|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Письму МНС России от 14.09.2004 N 33-0-14/578 "О применении ККТ игорным бизнесом"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 21)
"Нормативные акты для бухгалтера", N 21, 2004
<КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ МНС РОССИИ ОТ 14.09.2004 N 33-0-14/578 "О ПРИМЕНЕНИИ ККТ ИГОРНЫМ БИЗНЕСОМ">
Отсутствие определенности в применении кассовых аппаратов волнует игорные заведения уже давно. Этот вопрос до сих пор полностью не разрешен. Поэтому он стал настолько запутанным, что ответить на него однозначно не в состоянии уже ни сотрудники налоговых инспекций, ни судебные инстанции. В этом комментарии мы рассмотрим аргументы, которые приводят противостоящие стороны.
Эта загадочная касса...
Напомним, что до вступления в силу с 1 января 2004 г. гл.29 "Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса действовал Федеральный закон от 31.07.1998 N 142-ФЗ. В нем так же, как и в Кодексе, указано, что игорная деятельность не связана с реализацией (ст.2 Закона N 142-ФЗ, ст.364 НК РФ). Вместе с тем в п.1 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" говорится, что ККМ нужно применять при расчетах наличными в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Другими словами, когда реализация имеет место. Из этих нормативных актов, казалось бы, следует вывод, что ККМ игорным заведениям применять не нужно. Но на практике все оказалось иначе. Некоторые инспекции "на местах" все же требовали от игорных организаций использовать ККМ и налагали штрафы за их отсутствие. Главным аргументом налоговиков был Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. В его последней редакции (ОК 029-2001, утвержден Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, введен с 01.01.2003) "деятельности по организации азартных игр" соответствует код 92.71. Инспектора же ссылались на более ранний ОКВЭД ОК 004-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17), в котором "услугам игорного бизнеса прочим" присвоен код 9249529. На основании данных Классификатора налоговики считали, что игорные заведения оказывают услуги, а значит, их деятельность подпадает под Закон о применении ККМ. При этом чиновники уточняли, что определение игорного бизнеса, не относящее его к услугам, распространяется только на налоговую сферу и поэтому неприменимо к административным отношениям. К которым, по мнению инспекторов, принадлежит обязанность использовать кассовую технику.
Многие организации были не согласны с такой трактовкой законодательства и обращались в суды. Некоторые судьи признали выводы инспекций верными (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.05.2003 N Ф08-1690/2003-641А, ФАС Северо-Западного округа от 20.06.2001 N А52/646/2001/2). В то время как ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 17.01.2002 N А33-8587/01-С3а-Ф02-3398/01-С1 принял сторону организации и отказал инспекции во взыскании штрафов за неприменение кассовой техники. Разумеется, налоговое ведомство не осталось в стороне и с самого начала включилось в противостояние игорных организаций, инспекций и судебных инстанций. Особенно активны в разъяснении своих взглядов на этот спорный вопрос были налоговики Московского региона. Так, в Письмах УМНС России по г. Москве от 30.08.2002 N 29-12/40210, от 26.03.2003 N 29-12/16452, от 11.06.2003 N 29-12/31022 чиновники утверждали, что в игорном бизнесе ККМ применять не нужно. Подмосковные коллеги согласились с их мнением (Письмо УМНС России по Московской области от 30.01.2004 N 07-36/16/Б663). А вот Письмо УМНС России по г. Москве от 29.11.2001 N 30-12/55148 противоположно по содержанию. В нем налоговики указали на необходимость применять ККМ в залах игровых автоматов. При этом они ссылаются на п.2.8.2 Положения о порядке содержания зала (точки) игровых автоматов на территории г. Москвы (утв. Распоряжением мэра Москвы от 24.04.1998 N 409-РМ). Однако со временем чиновники пересмотрели свою точку зрения. В Письме УМНС России по г. Москве от 26.03.2003 N 29-12/16452 они заметили, что Распоряжение, согласно Письму правительства Москвы от 19.03.2003 N 4-30-3785/3, действует в части, не противоречащей законодательству. Поэтому даже московским игорным организациям нет надобности применять ККМ. Благодаря большому количеству писем инспекции наконец вняли разъяснениям налогового ведомства. И перестали требовать от игорных заведений применять ККМ. Более того, если игорная организация пожелает зарегистрировать аппарат, то, скорее всего, получит категорический отказ. Например, такая ситуация имела место в некоторых московских инспекциях в текущем году. Но ведь игорное заведение может вести и другие виды деятельности - при расчетах наличными, по которым применение ККМ обязательно. Для разрешения этого противоречия МНС и выпустило опубликованное Письмо.
"Спасательный круг" из МНС
Первая половина опубликованного документа по своему содержанию практически повторяет другие аналогичные письма налоговиков на эту тему. Так же, как и раньше, чиновники начали свои рассуждения со ссылок на определение игорного бизнеса. Оно содержится в ст.364 Налогового кодекса. Там указано, что такая предпринимательская деятельность не является реализацией товаров (работ, услуг). Поэтому, по мнению налоговиков, данная деятельность не подпадает под действие Закона о применении ККМ от 22.05.2003 N 54-ФЗ и кассовые аппараты использовать не нужно. Однако Письмо отличается от предыдущих тем, что налоговики обратили внимание и на возможность осуществления игорными предприятиями других видов деятельности, которые уже будут подпадать под действие Закона N 54-ФЗ. Поэтому при продаже, например, продуктов питания необходимо применять ККМ в общеустановленном порядке. При этом чиновники напоминают о необходимости ведения раздельного учета в целях налогообложения по игорному бизнесу и другим видам деятельности, которые осуществляет заведение. Благодаря Письму налоговые инспекции получили указание "сверху", что игорные заведения все-таки могут применять ККМ и регистрировать их нужно. Но только по деятельности, не связанной с игорной (например, продаже еды или напитков).
И.А.Зимин Аудитор Подписано в печать 29.10.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |