|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Учет сведений об индивидуальных предпринимателях в налоговом органе ("Финансовая газета", 2004, N 46)
"Финансовая газета", N 46, 2004
УЧЕТ СВЕДЕНИЙ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯХ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ
В соответствии с п.1 ст.83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. К иным основаниям, предусмотренным НК РФ, относятся постановка на учет плательщиков единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) - индивидуальных предпринимателей в налоговом органе по месту осуществления деятельности согласно п.2 ст.346.28 НК РФ, а также постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр индивидуальных предпринимателей в качестве плательщиков налога на добычу полезных ископаемых согласно ст.335 НК РФ. В соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 г. вступила в силу часть вторая НК РФ, которая содержит гл.23 "Налог на доходы физических лиц", и признан утратившим силу со дня введения в силу части второй НК РФ Закон Российской Федерации от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц". Нормами ст.227 НК РФ уплата налога на доходы физических лиц установлена по месту учета индивидуального предпринимателя. Местом учета налогоплательщика - индивидуального предпринимателя является налоговый орган по месту жительства физического лица (ст.83 НК РФ). Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные Приказом МНС России от 29.11.2000 N БГ-3-08/415, не содержат требования вести учет сведений об индивидуальном предпринимателе в налоговом органе по месту осуществления его деятельности. Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2004 г. вступила в силу гл.29 "Налог на игорный бизнес" НК РФ и признан утратившим силу Федеральный закон N 142-ФЗ. Налогоплательщик обязан поставить на учет в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика каждый объект налогообложения, указанный в п.1 ст.366 НК РФ, не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения (п.2 ст.366). Индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса на территории субъекта Российской Федерации по месту своего жительства, а также и на территории других субъектов Российской Федерации, обязан поставить все имеющиеся объекты обложения налогом на игорный бизнес на учет в налоговом органе по месту своего жительства. Данное разъяснение приведено в Письме МНС России от 15.03.2004 N 22-0-10/425@ "О постановке на учет в налоговом органе объектов налогообложения налогом на игорный бизнес". Согласно ст.1 Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" с 1 января 2004 г. гл.26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" НК РФ вступила в силу в новой редакции. Порядок перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога и возврата к общему режиму налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей - индивидуальных предпринимателей предусматривает подачу ими соответствующих заявлений в налоговый орган по своему месту жительства (ст.346.3 НК РФ). Уплата единого сельскохозяйственного налога и авансового платежа по этому налогу производится по месту жительства индивидуального предпринимателя (п.4 ст.346.9 НК РФ). Индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.2 ст.346.10 НК РФ).
Пример 1. В одном из городов Республики Удмуртия функционируют две межрайонные инспекции. Индивидуальный предприниматель поставлен на учет по месту жительства в одной из них. Кроме деятельности в качестве индивидуального предпринимателя он осуществляет деятельность, подлежащую обложению ЕНВД. Деятельность, подлежащую обложению ЕНВД, индивидуальный предприниматель осуществляет на территории второй межрайонной инспекции. При этом как предприниматель, осуществляющий деятельность, подлежащую обложению ЕНВД, постановку на учет во второй межрайонной налоговой инспекции он не осуществил. Предприниматель был привлечен к финансовой ответственности по ст.116 НК РФ.
