Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Исследование устойчивости таможенных платежей и налоговых поступлений относительно мировых цен на нефть ("Финансы", 2004, N 11)



"Финансы", N 11, 2004

ИССЛЕДОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

И НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО МИРОВЫХ ЦЕН

НА НЕФТЬ

Исследование устойчивости таможенных платежей и налоговых поступлений относительно мировых цен на нефть является важной и актуальной проблемой, решение которой необходимо для определения направлений экономического развития страны и разработки мер по повышению устойчивости экономики и государственного бюджета к воздействию внешнеэкономической конъюнктуры и нестабильных, трудно прогнозируемых рынков.

Устойчивые поступления в государственный бюджет необходимы для выполнения государством своих функций и обязательств, и потому важно знать, в какой степени бюджет зависит от действия независимых от государства факторов, в частности, таких, как мировая цена на нефть.

Сегодня, по оценке Минфина России, 35% доходов федерального бюджета формируется за счет доходов от нефти, нефтепродуктов и газа, при этом нефть обеспечивает 13% доходов консолидированного бюджета и 18% доходов федерального бюджета, а изменение цены на нефть на 1 долл. вызывает изменение доходов консолидированного бюджета на 59 млрд руб. и федерального бюджета - на 45 млрд руб. Таким образом, согласно этим оценкам российский бюджет в значительной степени зависит от мировых цен на нефть и является недостаточно устойчивым, в связи с чем возникает вопрос, какие элементы налоговой системы служат источником неустойчивости.

Сегодня доходная часть российского бюджета формируется в основном за счет налогов и таможенных платежей. Поэтому важнейшая функция налоговой и таможенной систем должна носить чисто фискальный характер. Для ее выполнения необходимо, чтобы были законодательно установлены субъекты и объекты налогообложения и соответствующие налоговые базы. Но для безусловного выполнения фискальной функции этого недостаточно, так как если у субъекта налогообложения не будет реальных денежных средств, то он не сможет перечислять в бюджет начисленные налоговые суммы.

Устойчивость налоговой системы может быть гарантирована только за счет тех налогов, у которых объектом налогообложения являются реальные денежные средства. Этому условию удовлетворяют налоги на доходы и прибыль (налоги на доходы физических лиц, налоги на прибыль юридических лиц и т.п.).

Однако и в этом случае налоговая практика иногда способствует возникновению явлений неустойчивости. Например, это может иметь место из-за налоговых требований по уплате так называемых авансовых платежей, когда реальных денежных средств у налогоплательщика еще нет, но налоговое законодательство требует уже уплаты налогов.

Аналогичная ситуация возникает и в том случае, когда современные требования ведения бухгалтерского учета по методу начислений искажаются налоговым законодательством, требующим от налогоплательщика исполнения его обязанностей по уплате налогов сразу после начисления, а не после получения им реальных денег.

Помимо фискальной функции указанные налоги косвенным образом выполняют и регулирующие функции, оказывая воздействие на экономику за счет установления прогрессивных (регрессивных) шкал ставок налогов, их дифференциации по различным объектам налогообложения и т.п. Однако регулирующие функции указанных налогов являются вторичными.

В то же время есть налоги, у которых основной является не фискальная, а именно регулирующая функция. Объекты налогообложения у таких налогов не относятся к денежным средствам, а потому уплата этих налогов не может быть осуществлена непосредственно из их налоговой базы. Подобные налоги являются потенциальными источниками неустойчивости налоговой системы, поскольку не зависят от реальных денежных активов налогоплательщика.

Например, естественно, что вторичное налогообложение денежного капитала, который уже облагался налогами в процессе его накопления, не производится, каким бы большим ни был накопленный капитал. В то же время, если на накопленные денежные средства были куплены дом, квартира, земельный участок или автомобиль, то активы, которые количественно в денежном выражении остались неизменными, но приобрели другую форму, становятся объектом налогообложения. Таким образом, очевидно, что основной целью соответствующих налогов является налогообложение именно конкретных объектов, а получение денежных средств в бюджет служит лишь сопутствующим результатом.

Реальным результатом воздействия подобных налогов может стать ситуация, когда после того, как денежный капитал был израсходован на покупку имущества, денег для возникшей обязанности по уплате налога на приобретенное имущество может не остаться, следствием чего может быть банкротство, перераспределение собственности и т.п. Очевидно, что подобные налоги (например, налоги на имущество, недвижимость, землю, транспорт и т.п.) выполняют в первую очередь регулирующую функцию и лишь косвенно фискальную, при этом поступления в бюджет от них сильно зависят от ситуации в той или иной сфере их действия, стоимости имущества, доходов субъектов налогообложения и т.п.

