Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Что ждет налогоплательщика? ("ЭЖ-Юрист", 2004, N 43)



"ЭЖ-Юрист", N 43, 2004

ЧТО ЖДЕТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА?

Административная реформа федеральных органов исполнительной власти, начало которой было положено Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ N 314), породила множество вопросов, прежде всего касающихся правового статуса и полномочий ключевых органов государственной власти. Одним из таких органов стало Министерство РФ по налогам и сборам (далее - МНС).

В соответствии с абз.2 п.15 Указа N 314 МНС было преобразовано в Федеральную налоговую службу (далее - ФНС) с передачей функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, а также по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах Министерству финансов РФ, в ведении которого и находится Служба. При этом положения данного Указа, касающиеся МНС, должны были вступить в силу только после соответствующих федеральных законов.

Таким законом стал Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (далее - Закон).

Закон вступил в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 1 июля 2004 г., за исключением отдельных положений, которыми были внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ). Последние вступили в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона - со 2 августа 2004 г.

С обозначенной даты МНС следует считать преобразованным в ФНС.

Далее Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2004 N 1024-р в подчинение ФНС были переведены территориальные органы МНС - управления по субъектам РФ, межрегиональные инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня МНС и территориальные органы ФСФО России.

Итоговым документом стало Положение о ФНС, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, которым Федеральная служба и ее территориальные органы были признаны правопреемниками МНС.

В настоящее время ФНС представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов (п.1 Положения о ФНС).

Важно отметить, что ФНС является также правопреемником ФСФО России по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов РФ в процедурах банкротства. При этом ФНС и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему органов (п.4 Положения о ФНС) и относятся к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (пп.3 ч.1 ст.9 НК РФ).

При кажущейся очевидности административного реформирования многие вопросы требуют отдельного внимания. Отметим наиболее значимые.

Преобразование любого органа государственной власти представляет правовой интерес с двух точек зрения - частноправовой и административно-публично-правовой.

С частноправовой точки зрения преобразование МНС интересно прежде всего в аспекте процессуального правопреемства в судебном процессе (см. ст.48 АПК РФ, ст.44 ГПК РФ). Гораздо более значимым нам представляется публично-правовое правопреемство.

Во-первых, названным выше Законом были внесены изменения в ст.2 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", согласно которым единую централизованную систему налоговых органов составляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Данная формулировка немного расходится с формулировкой пп.3 ч.1 ст.9 НК РФ, где в качестве налогового органа назван, помимо его территориальных органов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Несмотря на имеющиеся различия, речь и в том, и в другом случае идет именно о ФНС. Само название Федеральной службы в НК РФ упоминать не стали, по-видимому, на случай возможных переименований или реорганизаций в будущем.

В результате реформы ФНС получила ранее принадлежавшие МНС функции по контролю и надзору: за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, на ФНС возложены функции по осуществлению возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов; проверке деятельности юридических и физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.

Именно ФНС вправе применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства РФ.

Во-вторых, в соответствии с новой редакцией ст.4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Иными словами, ФНС не является правопреемником МНС в части принятия нормативных правовых актов в установленной сфере.

Федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, теперь является Министерство финансов РФ (п.1 Положения о Министерстве финансов РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329). Тем не менее в случаях, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, ФНС вправе осуществлять нормотворческую деятельность (см. п.7 Положения о ФНС).

До момента принятия Положения о ФНС не вполне ясным для налогоплательщиков оставался вопрос о порядке ведения разъяснительной работы. Как указывалось выше, Указом N 314 Минфину России были переданы функции МНС по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах. Однако наряду с этим действует и п.5.6 Положения о ФНС, которым на Федеральную службу возложена обязанность бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также обязанность по представлению форм налоговой отчетности и разъяснению порядка их заполнения.

Таким образом, налогоплательщик может смело обращаться в территориальные органы ФНС за необходимыми ему разъяснениями, не прибегая к непосредственному обращению в Минфин. Представляется, что на министерство возложена функция по разъяснению законодательства о налогах и сборах исключительно на федеральном уровне.

Функции же по принятию нормативно-правовых актов переданы Минфину России. Отныне именно этот орган будет принимать новые инструкции, утверждать формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, порядок их заполнения и т.п.

В заключение отметим один интересный момент. 10 августа 2004 г., после вступления в силу положений Указа N 314 МНС издало Приказ N САЭ-3-27/468 "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками" за подписью и.о. министра РФ по налогам и сборам А.Э. Сердюкова. При этом Распоряжением Правительства РФ от 27.07.2004 N 999-р "О руководителе Федеральной налоговой службы" А.Э. Сердюков был назначен на должность руководителя ФНС и освобожден от ранее занимаемой должности. Открытым остается вопрос: на каком основании МНС (уже преобразованное в ФНС), а не Минфин России (Положение о котором уже существовало на тот момент) приняло указанный правовой акт?

Д.Пристансков

Адвокат

Адвокатское бюро "Егоров, Пугинский,

Афанасьев и партнеры"

Подписано в печать

28.10.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Ежегодно работодатель заключает со всеми сотрудниками срочные трудовые договоры. Я в связи с беременностью вынуждена вскоре уйти в декретный отпуск. Правомерно ли работодатель заявил, что уволит меня до этого момента и срок моего трудового договора истекает в начале отпуска по беременности и родам, поэтому ему не придется производить какие-либо выплаты? ("ЭЖ-Юрист", 2004, N 43) >
Статья: <Коротко о важном от 28.10.2004> ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 44)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.