Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: НДФЛ в 2005 году ("Аудит и налогообложение", 2004, N 11)



"Аудит и налогообложение", N 11, 2004

НДФЛ В 2005 ГОДУ

Федеральным законом N 112-ФЗ от 20.08.2004 (далее - Закон N 112-ФЗ) внесены серьезные изменения в гл.23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ. Эти изменения вступают в действие с начала 2005 г.

Начнем с изменений, внесенных в пп.1 п.1 ст.220 "Имущественные налоговые вычеты". В этом подпункте речь идет об имущественных налоговых вычетах при продаже жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, а также иного имущества. Что касается жилых домов, квартир, то законодатель дополнил этот список приватизированными жилыми помещениями. Действовавшая редакция не давала четкого ответа: можно ли использовать данные вычеты к приватизированным жилым помещениям?

Пожалуй, самое существенное: ранее вычет не предоставлялся, если жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики, земельные участки находились в собственности налогоплательщика менее пяти лет.

С 2005 г. вычет не предоставляется при нахождении указанного выше имущества у налогоплательщика менее трех лет. Иными словами, вычет предоставляется в случае владения данным имуществом в течение трех и более лет.

В вышеуказанном подпункте была оговорка, что вместо использования права на получение вычета налогоплательщик может уменьшить сумму доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

В новой редакции появилось уточнение, что данный порядок получения вычета распространяется и при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации.

Не изменился размер вычетов: при продаже жилых домов, квартир, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков он составляет 1 млн руб.; при продаже иного имущества - 125 000 руб.

Значительные изменения произошли в порядке получения вычета при новом строительстве либо приобретении жилого дома или квартиры. Сам размер имущественного налогового вычета, установленный с 2003 г. в размере 1 млн руб., не изменился.

Позиция налоговых служб в этих ситуациях была достаточно жесткой: только расходы по приобретению подлежат вычету, никакие иные расходы для имущественного налогового вычета не принимаются.

С 2005 г. Закон N 112-ФЗ разрешил включать в расходы на новое строительство либо приобретение жилого дома:

- расходы на разработку проектно-сметной документации;

- расходы на приобретение жилого дома, в том числе не оконченного строительством;

- расходы, связанные с работами или услугами по строительству (достройке дома, не оконченного строительством) и отделке;

- расходы на подключение к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализации или создание автономных источников электро-, водо-, газоснабжения и канализации.

В фактические расходы на приобретение квартиры могут включаться:

- расходы на приобретение квартиры или прав на квартиру в строящемся доме;

- расходы на приобретение отделочных материалов;

- расходы на работы, связанные с отделкой квартиры.

Принятие к вычету расходов на достройку и отделку приобретенного дома или отделку приобретенной квартиры возможно в том случае, если в договоре, на основании которого осуществлено такое приобретение, указано приобретение не завершенного строительством жилого дома или квартиры (прав на квартиру) без отделки или доли (долей) в них.

Поскольку при сложившихся ценах на жилье сумма в 1 млн руб. позволяет приобрести квартиру площадью максимум в 40 - 50 кв. м, не говоря уж о приобретении жилого дома, то бюджет практически не потеряет от добавления данных статей расходов.

Новым положением является то, что можно получить вычет при приобретении квартиры или прав на квартиру в строящемся доме.

До 2005 г. налоговые службы не предоставляли возможности получения вычета, ссылаясь на то, что в действующей до конца 2004 г. редакции гл.23 НК РФ к числу обязательных относились документы, подтверждающие право собственности на жилой дом или квартиру.

Согласно новой редакции данной главы для получения вычета при приобретении прав на квартиру в строящемся доме можно предоставить соответствующий договор. Таким образом, урегулирована ситуация, когда человек платил деньги заранее, еще на стадии проектирования, а льготу получал через много лет в момент получения документа о праве собственности. Осталось без изменений требование об обязательном предоставлении документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств по произведенным расходам.

Новым, а если точнее хорошо забытым старым, является появившаяся с 2005 г. возможность получения вычета по налогу на доходы физических лиц непосредственно на предприятии в случае приобретения жилья (квартиры). Дело в том, что период между приобретением квартиры и получением вычета мог составлять год, а то и полтора, если квартира приобреталась в начале года. Кроме того, в период с января по апрель налоговые инспекции осаждали буквально толпы налогоплательщиков, желающих получить вычет.

С 2005 г. порядок действий налогоплательщика, желающего получить вычет при приобретении жилья, может быть следующим. Налогоплательщик в любое время года обращается в налоговый орган с соответствующими документами на приобретение жилого дома (квартиры). Налоговый орган в течение 30 календарных дней со дня подачи письменного заявления налогоплательщиком подтверждает его право на налоговый вычет по соответствующей форме. С этой формой налогоплательщик обращается для получения налогового вычета к одному из налоговых агентов по своему выбору. Налоговый агент (организация) предоставляет имущественный налоговый вычет.

Такая ситуация имеет свои плюсы и минусы.

К плюсам следует отнести то, что не надо ждать до начала следующего года, чтобы сдать декларацию в налоговый орган и, соответственно, затем получить налоговый вычет.

Минус же в том, что вычет предоставляется только у одного налогового агента. В результате таким способом получения вычета может воспользоваться только налогоплательщик, который работает в одной организации. Если же он работает по совместительству, то для него более эффективен вариант сдачи декларации в налоговый орган и получения там налогового вычета в соответствии с п.2 ст.220 НК РФ.

Не оговорил законодатель порядок получения вычета в случае, если налогоплательщик в период получения вычета меняет место работы. Поскольку налоговый вычет используется, как правило, в течение нескольких лет, то достаточно реальным выглядит вариант смены работы. На мой взгляд, этот порядок может быть таким:

- организация, предоставлявшая вычет, выдает налогоплательщику оригинал формы налоговой службы о предоставлении вычета, справку о сумме фактически предоставленного вычета, оставляя у себя копию формы налогового органа;

- новая организация на основе предъявленных налогоплательщиком документов выдает оставшуюся сумму налогового вычета.

Дальнейшее решение этой проблемы будет зависеть от позиции Минфина России.

Очевидно, что данный порядок будет применяться только по договорам строительства или приобретения жилого дома (квартиры), датированным 2005 г.

Кроме вычета в размере 1 млн руб. налогоплательщик может включить вычет в размере сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам, кредитам. Если до 2005 г. можно было для получения вычета пользоваться только ипотечным кредитом, полученным в банках РФ, то с 2005 г. эта ситуация изменится. Целевой заем (кредит) можно будет получить как от кредитных, так и от иных организаций. В случае целевого использования проценты по таким кредитам (займам) принимаются также к вычету.

Тесно связанной с проблемой вычета являются изменения, внесенные в ст.224 "Налоговые ставки".

До 2005 г. налогом на доходы физических лиц облагались по ставке 35% суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения суммы процентов, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

Это положение остается и в 2005 г., за исключением доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций РФ и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств.

Пример. Для приобретения квартиры в начале 2005 г. работником в организации взят беспроцентный заем в размере 200 000 руб. сроком на два года. Заем был использован на приобретение квартиры стоимостью 600 000 руб. В связи с тем что в новой редакции ст.224 НК РФ не упоминается о возможности предоставления такого вычета организацией, выдавшей заем, вычет предоставляется налоговыми органами. В соответствии с п.2 ст.212 определение налоговой базы осуществляется не реже чем один раз в год. Организация, выдавшая заем, сообщает в налоговый орган о материальной выгоде, полученной в результате экономии на процентах за использование займа. Налогоплательщик предоставляет в налоговый орган документы о фактических расходах на приобретение квартиры. Если документы подтверждают это, то доходы в виде материальной выгоды в этой ситуации возникают в размере 13% от суммы материальной выгоды. Если ставка рефинансирования в 2005 г. не изменится и составит 13%, то три четверти ее будут равны 9,75%.

Налоговая база соответственно составит:

200 000 руб. х 9,75% = 19,500 руб.

Налог с этой суммы будет равен:

19,500 руб. х 13% = 2535 руб., или 1,3% в год от суммы займа.

Очевидно, Минфин России определит свою позицию по ситуации, когда заем взят в организации на несколько лет в 2004 г., а квартира приобретена в 2005 г. и позднее.

Расширятся льготы инвалидам. Так, с 2005 г. не подлежат налогообложению суммы, уплаченные общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов, а также суммы материальной помощи (в пределах 2000 руб.), оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов (Федеральный закон от 20.08.2004 N 103-ФЗ).

С 2005 г. значительно возрастает ставка в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, - с 6 до 9%. Данные изменения введены в действие Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ. Это объясняется тем, что зачастую под видом дивидендов выплачивалась зарплата и премии, что позволяло экономить на налогах.

Определение дивидендов дано в п.1 ст.43 НК РФ: "Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения...".

Прибыль может распределяться на дивиденды как раз в год, так и ежеквартально (по решению учредителей). В Законе N 95-ФЗ не говорится, к дивидендам какого периода будет применяться ставка в размере 9%. Очевидно, что Минфин займет такую позицию: дивиденды, выплачиваемые в 2005 г., должны облагаться по ставке 9%. В результате может сложиться ситуация, когда дивиденды, выплачиваемые из прибыли за 9 месяцев 2004 г., будут облагаться по ставке 6%, а дивиденды по итогам того же 2004 г. - по ставке 9%. Более логичным, на мой взгляд, был бы порядок, при котором дивиденды за 2004 г. облагались бы по одинаковой ставке, но решение зависит от Минфина России.

Следует обратить внимание на изменения, внесенные Федеральным законом от 20.08.2004 N 109-ФЗ. Прямо эти изменения не касаются налога на доходы физических лиц, но, безусловно, позволят упорядочить операции на первичном и вторичном рынке жилья. Изменения сводятся к тому, что с 2005 г. не будут облагаться НДС операции по реализации земельных участков, жилых домов, жилых помещений, а также долей в них, передаче доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир.

Эти изменения позволят все операции на первичном и вторичном рынках жилья не облагать НДС. У застройщиков отпадет необходимость в применении схем с использованием различного рода договоров гражданско-правового характера, которые сейчас широко используются с целью избежать уплаты НДС при передаче построенного жилья от застройщика гражданам, несмотря на то что согласно ст.146 НК РФ объектом обложения НДС признается передача имущественных прав. Необходимо иметь в виду, что данная льгота по НДС не распространяется на деятельность строительных организаций по строительству жилья.

Ю.Донин

К. э. н.,

налоговый консультант

Подписано в печать

29.10.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Новое в валютном регулировании ("Аудит и налогообложение", 2004, N 11) >
Статья: Налоговые нарушения страховых организаций ("Аудит и налогообложение", 2004, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.