|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Что ждет налогоплательщика? ("ЭЖ-Юрист", 2004, N 43)
"ЭЖ-Юрист", N 43, 2004
ЧТО ЖДЕТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА?
Административная реформа федеральных органов исполнительной власти, начало которой было положено Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ N 314), породила множество вопросов, прежде всего касающихся правового статуса и полномочий ключевых органов государственной власти. Одним из таких органов стало Министерство РФ по налогам и сборам (далее - МНС).
В соответствии с абз.2 п.15 Указа N 314 МНС было преобразовано в Федеральную налоговую службу (далее - ФНС) с передачей функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, а также по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах Министерству финансов РФ, в ведении которого и находится Служба. При этом положения данного Указа, касающиеся МНС, должны были вступить в силу только после соответствующих федеральных законов. Таким законом стал Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (далее - Закон). Закон вступил в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 1 июля 2004 г., за исключением отдельных положений, которыми были внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ). Последние вступили в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона - со 2 августа 2004 г. С обозначенной даты МНС следует считать преобразованным в ФНС. Далее Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2004 N 1024-р в подчинение ФНС были переведены территориальные органы МНС - управления по субъектам РФ, межрегиональные инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня МНС и территориальные органы ФСФО России. Итоговым документом стало Положение о ФНС, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, которым Федеральная служба и ее территориальные органы были признаны правопреемниками МНС.
В настоящее время ФНС представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов (п.1 Положения о ФНС). Важно отметить, что ФНС является также правопреемником ФСФО России по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов РФ в процедурах банкротства. При этом ФНС и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему органов (п.4 Положения о ФНС) и относятся к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (пп.3 ч.1 ст.9 НК РФ). При кажущейся очевидности административного реформирования многие вопросы требуют отдельного внимания. Отметим наиболее значимые. Преобразование любого органа государственной власти представляет правовой интерес с двух точек зрения - частноправовой и административно-публично-правовой. С частноправовой точки зрения преобразование МНС интересно прежде всего в аспекте процессуального правопреемства в судебном процессе (см. ст.48 АПК РФ, ст.44 ГПК РФ). Гораздо более значимым нам представляется публично-правовое правопреемство. Во-первых, названным выше Законом были внесены изменения в ст.2 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", согласно которым единую централизованную систему налоговых органов составляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Данная формулировка немного расходится с формулировкой пп.3 ч.1 ст.9 НК РФ, где в качестве налогового органа назван, помимо его территориальных органов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Несмотря на имеющиеся различия, речь и в том, и в другом случае идет именно о ФНС. Само название Федеральной службы в НК РФ упоминать не стали, по-видимому, на случай возможных переименований или реорганизаций в будущем. В результате реформы ФНС получила ранее принадлежавшие МНС функции по контролю и надзору: за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Кроме того, на ФНС возложены функции по осуществлению возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов; проверке деятельности юридических и физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности. Именно ФНС вправе применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства РФ. Во-вторых, в соответствии с новой редакцией ст.4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Иными словами, ФНС не является правопреемником МНС в части принятия нормативных правовых актов в установленной сфере. Федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, теперь является Министерство финансов РФ (п.1 Положения о Министерстве финансов РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329). Тем не менее в случаях, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, ФНС вправе осуществлять нормотворческую деятельность (см. п.7 Положения о ФНС). До момента принятия Положения о ФНС не вполне ясным для налогоплательщиков оставался вопрос о порядке ведения разъяснительной работы. Как указывалось выше, Указом N 314 Минфину России были переданы функции МНС по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах. Однако наряду с этим действует и п.5.6 Положения о ФНС, которым на Федеральную службу возложена обязанность бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также обязанность по представлению форм налоговой отчетности и разъяснению порядка их заполнения. Таким образом, налогоплательщик может смело обращаться в территориальные органы ФНС за необходимыми ему разъяснениями, не прибегая к непосредственному обращению в Минфин. Представляется, что на министерство возложена функция по разъяснению законодательства о налогах и сборах исключительно на федеральном уровне. Функции же по принятию нормативно-правовых актов переданы Минфину России. Отныне именно этот орган будет принимать новые инструкции, утверждать формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, порядок их заполнения и т.п. В заключение отметим один интересный момент. 10 августа 2004 г., после вступления в силу положений Указа N 314 МНС издало Приказ N САЭ-3-27/468 "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками" за подписью и.о. министра РФ по налогам и сборам А.Э. Сердюкова. При этом Распоряжением Правительства РФ от 27.07.2004 N 999-р "О руководителе Федеральной налоговой службы" А.Э. Сердюков был назначен на должность руководителя ФНС и освобожден от ранее занимаемой должности. Открытым остается вопрос: на каком основании МНС (уже преобразованное в ФНС), а не Минфин России (Положение о котором уже существовало на тот момент) приняло указанный правовой акт?
Д.Пристансков Адвокат Адвокатское бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Подписано в печать 28.10.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |