прошлого года судьи постановили, что не нужно восстанавливать НДС при передаче имущества в уставный капитал (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2003 г. N 7473/03). А уже в текущем году такое же решение арбитры приняли и в отношении восстановления НДС при переходе на "упрощенку" или ЕНВД (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 30 марта 2004 г. N 15511/03 и от 22 июня 2004 г. N 2565/04).
При этом аргументация у судей была практически идентичной: для получения вычета по НДС необходимо выполнить условия, прописанные в ст.ст.171 и 172 Налогового кодекса РФ. Среди них: имущество должно быть оплачено, получено, на него есть счет-фактура, и это имущество будет использоваться в деятельности, облагаемой НДС. При этом налог подлежит вычету единовременно - после выполнения всех перечисленных условий. А восстанавливать НДС Налоговый кодекс требует в строго определенных случаях, среди которых потери и хищение имущества не названы.
Как учесть недостачу?
Нередко недостача обнаруживается после инвентаризации имущества. Однако если пропажа произошла в результате хищения имущества или чрезвычайной ситуации (пожар, авария и т.п.), то провести инвентаризацию все равно необходимо (п.2 ст.12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). При этом по результатам инвентаризации оформляется сличительная ведомость, форма которой утверждена Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88. Ведомость оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается в бухгалтерии, второй предназначен для работника, ответственного за сохранность ценностей.
Недостача в результате чрезвычайной ситуации
Если имущество утеряно в результате чрезвычайной ситуации, то такие потери отражаются в бухгалтерском учете так: Дебет 99 Кредит 10 (41, 01, 50) - списаны материалы (товары, основные средства, деньги) в результате чрезвычайной ситуации. Потери от чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией таких ситуаций, в налоговом учете списывают как внереализационные расходы. На это указано в пп.6 п.2 ст.265 Налогового кодекса РФ.
Недостача в результате потери имущества
Выявленные потери (в том числе и при хищении) отражаются на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей": Дебет 94 Кредит 10 (41, 01, 50) - выявлена недостача материалов (товаров, основных средств, денег в кассе). В ходе инвентаризации бывают ситуации, когда у материально ответственного лица одновременно выявляется как недостача, так и излишки. Если это материальные ценности одного наименования, то возникшую пересортицу можно исправить в учете, сделав в равных количествах зачет излишков и недостач (Письмо Минфина России от 19 августа 2004 г. N 07-05-14/217). При этом проводки или не составляют вообще, или же делают внутренние проводки по субсчетам.
Как списать сумму ущерба
Если пересортицы нет, то стоимость утери будет числиться на счете 94 до тех пор, пока не будут установлены виновные или же, наоборот, станет ясно, что виновные не найдены. А по тому имуществу, которое было застраховано, фирма может получить возмещение от страховой компании. Рассмотрим эти ситуации подробнее.
Виновным в недостаче признан работник
Если обнаружена недостача, то прежде всего организация обязана потребовать с работника, ответственного за сохранность ценностей, письменное объяснение. На это указано в ст.247 Трудового кодекса РФ. После этого на предприятии создается комиссия, которая должна определить размер ущерба и причины его возникновения. Сумма ущерба определяется исходя из рыночных цен на тот день, когда была обнаружена пропажа. При этом она не может быть ниже стоимости имущества по данным бухучета с учетом степени износа этого имущества (ст.246 Трудового кодекса РФ). Если же утеряны деньги, то ущерб будет равен потерянной сумме. Порядок взыскания суммы причиненного ущерба с работника определен в ст.248 Трудового кодекса РФ. Так, ущерб, который не превышает среднемесячного заработка сотрудника, можно взыскать по распоряжению руководителя фирмы. Причем оформить распоряжение надо не позднее одного месяца с того дня, когда был окончательно установлен размер ущерба. Если этот месяц будет пропущен, то за взысканием придется обращаться в суд. Если сумма ущерба превышает месячную зарплату сотрудника, но работник согласен возместить его добровольно, то стороны договариваются о том, в течение какого времени будет погашаться долг. При этом работник должен предоставить письменное обязательство о возмещении ущерба. В ситуации, когда ущерб превышает месячную зарплату и работник отказывается его возмещать добровольно, фирме придется обращаться в суд. Обратите внимание: с согласия руководства фирмы работник может передать предприятию в качестве возмещения ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное. При возмещении ущерба по договору о полной коллективной материальной ответственности степень вины каждого работника определяется по соглашению между ними и руководством организации. Если сделать это добровольно не получится, то определять степень вины будет суд. После признания работником своей вины (добровольно или через суд) в учете нужно сделать такие проводки: Дебет 73 субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" Кредит 94 - списана недостача за счет виновного лица; Дебет 50 Кредит 73 субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" - внесена виновником сумма ущерба в кассу. В том случае, если сумма недостачи удерживается из зарплаты работника, в учете делается запись: Дебет 70 Кредит 73 субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" - удержана из зарплаты работника сумма недостачи.
Виновный не найден
В тех случаях, когда найти виновного не удалось, сумма ущерба списывается за счет собственных средств организации как внереализационные расходы: Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 94 - списана сумма недостачи на внереализационные расходы. Одновременно сумма недостачи отражается на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов". Там эта сумма будет числиться в течение пяти лет. При расчете налога на прибыль убытки от недостач, по которым не установлены виновники, также списываются на внереализационные расходы. Это предусмотрено пп.5 п.2 ст.265 Налогового кодекса РФ. Однако чтобы это сделать, факт отсутствия виновных лиц нужно подтвердить документально. Подтверждающим документом может быть, например, копия постановления о приостановлении уголовного дела по факту хищения имущества (Письмо МНС России от 8 июня 2004 г. N 02-5-10/37). Заметьте: если фирма решила не заводить уголовного дела и не искать виновных, она вправе по распоряжению руководителя списать сумму ущерба в бухучете на внереализационные расходы. Но вот при расчете налога на прибыль эту сумму учесть уже будет нельзя.
Пример 1. Руководство ООО "Парус" обнаружило факт хищения товара со склада организации. По результатам инвентаризации сумма ущерба составила 30 000 руб. Рыночная стоимость утерянных товаров совпадает с их стоимостью по данным бухучета. После проведенной инвентаризации в учете ООО "Парус" сделана проводка: Дебет 94 Кредит 41 - 30 000 руб. - отражена фактическая стоимость утерянного товара. Чтобы найти виновного, организация обратилась в милицию. Однако виновник так и не был найден. Это подтверждено постановлением о приостановлении уголовного дела. Получив этот документ, бухгалтер сделал проводку: Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 94 - 30 000 руб. - списана недостача товара на внереализационные расходы; Дебет 007 - 30 000 руб. - учтена недостача за балансом. В налоговом учете сумма ущерба - 30 000 руб. - также была списана на внереализационные расходы.
Если имущество застраховано
Многие организации страхуют свое имущество от непредвиденных потерь. Сумму полученной страховки бухгалтер должен включить в чрезвычайные доходы организации. На это указывает п.9 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99. В налоговом учете страховые выплаты относятся к внереализационным доходам предприятия. Это следует из ст.250 Налогового кодекса РФ. Дело в том, что перечень таких доходов является открытым. Кроме того, страховые выплаты не исключены из налоговой базы по налогу на прибыль на основании ст.251 Налогового кодекса РФ.
Пример 2. ЗАО "Мир" в марте 2004 г. застраховало свой автомобиль от любого ущерба сроком на один год. В октябре того же года автомобиль сгорел при пожаре и восстановлению не подлежит. Покупная цена автомобиля составляет 177 000 руб. (в том числе НДС - 27 000 руб.). На момент пожара на него была начислена амортизация в размере 20 000 руб. Организация получила страховку за машину в размере 160 000 руб. Бухгалтер ЗАО "Мир" сделал в учете такие проводки: Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01 субсчет "Основные средства в эксплуатации" - 150 000 руб. (177 000 - 27 000) - списана первоначальная стоимость сгоревшего автомобиля; Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств" - 20 000 руб. - списана амортизация, начисленная за время эксплуатации автомобиля; Дебет 99 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств" - 130 000 руб. (150 000 - 20 000) - списана на чрезвычайные расходы остаточная стоимость автомобиля. После того как страховка была получена, бухгалтер сделал такие проводки: Дебет 76 субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию" Кредит 99 - 160 000 руб. - начислена сумма страхового возмещения; Дебет 51 Кредит 76 субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию" - 160 000 руб. - получены денежные средства по страховке.
С.А.Шилкин Эксперт журнала "Главбух" Подписано в печать 10.11.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |