![]() |
| ![]() |
|
Статья: Особенности правового положения кредитных организаций банковского типа (коммерческих банков) в налоговой системе Российской Федерации ("Налоги и налогообложение", 2004, N 11)
"Налоги и налогообложение", N 11, 2004
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ БАНКОВСКОГО ТИПА (КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ) В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В любой налоговой системе банки всегда занимают особое положение. Во взаимоотношениях с налоговыми органами банки выступают в трех ипостасях: - во-первых, непосредственно как самостоятельные налогоплательщики; - во-вторых, в качестве посредника между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации, граждане) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет; - в третьих, как налоговые агенты (в части исчисления, удержания налогов из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет). Необходимо отметить, что в ст.9 НК РФ банки не выделены в отдельную категорию участников налоговых правоотношений. Тем не менее тема взаимоотношений банков и налоговых органов всегда актуальна и затрагивает интересы не только банков, но и их клиентов - налогоплательщиков. Поддержание баланса между мерами по соблюдению банковской тайны и контролем государства за банковскими операциями налогоплательщиков зависит от выполнения в установленном порядке требований действующего законодательства. Прежде всего это касается открытия и ведения счетов клиентов банка.
Действующим законодательством не установлены прямые юридические ограничения количества расчетных (текущих) счетов, открываемых юридическими лицами в коммерческих банках. Однако счета должны быть доступны (прозрачны) для контроля налоговыми органами. С этой целью разработаны правила регистрации в налоговых органах счетов, открываемых налогоплательщиками в коммерческих банках. Кроме того, коммерческие банки и налоговые органы периодически осуществляют взаимосверку зарегистрированных банковских счетов. Современный порядок взаимодействия налогоплательщиков, коммерческих банков, налоговых органов при открытии банковских счетов, а также форма и содержание свидетельства о постановке на налоговый учет установлены Налоговым кодексом РФ (НК РФ). Под термином "счет" согласно п.2 ст.11 НК РФ понимаются расчетный (текущий) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета (гл.45 Гражданского кодекса РФ), на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства налогоплательщиков. ЦБ считает, что открытие временных расчетных счетов, на которые зачисляется 50% уставного капитала вновь создаваемых юридических лиц, подлежит регистрации в налоговых органах. Однако при открытии такого счета организации как налогоплательщика не существует, так как в соответствии с ч.2 ст.51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщик - это лицо, на которое в соответствии с законодательными органами возложена обязанность уплачивать налоги. Но обязанности налогоплательщика возникают только при наличии субъекта обложения. Таким образом, при открытии временного расчетного счета представления свидетельства де-юре не требуется. В случае запроса налоговыми органами информации по счетам налогоплательщика банки обязаны представлять сведения о наличии счетов предприятий в пятидневный срок. Одним из существенных вопросов, имеющих отношение как к деятельности банков, так и к интересам их клиентов, является получение налоговыми органами информации о налогоплательщиках в банках. Налоговые органы нуждаются в информации для проверки правильности налоговых расчетов и своевременности платежей налогов в бюджет и внебюджетные фонды, осуществляемых налогоплательщиками. Согласно п.1 ст.31 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" налоговые органы имеют право требовать документы, служащие для проверки правильности исчисления и своевременности перечисления налоговых платежей. На основании п.2 ст.86 НК РФ коммерческие банки обязаны предоставлять налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, установленном законодательством <*>. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит установленному закону. В то же время справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут по закону предоставляться кредитной организацией им самим, арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, налоговым органам, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в производстве. ————————————————————————————————<*> Указанное положение не противоречит наличию такого понятия, как "коммерческая тайна". Прежде всего, положения налогового законодательства в настоящее время учтены в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности". В ст.26 Закона определено понятие "банковская тайна". Так, кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.
С другой стороны, налоговые органы несут установленную законом ответственность за разглашение полученной информации (ст.102 "Налоговая тайна" в НК РФ). Кроме того, установлена дисциплинарная ответственность работников налоговых органов за разглашение служебной информации. Однако на практике очень трудно установить наличие причинной связи между незаконными действиями налоговых органов и возникшими у банка убытками (упущенной выгодой). В этих условиях очень важно четко соблюдать порядок предоставления информации. Банк отвечает лишь на письменные мотивированные запросы налоговых инспекций, подписанные начальником (заместителем начальника) налоговой инспекции. В подтверждение подлинности подписей на запросе должна быть проставлена круглая печать. Обязанность по предоставлению информации касается финансово-хозяйственных операций юридических лиц и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Кроме бухгалтерского баланса и форм налоговых расчетов, налоговые органы могут потребовать предоставления так называемых "иных сведений" о финансово-хозяйственной деятельности клиента. В понятие "иные сведения" включаются сведения: - о наличии и движении средств (дебетовых и кредитовых оборотах) на расчетном (текущем), ссудном, валютном и других счетах с указанием юридических лиц - отправителей и получателей; - о кредитах, их погашении и процентах по кредитам; - о движении наличных средств и лимите кассовой наличности, в том числе результаты проверок выполнения субъектами правил ведения кассовых операций; - выписки из лицевых счетов клиентов. В настоящее время информация об операциях организаций и граждан-предпринимателей, сообщаемая по мотивированным заключениям налоговых органов, не имеет прямого временного ограничения (раньше предоставлялись данные за истекший финансовый год). Сведения об операциях организаций и граждан-предпринимателей, являющихся клиентами банка, по мотивированным запросам налоговых органов в соответствии с требованиями Налогового кодекса банки обязаны предоставлять в течение 5 дней после получения запроса. Никаких возмещений расходов банка по предоставлению данных налоговым органам не предусмотрено. Однако поскольку предоставление данных - это обязанность банков по закону, то содержание работника (зарплата и др. расходы) для этих целей относится к банковской деятельности и относится на расходы, учитываемые при налогообложении. Таким образом, хотя в качестве специфических самостоятельных участников налоговых отношений банки и кредитные учреждения прямо не выделены, однако Налоговый кодекс РФ в отдельных статьях устанавливает статус, права и обязанности коммерческих банков, что фактически определяет их важнейшую роль в отечественной налоговой системе.
Е.В.Крупнодерова Аспирантка Сургутского государственного университета Подписано в печать 01.11.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |