Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 6 сентября 2004 г. N 03-02-08/6 ("Консультант", 2004, N 22)



"Консультант", N 22, 2004

КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ

ОТ 6 СЕНТЯБРЯ 2004 Г. N 03-02-08/6

Выездная налоговая проверка - всегда стресс для бухгалтера. И еще хуже - если она заканчивается составлением "штрафного" акта. Однако сразу исполнять требование инспекторов не стоит.

Налоговые инспекторы довольно часто допускают процедурные нарушения в ходе проверок. В своем Письме финансисты по пунктам изложили, что конкретно должны сделать проверяющие после "выезда" и в какие сроки они должны уложиться. Зная их слабые места, можно избежать налоговых санкций.

Предыстория

Письмо Минфина N 03-02-08/6 - частный ответ на запрос предпринимателя, в котором он рассказал обо всех тех нарушениях, которые, по его мнению, инспекторы допустили при выездной налоговой проверке его деятельности. А именно:

- инспекция своевременно не уведомила коммерсанта о том, когда она рассмотрит материалы проверки;

- решение привлечь предпринимателя к ответственности проверяющие приняли без учета его возражений;

- требование об уплате недоимки контролеры выставили с нарушением установленных в законодательстве сроков;

- инспекторы своевременно не отправили коммерсанту копию своего решения.

Минфин ограничился лишь формальным ответом. Госслужащие разъяснили, как должно быть, в основном процитировав нормы Налогового кодекса. Одновременно они призвали организации и предпринимателей обжаловать те решения инспекторов, которые кажутся им незаконными.

Проверка закончилась...

После того как инспекторы закончили "выезд", они составляют справку о его результатах. Затем в течение двух месяцев оформляют акт проверки, в котором фиксируют все нарушения организации. Что же происходит дальше?

Для начала Минфин напомнил о содержании п.п.5 и 6 ст.100 Налогового кодекса. Получив акт проверки, руководитель инспекции (или его заместитель) рассматривает его, а также те документы и материалы, которые представит организация.

Имеется в виду не что иное, как ваши возражения по поводу тех положений акта, с которыми вы не согласны. Их вы можете направить налоговым инспекторам в течение двух недель с того дня, когда получите акт.

Обратите внимание: неделя для целей налогового законодательства - это пять рабочих дней, следующих подряд (ст.6.1 НК РФ). Об этом нередко забывают и чиновники, и фирмы. Если на неделе есть праздничные дни, она считается неполной и срок продлевается (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.06.2003 по делу N Ф04/2396-622/А46-2003). То же самое правило действует в случае, если акт вы получили посреди недели. Например, если это случилось 9 марта 2004 г., возражения вы можете представить до 26-го числа.

Инспекторы должны заблаговременно сообщить организации, когда и где они будут рассматривать ее письменные возражения по акту (п.1 ст.101 НК РФ). Рассмотрев материалы, руководитель инспекции или его заместитель в течение 14 дней должен составить специальный документ - решение. В то же время судьи полагают, что этот срок не является "пресекательным". То есть, если налоговая его нарушит, это не означает, что ей не удастся привлечь фирму к ответственности. Поэтому инспекции могут вынести решение и с опозданием (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.03.2004 по делу N А19-2245/03-24-40-Ф02-638/04-С1).

По результатам рассмотрения материалов сотрудники налоговых органов могут:

- привлечь фирму к ответственности;

- освободить ее от наказания;

- провести дополнительные контрольные мероприятия.

Если инспекция намерена привлечь организацию к ответственности, она направит плательщику требование об уплате недоимки и пеней. Сделать это контролеры должны в течение 10 дней после того, как они вынесут решение (абз.2 ст.70 НК РФ). Предположим, что на вашей фирме проверяющие эти сроки нарушили. Каковы будут последствия такого промедления?

К сожалению, пока арбитражная практика складывается не в пользу организаций. Например, ФАС Московского округа рассмотрел такое дело. Фирма пыталась признать недействительным требование контролеров, вынесенное с опозданием. Однако судьи указали, что Налоговый кодекс не предусматривает последствий пропуска 10-дневного срока. Поэтому на таком основании признать требование недействительным нельзя (Постановление ФАС Московского округа от 10.07.2003 по делу N КА-А41/4665-03).

Копию решения инспекторы вручают организации или ее представителю под расписку. В исключительных случаях они могут отправить этот документ по почте заказным письмом. При этом копия считается полученной по прошествии шести дней после отправки. Такое правило предусматривает п.5 ст.101 Налогового кодекса.

Если фирма имеет разветвленную структуру, требование инспекторы направляют исключительно по местонахождению головной организации. Иначе обязательный досудебный порядок будет нарушен (Постановление ФАС Уральского округа от 25.09.2003 по делу N Ф09-3140/03-АК).

В своем Письме Минфин обращает внимание на то, что налоговое законодательство не предусматривает специального срока, в течение которого "провинившаяся" организация или предприниматель должны получить копию решения проверяющих. Поэтому сотрудники министерства делают такой вывод.

Этот документ контролеры могут направить организации одновременно с требованием об уплате недоимки и пеней. Соответственно в данном случае также действует срок, установленный ст.70 Налогового кодекса, - 10 дней с момента, когда инспекция приняла решение.

Предприниматель, обратившийся в Минфин, доказывал, что этот документ проверяющие должны были отправить без промедления. Сразу после того как руководитель инспекции признал, что нарушения коммерсант совершил и привлечь его к ответственности нужно. Действительно, как прямо указывает п.4 ст.101 Налогового кодекса, требование об уплате недоимки и пеней направляется плательщику на основании решения. То есть фирма должна получить его уже после того, как она ознакомится с решением. В то же время четко этот вопрос законодательство не регулирует. Поэтому на таком основании признать недействительным решение инспекции нельзя.

Помоги себе сам

Если организация или предприниматель считают, что их права нарушаются, они могут обжаловать действия инспекции в порядке гл.19 Налогового кодекса. То, что контролеры не соблюдают правила производства по делу о налоговом правонарушении, может быть основанием для отмены их решения (п.6 ст.101 НК РФ).

В то же время Министерство финансов обращает внимание на такой факт. Нарушение инспекторами процедурных правил не всегда повлечет безусловное аннулирование штрафных результатов проверки. Суд в первую очередь будет оценивать характер допущенных налоговыми инспекторами ошибок и их влияние на законность и обоснованность решения. Этот вывод ранее сделал Высший Арбитражный Суд в Постановлении от 28.02.2001 N 5.

Несмотря на такую позицию ВАС, искать ошибки в действиях проверяющих надо. Прежде всего обратите внимание на сроки. Взыскать налоговые санкции инспекция может только в течение шести месяцев после того, как она обнаружила нарушение (ст.115 НК РФ). На это неоднократно указывали арбитражные суды (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.06.2004 по делу N Ф04/3250-1045/А45-2004).

Обратите внимание: этот срок не меняется, даже если контролеры провели на фирме дополнительные контрольные мероприятия. Например: "выезд" сотрудники инспекции закончили. Однако, когда материалы проверки легли на стол руководителя инспекции, он не смог установить, виновна организация или нет. Тогда руководство инспекции может направить своих подчиненных провести дополнительный контроль, чтобы внимательнее исследовать документы фирмы. В результате контролеры пробудут на предприятии дольше.

Однако и в таком случае искомые шесть месяцев нужно отсчитать с того момента, когда инспекторы составили акт выездной налоговой проверки. Об этом говорится в п.11 Информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 N 71.

Также ваши шансы защитить свои интересы высоки, если:

- инспекторы не известили вас, когда и где они рассмотрят материалы проверки вашего предприятия. Судьи считают, что в этом случае фирма лишена возможности представить свои возражения (Постановление ФАС Уральского округа от 11.08.2004 по делу N Ф09-3209/04-АК);

- в требовании об уплате недоимки и пеней инспекция не указала срок, в течение которого фирма должна уплатить доначисленные суммы (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.03.2003 по делу N А52/2369/02-2).

На практике большинство ошибок инспекторы делают именно в тексте решения. К нему следует отнестись особенно внимательно. Арбитражные суды чаще всего поддерживают фирмы, если контролеры:

- не указали в решении характер и обстоятельства правонарушения (п.10 Обзора ВАС РФ от 17.03.2003 N 71);

- не сделали ссылок на первичные документы (Постановление ФАС Московского округа от 20.01.2004 по делу N КА-А41/10565-03);

- не уточнили, какую именно норму закона нарушила организация (Постановление ФАС Московского округа от 22.04.2003 по делу N КА-А40/2409-03);

- не привели расчет начисленного налога и не обосновали его ставку (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.03.2004 по делу N А79-5355/2003-СК1-5136);

- обосновали свое решение материалами, которые не исследовали в ходе проверки (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.04.2004 по делу N А19-12299/ 03-40-Ф02-1284/04-С1).

Учтите, что чем больше ошибок в действиях инспекторов вы найдете, тем выше ваши шансы на защиту. Например, по одному из дел предприниматель смог избежать притязаний контролеров исключительно потому, что указал суду на целый комплекс их нарушений. И арбитраж пришел к выводу, что они действительно являются существенными (Постановление ФАС Центрального округа от 04.06.2004 по делу N А64-3780/03-11).

Подписано в печать

02.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 14 сентября 2004 г. N 03-03-01-04/1/41 ("Консультант", 2004, N 22) >
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 21 сентября 2004 г. N 03-02-07/38 ("Консультант", 2004, N 22)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.