|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: Каким нормативным документом должен руководствоваться бухгалтер при списании горюче-смазочных материалов в 2004 г.? ("Аудит и налогообложение", 2004, N 11)
"Аудит и налогообложение", N 11, 2004
Вопрос: Каким нормативным документом должен руководствоваться бухгалтер при списании горюче-смазочных материалов в 2004 г.?
Ответ: В настоящее время бухгалтерские нормативные документы не устанавливают предельных норм расходов на горюче-смазочные материалы (ГСМ), которые можно списывать на затраты. В бухгалтерском учете в расходы включается сумма всех фактических затрат организации (п.6 ПБУ 10/99). Стоимость израсходованных ГСМ исключением не является и учитывается в составе расходов на основании первичных документов (путевой лист и др.). Налоговый кодекс РФ также не содержит положений, нормирующих расход ГСМ для целей исчисления налога на прибыль. Требование ст.252 НК РФ о том, что все расходы организации должны быть обоснованы и документально подтверждены, обязывает организацию разработать и утвердить нормы расхода ГСМ. При разработке этих норм организация может исходить из Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных Минтрансом России от 29.04.2003 (Руководящий документ N Р3112194-0366-03 согласован с руководителем Департамента материально-технического и социального обеспечения МНС России и применяется с 1 июля 2003 г.). Можно предположить, что теперь инспекции МНС России в регионах при проведении проверок в организациях при определении размера расходов на содержание автотранспорта в целях исчисления налога на прибыль будут настаивать на применении вышеуказанных норм. Вероятнее всего, свою аргументацию МНС будет обосновывать положениями ст.252 НК РФ, согласно которой под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты. А экономически оправданными расходами на ГСМ для МНС будут именно те, которые установлены Минтрансом России в качестве базовых норм. При определении обоснованности требований МНС по обязательному применению норм расхода ГСМ следует иметь в виду, что ни гл.25 НК РФ в целом, ни ст.264 НК РФ не предусмотрено включение в расходы на содержание служебного транспорта затрат на основе каких-либо обязательных норм или нормативов. Обратимся также к Приказу Минтранса России от 12.07.2001 N 116 "Об утверждении Положения о порядке подготовки нормативных правовых актов Министерства транспорта Российской Федерации и направлении их на государственную регистрацию". В п.4 этого Приказа указано, что нормативные правовые акты издаются Минтрансом только в виде приказов, а издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Отметим, что Нормы расхода горюче-смазочных материалов, утвержденные Минтрансом, не являются приказом и не проходили регистрацию в Минюсте России в качестве нормативного правового акта, обязательного для применения организациями на всей территории России. В свою очередь в п.20 этого Приказа предусмотрено, что не представляются на государственную регистрацию акты рекомендательного характера.
Учитывая все эти обстоятельства, можно сказать, что, несмотря на название "Руководящий документ", а также на то, что он имеет согласование с МНС России, базовые Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте не являются нормативным правовым актом, а носят только рекомендательный характер. Но вероятность того, что налоговые органы все же будут ориентироваться при проверках на эти нормативы, достаточно высока. Таким образом, организация может разработать обоснованные нормы расхода топлива, отличные от утвержденных Минтрансом России, и принимать согласно этим нормам расходы на ГСМ для целей налогообложения прибыли. Порядок расчета норм расхода ГСМ является элементом учетной политики организации. Нормы разрабатываются техническими службами самой организации, например на основании технической документации, актов контрольных замеров расхода топлива на километры пробега и др.
Специалисты Horwath МКПЦН Подписано в печать 29.10.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |