Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Приказу МНС России от 15.03.2004 N БГ-3-04/198@ "О формах налоговых уведомлений" (комментарий к налоговому уведомлению на уплату транспортного налога)> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N 12)



"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 12, 2004

<КОММЕНТАРИЙ

К ПРИКАЗУ МНС РОССИИ ОТ 15.03.2004 N БГ-3-04/198@

"О ФОРМАХ НАЛОГОВЫХ УВЕДОМЛЕНИЙ"

(КОММЕНТАРИЙ К НАЛОГОВОМУ УВЕДОМЛЕНИЮ

НА УПЛАТУ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА)>

Согласно ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения согласно ст.358 настоящего Кодекса.

Статьей 362 НК РФ установлено, что юридические лица исчисляют сумму транспортного налога самостоятельно. Сумма транспортного налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, которые обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

В соответствии с пп.7 п.1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Согласно ст.52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

При этом налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если вышеуказанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно ст.363 НК РФ уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме транспортного налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.

Порядок и сроки вручения налогового уведомления можно проиллюстрировать на следующих примерах.

Так, например, в соответствии с п.1 ст.8 Закона г. Москвы от 23.10.2002 N 48 "О транспортном налоге" налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.

В случае регистрации транспортного средства после 1 июня года налогового периода налоговые органы в сроки, установленные НК РФ, направляют налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговое уведомление об установлении налогового обязательства по транспортному налогу.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, получившие налоговые уведомления на уплату налога после 20 декабря года налогового периода, уплачивают налог не позднее 30 дней с момента получения налогового уведомления.

В соответствии с п.2 ст.3 Закона г. Санкт-Петербурга от 04.11.2002 N 487-53 "О транспортном налоге" налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, получившие от налогового органа налоговое уведомление на уплату налога не позднее 1 июня года текущего налогового периода, уплачивают авансовый платеж по месту нахождения транспортных средств в срок не позднее 1 сентября года текущего налогового периода. Авансовый платеж уплачивается в сумме, указанной в налоговом уведомлении. По истечении налогового периода в срок до 1 июня года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговым органом производится перерасчет суммы налога в соответствии с гл.28 НК РФ. Сумма налога, подлежащая доплате, уплачивается налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, в срок не позднее 1 сентября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п.2 ст.8 Закона Приморского края от 28.11.2002 N 24-КЗ "О транспортном налоге" налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог авансовыми платежами равными долями в два срока - не позднее 1 июля и не позднее 1 сентября года налогового периода.

Окончательный расчет налога за истекший налоговый период и вручение налогового уведомления на сумму налога к доплате производятся налоговыми органами до 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата налога на основании окончательного расчета налогоплательщиками - физическими лицами производится в срок до 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п.2 ст.2 Закона Московской области от 16.11.2002 N 129/2002-ОЗ "О транспортном налоге в Московской области" уплата налога налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, производится по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные настоящим Законом.

Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают платежи по налогу согласно уведомлению не позднее 1 августа года налогового периода.

В случае получения из органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, сведений о регистрации транспортного средства, физическому лицу в срок до 1 марта года, следующего за налоговым периодом, вручается новое налоговое уведомление с указанием окончательной суммы налога и суммы налога, подлежащей доплате по истечении налогового периода.

В соответствии с п.2 ст.2 Закона Ленинградской области от 22.11.2002 N 51-оз "О транспортном налоге" налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, осуществляют платежи налога по транспортным средствам, зарегистрированным по состоянию на 1 января начала налогового периода, не позднее 20 дней после получения налогового уведомления.

Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику налоговым органом не позднее 1 июня года налогового периода.

В случае получения из регистрирующего органа данных о регистрации транспортного средства и (или) снятии транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и т.д.) после 1 января текущего налогового периода налоговые органы производят перерасчет налога и вручают налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговое уведомление об установлении уточненного налогового обязательства (перерасчет) по налогу.

По итогам налогового периода налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, не позднее 20 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, уплачивают налог за соответствующий налоговый период с учетом изменений в наличии зарегистрированных транспортных средств, произошедших после 1 января налогового периода.

Форма налогового уведомления на уплату транспортного налога утверждена Приказом МНС России от 15.03.2004 N БГ-3-04/198@ "О формах налоговых уведомлений" (ранее форма налогового уведомления по транспортному налогу была установлена Приказом МНС России от 14.10.2002 N БГ-3-04/566 "Об утверждении формы налогового уведомления на уплату транспортного налога физическими лицами и о внесении изменений и дополнений в Приказ МНС России от 14.10.1999 N АП-3-08/326").

Налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление одновременно с платежным документом ПД (налог).

Налоговое уведомление состоит из двух частей. В налоговом уведомлении указываются реквизиты налогового органа, реквизиты налогоплательщика, вид налога, отметка о получении налогового уведомления (дата, подпись налогоплательщика), объект налогообложения (с указанием государственного регистрационного знака (номера) транспортного средства), налоговая база (мощность двигателя в л. с./кВт, валовая вместимость в регистровых тоннах, единица транспортного средства), ставка транспортного налога, коэффициент (определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде), сумма транспортного налога, подлежащая уплате (произведение налоговой базы и ставки налога), сроки уплаты транспортного налога.

Если за физическим лицом зарегистрировано несколько транспортных средств и налог по ним исчисляется одним налоговым органом, то такому налогоплательщику может быть выписано одно налоговое уведомление, в котором отражены все транспортные средства, подлежащие налогообложению, согласно п.32 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 (далее - Методические рекомендации).

В случае поступления от физического лица (организации) заявления о том, что на него (нее) не зарегистрировано транспортное средство, указанное в налоговом уведомлении (требовании), налоговый орган должен провести работу по уточнению сведений по конкретному транспортному средству согласно п.38 Методических рекомендаций. В этом случае налоговый орган, осуществляющий контроль за полнотой и своевременностью уплаты в бюджет транспортного налога, должен направить в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию транспортных средств, мотивированный запрос об уточнении сведений:

1) о конкретном транспортном средстве; лицах, на которые оно было зарегистрировано; датах регистрации и снятия с регистрации;

2) о всех транспортных средствах, зарегистрированных на конкретное физическое лицо (организацию).

При получении уточненных сведений налоговый орган обязан внести необходимые изменения в базу данных, а также известить физическое лицо о выявленных (невыявленных) расхождениях и принятом решении.

Согласно п.45 Методических рекомендаций если законом субъекта Российской Федерации предусмотрена уплата в течение налогового периода платежей по налогу, то в налоговом уведомлении, вручаемом физическому лицу в срок не позднее 1 июня года налогового периода, указываются:

- суммы платежей по налогу, исчисленные исходя из данных о транспортных средствах, зарегистрированных по состоянию на 1 января текущего налогового периода;

- сроки уплаты платежей по налогу, определяемые исходя из норм закона субъекта Российской Федерации и даты направления налогового уведомления.

По окончании налогового периода физическому лицу вручается новое налоговое уведомление с указанием окончательной суммы налога, подлежащей уплате по истечении налогового периода. Вышеуказанная сумма рассчитывается в порядке, установленном НК РФ и законом субъекта Российской Федерации (с учетом в том числе коэффициента, установленного п.3 ст.362 НК РФ, и налоговых льгот, установленных законом субъекта Российской Федерации). Кроме того, приводятся сумма налога, уплаченная в течение налогового периода, сумма налога, подлежащая доплате в бюджет, и срок уплаты налога.

Таким образом, физические лица уплачивают транспортный налог при получении от налогового органа налогового уведомления на уплату транспортного налога, направленного налогоплательщику, не позднее 30 дней до наступления срока платежа, установленного законом субъекта Российской Федерации, а если законом субъекта Российской Федерации срок не установлен, - то не позднее 1 июня года налогового периода.

Если физическое лицо - плательщик транспортного налога имеет право на льготы, то в соответствии с законом, принятым субъектом Российской Федерации и устанавливающим льготы по транспортному налогу, такой налогоплательщик предъявляет в налоговый орган документы, являющиеся основанием для предоставления льготы.

Если налогоплательщик не уплатил сумму налога, в том числе транспортного, в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, то такому налогоплательщику направляется требование об уплате налога и сбора в соответствии с правилами, установленными гл.10 НК РФ.

В случае неуплаты или неполной уплаты транспортного налога в сроки, указанные в налоговом уведомлении, к налогоплательщику применяются санкции согласно гл.11 НК РФ в части начисления пени, сумма которой рассчитывается и указывается в налоговом требовании на день направления налогового требования.

Так, согласно ст.72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.

Согласно ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке.

При этом не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Согласно ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета при наличии у него недоимки и независимо от его привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В целях повышения эффективности взыскания задолженности по налогам (сборам), а также пеням и совершенствования работы налоговых органов при применении мер принудительного взыскания и на основании п.2 ст.4 НК РФ Приказом МНС России от 29.08.2002 N БГ-3-29/465 утверждены форма решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках, форма требования об уплате налога и форма требования об уплате налоговой санкции.

Вышеуказанным Приказом МНС России утверждены формы налогового требования, направляемые как юридическим лицам - налогоплательщикам либо налоговым агентам, так и физическим лицам - налогоплательщикам либо налоговым агентам, в которых указываются соответствующий налогоплательщик либо налоговый агент, его реквизиты, реквизиты налогового органа, номер налогового требования и дата, по состоянию на которую направляется налоговое требование. В налоговом требовании приводятся соответствующая задолженность по налогам (сборам) и суммы пени.

В налоговом требовании налогоплательщику (налоговому агенту) предлагается погасить в добровольном порядке числящуюся за ним задолженность по налогам, а также сумму пени.

На оборотной стороне налогового требования указываются основания взимания налогов (сборов), норма законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, устанавливающая обязанность налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента уплатить налог или сбор, срок уплаты налога (сбора). При этом налогоплательщик (налоговый агент) ставится в известность о том, что если налоговое требование будет оставлено без исполнения в установленный в налоговом требовании срок, то налоговый орган примет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах (ст.ст.46 и 47 НК РФ) меры принудительного взыскания налогов (сборов) и суммы пени.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если вышеуказанные лица уклоняются от получения требования, то это требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК РФ.

Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

При этом необходимо заметить, что гл.28 НК РФ для транспортного налога не установлены какие-либо иные правила направления налогового требования об уплате недоимки и пени по этому налогу.

Исходя из вышеизложенного налоговое уведомление на уплату транспортного налога направляется налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа, установленного законом субъекта Российской Федерации, а если законом субъекта Российской Федерации срок не установлен, то не позднее 1 июня года налогового периода.

Если налогоплательщик не уплатил транспортный налог на основании налогового уведомления, то у такого налогоплательщика возникает недоимка по транспортному налогу и ему направляется налоговое требование на уплату недоимки по транспортному налогу и суммы пени. Требование на уплату недоимки по транспортному налогу и суммы пени направляется в срок не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.

Сумма пени за неуплату транспортного налога рассчитывается и уплачивается за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога.

В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате транспортного налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании транспортного налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Если налоговый орган обращается в суд с иском об уплате транспортного налога, пени и санкций, то требования о взыскании с налогоплательщика-недоимщика сумм транспортного налога, пени и налоговых санкций объединяются в одном исковом заявлении. Кроме того, сумма пени в исковом заявлении указывается на день подачи искового заявления и уплачивается налогоплательщиком-недоимщиком за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате транспортного налога.

Кроме того, такому налогоплательщику также направляется требование об уплате налоговой санкции в добровольном порядке, в котором указываются реквизиты налогоплательщика и налогового органа, номер и дата требования, основания привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного НК РФ, вид налогового правонарушения, сумма налоговой санкции, код бюджетной классификации.

Л.А.Панина

Советник налоговой службы

I ранга

Подписано в печать

05.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Приказу МНС России от 15.06.2004 N САЭ-3-04/366@ "Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и Инструкции по их заполнению"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N 12) >
Статья: <Комментарий к Приказу ГТК России от 28.11.2003 N 1356 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров" (в ред. Приказа ГТК России от 28.06.2004 N 746)> (Продолжение) ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.