|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ ("Консультант", 2004, N 22)
"Консультант", N 22, 2004
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 22 АВГУСТА 2004 Г. N 122-ФЗ
Мы заканчиваем публиковать документ, который называют "законом о замене льгот деньгами". Закон вносит поправки во многие нормативные акты, среди которых Трудовой и Налоговый кодексы, законы о поддержке малого бизнеса и т.д.
Опубликованный документ изменил более чем 250 действующих нормативных актов. Многие из них были приняты уже достаточно давно и безнадежно устарели. Однако пока законодатели их не отменили, формально они продолжали действовать. Другие нормативные акты "думцы" своевременно не подкорректировали, и теперь они частично не соответствуют реалиям. Все эти недостатки госслужащие решили исправить разом, приняв Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Однако основная цель нового документа - отразить те монументальные реформы, которые затеяло российское правительство. Это, во-первых, замена натуральных льгот денежными компенсациями. И во-вторых, реформа федеральных отношений и местного самоуправления, суть которой - разграничить полномочия между регионами и центром. Попутно законодатели внесли и другие изменения. В частности, поправлены Налоговый и Трудовой кодексы, Законы "О недрах", "О минимальном размере оплаты труда", "О защите прав потребителей", "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и т.д. Не все поправки затронут интересы фирм. Поэтому мы публикуем только извлечения из нового документа. В комментарии мы рассмотрим подробнее те изменения, которые отразятся на положении организаций и индивидуальных предпринимателей.
Налоговые уточнения
С 1 января 2005 г. начнут действовать поправки сразу в трех главах Налогового кодекса. Это, прежде всего, гл.21 "Налог на добавленную стоимость". Также законодатели внесли уточнения в гл.24 "Единый социальный налог" и 25 "Налог на прибыль организаций". Эти поправки касаются компенсаций работникам Крайнего Севера. Причиной таких изменений в законодательстве стала новая политика правительства, основное содержание которой - пересмотр льгот. Положение "северников", работающих в бюджетных организациях, не изменится. А вот коммерческие фирмы теперь будут чувствовать себя свободнее. Согласно поправкам в Трудовой кодекс и Закон о компенсациях работникам Крайнего Севера и приравненных местностях (от 19.02.1993 N 4520-1), со следующего года организации могут установить конкретный порядок по таким льготам, как: - компенсация стоимости проезда к месту отдыха и обратно; - возмещение расходов, связанных с переездом работника на Крайний Север. Коммерческие фирмы в трудовых договорах со своими сотрудниками сами определят, как, когда и сколько они готовы платить. При этом Закон не запрещает им умолчать о льготах вообще. Эти поправки потребовали от законодателей внести уточнения в Налоговый кодекс. Во-первых, расходами на оплату труда считаются именно фактические затраты на проезд "северников" и их иждивенцев к месту отпуска и обратно (ст.255 НК РФ в новой редакции). Во-вторых, чтобы потраченные на проезд отпускника суммы не облагались ЕСН, нужно прямо предусмотреть такую компенсацию в трудовом договоре (п.3 ст.131 Закона N 122-ФЗ). Предположим, что вы индивидуальный предприниматель и работаете в северных регионах России. Вправе ли вы отнести стоимость своего проезда к месту отпуска и обратно на свои расходы? Несмотря на всю привлекательность такой операции, осуществить ее нельзя. Дело в том, что Закон N 4520-1 как в старой, так и в новой редакции предусматривает гарантии исключительно для работников. Это значит, что госслужащие имеют в виду трудовые, а не предпринимательские отношения. Однако, если предприниматель работает директором северной фирмы по трудовому договору, все льготы на него будут распространяться. Ведь размер, условия и порядок компенсации проезда устанавливает сама организация. Другая группа налоговых поправок касается территорий с льготным режимом. Чиновники внесли изменения в Закон от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Товары, ввозимые в этот регион, не освобождаются от акцизов и НДС (ст.73 Закона N 122-ФЗ). Такая льгота в Законе N 13-ФЗ была изначально, однако ее действие "думцы" неоднократно приостанавливали. И вот теперь решили полностью отменить.
Работодатели, внимание!
Изменения претерпел ряд трудовых законов. Некоторые поправки прямо касаются организаций. Во-первых, госслужащие окончательно утвердили свою позицию о гарантированной зарплате. Изменения они внесли и в Трудовой кодекс, и в Закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Зарплата сотрудника не может быть меньше прожиточного минимума, который законодатели устанавливают одновременно на всей территории страны. А обеспечивать это правило организации небюджетной сферы должны за счет собственных средств (п.5 ст.138 Закона N 122-ФЗ). Во-вторых, с 1 января 2005 г. фирмы вправе возмещать командировочные расходы своим сотрудникам в меньшем размере, чем установленные Правительством РФ для бюджетных организаций нормы (п.8 ст.138 Закона N 122-ФЗ). Логика такого решения законодателей понятна. Частник сам должен решать свои проблемы с командированными. Однако вряд ли фирмы поспешат воспользоваться новыми возможностями. На практике многие организации вынуждены компенсировать расходы своим сотрудникам даже в увеличенном размере. В-третьих, законодатели внесли изменения в ст.186 Трудового кодекса. Для людей, готовых сдать кровь, организация должна предоставить дополнительный день отдыха и сохранить за ними заработную плату как во время сдачи крови, так и во время отдыха. Раньше этот порядок распространялся только для доноров, действующих бесплатно. Теперь правила ст.186 Трудового кодекса РФ существуют и для возмездной сдачи крови (п.10 ст.138 Закона N 122-ФЗ). В-четвертых, госслужащие изменили нормы главного закона "чернобыльцев" (Закон от 15.05.1991 N 1244-1). Тех, кто имеет право улучшить свои жилищные условия и успел встать на учет до 2005 г., государство жильем обеспечит. А вот после 1 января будущего года для них действует общий порядок, предусмотренный жилищным законодательством, без всяких исключений. И в проекте Жилищного кодекса льгот для них не нашлось. Учтите, что с 2005 г. пособие по временной нетрудоспособности для "чернобыльцев" не может превышать размера, установленного Фондом социального страхования для всех остальных работников. Такое правило ввел п.8 ст.3 Закона N 122-ФЗ. Однако для организаций, где работают ликвидаторы аварии на ЧАЭС, это положение не ново. Ведь именно так бухгалтеры этих фирм рассчитывают пособие по нетрудоспособности в 2004 г. К этому их обязывает ст.4 Закона "О бюджете Фонда социального страхования" от 08.12.2004 N 166-ФЗ. В-пятых, с нового года надбавки за вахтовый метод будет устанавливать сам работодатель (ст.302 ТК РФ в новой редакции). И наконец, последнее, на что вам стоит обратить внимание, это поправки в Закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". И в 2005 г. при расчете пособия по беременности и родам нужно учитывать заработок за 12 месяцев.
Регистрация бизнеса
Совершенно новый порядок регистрации фирмам пока не грозит. Однако некоторые изменения в Закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" госслужащие уже внесли. Причем все поправки актуальны уже с 2005 г. Основная суть изменений в следующем. Указ Президента РФ о системе и структуре органов исполнительной власти от 09.03.2004 N 314 помимо прочего предусмотрел создание Федеральной регистрационной службы. С будущего года она заработает в полную силу. Согласно новой редакции Закона N 122-ФЗ, госрегистрация полностью сосредоточена в руках новой службы и ее территориальных подразделений. Нынешние отделения юстиции Росрегистрация преобразует как организационно, так и структурно (п.2 ст.154 нового Закона). По-прежнему регистрация будет проходить на местах. Однако, если сделка связана с переходом прав на предприятие, ситуация может измениться. Дело в особом статусе предприятия как имущественного комплекса. В него могут входить различные вещи, права и даже задолженность. В целом же предприятие считается недвижимостью (ст.132 ГК РФ). При этом продавать или покупать можно как его часть, так и весь комплекс. Сейчас ст.22 Закона о регистрации предусматривает такой порядок: - права на землю и иное имущество, входящее в состав предприятия, фирмы регистрируют по местонахождению недвижимости; - если организация совершает сделку в отношении всего предприятия в целом, она обращается в то учреждение юстиции, которое находится по месту регистрации покупателя; - когда сделка обременяет права на предприятие (например, если фирма заключила договоры аренды или ипотеки), регистрировать ее нужно по местонахождению правообладателя (например, арендодателя). С 1 января 2005 г. правила изменятся. Регистрировать свои права на недвижимость вы должны будете только там, где она находится. Если же предприятие располагается на территориях, подведомственных нескольким регистраторам, - порядок меняется. Все полномочия переходят в центр - Росрегистрацию (ст.ст.9 и 22 Закона в новой редакции). Самое главное для фирм то, что не претерпел изменений перечень необходимых регистрационных документов. И пусть вас не смутит, что теперь закон говорит не о плате за регистрацию, а о государственной пошлине. Дело в том, что по действующим правилам плату устанавливают региональные власти. Правительство определяет только ее максимальные размеры (Постановление от 26.02.1998 N 248). Теперь эти полномочия окажутся в руках центра. Размеры пошлины установят федеральные законодатели. Однако до того, как они примут соответствующее решение, по-прежнему будет взиматься плата (п.23 ст.93 Закона N 122-ФЗ).
Ушел навсегда...
Новый Закон предусматривает довольно большой перечень документов, утративших силу. В частности, неприятный сюрприз ждет предпринимателей и малые фирмы. С 1 января 2005 г. недействительны некоторые нормы Закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Не будет действовать абз.2 п.1 ст.9 Закона. Он закрепляет права коммерсантов, если после регистрации малого предприятия налоговое законодательство изменилось (причем новые условия являются для них менее благоприятными). Тогда в течение четырех лет с момента госрегистрации для ПБОЮЛ или организации действует привычный порядок. Нужно отметить, что это одна из немногих действующих льгот для малых предприятий. Многие предприниматели и фирмы с ее помощью смогли защититься от быстрой смены законов и отстоять свои права (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.2004 N 14875/03). Также утратила силу ст.10 Закона о поддержке малых предприятий. Напомним, что она разрешала представителям малого бизнеса применять ускоренную амортизацию. В то же время это правило фактически не действовало с 1 января 2002 г., когда вступила в силу гл.25 Налогового кодекса (Письмо Минфина России от 15.10.2002 N 04-02-06/1/130). Поэтому законодатели не более чем утвердили известный факт.
Подписано в печать 02.11.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |