Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: К вопросу об эффективности расходования средств ("Финансы", 2004, N 11)



"Финансы", N 11, 2004

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ

Практически во все времена не подвергался сомнению тот факт, что государственный финансовый контроль (ГФК) - это один из важнейших составных элементов управления страной. Без здоровой и эффективной системы государственных финансов нельзя достичь успехов ни в экономике, ни в социальной сфере, а создание такой системы невозможно без организации государственного финансового контроля.

Вместе с тем в стране пока отсутствует единая концепция государственного финансового контроля, не дано законодательное определение многих категорий и понятий, не достаточно четко разграничены функции субъектов контроля, что заметно затрудняет работу контрольных органов и снижает эффективность проводимых ими мероприятий.

Поскольку контроль заключается в выявлении нарушений, то его действенность напрямую зависит от четкости формулировок в нормативных правовых актах содержания каждого вида нарушений (что является нарушением) и установления в каждом нормативном правовом акте ответственности за его невыполнение с определением санкций, адекватных ущербу, нанесенному в результате неправомерных действий или бездействия должностных лиц.

В связи с этим хотелось бы затронуть такую давно обсуждаемую проблему, как определение эффективности и рациональности использования средств. Во многих нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность органов ГФК, в качестве одной из задач выделяют контроль за законностью, эффективностью, рациональностью, целесообразностью использования средств бюджета, внебюджетных фондов и государственной собственности. Если понятие нецелевого использования средств достаточно четко определено в ст.289 Бюджетного кодекса и нормативных актах Министерства финансов РФ как направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, то вопрос о толковании понятий эффективности и рациональности до конца не решен.

Представляется, что под рациональностью можно понимать выбор наилучшего из нескольких предложенных вариантов выполнения поставленной задачи или решения какой-либо проблемы. В таком случае средства, потраченные на реализацию наилучшего варианта, можно признать использованными рационально.

В то же время если соблюдение установленного ст.34 Бюджетного кодекса принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств означает достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств, то само понятие эффективности можно определить как соотношение между полученным результатом и затраченными средствами.

При этом результат характеризуется фактом достижения (недостижения) той цели, ради которой это расходование производилось. В качестве примера можно привести внедрение турникетов на наземном транспорте. Если под целью понимать ликвидацию возможности безбилетного проезда, то, как показали эксперименты, технически достижение такой цели вполне реально и средства, потраченные на соответствующее оборудование, можно признать использованными рационально. Однако далее необходимо просчитать эффективность этих расходов, то есть, во-первых, сопоставить сумму ущерба, наносимого безбилетниками при существующих системах оплаты проезда, со всеми издержками по внедрению и функционированию новой системы, а во-вторых, сравнить цены на закупку всего потребовавшегося оборудования и материалов со среднерыночными ценами на аналогичные товары. Таким образом, возможны четыре варианта использования средств:

1) рациональное и эффективное - выбран оптимальный путь решения проблемы, соблюден принцип эффективности;

2) рациональное, но не эффективное - выбран оптимальный путь решения проблемы, но принцип эффективности не соблюдался;

3) нерациональное, но эффективное - принцип эффективности соблюден в рамках выбранного пути решения, но данный путь не является наилучшим среди имеющихся;

4) нерациональное и неэффективное - кроме того, что выбранный путь решения проблемы не является наилучшим среди имеющихся, при его реализации не был соблюден принцип эффективности.

Однако если в качестве цели установить достижение определенного уровня рентабельности работы транспортных предприятий, представляется не вполне очевидным, что внедрение такой системы будет способствовать достижению подобной цели, поскольку вполне возможно, что данная мера повлечет сокращение объемов перевозок пассажиров, увеличение совокупных издержек на эксплуатацию транспортных средств и появление других обстоятельств, отрицательно влияющих на величину прибыли предприятий.

Вместе с тем достижение заданной цели по какому-либо одному направлению может вызвать изменения в смежных областях, и такие изменения не всегда носят положительный характер. В случае с установкой турникетов это, например, значительное увеличение времени на посадку/высадку пассажиров, возникновение очередей на остановках, неудобства при применении единых проездных документов, увеличение общего времени прохождения маршрута, что влечет за собой необходимость увеличения числа транспортных средств на маршруте, и другие трудности. Соответственно, если говорить о достижении социального эффекта, такого как, например, повышение доступности, удобства и комфортности перевозок, то может наблюдаться вообще обратная ситуация.

