Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Особенности правового положения кредитных организаций банковского типа (коммерческих банков) в налоговой системе Российской Федерации ("Налоги и налогообложение", 2004, N 11)



"Налоги и налогообложение", N 11, 2004

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ

КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ БАНКОВСКОГО ТИПА

(КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ)

В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В любой налоговой системе банки всегда занимают особое положение. Во взаимоотношениях с налоговыми органами банки выступают в трех ипостасях:

- во-первых, непосредственно как самостоятельные налогоплательщики;

- во-вторых, в качестве посредника между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации, граждане) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет;

- в третьих, как налоговые агенты (в части исчисления, удержания налогов из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет).

Необходимо отметить, что в ст.9 НК РФ банки не выделены в отдельную категорию участников налоговых правоотношений. Тем не менее тема взаимоотношений банков и налоговых органов всегда актуальна и затрагивает интересы не только банков, но и их клиентов - налогоплательщиков. Поддержание баланса между мерами по соблюдению банковской тайны и контролем государства за банковскими операциями налогоплательщиков зависит от выполнения в установленном порядке требований действующего законодательства. Прежде всего это касается открытия и ведения счетов клиентов банка.

Действующим законодательством не установлены прямые юридические ограничения количества расчетных (текущих) счетов, открываемых юридическими лицами в коммерческих банках. Однако счета должны быть доступны (прозрачны) для контроля налоговыми органами. С этой целью разработаны правила регистрации в налоговых органах счетов, открываемых налогоплательщиками в коммерческих банках. Кроме того, коммерческие банки и налоговые органы периодически осуществляют взаимосверку зарегистрированных банковских счетов.

Современный порядок взаимодействия налогоплательщиков, коммерческих банков, налоговых органов при открытии банковских счетов, а также форма и содержание свидетельства о постановке на налоговый учет установлены Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

Под термином "счет" согласно п.2 ст.11 НК РФ понимаются расчетный (текущий) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета (гл.45 Гражданского кодекса РФ), на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства налогоплательщиков.

ЦБ считает, что открытие временных расчетных счетов, на которые зачисляется 50% уставного капитала вновь создаваемых юридических лиц, подлежит регистрации в налоговых органах. Однако при открытии такого счета организации как налогоплательщика не существует, так как в соответствии с ч.2 ст.51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщик - это лицо, на которое в соответствии с законодательными органами возложена обязанность уплачивать налоги. Но обязанности налогоплательщика возникают только при наличии субъекта обложения. Таким образом, при открытии временного расчетного счета представления свидетельства де-юре не требуется.

В случае запроса налоговыми органами информации по счетам налогоплательщика банки обязаны представлять сведения о наличии счетов предприятий в пятидневный срок.

Одним из существенных вопросов, имеющих отношение как к деятельности банков, так и к интересам их клиентов, является получение налоговыми органами информации о налогоплательщиках в банках. Налоговые органы нуждаются в информации для проверки правильности налоговых расчетов и своевременности платежей налогов в бюджет и внебюджетные фонды, осуществляемых налогоплательщиками. Согласно п.1 ст.31 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" налоговые органы имеют право требовать документы, служащие для проверки правильности исчисления и своевременности перечисления налоговых платежей. На основании п.2 ст.86 НК РФ коммерческие банки обязаны предоставлять налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, установленном законодательством <*>. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит установленному закону. В то же время справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут по закону предоставляться кредитной организацией им самим, арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, налоговым органам, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в производстве.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Указанное положение не противоречит наличию такого понятия, как "коммерческая тайна". Прежде всего, положения налогового законодательства в настоящее время учтены в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности". В ст.26 Закона определено понятие "банковская тайна". Так, кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

С другой стороны, налоговые органы несут установленную законом ответственность за разглашение полученной информации (ст.102 "Налоговая тайна" в НК РФ). Кроме того, установлена дисциплинарная ответственность работников налоговых органов за разглашение служебной информации. Однако на практике очень трудно установить наличие причинной связи между незаконными действиями налоговых органов и возникшими у банка убытками (упущенной выгодой). В этих условиях очень важно четко соблюдать порядок предоставления информации. Банк отвечает лишь на письменные мотивированные запросы налоговых инспекций, подписанные начальником (заместителем начальника) налоговой инспекции. В подтверждение подлинности подписей на запросе должна быть проставлена круглая печать.

Обязанность по предоставлению информации касается финансово-хозяйственных операций юридических лиц и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Кроме бухгалтерского баланса и форм налоговых расчетов, налоговые органы могут потребовать предоставления так называемых "иных сведений" о финансово-хозяйственной деятельности клиента. В понятие "иные сведения" включаются сведения:

- о наличии и движении средств (дебетовых и кредитовых оборотах) на расчетном (текущем), ссудном, валютном и других счетах с указанием юридических лиц - отправителей и получателей;

- о кредитах, их погашении и процентах по кредитам;

- о движении наличных средств и лимите кассовой наличности, в том числе результаты проверок выполнения субъектами правил ведения кассовых операций;

- выписки из лицевых счетов клиентов.

В настоящее время информация об операциях организаций и граждан-предпринимателей, сообщаемая по мотивированным заключениям налоговых органов, не имеет прямого временного ограничения (раньше предоставлялись данные за истекший финансовый год). Сведения об операциях организаций и граждан-предпринимателей, являющихся клиентами банка, по мотивированным запросам налоговых органов в соответствии с требованиями Налогового кодекса банки обязаны предоставлять в течение 5 дней после получения запроса. Никаких возмещений расходов банка по предоставлению данных налоговым органам не предусмотрено. Однако поскольку предоставление данных - это обязанность банков по закону, то содержание работника (зарплата и др. расходы) для этих целей относится к банковской деятельности и относится на расходы, учитываемые при налогообложении.

Таким образом, хотя в качестве специфических самостоятельных участников налоговых отношений банки и кредитные учреждения прямо не выделены, однако Налоговый кодекс РФ в отдельных статьях устанавливает статус, права и обязанности коммерческих банков, что фактически определяет их важнейшую роль в отечественной налоговой системе.

Е.В.Крупнодерова

Аспирантка

Сургутского государственного

университета

Подписано в печать

01.11.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Согласно договору займа между двумя юридическими лицами проценты за пользование займом начисляются и уплачиваются по окончании срока договора. Я являюсь заимодавцем, проценты являются моим внереализационным доходом. Когда мне необходимо учитывать внереализационный доход при методе начисления: каждый отчетный период или по истечении срока договора займа? ("Налоги и налогообложение", 2004, N 11) >
Статья: Использование возможностей офшорных схем в налоговом планировании ("Налоги и налогообложение", 2004, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.