Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Новые размеры госпошлин и их учет ("Главбух", 2004, N 22)



"Главбух", N 22, 2004

НОВЫЕ РАЗМЕРЫ ГОСПОШЛИН И ИХ УЧЕТ

Президент РФ подписал Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ, который добавляет в Налоговый кодекс РФ гл.25.3 "Государственная пошлина". Действовать она начнет уже с 1 января 2005 г.

Что же нового привнес Закон в Кодекс? Во-первых, стал больше перечень случаев, в которых власти взимают госпошлины. Кроме того, эти ситуации теперь прописаны более конкретно. Во-вторых, изменились размеры пошлин: отныне они не привязаны к МРОТ, а установлены в определенных суммах. Размеры наиболее распространенных госпошлин мы привели в справочных данных на с. 105.

Однако для бухгалтера более важно то, как учитывать пошлины при создании фирмы, регистрации имущества, лицензировании, судебных разбирательствах. В каждом из этих случаев есть свои нюансы учета. Все они как раз рассмотрены в этой статье.

Госпошлины при создании фирмы

Учредители начинают тратить деньги еще до того, как создана их фирма. В числе прочих "подготовительных" расходов и пошлина за государственную регистрацию юридического лица. Размер такой госпошлины в следующем году остается тот же - 2000 руб.

Кроме того, для регистрации предприятия в налоговую инспекцию нужно представить нотариально заверенные копии учредительных документов (устава и учредительного договора). За то, что нотариус удостоверит снятые копии, также следует уплатить пошлину. В следующем году стоимость таких услуг будет фиксированной - 500 руб. Это закреплено в гл.25.3 Налогового кодекса РФ.

Есть и еще одна госпошлина, на которую с 2005 года придется раскошеливаться при создании предприятия. Ее должны уплачивать те, кто решил в названии фирмы использовать слова "Россия", "Российская Федерация" или словосочетания, образованные на их основе. Размер госпошлины будет равен 10 000 руб.

Напомним, что сейчас организации, в наименованиях которых встречаются подобные слова, обязаны перечислять в казну особый сбор (пока не госпошлину!). Установлен он Законом РФ от 2 апреля 1993 г. N 4737-1. Ежеквартально платят:

- заготовительные, снабженческо-сбытовые, торговые организации - 0,05 процента от оборота;

- фирмы, занимающиеся иной предпринимательской деятельностью, - 0,5 процента от стоимости реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Остальные организации, использующие в названии слова "Россия" и т.д., перечисляют данный сбор ежегодно, каждый раз выкладывая по 10 000 руб.

Однако с 1 января 2005 г. этот сбор будет отменен.

Оплатить госпошлину можно как наличными, так и по "безналу". Такую свободу выбора предоставит п.3 ст.333.18 Налогового кодекса РФ. В первом случае документом, подтверждающим оплату, является, например, квитанция, которую выдал кассир банка. Во втором случае - исполненное платежное поручение. При этом внести в бюджет госпошлину может не только сам заявитель, но и другое лицо. Такие разъяснения дало МНС России в Письме от 13 октября 2004 г. N 09-0-10/4058@.

Все расходы на открытие фирмы называются организационными. Их учет зависит от того, признаны они в учредительном договоре вкладом в уставный капитал фирмы или нет.

Организационные расходы признаны вкладом в уставный капитал

Если учредители договорились, что средства, потраченные на открытие фирмы, являются вкладом в уставный капитал, то в бухгалтерском учете эта сумма считается нематериальным активом. Так сказано в п.4 ПБУ 14/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 91н. Оценивают актив по той стоимости, на какой сойдутся учредители (п.9 ПБУ 14/2000).

В учете это выглядит следующим образом:

Дебет 75 субсчет "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал" Кредит 80

- отражена задолженность учредителя по вкладу в уставный капитал;

Дебет 08 субсчет "Приобретение нематериальных активов" Кредит 75 субсчет "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал"

- внесены организационные расходы в качестве вклада в уставный капитал;

Дебет 04 Кредит 08 субсчет "Приобретение нематериальных активов"

- принят к учету нематериальный актив.

В налоговом же учете новоиспеченной фирмы списать истраченную на пошлины сумму не получится. Что именно относится к нематериальным активам, прописано в ст.257 Налогового кодекса РФ. В данном перечне организационных расходов нет. Не удастся их отнести и на прочие затраты, поскольку документы, подтверждающие оплату госпошлин, выписаны на другие фирмы или физических лиц.

Организационные расходы не упомянуты в учредительном договоре

Теперь допустим, в уставных документах не написано, что деньги, истраченные при создании фирмы, являются вкладом в ее уставный капитал. Тогда списать их на расходы нельзя ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете.

Дело в том, что в бухучете признавать можно только затраты организации. А фирма считается созданной лишь с момента государственной регистрации (ст.51 Гражданского кодекса РФ). Деньги, израсходованные до этого, вообще не учитываются.

Не уменьшают они и прибыль, так как, согласно ст.252 Налогового кодекса РФ, расходами признают затраты налогоплательщика. А им предприятие становится опять же после госрегистрации. К тому же расходы должны быть подтверждены документами, выписанными на фирму. Но пока организация еще не создана, это условие выполнить невозможно.

Пошлины за госрегистрацию имущества

Купленная недвижимость, приобретенные транспортные средства, созданные нематериальные активы (скажем, компьютерные программы) подлежат государственной регистрации. Разумеется, она тоже оплачивается. До 2005 г. с предприятия, которое ставит на учет свою новую недвижимость, берут плату за регистрацию. А тот, кто купил транспорт или разработал программу, должен казне регистрационный сбор. В следующем году все эти платежи будут называться госпошлинами.

В бухучете все пошлины, уплаченные за государственную регистрацию имущества, включаются в его первоначальную стоимость. Об этом сказано в п.8 ПБУ 6/01 и п.6 ПБУ 14/2000. В налоговом учете действует иное правило: тут госпошлины относят на прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Таковы требования пп.40 п.1, а также пп.1 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ.

Из-за того, что правила отличаются, образуются отложенные налоговые обязательства, которые необходимо учитывать согласно ПБУ 18/02. Естественно, это неудобно. Однако есть два варианта этого избежать.

1. "Налоговую" стоимость имущества сделать равной "бухгалтерской"

Сделать это можно, включив сумму госпошлины в первоначальную стоимость объекта. Конечно, в таком случае бухгалтер нарушит правила Налогового кодекса РФ, но штрафов опасаться не стоит. Ведь тогда сумма госпошлины будет списываться дольше - в течение срока амортизации имущества. Но надо помнить, что, хотя этот способ и удобен бухгалтеру, фирме это невыгодно. Поэтому к такому методу стоит прибегнуть, когда сумма госпошлины не является значительным расходом для организации.

2. "Бухгалтерскую" стоимость имущества сделать равной "налоговой"

В этой ситуации уплаченные госпошлины не надо включать в первоначальную стоимость имущества ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Напомним: есть так называемые принципы рациональности и существенности. Они позволяют не применять усложняющие работу правила бухучета, если в результате отчетность существенно не изменится. Главное прописать в учетной политике, какие суммы фирма считает существенными. Финансовое ведомство рекомендует признавать таковыми показатели, составляющие не менее 5 процентов от стоимости актива. Об этом сказано в п.1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н. Но предприятие вправе установить и другой критерий - например, 4 или 6 процентов.

Скорее всего, сумма госпошлины за регистрацию окажется меньше уровня существенности, поэтому проблема учета разниц по ПБУ 18/02 будет решена. Возможно, налоговые инспекторы обратят внимание на то, что первоначальная стоимость была занижена, и попытаются доначислить налог на имущество. И не исключено, что свою точку зрения придется отстаивать в суде. Однако правда на стороне фирмы, ведь она пользовалась теми правами, которые предоставляет бухгалтерское законодательство.

Государственные пошлины за лицензию

Если организация решит заниматься одним из лицензируемых видов деятельности, ей придется перечислить в бюджет госпошлину. Сначала надо заплатить за то, что чиновники рассмотрят заявление фирмы о предоставлении ей лицензии, это стоит 300 руб. Потом и за саму лицензию нужно отдать 1000 руб. Такие расценки приведены в пп.71 п.1 ст.333.33 Налогового кодекса РФ. Отметим, что в 2004 г. на получение лицензии приходится тратить столько же.

По общему правилу расходы следует признавать в том отчетном периоде, к которому они относятся. Между тем лицензию обычно выдают сразу на несколько лет. Поэтому затраты на нее надо списывать в течение всего срока ее действия.

Поэтому в бухгалтерском учете уплаченная пошлина сначала отражается на счете 97 "Расходы будущих периодов":

Дебет 97 Кредит 51 (50)

- уплачена госпошлина за лицензию.

А затем постепенно списывается на расходы:

Дебет 26 Кредит 97

- списаны затраты по приобретению лицензии на текущие расходы.

В целях налогообложения прибыли стоимость госпошлины за лицензию также списывают постепенно и включают в прочие расходы (пп.1 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ).

"Судебные" пошлины

Прежде чем обращаться в суд, также необходимо заплатить госпошлину. Относят ее к внереализационным расходам - как в бухгалтерском учете (п.12 ПБУ 10/99), так и в налоговом (пп.10 п.1 ст.265 Налогового кодекса РФ). Отражать госпошлину в учете надо в тот момент, когда предприятие ее оплатит.

Проигравшая сторона возмещает расходы контрагента на уплату госпошлины. Такое правило установлено п.1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Выиграв дело, фирма отразит у себя в учете внереализационный доход, который равен сумме пошлины (п.8 ПБУ 9/99, ст.250 Налогового кодекса РФ). Это надо сделать в тот день, когда решение суда вступит в законную силу.

Пример. ООО "Полимер" 17 января 2005 г. обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением: фирма просила признать незаконным решение налоговой инспекции. Госпошлина за подачу заявления составила 2000 руб.

Бухгалтер ООО "Полимер" 17 января 2005 г. сделал в учете проводку:

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 51

- 2000 руб. - уплачена госпошлина за рассмотрение искового заявления.

В налоговом учете бухгалтер включил госпошлину в состав внереализационных расходов в январе 2005 г.

А 21 марта 2005 г. суд вынес решение в пользу фирмы. В законную силу решение арбитражного суда вступило через месяц (п.1 ст.180 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Поэтому в апреле бухгалтер ООО "Полимер" в учете сделал проводку:

Дебет 76 Кредит 91 субсчет "Прочие доходы"

- 2000 руб. - учтена госпошлина, подлежащая возврату, в составе прочих доходов.

В целях налогообложения прибыли государственная пошлина в сумме 2000 руб. была включена в состав внереализационных доходов в апреле 2005 г.

25 апреля 2005 г. ООО "Полимер" вернули госпошлину. Бухгалтер фирмы записал в учете:

Дебет 51 Кредит 76

- 2000 руб. - возвращена ответчиком госпошлина.

Н.И.Беленькая

Эксперт журнала "Главбух"

Подписано в печать

10.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Проблемы с арендой при "упрощенке" ("Главбух", 2004, N 22) >
Статья: Потеря имущества. Каковы действия бухгалтера? ("Главбух", 2004, N 22)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.