Таким образом, представляется целесообразным создавать целевые программы не просто ради достижения одной или нескольких "локальных целей", а ставить задачу повышения эффективности работы определенной системы в целом, учитывая взаимосвязанность всех составляющих ее элементов. При таком подходе становится возможным на стадии планирования рассмотреть, как изменение работы одного элемента (а также добавление новых или удаление существующих) повлияет на функционирование других элементов и всей системы в целом, и избежать ситуаций, когда после внедрения какого-либо нововведения негативные последствия преобразований фактически перечеркивают полученную пользу.

При такой трактовке понятий эффективности и рациональности особенно важно, чтобы в тех документах, на основании которых будет производиться финансирование расходов, был точно определен результат, который планируется достигнуть, с указанием конкретных количественных (натуральных или стоимостных) показателей, увеличение или уменьшение которых будет свидетельствовать о достижении (недостижении) результата. Например, в качестве такого результата можно задать достижение определенного уровня рентабельности работы предприятия при сохранении объемов перевозок, поскольку сама по себе установка турникетов в целях ликвидации возможности безбилетного проезда может сопровождаться значительным сокращением объемов перевозок пассажиров, что в итоге приведет к снижению поступления доходов от данного вида услуг.

При определении рациональности расходов необходимо рассматривать наряду с предлагаемым вариантом и альтернативные программы развития той или иной системы. В случае с транспортом это могут быть предложения по снижению тарифов на проезд за счет уменьшения себестоимости перевозок, что могло бы способствовать росту прибыли в соответствии с "эффектом масштаба". Возможно, более рациональным для города оказалась бы не установка турникетов, а перевод автобусов на использование более дешевого газового топлива, что к тому же предпочтительнее с точки зрения охраны окружающей среды.

Большое значение при определении эффективности внедрения нововведения имеет его экспериментальное применение. При этом важно, чтобы условия, в которых проводится эксперимент, были максимально приближены к общим условиям функционирования системы. Например, в случае с транспортом проведение эксперимента по установке турникетов в г. Зеленограде и на отдельных маршрутах г. Москвы трудно признать полностью соответствующим вышеуказанному критерию, поскольку данные маршруты чаще всего представляют собой для пассажиров практически безальтернативные варианты перемещения. Возможно, более целесообразным было бы в качестве эксперимента оснастить соответствующим оборудованием не все транспортные средства одного маршрута, а, например, половину, и сравнить среднесуточную или среднемесячную величину поступлений платы за проезд на машинах с турникетами и с кондукторами.

Предложенный подход к определению эффективности и рациональности с некоторыми корректировками может применяться не только в отношении какого-либо конкретного мероприятия или программы, но и в отношении всей бюджетной политики в целом. Если рассматривать в качестве одной из главных целей бюджетной политики повышение благосостояния граждан страны (региона), то необходимо определить, способствует ли реализация стратегических направлений и тактических мероприятий бюджетной политики достижению данной цели. Возможно, более актуальным (а значит, и рациональным) было бы, например, потратить средства не на оборудование наземного транспорта турникетами, а на закупку лекарств для учреждений здравоохранения.

В связи с вышеизложенным представляется, что на повышение эффективности и рациональности использования бюджетных средств влияет полнота реализации на практике положений ст.157 Бюджетного кодекса, согласно которой органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами власти, проводят экспертизы проектов, в частности, целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства. Реализация данной нормы в полном объеме (проведение органами государственного, муниципального финансового контроля экспертиз всех проектов нормативных правовых актов бюджетного законодательства перед их утверждением) способствовала бы более четкому определению тех эффектов, которые планируется достигнуть, и более рациональному осуществлению мероприятий, направленных на их достижение.

Е.Б.Коровкина

Контрольно-счетная палата

г. Москвы

Подписано в печать

05.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Каков порядок применения ст.40 Налогового кодекса Российской Федерации? ("Финансы", 2004, N 11) >
Вопрос: Может ли в отдельных случаях запись в трудовой книжке о работе в профессии (должности), дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Спискам N N 1 и 2, служить достаточным подтверждением постоянной занятости в течение полного рабочего дня? ("Финансы", 2004, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.