Источником неустойчивости налоговой системы могут быть и такие налоги, как налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные таможенные пошлины, которые, как показали исследования на реальных данных, весьма сильно зависят от мировой цены на нефть. Введение НДПИ и установление больших экспортных пошлин позволило временно компенсировать потери, которые бюджет понес из-за того, что налоги на реализацию и прибыль в нефтяной отрасли были законодательно поставлены в льготные условия и плохо контролировались.

Для налогообложения нефти, операций с ней и занимающихся этими операциями лиц фактически была введена своя система налогообложения, которая использует конъюнктуру на мировом нефтяном рынке и в период высоких мировых цен на нефть может обеспечить большие поступления специальных налогов в бюджет. Однако в долгосрочной перспективе такая политика, не рассчитанная на использование фундаментальных налогов и ставящая участников рынка, занимающихся различной деятельностью, в неравное положение, не эффективна.

Зависимость бюджета от цен на нефть меняется в связи с изменениями в законодательстве, а также действием внешнеэкономических факторов, причем изменения касаются как вида (структуры) зависимости, так и ее параметров (коэффициентов). Для разовых исследований и постоянного мониторинга зависимости бюджета от цен на нефть был разработан соответствующий инструментарий, позволяющий оперативно проводить аналитические исследования и получать необходимые оценки изменения условий формирования бюджета при каждом поступлении новых данных.

Характер зависимости таможенных платежей и налоговых поступлений от мировых цен на нефть определяется нормативной базой, на основе которой производится налогообложение нефти, операций с ней и осуществляющих их юридических и физических лиц. Поэтому один из подходов к оценке устойчивости бюджета относительно мировых цен на нефть основан на расчетах таможенных платежей и налоговых поступлений исходя из норм, содержащихся в законодательстве и определяющих налоговые базы, алгоритмы и налоговые ставки для различных налогов и разных объектов и субъектов налогообложения.

Однако, как показывает сравнение аналитических выводов и прогнозов, полученных на основе подробной микроэкономической информации, с фактическими данными, погрешность анализа и прогнозирования весьма значительна. Использование непосредственно законодательной базы и микроэкономической информации на макроэкономическом уровне не гарантирует высокой точности и достоверности результатов из-за наличия многих неопределенных факторов, влияющих на размер таможенных платежей и налоговых поступлений.

Трудности при проведении расчетов, основанных непосредственно на законодательстве и микроэкономической информации, возникают из-за сложности формализации норм налогового и таможенного законодательства РФ. Нормы таможенного законодательства, на основе которых формируются вывозные таможенные пошлины, весьма сложны, а непосредственное использование для анализа реальных поступлений НДПИ в бюджет формул расчета НДПИ, содержащихся в Налоговом кодексе РФ, несмотря на их простоту, затруднительно из-за влияния многих трудно предсказуемых внешних микроэкономических факторов.

Учесть все возможные варианты уплаты таможенных платежей и налоговых поступлений в одной модели и в одном алгоритме представляется слишком сложной задачей для достижения достаточной точности и достоверности. Трудности применения прямых подходов для решения задачи еще более возрастают, если попытаться учесть не только прямые доходы от сырой нефти, но и косвенные доходы от нефтепродуктов.

В связи с изложенным авторами были проведены с использованием методов регрессионно-корреляционного анализа аналитические и прогнозные расчеты таможенных платежей и налоговых поступлений в бюджет на макроэкономическом уровне. Информационную базу составляли бюджетные показатели, показатели платежных балансов, сводной налоговой и таможенной отчетности и т.п.

Для построения зависимости таможенных платежей и налоговых поступлений в бюджет от мировых цен на нефть использовались регрессионные модели, в которых параметры определялись с применением статистических методов и рассчитывались с помощью пакета Excel. Использовался адаптивный подход с определением оптимальной длины выборки для оценки параметров моделирования.

Вид зависимости между показателем, характеризующим таможенные платежи или налоговые поступления в бюджет, и мировой ценой на нефть представлялся линейной моделью, параметры которой оценивались на основе отчетных данных, экспертной информации и гипотез, при этом учитывался тот факт, что налоговые поступления и таможенные платежи в один период времени могут зависеть от цены на нефть в другой период. Оценка параметров моделирования проводилась на основе адаптивной методики при различном количестве отчетных периодов. По результатам вариантных расчетов определялась оптимальная длина выборки из отчетных периодов.

Когда достигалась достаточно высокая степень адекватности адаптивной модели реальной информации, полученная зависимость использовалась для решения поставленной задачи оценки чувствительности величины таможенных платежей и налоговых поступлений к мировым ценам на нефть. А именно при изменении цены на единицу (например, на 1 долл.) соответствующее изменение размера таможенных платежей или налоговых поступлений равнялось величине регрессионного параметра a1, на который в модели умножался показатель цены x1. При этом регрессионное уравнение представлялось в виде

y = aо + a1x1 + ...anxn,

где: y - это сумма поступлений НДПИ (в первом исследовании) или экспортные таможенные платежи (во втором исследовании);

x1 - мировая цена нефть;

x2, ..., xn - другие показатели (например, курс доллара);

aо, a1, ..., an - параметры, которые оценивались на основе отчетных данных по показателям y, x1, ..., xn.

Для конкретных расчетов использовалась содержащаяся в Письмах МНС "Об исчислении налоговой ставки налога на добычу полезных ископаемых" информация за ряд месяцев о среднем уровне цен нефти сорта "Urals" на средиземноморском и роттердамском рынках в долларах США за баррель, о среднем значении курса доллара США к рублю РФ, о базовой налоговой ставке в рублях за тонну, о значении коэффициента Кц для расчета ставки НДПИ, о налоговой ставке с учетом коэффициента Кц в рублях за тонну. Использовались ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, утверждаемые постановлениями Правительства РФ, а также необходимые для расчетов отчетные данные о налоговых и таможенных поступлениях в бюджет.

Параметры регрессионного уравнения оценивались несколько раз на основе последовательных выборок определенной длины рядов из предшествующих периодов. При расчетах по НДПИ учитывалась цена на нефть с запаздыванием на 1 месяц и без него, а оценка параметров производилась на основе отчетной информации за предшествующие 4, 5, 6 и 7 месяцев из общей совокупности данных за 11 месяцев (с августа 2003 г. по июнь 2004 г.). Аналогичный подход применялся для исследования зависимости вывозных таможенных пошлин от мировых цен на нефть. Для расчетов использовалось линейное регрессионное уравнение и данные о таможенных платежах в 2003 г. Цена на нефть учитывалась с запаздыванием на 0, 1, 2 и 3 месяца, а оценка параметров производилась на основе отчетной информации за предшествующие 4 месяца.

Результаты расчетов показали сильную зависимость НДПИ от мировых цен на нефть (с запаздыванием на 1 месяц). Изменение поступлений НДПИ в бюджет при изменении мировых цен на нефть на 1 долл. за баррель в различные месяцы можно оценить в среднем величиной порядка 2 млрд руб. в месяц (24 млрд руб. в год).

Изменение поступлений вывозных таможенных пошлин в бюджет при изменении мировых цен на нефть на 1 долл. за баррель (с запаздыванием на 3 месяца) в различные месяцы можно приблизительно оценить средней величиной порядка 0,6 млрд руб. в месяц и 7,2 млрд руб. в год.

Следует учитывать, однако, что как по НДПИ, так и по вывозным таможенным пошлинам результаты расчетов определяются исходными данными в каждом исследуемом периоде. Поэтому результаты, полученные для одного конкретного периода, не являются законом для другого и должны быть пересмотрены для иных периодов, в которых исходные данные могут отражать иные закономерности. Так, в отдельные месяцы изменение поступлений НДПИ в бюджет при изменении мировых цен на нефть на 1 долл. за баррель достигало величины порядка 3 млрд руб., а таможенных пошлин - 1 млрд руб.

Таким образом, НДПИ и вывозные таможенные пошлины весьма неустойчивы относительно мировой цены на нефть. Изменение их поступлений в бюджет при больших изменениях мировых цен на нефть могут достигать значительных сумм. Проведенная авторами работа показала также, что методы регрессионно-корреляционного анализа могут быть успешно применены и для разовых исследований по разным налогам, и для осуществления их постоянного мониторинга.

С.А.Анисимов

Заведующий отделом

НИФИ Минфина России

А.В.Сакович

Заместитель начальника отдела

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

Подписано в печать

05.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Допускается ли действующим бюджетным законодательством изменение лимитов бюджетных обязательств в течение бюджетного года? ("Финансы", 2004, N 11) >
Статья: Проблемы налогового регулирования реального сектора экономики России ("Финансы", 2004, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.