Комментарий. В данном случае следует ориентироваться на нормы п.1 ст.83 НК РФ и п.2 ст.346.28 НК РФ. Эти нормы обязывают плательщиков ЕНВД, не состоящих на учете в налоговых органах того субъекта Российской Федерации, в котором они осуществляют виды предпринимательской деятельности, указанные в п.2 ст.346.26 НК РФ, встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату ЕНВД, установленного в этом субъекте Российской Федерации. Возможность толкования Арбитражным судом Удмуртской Республики нормы п.2 ст.346.28 НК РФ, отличного от толкования МНС России, приведенного в Письме МНС России от 10.04.2003 N ММ-6-09/421@ "О порядке постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности", возникла, видимо, из-за ее нечеткой редакции. Употребление в действующей редакции п.2 ст.346.28 словосочетания "не состоящих на учете в налоговых органах того субъекта Российской Федерации,..", а также "...обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности" не дает оснований МНС России считать достаточной постановку на учет только в одном налоговом органе субъекта Российской Федерации, в котором индивидуальный предприниматель осуществляет виды предпринимательской деятельности, указанные в п.2 ст.346.26 НК РФ, для неустановления требования постановки на учет в каждом налоговом органе по месту осуществления указанной деятельности на территории этого субъекта Российской Федерации. Определенный Приказом МНС России от 19.12.2002 N БГ-3-09/722 "Об утверждении форм документов и порядка постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности" порядок постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками ЕНВД, в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности обеспечивает: соблюдение единых методологических принципов в организации работы по учету налогоплательщиков; возможность открытия карточек лицевых счетов по каждому плательщику ЕНВД в налоговом органе по месту осуществления деятельности, поскольку ст.2 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" установлен норматив отчислений доходов от уплаты данного вида налога в местные бюджеты (45%); наиболее оптимальные условия для проведения налогового контроля за уплатой плательщиками в полном объеме ЕНВД, исключающие дополнительные материальные затраты при проведении выездных проверок по местам осуществления деятельности налогоплательщиков, поскольку они находятся на территориях, не подведомственных налоговому органу по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя. С 1 января 2006 г. вступает в силу п.7 ст.2 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" в части внесения поправки в гл.26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ, в том числе касающейся обеспечения налогового контроля по месту осуществления деятельности плательщиков ЕНВД и обязывающей встать на учет в налоговом органе каждого муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых осуществляется указанная деятельность. Вместе с тем, если налогоплательщик, который подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД, уже состоит в данном налоговом органе по иному основанию, штрафные санкции к такому налогоплательщику не применяются. В иных случаях, когда налогоплательщик не состоит на учете ни в налоговом органе по месту жительства, ни в данном налоговом органе, применение штрафных санкций в соответствии со ст.116 НК РФ правомерно.
Пример 2. ЗАО заключило договор-поручение на эксплуатацию автозаправочной станции с индивидуальным предпринимателем. За вознаграждение ЗАО поручает от своего имени реализацию нефтепродуктов, сопутствующих товаров третьим лицам с использованием принадлежащих ЗАО автозаправочной станции и торговых площадей. Возникает вопрос, является ли обособленным подразделением ЗАО автозаправочная станция, расположенная вне места нахождения организации, эксплуатация которой осуществляется индивидуальным предпринимателем, и соответственно подлежит ли постановке на учет как обособленное подразделение ЗАО.
Комментарий. В данном случае следует ориентироваться на нормы п.1 ст.83 НК РФ и ст.11 НК РФ. Установлено, что местом нахождения обособленного подразделения российской организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение. Обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от организации подразделение по месту нахождения оборудованных стационарных рабочих мест. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных документах или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" рабочее место - это место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Как следует из данного определения, оно распространяется на случаи, при которых возникают отношения работника и работодателя, являющихся сторонами трудового договора (контракта). Характерным признаком трудового договора служит установление для работающих четких правил внутреннего трудового распорядка и обеспечение работодателем предусмотренных законодательством условий труда. В соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации по трудовому договору работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде. По гражданско-правовому договору исполняется конкретное задание (поручение, заказ и др.). Предметом такого договора служит результат, достигнутый договаривающимися сторонами. Так, по договору поручения в соответствии со ст.971 ГК РФ одна сторона (поверенный) обязуется совершать от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. Работающие по гражданско-правовым договорам самостоятельно определяют приемы и способы выполнения поручения. Для них важен конечный результат труда - выполнение условий договора в надлежащем качестве и в согласованный срок. По договорам гражданско-правового характера одна сторона выполняет определенные виды работ или услуг, обусловленные договором (вне зависимости от квалификации или специальности, а также должности), для другой стороны. Доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если это предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором поручения (п.1 ст.972 ГК РФ). Таким образом, договор поручения, заключенный между юридическим и физическим лицами, не может служить основанием для постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.
Т.Кобзева Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга Подписано в печать 10.11.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |