Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Комментарий к Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ ("Консультант", 2004, N 22)



"Консультант", N 22, 2004

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

ОТ 22 АВГУСТА 2004 Г. N 122-ФЗ

Мы заканчиваем публиковать документ, который называют "законом о замене льгот деньгами". Закон вносит поправки во многие нормативные акты, среди которых Трудовой и Налоговый кодексы, законы о поддержке малого бизнеса и т.д.

Опубликованный документ изменил более чем 250 действующих нормативных актов. Многие из них были приняты уже достаточно давно и безнадежно устарели. Однако пока законодатели их не отменили, формально они продолжали действовать. Другие нормативные акты "думцы" своевременно не подкорректировали, и теперь они частично не соответствуют реалиям. Все эти недостатки госслужащие решили исправить разом, приняв Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Однако основная цель нового документа - отразить те монументальные реформы, которые затеяло российское правительство. Это, во-первых, замена натуральных льгот денежными компенсациями. И во-вторых, реформа федеральных отношений и местного самоуправления, суть которой - разграничить полномочия между регионами и центром. Попутно законодатели внесли и другие изменения. В частности, поправлены Налоговый и Трудовой кодексы, Законы "О недрах", "О минимальном размере оплаты труда", "О защите прав потребителей", "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и т.д.

Не все поправки затронут интересы фирм. Поэтому мы публикуем только извлечения из нового документа. В комментарии мы рассмотрим подробнее те изменения, которые отразятся на положении организаций и индивидуальных предпринимателей.

Налоговые уточнения

С 1 января 2005 г. начнут действовать поправки сразу в трех главах Налогового кодекса. Это, прежде всего, гл.21 "Налог на добавленную стоимость". Также законодатели внесли уточнения в гл.24 "Единый социальный налог" и 25 "Налог на прибыль организаций". Эти поправки касаются компенсаций работникам Крайнего Севера.

Причиной таких изменений в законодательстве стала новая политика правительства, основное содержание которой - пересмотр льгот. Положение "северников", работающих в бюджетных организациях, не изменится. А вот коммерческие фирмы теперь будут чувствовать себя свободнее. Согласно поправкам в Трудовой кодекс и Закон о компенсациях работникам Крайнего Севера и приравненных местностях (от 19.02.1993 N 4520-1), со следующего года организации могут установить конкретный порядок по таким льготам, как:

- компенсация стоимости проезда к месту отдыха и обратно;

- возмещение расходов, связанных с переездом работника на Крайний Север.

Коммерческие фирмы в трудовых договорах со своими сотрудниками сами определят, как, когда и сколько они готовы платить. При этом Закон не запрещает им умолчать о льготах вообще.

Эти поправки потребовали от законодателей внести уточнения в Налоговый кодекс. Во-первых, расходами на оплату труда считаются именно фактические затраты на проезд "северников" и их иждивенцев к месту отпуска и обратно (ст.255 НК РФ в новой редакции). Во-вторых, чтобы потраченные на проезд отпускника суммы не облагались ЕСН, нужно прямо предусмотреть такую компенсацию в трудовом договоре (п.3 ст.131 Закона N 122-ФЗ).

Предположим, что вы индивидуальный предприниматель и работаете в северных регионах России. Вправе ли вы отнести стоимость своего проезда к месту отпуска и обратно на свои расходы?

Несмотря на всю привлекательность такой операции, осуществить ее нельзя. Дело в том, что Закон N 4520-1 как в старой, так и в новой редакции предусматривает гарантии исключительно для работников. Это значит, что госслужащие имеют в виду трудовые, а не предпринимательские отношения. Однако, если предприниматель работает директором северной фирмы по трудовому договору, все льготы на него будут распространяться. Ведь размер, условия и порядок компенсации проезда устанавливает сама организация.

Другая группа налоговых поправок касается территорий с льготным режимом. Чиновники внесли изменения в Закон от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Товары, ввозимые в этот регион, не освобождаются от акцизов и НДС (ст.73 Закона N 122-ФЗ). Такая льгота в Законе N 13-ФЗ была изначально, однако ее действие "думцы" неоднократно приостанавливали. И вот теперь решили полностью отменить.

Работодатели, внимание!

Изменения претерпел ряд трудовых законов. Некоторые поправки прямо касаются организаций.

Во-первых, госслужащие окончательно утвердили свою позицию о гарантированной зарплате. Изменения они внесли и в Трудовой кодекс, и в Закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Зарплата сотрудника не может быть меньше прожиточного минимума, который законодатели устанавливают одновременно на всей территории страны. А обеспечивать это правило организации небюджетной сферы должны за счет собственных средств (п.5 ст.138 Закона N 122-ФЗ).

Во-вторых, с 1 января 2005 г. фирмы вправе возмещать командировочные расходы своим сотрудникам в меньшем размере, чем установленные Правительством РФ для бюджетных организаций нормы (п.8 ст.138 Закона N 122-ФЗ). Логика такого решения законодателей понятна. Частник сам должен решать свои проблемы с командированными. Однако вряд ли фирмы поспешат воспользоваться новыми возможностями. На практике многие организации вынуждены компенсировать расходы своим сотрудникам даже в увеличенном размере.

В-третьих, законодатели внесли изменения в ст.186 Трудового кодекса. Для людей, готовых сдать кровь, организация должна предоставить дополнительный день отдыха и сохранить за ними заработную плату как во время сдачи крови, так и во время отдыха. Раньше этот порядок распространялся только для доноров, действующих бесплатно. Теперь правила ст.186 Трудового кодекса РФ существуют и для возмездной сдачи крови (п.10 ст.138 Закона N 122-ФЗ).

В-четвертых, госслужащие изменили нормы главного закона "чернобыльцев" (Закон от 15.05.1991 N 1244-1). Тех, кто имеет право улучшить свои жилищные условия и успел встать на учет до 2005 г., государство жильем обеспечит. А вот после 1 января будущего года для них действует общий порядок, предусмотренный жилищным законодательством, без всяких исключений. И в проекте Жилищного кодекса льгот для них не нашлось.

Учтите, что с 2005 г. пособие по временной нетрудоспособности для "чернобыльцев" не может превышать размера, установленного Фондом социального страхования для всех остальных работников. Такое правило ввел п.8 ст.3 Закона N 122-ФЗ. Однако для организаций, где работают ликвидаторы аварии на ЧАЭС, это положение не ново. Ведь именно так бухгалтеры этих фирм рассчитывают пособие по нетрудоспособности в 2004 г. К этому их обязывает ст.4 Закона "О бюджете Фонда социального страхования" от 08.12.2004 N 166-ФЗ.

В-пятых, с нового года надбавки за вахтовый метод будет устанавливать сам работодатель (ст.302 ТК РФ в новой редакции).

И наконец, последнее, на что вам стоит обратить внимание, это поправки в Закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". И в 2005 г. при расчете пособия по беременности и родам нужно учитывать заработок за 12 месяцев.

Регистрация бизнеса

Совершенно новый порядок регистрации фирмам пока не грозит. Однако некоторые изменения в Закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" госслужащие уже внесли. Причем все поправки актуальны уже с 2005 г. Основная суть изменений в следующем.

Указ Президента РФ о системе и структуре органов исполнительной власти от 09.03.2004 N 314 помимо прочего предусмотрел создание Федеральной регистрационной службы. С будущего года она заработает в полную силу. Согласно новой редакции Закона N 122-ФЗ, госрегистрация полностью сосредоточена в руках новой службы и ее территориальных подразделений. Нынешние отделения юстиции Росрегистрация преобразует как организационно, так и структурно (п.2 ст.154 нового Закона).

По-прежнему регистрация будет проходить на местах. Однако, если сделка связана с переходом прав на предприятие, ситуация может измениться. Дело в особом статусе предприятия как имущественного комплекса. В него могут входить различные вещи, права и даже задолженность. В целом же предприятие считается недвижимостью (ст.132 ГК РФ). При этом продавать или покупать можно как его часть, так и весь комплекс. Сейчас ст.22 Закона о регистрации предусматривает такой порядок:

- права на землю и иное имущество, входящее в состав предприятия, фирмы регистрируют по местонахождению недвижимости;

- если организация совершает сделку в отношении всего предприятия в целом, она обращается в то учреждение юстиции, которое находится по месту регистрации покупателя;

- когда сделка обременяет права на предприятие (например, если фирма заключила договоры аренды или ипотеки), регистрировать ее нужно по местонахождению правообладателя (например, арендодателя).

С 1 января 2005 г. правила изменятся. Регистрировать свои права на недвижимость вы должны будете только там, где она находится. Если же предприятие располагается на территориях, подведомственных нескольким регистраторам, - порядок меняется. Все полномочия переходят в центр - Росрегистрацию (ст.ст.9 и 22 Закона в новой редакции).

Самое главное для фирм то, что не претерпел изменений перечень необходимых регистрационных документов. И пусть вас не смутит, что теперь закон говорит не о плате за регистрацию, а о государственной пошлине.

Дело в том, что по действующим правилам плату устанавливают региональные власти. Правительство определяет только ее максимальные размеры (Постановление от 26.02.1998 N 248). Теперь эти полномочия окажутся в руках центра. Размеры пошлины установят федеральные законодатели. Однако до того, как они примут соответствующее решение, по-прежнему будет взиматься плата (п.23 ст.93 Закона N 122-ФЗ).

Ушел навсегда...

Новый Закон предусматривает довольно большой перечень документов, утративших силу. В частности, неприятный сюрприз ждет предпринимателей и малые фирмы. С 1 января 2005 г. недействительны некоторые нормы Закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

Не будет действовать абз.2 п.1 ст.9 Закона. Он закрепляет права коммерсантов, если после регистрации малого предприятия налоговое законодательство изменилось (причем новые условия являются для них менее благоприятными). Тогда в течение четырех лет с момента госрегистрации для ПБОЮЛ или организации действует привычный порядок. Нужно отметить, что это одна из немногих действующих льгот для малых предприятий. Многие предприниматели и фирмы с ее помощью смогли защититься от быстрой смены законов и отстоять свои права (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.2004 N 14875/03).

Также утратила силу ст.10 Закона о поддержке малых предприятий. Напомним, что она разрешала представителям малого бизнеса применять ускоренную амортизацию. В то же время это правило фактически не действовало с 1 января 2002 г., когда вступила в силу гл.25 Налогового кодекса (Письмо Минфина России от 15.10.2002 N 04-02-06/1/130). Поэтому законодатели не более чем утвердили известный факт.

Подписано в печать

02.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Женщина находится в отпуске по уходу за ребенком, которому меньше 1,5 года, при этом работает на условиях неполного рабочего дня. Полагается ли ей отпуск за это отработанное время? ("Экономико-правовой бюллетень", 2004, N 11) >
Статья: Комментарий к Письму МНС России от 27 сентября 2004 г. N 02-5-11/162 ("Консультант", 2004, N 22)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.