Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 21 сентября 2004 г. N 03-02-07/39 ("Консультант", 2004, N 22)



"Консультант", N 22, 2004

КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ

ОТ 21 СЕНТЯБРЯ 2004 Г. N 03-02-07/39

Чем отличается порядок применения налогового законодательства, разъяснять который может только Минфин, от порядка исчисления и уплаты налогов, информацию о котором должны предоставлять сотрудники ФНС? В Письме работники Минфина попытались осветить эти вопросы.

Административная реформа в финансово-налоговой сфере подходит к концу. В принципе, ничего революционного она в себе не несет. К смене вывесок на кабинетах в нашей стране все уже давно привыкли, а от того, кто будет утверждать формы налоговых деклараций, на деле ничего не изменится. И все же некоторые организационные вопросы теперь придется решать по-новому.

Одной из "горячих" точек соприкосновения налогоплательщиков и госслужащих была и остается разъяснительная работа. До недавних пор разъяснения по налоговому законодательству имели право давать сотрудники инспекций, региональных управлений и центрального аппарата МНС. Теперь эта работа оказалась в подвешенном состоянии. Как только Закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ внес изменения в Налоговый кодекс, "просветительские" полномочия ФНС и Минфина смешались.

С одной стороны, письменно разъяснять порядок применения налогового законодательства вправе только Минфин (в части федеральных налогов) и его территориальные финансовые управления или департаменты (в части региональных и местных налогов). Об этом сказано в ст.34.2 Налогового кодекса. С другой стороны, налогоплательщики имеют право обращаться с запросами о порядке исчисления и уплаты налогов в свои налоговые инспекции (ст.21 НК РФ). А инспекции в свою очередь обязаны письменно отвечать на эти запросы (ст.32 НК РФ).

Не секрет, что большинство проблем, которые возникают на предприятиях при расчете налогов, связаны с качеством нашего законодательства. Ряд положений Налогового кодекса можно толковать двояко, часть норм в нем прописана поверхностно, а многие хозяйственные ситуации, с которыми то и дело сталкиваются предприятия, в нем вообще никак не оговорены. В таких условиях самостоятельно определить, где заканчивается порядок исчисления налога и где начинается порядок применения законодательства, бухгалтеру попросту невозможно.

Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились в департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина. Суть разъяснений сотрудников Минфина сводится к следующему.

Во-первых, по всем вопросам, связанным с начислением налогов в конкретных хозяйственных ситуациях, Минфин, как и прежде, рекомендует обращаться в налоговые инспекции. Руководители инспекций и их заместители признаются "компетентными должностными лицами". При решении конкретной задачи бухгалтер может руководствоваться их письменными разъяснениями. И если из-за этого фирма нарушит налоговое законодательство, то привлечь ее к ответственности будет нельзя (ст.111 НК РФ).

Во-вторых, предприятиям, столкнувшимся с какими-то налоговыми проблемами, Минфин разрешает не ждать персональных ответов в свой адрес. Если официальные разъяснения по аналогичному вопросу уже есть и если они устраивают бухгалтера, то их выполнение тоже освободит фирму от ответственности. Главное, чтобы обстоятельства, рассмотренные в ранее подготовленном документе, совпадали с ситуацией, возникшей на предприятии.

Наконец, в-третьих, Минфин подчеркивает, что, рассчитывая и перечисляя налоги, бухгалтер должен руководствоваться законодательством. Фактически авторы а признают, что в любых документах МНС и Минфина, подписанных чиновниками, но не прошедших государственную регистрацию, отражаются их частные мнения. Прислушиваться к ним необязательно.

Однако нельзя забывать, что налоговый инспектор будет воспринимать любой ведомственный циркуляр как прямое указание. Ссылаться на эти указания в актах проверок нельзя, но держать их в голове и руководствоваться ими при оценке правильности начисления налогов инспектору никто не запрещает. В результате одну и ту же норму Кодекса бухгалтер и инспектор могут толковать по-разному. Тогда у предприятия только один выход - обращаться в суд.

"Знаю точно, где мой адресат..."

Казалось бы, все точки над "i" в Письме расставлены. И если пренебречь различиями между порядком начисления налогов и порядком применения налогового законодательства, то можно было бы сказать, что в организации разъяснительной работы с налогоплательщиками ничего не изменилось.

На самом деле это не так. Пренебрегать различиями нельзя. Именно они и разграничивают компетенцию Минфина и Федеральной налоговой службы.

С 1 августа налоговая служба больше не разъясняет законодательство. По словам Сергея Разгулина (в налоговом департаменте Минфина он возглавляет отдел координации и контроля за деятельностью ФНС), фирма действительно может обратиться в налоговую инспекцию с любым вопросом. Но если в законе нет на него прямого ответа или если нормативный акт допускает двоякое толкование, то какой-либо вариант решения можно будет получить только в Министерстве финансов.

Таким образом, перед тем как посылать свое письмо, бухгалтер должен определиться, кому его адресовать. В налоговую инспекцию следует направлять лишь самые элементарные запросы - когда заплатить налог, по какой ставке, для чего предназначена та или иная строка в декларации, как рассчитать пени и т.д. Если же проблема, волнующая вас, требует дополнительного анализа, надо обращаться в Минфин.

К сожалению, авторы Письма не расшифровали, какие именно вопросы входят в компетенцию налоговой службы. Тем не менее они разграничили понятия "начисление налогов в конкретной хозяйственной ситуации" (ему посвящен п.1 Письма) и "применение законодательства о налогах и сборах" (о нем речь идет в п.2).

Конечно, обе формулировки - довольно расплывчаты. Очень часто, чтобы правильно начислить налог в конкретной ситуации, нужно "перелопатить" не одну статью Налогового кодекса, да еще и увязать их с нормами бухгалтерского, гражданского, таможенного или валютного законодательства. Но, даже если ситуация очевидна, даже если сложилась устойчивая арбитражная практика, надеяться на то, что инспекция даст объективный ответ, не стоит.

Вот конкретная хозяйственная ситуация. Торговая фирма приобретает товары по предоплате, поэтому все суммы входного НДС сразу же принимает к вычету. С 1 января 2005 г. организация переходит с обычной системы налогообложения на специальный налоговый режим. В этом случае возникает "стандартный" вопрос о восстановлении НДС по остаткам нереализованных товаров.

Связан ли этот вопрос с порядком исчисления налога на добавленную стоимость? Безусловно. Станет ли на него отвечать налоговая инспекция? Нет. В Кодексе о восстановлении НДС при смене налоговых режимов ничего не сказано. Следовательно, нужен "творческий подход". Правом на творчество обладает только Минфин, а значит, разъяснения по этой проблеме входят именно в его компетенцию.

Напомним, что раньше налоговики однозначно требовали восстанавливать НДС. Однако Постановлениями от 30.03.2004 N 15511/03, а также от 22.06.2004 N N 2300/04 и 2565/04 Президиум ВАС РФ признал подобные требования незаконными. В такой ситуации чиновники должны пересмотреть свои взгляды. Однако теперь это полностью зависит от Минфина. Какую позицию займет министерство, сказать трудно. По крайней мере, еще весной его сотрудники были солидарны с налоговыми работниками (Письмо от 27.04.2004 N 04-03-11/66). И, если после реформы они не изменят своего мнения, многие предприятия по-прежнему будут вынуждены отстаивать в судах неоднократно установленную истину.

Письма из прошлого

Последний пункт опубликованного Письма проясняет судьбу документов, выпущенных до введения в действие Закона N 58-ФЗ. Минфин разделил их на нормативные (прошедшие регистрацию в Минюсте и официально опубликованные) и ненормативные (которые не подавались на государственную регистрацию).

К первым относятся приказы МНС, изданные до 1 августа и обязательные для исполнения всеми налогоплательщиками (формы налоговой отчетности, порядок заполнения деклараций и т.п.). Эти нормативные акты сохраняют свою силу до отмены.

Вторая группа включает в себя всевозможные методички, указания, письма (в т.ч. и письма с разъяснениями по конкретным хозяйственным ситуациям). Кроме того, к ненормативным документам относятся акты налоговых проверок и решения инспекций о привлечении нарушителей к ответственности. В отношении последних Минфин ничего нового не предложил. Он отметил, что, если эти документы нарушают права налогоплательщиков, их следует обжаловать в суде. Таким образом, если вы сможете доказать, что несправедливое решение инспекции фактически основано на каких-нибудь старых указаниях налоговой службы, обращайтесь в арбитраж.

Так же следует поступать и в тех случаях, когда позиции Минфина и МНС отличаются друг от друга. Например, Минфин считает, что основные средства, стоимость которых отражена на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", не облагаются налогом на имущество. Об этом говорится в Письме от 31.08.2004 N 03-06-02-04/16.

В то же время в "дээспэшной" методичке к гл.30 Налогового кодекса и в ведомственных письмах сотрудники налоговой службы настаивают на том, что эти активы нужно включать в расчетную базу. И если, следуя указаниям МНС, инспектор в ходе проверки пересчитает ваши обязательства по налогу на имущество, то это веская причина для того, чтобы опротестовать ненормативные акты налоговой службы в суде и избавиться от штрафа.

Итак, любые "сомнительные" письма налоговые инспекции рассматривать не станут. Отсеивать сложные запросы они будут на основании п.4.3.2.2 Регламента организации работы с налогоплательщиками, утвержденного Приказом МНС России от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468.

Если инспекторы не захотят брать на себя ответственность за разъяснения, то в течение пяти дней они направят предприятию официальный отказ со стандартной мотивировкой: "рассмотрение вашего запроса не входит в компетенцию инспекции". Таким образом, направив письмо не по адресу, бухгалтер попросту потеряет время. Поэтому, если ваш вопрос "горит" и вы знаете, что ситуация - нестандартная, сразу обращайтесь в Минфин. Или в нашу редакцию - мы сами зададим вопрос чиновникам.

Подписано в печать

02.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 ("Консультант", 2004, N 22) >
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 14 сентября 2004 г. N 03-03-01-04/1/41 ("Консультант", 2004, N 22)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.