|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Предоставление сведений о счетах организаций ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 45)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 45, 2004
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СЧЕТАХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Статьей 46 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что при наличии сведений об имеющихся у должника денежных средствах и иных ценностях, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, на них налагается арест. Если сведений о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях не имеется, судебный пристав-исполнитель запрашивает указанные сведения у налоговых органов. Налоговые органы обязаны в трехдневный срок предоставить ему необходимую информацию. Такая же информация в порядке, определяемом МНС России, может быть предоставлена взыскателю по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности. Порядок предоставления налоговыми органами информации взыскателю утвержден Приказом МНС России от 23.01.2003 N БГ-3-28/23 (далее - Порядок). Именно Порядок был предметом судебного рассмотрения по заявлению организации (далее - заявитель) о признании недействующим п.3 этого документа. Пункт 3 Порядка определял, что при наличии счетов и вкладов у должника-организации в банках и иных кредитных учреждениях взыскателю предоставляется информация о факте наличия у должника-организации открытых счетов. Однако, по мнению заявителя, предоставление сведений только о наличии расчетных счетов должника ограничивает право взыскателя по исполнительному листу на списание со счета должника денежных средств по решению арбитражного суда, предоставленное ему Законом "Об исполнительном производстве". Такое право взыскатель может реализовать при условии оформления инкассового поручения, в котором в соответствии с требованиями Положения Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" должен быть указан номер счета. Однако МНС России считает, что ограничение направляемой взыскателю информации сведениями лишь о наличии или отсутствии счета должника в кредитном учреждении вызвано невозможностью предоставить данные о номере счета должника, поскольку такие сведения относятся к налоговой тайне, которые в силу ст.102 НК РФ не подлежат разглашению. Рассмотрев материалы дела, суд (Решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.03.2004 по делу N 15527/03) посчитал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В п.1 Порядка указано, что он разработан на основании п.3 ст.46 Закона "Об исполнительном производстве", в соответствии с которым, по мнению МНС России, следует обязанность налогового органа предоставить взыскателю сведения лишь о наличии или отсутствии у должника счетов в банках и иных кредитных учреждениях; обязанности сообщать номера счетов в данной норме не содержится. Между тем, как следует из абз.3 и 4 п.3 ст.46 указанного Закона, информация, предоставляемая взыскателю, должна быть такой же, как и предоставляемая судебному приставу-исполнителю информация, необходимая для обращения взыскания по исполнительным листам на денежные средства, находящиеся на счетах в банках и иных кредитных организациях. Списание денежных средств, находящихся на счете, без распоряжения клиента согласно ст.854 ГК РФ допускается по решению суда, а также в случаях, предусмотренных законом. Банком России (который в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ (в ред. на 29.07.2004) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" является органом, регулирующим организацию расчетных систем в Российской Федерации) в положении "О безналичных расчетах в Российской Федерации" предусмотрено, что списание денежных средств по исполнительным листам осуществляется по инкассовым поручениям, которые, являясь расчетными документами, должны содержать в числе необходимых реквизитов номер счета плательщика и расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат. Таким образом, не имея данных о номере счета должника, взыскатель, как и судебный пристав-исполнитель, не сможет реализовать предусмотренное Законом "Об исполнительном производстве" право на взыскание присужденных судом денежных средств непосредственно через кредитное учреждение. Кроме того, согласно Порядку взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов, утвержденному Приказом МНС России и Минфина России от 25.07.2000 N ВГ-3-10/265/215 (с изм. и доп. от 13.11.2003), налоговый орган направляет судебному приставу-исполнителю по его запросу информацию, в числе которой приводятся сведения о номерах расчетных счетов, наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных учреждений, в которых открыты счета должников. По смыслу п.1 ст.102 НК РФ сведения о счетах организаций, находящихся в кредитных учреждениях, относятся к налоговой тайне. По своей природе и назначению институт налоговой тайны имеет публично-правовой характер и означает защиту налоговым органом сведений, разглашение которых может нарушить права граждан и организаций. Вместе с тем, как следует из п.2 ст.102 НК РФ, налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Специального закона, посвященного налоговой тайне и вопросам ее разглашения, не имеется. Однако Закон "Об исполнительном производстве" предусматривает возможность передачи налоговым органом взыскателю в случае, оговоренном в п.3 ст.46, необходимой информации о банковском счете должника, к которой относится и информация о номере такого счета. Кроме того, по смыслу ст.10 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" не подлежит ограничению доступ к информации, необходимой для реализации законных прав и обязанностей граждан и организаций.
С учетом изложенного суд признал положение, содержащееся во втором предложении п.3 Порядка в части предоставления взыскателю информации о факте наличия у должника-организации открытых счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях, недействующим как не соответствующее п.3 ст.46 Закона "Об исполнительном производстве". Необходимо также обратить внимание на следующее. Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ в ст.46 Закона "Об исполнительном производстве" были внесены изменения, в соответствии с которыми Порядок предоставления информации судебному приставу-исполнителю (взыскателю) определяется теперь Минфином России. Однако это не означает, что Порядок, утвержденный Приказом МНС России от 23.01.2003, не применяется, поскольку ст.78 Закона N 58-ФЗ установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые до вступления в силу названного Федерального закона, действуют впредь до признания их утратившими силу или принятия соответствующих нормативных правовых актов Правительством Российской Федерации или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В части предоставления сведений о счетах должника следует также обратить внимание на п.19 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 N 77, содержащего Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов. Как следует из указанного пункта, на руководителя коммерческого банка постановлением судебного пристава-исполнителя был наложен штраф в связи с его отказом предоставить выписку о наличии денежных средств на счетах организации - клиента банка, в отношении которой возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа арбитражного суда. Как основание для наложения штрафа была указана ст.87 Закона "Об исполнительном производстве", в соответствии с которой за невыполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновные граждане и должностные лица подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. Заявитель (руководитель банка), оспаривая постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа, считал, что банк не вправе сообщать в данном случае информацию о наличии денежных средств на счетах клиентов, поскольку требование судебного пристава-исполнителя противоречит ст.857 ГК РФ, ст.26 Закона от 02.12.1996 N 395-1 (с изм. на 28.07.2004) "О банках и банковской деятельности", п.3 ст.46 Закона "Об исполнительном производстве". Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции об удовлетворении требования заявителя было отменено по следующим основаниям. В соответствии со ст.14 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Невыполнение требований судебного пристава-исполнителя и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом. Налоговый орган может предоставить судебному приставу сведения об имеющихся счетах должника в банках, а не сведения о наличии на них денежных средств. Поэтому непредоставление банком запрошенной информации влечет за собой невозможность исполнения судебных актов, что является основанием для привлечения банка и (или) его должностных лиц к ответственности, предусмотренной действующим законодательством. Таким образом, арбитражный суд признал, что судебный пристав-исполнитель при исполнении исполнительного листа суда вправе требовать от банка сведения о наличии денежных средств, находящихся на счетах его клиентов-должников, в пределах суммы, подлежащей взысканию в соответствии с исполнительным листом.
Г.Титова Минфин России Подписано в печать 03.11.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |