|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Решаем проблемы с рекламными расходами ("Главбух", 2004, N 21)
"Главбух", N 21, 2004
РЕШАЕМ ПРОБЛЕМЫ С РЕКЛАМНЫМИ РАСХОДАМИ
Как всегда, проблемы у бухгалтеров возникают потому, что законодательство не слишком четко разъясняет ту или иную норму. Вот и в случае с рекламными расходами, определяя, что именно к ним относится и как они нормируются, приходится полагаться либо на свой здравый смысл, либо на разъяснения налоговиков, по обыкновению, невыгодные. Особенно же легко запутаться из-за того, что проблемы данных расходов связаны сразу с двумя налогами: на рекламу и на прибыль. И хотя с 1 января 2005 г. налог на рекламу будет отменен, чиновники имеют право проверять, как он исчислен, в течение еще трех лет. Ну а налог на прибыль, понятно, никто отменять не собирается, так что со всеми этими проблемами нужно разбираться. Этим мы и займемся, а заодно подскажем, как избавиться от налога на рекламу уже в этом квартале.
Связь налога на прибыль и налога на рекламу
Эта связь заключается в том, что те суммы, которые при расчете налога на прибыль признаются рекламными расходами, облагаются налогом на рекламу. Идти кружным путем, через налог на прибыль, чтобы определить величину налога на рекламу, бухгалтера заставляет нечетко прописанная норма законодательства. В данном случае мы имеем в виду ст.2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). Там говорится, что реклама - это информация, призванная поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, а также к товарам и идеям с целью их реализации. Такая информация предназначена для неопределенного круга лиц и может распространяться любым способом. Суммы, которые организация тратит на то, чтобы распространять подобные сведения, являются рекламными расходами. Согласитесь, бухгалтеру нужно более конкретное определение. Поэтому и приходится обращаться к Налоговому кодексу РФ, ведь там, в п.4 ст.264, приведен перечень расходов, которые признаются рекламными. Вот и получается, что налог на рекламу следует начислять на те затраты, которые считаются рекламными при налогообложении прибыли.
Однако для налога на прибыль законодатель ввел ограничение. Налогооблагаемый доход фирмы уменьшают все суммы, истраченные на объявления через СМИ и Интернет, наружную рекламу, оформление витрин, участие во всевозможных выставках, издание каталогов и брошюр (абз.2 - 4 п.4 ст.264 Налогового кодекса РФ). Все остальные рекламные расходы берутся в расчет, пока они не превысят норматив, который составляет 1 процент от выручки предприятия. Это сказано в абз.5 п.4 ст.264 Налогового кодекса РФ. Как видите, перечень нормируемых расходов открыт. Как раз в связи с этим и возникают многочисленные споры с налоговиками. Ведь определение рекламы довольно расплывчато, и ответ на вопрос о том, являются ли расходы рекламными, зачастую субъективен. Чиновники, конечно, во всем видят рекламу. Организациям же выгоднее относить расходы к внереализационным или прочим. Ведь они не нормируются и не облагаются налогом на рекламу.
Расходы на рекламу или нет?
На наш взгляд, организациям не стоит ссылаться на неопределенность законодательства. Лучше руководствоваться первичной документацией и назначением расходов. Проиллюстрируем наиболее спорные ситуации.
Затраты на визитные карточки
Эти расходы - извечный повод для споров между фирмами и налоговиками. Тут следует исходить из того, как составлены карточки и для каких целей их раздают. Обычно визитки не содержат информации о ценах на товары и не призывают обратиться именно в эту фирму. Владелец карточек сам определяет, кому их дать. Его цель при этом - напомнить название организации, которую он представляет, сообщить адреса и телефоны. Немаловажную роль играет и должность сотрудника. Например, затраты на печать визиток для менеджера отдела закупок вряд ли можно назвать рекламными расходами. Следовательно, налогом на рекламу они не облагаются и их можно считать прочими расходами (пп.49 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ). Схожие аргументы используют и судьи, когда выносят вердикт в пользу налогоплательщиков. Примерами могут послужить Постановления ФАС Уральского округа от 11 марта 2004 г. N Ф09-827/04-АК, от 26 января 2004 г. N Ф09-4994/03-АК и ФАС Северо-Западного округа от 5 августа 2002 г. N А56-4649/02. Однако иногда визитки изготавливают и в рекламных целях. К примеру, на них печатают сведения о ценовой политике, приводят какие-либо характеристики товара и предложение его приобрести. В таких случаях судьи на стороне налоговых органов - Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 мая 2002 г. N А74-135/02-К2-Ф02-1261/02-С1. Помимо того, что на такие расходы начисляют налог на рекламу, их еще и нормируют при исчислении налога на прибыль.
Если фирма публикует данные о своей деятельности
Организации, работа которых затрагивает неопределенный круг лиц, должны раскрывать информацию о своей финансово-хозяйственной деятельности. Это относится к банкам, фондам, биржам, страховым организациям, а также всем открытым акционерным обществам. Все они обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность. Таково требование ст.16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Затраты на такую публикацию не носят рекламного характера и относятся к прочим расходам (пп.20 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ). Иначе обстоит дело, когда компании публикуют сведения о своей деятельности по собственному желанию. Чаще всего фирмы стремятся обнародовать высокие финансовые показатели, хорошие статистические данные, информацию о полученных сертификатах, наградах. Такие расходы подпадают под норматив налога на прибыль и, конечно, облагаются налогом на рекламу.
Какие рекламные расходы нужно отнести к нормируемым
На первый взгляд, все просто: если у фирмы есть расходы на рекламу, то нормируются те из них, которые не упомянуты в абз.2 - 4 п.4 ст.264 Налогового кодекса РФ. Однако есть случаи, когда возможны разночтения. Рассмотрим несколько типичных примеров. Демонстрация рекламных роликов перед началом сеансов в кинотеатрах. В перечне ненормируемых расходов предусмотрена реклама через средства массовой информации. Но кинотеатры к таковым не относятся. Это следует из Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации". А потому стоимость показа видеороликов перед фильмами относится к нормируемым расходам. Затраты на рекламные буклеты. Законодатель позволил не нормировать только расходы на издание брошюр и каталогов. Расходов на выпуск буклетов, листовок, календарей в перечне нет. Для того чтобы обойти это правило, в договоре можно указать - "расходы на издание брошюр". Подробнее о том, как сэкономить при выпуске буклетов и листовок, мы писали в журнале "Главбух" N 12 за этот год, на странице 74. Правда, проверяющие зачастую настаивают на том, чтобы к первичным документам прилагался и сам буклет. Но Налоговый кодекс РФ этого не предусматривает, поэтому подобные требования необоснованны. Реклама на транспортных средствах. С одной стороны, п.4 ст.264 Налогового кодекса РФ не нормирует расходы на наружную рекламу. Но можно ли рекламу, скажем, на троллейбусе, считать наружной? Налоговый кодекс РФ определения наружной рекламе не дает. Поэтому обратимся непосредственно к Закону о рекламе. В ст.14 этого документа сказано, что наружная реклама распространяется в виде плакатов, стендов, световых табло и "иных технических средств стабильного территориального размещения". Реклама на автомобилях и иных транспортных средствах под это определение не подпадает. Значит, по идее, расходы на нее учитываются в пределах нормы. Впрочем, и тут бухгалтеру прежде всего стоит обратить внимание на первичные документы. Ведь возможно, там нет четкого указания на то, что пленки расклеиваются именно на транспортных средствах. Также можно попробовать договориться о нужной вам формулировке с рекламным агентством.
Расходы на рекламу через амортизацию
В налоговом учете все рекламные расходы признаются в том периоде, к которому они относятся. Это следует из ст.318 Налогового кодекса РФ. Однако это правило не безоговорочно. Исключение касается ситуаций, в которых фирма приобретает дорогостоящие рекламные щиты, табло, в общем, амортизируемое имущество. Напомним, что амортизируемым, согласно ст.256 Налогового кодекса РФ, считается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб. То есть если приобретенный щит может прослужить дольше года, его нужно амортизировать, ежемесячно списывая часть стоимости на рекламные расходы. Усугубляется положение тем, что налог на рекламу придется заплатить сразу со всей стоимости приобретения. Этот вывод сделали судьи ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 11 декабря 2002 г. по делу N А56-12346/02. Аналогичная ситуация и с рекламным видеороликом, если фирма планирует использовать его более 12 месяцев. Дело в том, что ролик является объектом авторского права. Так сказано в ст.ст.4 и 7 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах". Выходит, заказчик приобретает права на результат интеллектуальной деятельности. Поэтому в бухгалтерском и налоговом учете приобретенный ролик надо отразить как нематериальный актив (п.3 ПБУ 14/2000, п.3 ст.257 Налогового кодекса РФ). Следовательно, его стоимость следует погашать посредством амортизации и постепенно включать в рекламные расходы.
Как на квартал раньше избавиться от налога на рекламу
Не так давно депутаты порадовали рекламодателей новостью - отменой налога на рекламу с 1 января 2005 г. Но можно перестать платить его еще раньше. Дело в том, что в бухгалтерском учете факт оплаты не влияет на признание расходов. Фирма начисляет и уплачивает налог на рекламу в том отчетном периоде, в котором была обнародована заказанная информация. Вместе с тем распространение рекламы подтверждается актом оказанных услуг - именно такой позиции придерживаются судьи (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 марта 1999 г. N А56-17776/98). Таким образом, можно попросить рекламщиков выставить акты в следующем году, указав в них, что услуги были оказаны, например, в январе.
В.М.Некрасов Эксперт журнала "Главбух" Подписано в печать 27.10.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |