|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Выплаты работникам организации, призываемым на военные сборы ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 46)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 46, 2004
ВЫПЛАТЫ РАБОТНИКАМ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРИЗЫВАЕМЫМ НА ВОЕННЫЕ СБОРЫ
Призыв граждан на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе предусмотрены ст.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ). В соответствии с п.2 ст.6 этого Закона граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка в размере не более 1000 руб. Согласно Положению о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2001 N 157) (с изм. от 13.07.2004) (далее - Положение), выплата гражданам, призываемым на военные сборы, среднего заработка и возмещение расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочных расходов производится предприятиями и организациями, где они работают, но за счет военных комиссариатов. Компенсация предприятиям расходов, связанных с выплатой гражданам среднего заработка, с оплатой найма (поднайма) жилья и проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочных расходов производится военными комиссариатами на основании выставляемых предприятиями счетов после призыва на военные сборы и их прохождения. Перечисление денежных средств военными комиссариатами производится в месячный срок со дня получения счета предприятия. Определение понятия "компенсация" приведено в ст.164 Трудового кодекса Российской Федерации: компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. В ст.165 ТК РФ указано, что работникам предоставляются гарантии и компенсации при исполнении государственных или общественных обязанностей. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности, производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей. Согласно п.3 Положения расходы по проведению военных сборов финансируются за счет средств федерального бюджета по разделу "Национальная оборона", и Минобороны России в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданам средства. Таким образом, организация-работодатель, выплачивая работнику компенсацию, предусмотренную п.2 ст.6 Закона N 53-ФЗ, не несет расходов, связанных с призывом ее работников на военные сборы, а значит, у нее нет оснований включать эти суммы в расходы по оплате труда. Обязанность выплатить гражданину компенсацию в размере среднего заработка, но не более 1000 руб. возложена на Минобороны России. Следовательно, организация в отношении выплат работнику, по сути, выступает посредником между работником, призванным на военные сборы, и Минобороны России. Кроме того, ст.170 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан освободить работника от работы на время исполнения государственных обязанностей с сохранением за ним места работы, а государственный орган, который привлек работника к исполнению государственных обязанностей, выплачивает работнику компенсацию в размере, определенном законом или иным нормативным актом. В данном случае таким органом является Минобороны России. Таким образом, выплаты работнику за время прохождения военных сборов никак не связаны с выполнением работником своих трудовых обязанностей, а также с выполнением работ или оказанием услуг. Их следует рассматривать в качестве предусмотренной действующим законодательством компенсации за исполнение государственных обязанностей. Источник этих выплат - средства федерального бюджета.
На основании п.1 ст.236 НК РФ единым социальным налогом (ЕСН) облагаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Выплата компенсации обусловлена тем, что работник отсутствовал на работе по уважительной причине и не выполнял свои трудовые обязанности. И она частично возмещает работнику материальные потери из-за отсутствия заработной платы. Следовательно, такие компенсационные выплаты не должны признаваться объектом обложения ЕСН, поскольку не являются выплатой работнику по трудовому или гражданско-правовому договору за выполнение работ, оказание услуг, а также не являются сохраняемым за работником средним заработком. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлено Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ. В соответствии с этим Законом Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 были утверждены Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Правила предусматривают, что страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765. Согласно п.10 Перечня не начисляются страховые взносы в ФСС РФ на суммы, выплачиваемые работникам в возмещение расходов, и иные компенсации, выплачиваемые им в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации. Поскольку речь идет именно о компенсации за исполнение государственных обязанностей, которая предусмотрена действующим законодательством, взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве на такие выплаты также не начисляются. В соответствии с п.1 ст.217 НК РФ суммы компенсаций, выплаченных работнику в соответствии с законодательством Российской Федерации, не подлежат обложению и налогом на доходы физических лиц. В бухгалтерском учете организации выплата компенсации работнику за время прохождения военных сборов в пределах суммы 1000 руб. за счет средств федерального бюджета отражается следующими записями: Дебет 76, Кредит 70 - начислена сумма компенсации; Дебет 70, Кредит 50 - выплачена сумма работнику; Дебет 51, Кредит 76 - получена компенсация от военного комиссариата. Помимо выплат, предусмотренных ст.6 Закона N 53-ФЗ, организация может произвести доплату работнику до его фактического среднего заработка. Если в коллективном или трудовом договоре есть положение о доплатах работникам за время прохождения военных сборов исходя из фактического среднего заработка, такие доплаты включаются в расходы при исчислении налога на прибыль (п.25 ст.255 НК РФ). Следовательно, возникает необходимость начислить ЕСН на суммы доплат в соответствии с п.1 ст.236 НК РФ, а также взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве. Если в коллективном или трудовом договоре положений о таких доплатах нет, но решение о доплате до фактического среднего заработка принято, то ее нужно произвести за счет прибыли, остающейся после уплаты налога, ЕСН не начисляется в соответствии с п.3 ст.236 НК РФ, поскольку расходы по выплате не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций. В пп.6 п.1 ст.208 НК РФ указано, что в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц включается вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. Следовательно, доплаты работнику исходя из фактического среднего заработка за время прохождения военных сборов помимо предусмотренных ст.6 Закона N 53-ФЗ необходимо включить в налоговую базу по этому налогу. Командировочные расходы, оплаченные организациями на основании выдаваемых военными комиссариатами справок о фактическом времени пребывания гражданина на военных сборах, подпадают под понятие компенсационных выплат, производимых лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, и не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании п.3 ст.217 НК РФ.
Т.Федорова Аудитор ООО "АФК-Аудит" Подписано в печать 10.11.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |