|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Письменные разъяснения чиновников: инструкция по применению ("Главбух", 2004, N 21)
"Главбух", N 21, 2004
ПИСЬМЕННЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ ЧИНОВНИКОВ: ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
За последние годы бухгалтеры привыкли сверять свои действия с официальными разъяснениями МНС России. Но теперь ситуация изменилась: МНС России преобразовано в Федеральную налоговую службу, которая вошла в состав Минфина России. Структура ФНС утверждена Приказом от 14 октября 2004 г. N САЭ-3-151/1. Но еще летом в Налоговом кодексе РФ появилась норма, позволяющая требовать разъяснений по налогам от Минфина России. В то же время остались нормы, обязывающие давать такие разъяснения и налоговиков. Поэтому 30 сентября Правительство РФ утвердило Положение о ФНС, где прописаны обязанности новой службы, в том числе и по разъяснению законодательства. К кому же теперь обращаться с вопросами по налогам и сборам? Чьи разъяснения имеют большую силу? И наконец, помогут ли письма чиновников избежать ответственности? Ответы вы найдете в нашем материале.
К кому обращаться за разъяснениями по налогам
Процедура преобразования МНС в ФНС затянулась и окончательно завершилась совсем недавно, когда Правительство РФ Постановлением от 30 сентября 2004 г. N 506 утвердило Положение о ФНС. Но еще раньше - 2 августа 2004 г. - вступили в силу изменения в часть первую Налогового кодекса РФ, которые внесены Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ. В обновленной редакции Кодекса среди прочего прописаны такие обязанности властных структур: - Минфин России уполномочен давать письменные разъяснения по применению налогового законодательства (п.1 ст.34.2 Налогового кодекса РФ);
- органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления уполномочены письменно разъяснять соответственно региональные и местные налоговые законы (п.2 ст.34.2 Налогового кодекса РФ); - налоговые органы обязаны устно или письменно информировать предприятия об их правах и обязанностях, о действующих налогах и сборах, налоговом законодательстве, порядке расчета и уплаты налогов, полномочиях налоговых органов, а также о порядке заполнения форм налоговой отчетности (пп.4 п.1 ст.32 Налогового кодекса РФ). А право налогоплательщиков требовать от чиновников информации и разъяснений закреплено в пп.1 и 2 п.1 ст.21 Налогового кодекса РФ. Итак, получается, что Минфин России теперь должен "разъяснять", а налоговики "информировать". В чем разница? На наш взгляд, в том, что финансисты могут трактовать законодательство и делать выводы, которые прямо не прописаны в Налоговом кодексе РФ, но из него следуют. Налоговики же вправе лишь пересказывать законодательные нормы, не добавляя ничего от себя. Так, если вам нужен перечень действующих льгот по налогу на имущество или НДС, то его можно потребовать в инспекции. Если же возникает сложный вопрос, не имеющий однозначного решения, за разъяснениями стоит обратиться в Минфин России. Наши выводы следуют из буквального прочтения ст.ст.21 и 32 Налогового кодекса РФ. Однако Минфин России недавно высказал несколько иное мнение по этому вопросу. В финансовом ведомстве считают, что налоговики все же должны не только информировать налогоплательщиков, но и давать им пояснения по поводу налогообложения в "конкретных хозяйственных ситуациях". Эта точка зрения содержится в Письме Минфина России от 21 сентября 2004 г. N 03-02-07/39. По сути, такой подход означает, что налоговики, как и прежде, могут разъяснять любую налоговую проблему. Другое дело, что Минфин России рекомендует обращаться с конкретными вопросами не в ФНС, а в налоговую инспекцию, в которой зарегистрирован налогоплательщик. То же самое сказано и в п.4.1.2 нового Регламента организации работы с налогоплательщиками, который утвержден Приказом МНС России от 10 августа 2004 г. N САЭ-3-27/468@ (далее - Регламент). Однако корреспонденту журнала "Главбух" в Минфине России сообщили, что в принципе за разъяснениями можно обращаться не только в инспекцию, но и в региональные управления Федеральной налоговой службы или непосредственно в ее центральный аппарат в г. Москве. Но одновременно предупредили, что приоритет в трактовке налогового законодательства имеет Минфин России. Поэтому если возникнут противоречия в разъяснениях финансового ведомства и ФНС, то придерживаться надо точки зрения Минфина России (см. "Мнение специалиста").
Примечание. Мнение специалиста
Иванеев Александр Игоревич, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
- То, что ст.34.2 Налогового кодекса РФ теперь уполномочила Минфин выпускать письменные разъяснения по налоговым вопросам, вовсе не означает, что этого не может делать Федеральная налоговая служба. Налоговое ведомство по-прежнему вправе выпускать письма, касающиеся исчисления и уплаты налогов. Причем эти документы могут предназначаться не только для нижестоящих подразделений налоговой службы, но и для налогоплательщиков. И ст.111 Налогового кодекса РФ действует, как и прежде: если организация получила разъяснения в налоговой инспекции, в региональном управлении налоговой службы или в ФНС, работала в соответствии с этими разъяснениями, то штраф на нее не может быть наложен. Это, кстати, следует и из Письма Минфина России от 21 сентября 2004 г. N 03-02-07/39. Единственный нюанс: если в документах, выпущенных Минфином и ФНС России по одному и тому же вопросу, есть некие несоответствия или разночтения, то руководствоваться надо разъяснениями Минфина.
Как составить запрос
Налоговики могут отвечать на вопросы устно и письменно. Разумеется, лучше задать вопрос в письменной форме. Тогда и ответ вы получите на бумаге. Этот документ вам может пригодиться, если возникнет конфликт с проверяющими вашу фирму инспекторами (о пользе письменных разъяснений мы подробно расскажем ниже).
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Общество с ограниченной ответственностью "Полюс" | | | | 603005, г. Нижний Новгород, ул. Варварская, д.12 | | тел./факс: (8312) 357 500, e—mail: s@polus.ru | | | | Исх. N 120 В Департамент | | налоговой и таможенно—тарифной политики | | от 21 октября 2004 г. Министерства финансов РФ | | | | ООО "Полюс" просит разъяснить следующий вопрос. | | | | Наше предприятие силами собственных специалистов разработало web—сайт. | |Можем ли мы единовременно списать затраты на разработку сайта на расходы, | |уменьшающие налогооблагаемый доход, или же должны учесть сайт в составе | |нематериальных активов? | | | |Генеральный директор ООО "Полюс" Ю.А.Куприянов | | | L————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— На письме обязательно должна стоять подпись руководителя фирмы или его заместителя. Конечно, запрос может подписать и главный бухгалтер, однако лучше, чтобы это сделал директор вашего предприятия. Дело в том, что именно руководитель является законным представителем предприятия (ст.27 Налогового кодекса РФ). Бухгалтеру же, чтобы выступать от имени организации, нужна доверенность (п.3 ст.29 Налогового кодекса РФ). Ответ из налоговой инспекции должен прийти в течение 30 календарных дней с того момента, как налоговики получат ваш запрос. Такой срок отводится п.4.3.2.3 Регламента. Однако фирмы, у которых с налоговиками налажены так называемые телекоммуникационные каналы связи, в данном случае имеют преимущество. Они могут рассчитывать на ответ в течение 15 календарных дней (п.4.3.2.4 Регламента). Впрочем, налоговики могут посчитать, что ваш вопрос не входит в их компетенцию, и откажут вам в информировании. На отказ им отводится пять дней (п.4.3.2.2 Регламента). В этом случае не останется ничего другого, как отправить письмо с этим же вопросом в ФНС, Минфин России или местным властям. Сроки, в течение которых должны отвечать на запросы Минфин России, ФНС, а также региональные и местные власти, нигде не установлены. Другое дело, что скорее всего чиновники из налоговой службы будут руководствоваться теми сроками, которые они же установили для налоговых инспекций, - 30 или 15 календарных дней.
Помогают ли ответы чиновников избежать налоговой ответственности?
