Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Камеральная: нет ошибок - нет и документов ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 42)



"Учет.Налоги.Право", N 42, 2004

КАМЕРАЛЬНАЯ: НЕТ ОШИБОК - НЕТ И ДОКУМЕНТОВ

Какими документами должны ограничиваться налоговики при камеральной проверке, чтобы она не подменяла собой выездную? В Налоговом кодексе нет прямого разъяснения. Ответ на этот вопрос вы найдете в нашей консультации.

О принципах проведения камеральной проверки в Налоговом кодексе сказано не так-то много. Из ст.88 НК РФ следует, что она проводится по местонахождению налогового органа. При этом инспекция должна проверять представленные налогоплательщиком декларации и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога. Кроме того, в статье говорится, что налоговый орган вправе проверять и другие имеющиеся у него документы.

О каких же документах идет речь: только о тех, которые налогоплательщик в силу требований НК РФ должен сам подать в инспекцию? Или о любых, подтверждающих правильность исчисления и уплаты налога? Может ли налоговый орган потребовать у налогоплательщика дополнительные документы?

На первый взгляд

В соответствии со ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в инспекцию три группы документов: налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность; информацию и документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (в случаях, предусмотренных НК РФ); информацию и документы в случаях, предусмотренных НК РФ. И если с декларацией и отчетностью все достаточно ясно, то иные случаи требуют пояснения.

Относится ли к ним затребование документов при камеральной проверке? На первый взгляд может показаться, что так оно и есть. Ведь абз.4 ст.88 НК РФ дает налоговикам право при проведении "камералки" получать дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Эту позицию, казалось бы, подтверждает и ст.93 НК РФ: должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе потребовать необходимые документы. Причем в статье не уточняется, о какой проверке идет речь - выездной или камеральной.

Получается, что при камеральной проверке налоговики могут потребовать у налогоплательщика любые документы.

Счетная проверка

Однако на самом деле такая трактовка НК РФ не соответствует действительности. Так, согласно абз.3 ст.88 НК РФ налоговая инспекция должна сообщить налогоплательщику об ошибках или противоречиях, выявленных при камеральной проверке. Кроме того, налогоплательщику дается срок на устранение допущенных неточностей. На наш взгляд, такая норма НК РФ означает, что требовать дополнительные документы при камеральной проверке налоговики могут только при обнаружении ошибки или несоответствии сведений в уже имеющихся у них документах.

Такой подход встречается и в судебной практике. Так, на отсутствие у налогового органа права запрашивать заверенные копии первичных бухгалтерских документов, если "камералка" не обнаружила ошибок в декларации, указал Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 01.07.2004 по делу N А66-9798-03.

Иными словами, камеральная проверка является счетной, направленной на выявление ошибок и противоречивых сведений. Она должна проводиться адекватными методами и не подменять собой выездную. Аналогичные выводы сделали и федеральные арбитражные суды Восточно-Сибирского округа (Постановление от 14.05.2003 по делу N А33-17007/02-С3н-Ф02-1306/03-С1) и Московского округа (Постановление от 08.01.2004 по делу N КА-А40/10761-03).

Ссылка объясняет

Такая позиция не входит в противоречие и с правилом ст.93 НК РФ о том, что при проверке инспектор может затребовать у налогоплательщика документы. Во-первых, в этой статье речь идет не о любых документах, а лишь о тех, которые необходимы для проверки.

Во-вторых же, на наш взгляд, эта статья вообще неприменима при камеральных проверках. Обратим внимание на последний абзац ст.93 НК РФ, который регулирует порядок действий при отказе налогоплательщика от представления документов. В этом случае налоговикам предписывается произвести выемку в порядке, предусмотренном ст.94 НК РФ. А в ст.94 НК РФ прямо сказано, что выемка производится только при выездной налоговой проверке. Это означает, что ст.93 НК РФ также должна применяться только при проведении выездных проверок. То есть затребовать документы на основании ст.93 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок нельзя.

Памятка

Итак, при проведении камеральной проверки налоговый орган должен соблюдать следующий алгоритм действий. Прежде всего проверить имеющиеся у него документы, представленные налогоплательщиком. Затем при наличии ошибок или неточностей потребовать внести в документы исправления. Очевидно, что при направлении требования о представлении дополнительных документов налоговый орган должен указать, какие именно ошибки были обнаружены. Только в таком случае будет видна связь между ошибками и запрашиваемыми документами (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15.03.2004 по делу N Ф09-923/04-АК).

В то же время существует масса решений, в которых суды допускают нарушение этого алгоритма (Постановления федеральных арбитражных судов Восточно-Сибирского округа от 09.03.2004 по делу N А33-12674/ 03-С3-Ф02-664/04-С1, Северо-Западного округа от 27.05.2004 по делу N А05-13512/03-11). Не так давно и ВАС РФ фактически встал на эту позицию (Постановление от 03.08.2004 N 2870/04). В связи с этим не лишним будет напомнить ситуации, когда налоговая не имеет права штрафовать за непредставление документов.

Во-первых, штраф не положен, если у налогоплательщика просто нет требуемых документов (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2004 по делу N А56-32717/03). Во-вторых, не будет штрафа, если в требовании не указано, какие конкретно документы надо представить (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.07.2003 по делу N КА-А40/5133-03). При этом ссылок на виды документов без указания их реквизитов и количества будет недостаточно.

Наконец, штрафа не может быть, если истребуемые документы не имеют отношения к обнаруженным ошибкам либо ошибок вовсе нет.

Н.В.Береснева

Специалист

ООО "САФИ Консалтинг"

Подписано в печать

05.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: С управляющей компанией во главе ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 42) >
Статья: Исправленному не верить! ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 42)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.