Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 7 сентября 2004 г. N 03-06-05-04/16 ("Консультант", 2004, N 22)



"Консультант", N 22, 2004

КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ

ОТ 7 СЕНТЯБРЯ 2004 Г. N 03-06-05-04/16

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход введена во многих регионах. Порядок расчета ЕНВД является предельно простым. Но посвященная спецрежиму гл.26.3 Налогового кодекса написана таким образом, что вызывает массу вопросов у организаций.

Причем большинство из них не затрагивает исчисления налога. Руководствуясь положениями "спецрежимной" главы, фирмы не могут с уверенностью определить, подпадает ли их деятельность под ЕНВД. В частности, сомнение у организаций вызывает вопрос, "подвластна" ли спецрежиму доставка товаров покупателям собственным автотранспортом. Проблем добавило и то, что в своих официальных разъяснениях чиновники обходили ее стороной. Опубликованное Письмо от 07.09.2004 N 03-06-05-04/1 наконец прояснило их позицию.

Транспортная "вмененка"

Для организаций, оказывающих услуги перевозки, гл.26.3 Налогового кодекса содержит два значимых показателя. Первый из них - количество эксплуатируемых транспортных средств. Второй - число фактически используемых. По первому показателю определяется, подпадает ли деятельность организации под ЕНВД. А второй применяется непосредственно для его расчета. Платить "спецрежимный" налог должны фирмы, использующие не более 20 транспортных средств (пп.6 п.2 ст.346.26 НК РФ). Здесь имеются в виду машины, которые числятся на балансе предприятия или взяты в аренду (Письмо УМНС по Московской области от 26.05.2004 N 04-27/78).

Иначе определяется показатель для непосредственного расчета суммы ЕНВД (п.3 ст.346.29 НК РФ). Инспекторы сообщили, что для этого нужно выяснить число фактически используемых для перевозок автомобилей. Их количество может быть меньше количества стоящих на балансе или арендуемых (Письмо МНС России от 07.05.2004 N 22-1-14/846).

При этом для перевода на спецрежим форма оплаты услуг перевозки (наличная, безналичная) не имеет значения (Письмо УМНС по Московской области от 23.03.2004 N 04-27/06244).

Начинать надо с договора

Из нового Письма Минфина следует довольно странный вывод. По мнению госслужащих, если в договоре сумма за доставку товара специально не указана, спецрежим применять не требуется. В этом случае фирма не оказывает автотранспортных услуг. Но стоит выделить их сумму отдельной строкой - и налог придется заплатить. Хотя прямым текстом в Письме этого не сказано, нам удалось выяснить, что в Минфине считают именно так.

Заметим, что ранее госслужащие придерживались несколько иной точки зрения. Например, в Письме УМНС по Санкт-Петербургу от 19.03.2001 N 06-08/5456, отвечая на вопрос, подпадают ли под ЕНВД услуги экскурсионных автобусов, контролеры сообщили следующее. Закон Санкт-Петербурга от 27.11.2000 N 641-70 о ЕНВД при определении вида деятельности организации предписывает обращаться к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17). Поэтому, если по Классификатору фирма занимается транспортными перевозками, нужно применять специальный режим налогообложения. При этом организация должна иметь соответствующий код статистики. А вот если ее основная деятельность - проведение экскурсий и по ОК 004-93 она относится к туризму, то о ЕНВД можно не вспоминать.

Рассмотрим другой, уже вполне "современный" документ. В Методических рекомендациях по ЕНВД, которые отменены с начала этого года, сотрудники налоговой инспекции перечислили коды из Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163) для каждого вида деятельности, подпадающего под "вмененку". Затем эти коды перекочевали в Письмо МНС России от 27.02.2004 N СА-14-22/24дсп, заменившее устаревшие рекомендации.

Значит, по мнению проверяющих, "подвластные" ЕНВД виды деятельности определяются по классификаторам Госстандарта России.

А что на самом деле

Однако данная позиция противоречит нормам законодательства. Например, ст.346.27 Налогового кодекса говорит о том, что использовать Классификатор следует только организациям, оказывающим бытовые услуги населению.

Отметим, что суды также опровергли мнение налоговых агентов. Например, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 14.05.2002 по делу N 226/5К определил, что классификаторы не относятся к сфере налогового законодательства и поэтому не могут регулировать вопросы уплаты налогов.

Между тем Налоговый кодекс не содержит такого определения, как "автотранспортные услуги". Значит, нужно обратиться к гражданскому законодательству (п.1 ст.11 НК РФ). Перевозке посвящена гл.40 Гражданского кодекса. Фирмы транспортируют товары на основе заключенных договоров (ст.784 ГК РФ), в которых перевозчик обязуется доставить груз в пункт назначения, а отправитель - заплатить за перевозку (ст.785 ГК РФ). Поэтому только в случае если организация занимается перевозкой с заключением договоров, соответствующих гл.40 Гражданского кодекса, она может быть привлечена к уплате ЕНВД.

Оптовые поставки регулируются гл.30 Гражданского кодекса. Статья 510 говорит о том, что для доставки товаров покупателю может быть применен транспорт, указанный в договоре. Поэтому для поставщика доставка не является отдельным видом предпринимательской деятельности (п.1 ст.2 ГК РФ), поскольку она связана с исполнением обязанностей по поставке и отдельный договор перевозки стороны не заключали.

Так что, если фирма или коммерсант доставляют продукцию покупателям собственным транспортом, переходить на ЕНВД по такой деятельности не нужно. При этом не имеет значения, выделили стороны в договоре цену перевозки отдельной строкой или включили в стоимость товара.

Подписано в печать

02.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 4 октября 2004 г. N 03-06-01-04/48 ("Консультант", 2004, N 22) >
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 7 сентября 2004 г. N 03-06-05-04/14 ("Консультант", 2004, N 22)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.