Разумеется, главная ценность письменных разъяснений, которые дают чиновники, в том, что с их помощью бухгалтер может разрешить тот или иной спорный вопрос. Но есть у этих разъяснений еще одно неоспоримое достоинство. Дело в том, что с фирмы, которая нарушила налоговое законодательство, руководствуясь письменными разъяснениями уполномоченных госорганов и компетентных должностных лиц, снимается вся вина. Такая норма прописана в пп.3 п.1 ст.111 Налогового кодекса РФ. Причем ответственности можно избежать даже в том случае, если письмо с разъяснениями было адресовано не вашей фирме, а неопределенному кругу лиц. На это указано в п.35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5.
Чьи письма освобождают от ответственности
Со 2 августа 2004 г. норма, прописанная в ст.111 Налогового кодекса РФ, распространяется на письма, изданные Минфином России, его региональными органами, а также местными властями. Ведь именно они уполномочены давать разъяснения по налоговым вопросам. А избежит ли фирма обвинений в нарушении налогового законодательства, если будет руководствоваться письменными разъяснениями своей налоговой инспекции? В том же Минфине России считают, что да, избежит. В уже упомянутом нами Письме Минфина России от 21 сентября 2004 г. N 03-02-07/39 указано, что налогоплательщик вправе расценивать письма, подписанные руководителем налоговой инспекции или его заместителем, как разъяснения компетентных должностных лиц. Более того, специалисты Минфина России уверены, что с организации будет снята ответственность и в том случае, если она руководствовалась разъяснениями МНС России, изданными в период со 2 августа по 30 сентября 2004 г., ФНС, а также ее региональных управлений. И наконец, бухгалтеры могут смело руководствоваться письмами МНС России, изданными до 2 августа 2004 г. Ведь в то время налоговое министерство было вправе давать разъяснения, а значит, являлось "уполномоченным государственным органом". Разумеется, это касается только тех писем, которые не противоречат действующему налоговому законодательству. И наконец, предприятия могут опираться в судебных разбирательствах на разъяснения, данные до 2 августа 2004 г. Минфином России. Конечно, в то время финансисты не были обязаны разъяснять налоговое законодательство. Однако в судах ссылки на письма Минфина России, как правило, служили веским аргументом в защиту налогоплательщиков. Пример тому - Постановление ФАС Уральского округа от 16 апреля 2001 г. N Ф09-705/01-АК.
Надо ли заплатить недоимку и пени?
Итак, ст.111 Налогового кодекса РФ снимает с фирмы всякую вину, если она действовала, руководствуясь письменными разъяснениями чиновников. Это значит, что в налоговом правонарушении фирму уличить нельзя (ст.106 Налогового кодекса РФ). А раз так, то штрафов в бюджет платить не придется (п.1 ст.114 Налогового кодекса РФ). Но налоговики, обнаружив, что фирма не перечислила в бюджет часть налогов, помимо штрафов доначислят недостающую сумму, а также пени. Избавит ли от необходимости уплачивать эти суммы то, что фирма занизила налог не по своей вине, а следуя ошибочным разъяснениям налоговиков или финансистов? В Налоговом кодексе РФ ответа на этот вопрос нет. Судебная же практика в данном случае довольно противоречива. Так, в ряде случаев суды приходят к выводу, что пп.3 п.1 ст.111 Налогового кодекса РФ освобождает фирму не только от штрафа, но и от доплаты в бюджет налога и пеней. Пример - Постановление ФАС Поволжского округа от 18 марта 2003 г. N А65-16367/2002-СА1-7. Однако, к сожалению, гораздо чаще судьи считают, что в ст.111 Кодекса речь идет исключительно о штрафных санкциях. А от уплаты доначисленных налогов и пеней эта статья не освобождает. В частности, на это указано в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 22 марта 2004 г. N А43-12512/2003-32-583, Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 мая 2004 г. N А33-17432/03-С3-Ф02-1663/04-С1 и в Постановлении Президиума ВАС РФ от 8 июня 2004 г. N 1339/04. Таким образом, фирмы, которые действовали в соответствии с разъяснениями чиновников, полностью застрахованы от штрафных санкций. Вместе с тем не исключено, что придется уплатить в бюджет налог, недоначисленный из-за того, что эти разъяснения противоречили налоговому законодательству. А также пени, начисленные на недоимку.
Л.Д.Воронцов Эксперт журнала "Главбух" Подписано в печать 27.10.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |